Вопрос 4. Теория и практика сервиса с учетом национальных, региональных, этических, демографических и природно-климатических особенностей обслуживания.




В отечественной практике сервиса многое связано с характером складывающейся региональной конъюнктуры, конкуренции на разных российских территориях. Связь сервисной деятельности с геоландшафтными, почвенно- климатическими условиями жизнедеятельности опосредуется теми потребностями, которые эти условия порождают в обществе.

Отечественный рынок потребителей сервиса продолжает оставаться массовым и слабо сегментированным по групповым и индивидуальным запросам. Однако он демонстрирует многообразие характеристик в зависимости от объективных факторов, определяющих поведение людей в локальной сфере услуг.

Так, на потребительское поведение влияют:

- ландшафтно-климатические и экологические условия жизни;

- этнонациональные, религиозные и другие культурные традиции;

- территориальное разделение труда и социально-экономические - условия жизни людей;

- социально-стратификационные характеристики населения региона.

Характер расселения населения, сложившийся в территориальных границах, влияет на весь комплекс сервисной деятельности и формирует специфические приемы воздействия. Существуют 2 типа расселения, в соответствии с этим можно выделить 2 типа рынка услуг: компактный и дисперсный.

В условиях компактного рынка сфера деятельности предприятий услуг имеет четкую пространственную ограниченность. Она может осуществляться в пределах городского района, города, поселка или групп поселков. Товарная политика на компактном рынке включает разработку и предоставление услуг стационарными предприятиями и организациями сферы обслуживания, размещенными в рамках данного территориального образования. В ее основе лежит изучение спроса на услуги, характерного для данной территории.

Дисперсный рынок складывается из группы локальных рынков, размещенных на большом расстоянии друг от друга, и поэтому отличается большим разнообразием поведенческих типов. Это затрудняет работу специалистов сервисной деятельности.

На характер и содержание сервисной деятельности влияет не только климат и ландшафт, но и плотность, структура размещения людей на территории. Одним из наиболее важных факторов территориального размещения людей являются городские и сельские поселения. Сегодня сельские поселения (деревни, хутора, поселки и др.) выполняют в хозяйственно-экономической системе разные функции в зависимости от занятий жителей. В целом сельские поселения обладают гораздо меньшими возможностями предоставления и использования услуг современного типа из-за низкой плотности населения, отсутствия хороших путей сообщения, высоких накладных расходов и т.п. Вместе с тем в современных условиях сельские поселения приобретают новые функции сервисного характера. Так, сегодня они нередко привлекают горожан, приезжающих сюда на отдых, своими рекреационными возможностями, производством экологически чистых продуктов, размеренным образом жизни.

Городские поселения всегда были многофункциональными, т.е. одновременно выполняли транспортные, организационно-хозяйственные, административно- политические, социокультурные и другие функции. В XX в. на примере стран Западной Европы были выяснены некоторые закономерности размещения сферы услуг в зависимости от территориально-пространственной иерархии разных типов поселений. Центральное место сосредоточивает на своей территории повышенный объем разных ресурсов, что позволяет ему обеспечивать население центральными товарами (например, мебелью, автомобилями) и центральными услугами (юридическими, медицинскими, образовательными). Территории, которые обслуживаются одним центральным местом, получили название дополняющие районы.

В связи с развитием городской цивилизации значительное влияние на сервисную экономику оказывают демографические факторы, связанные с численным составом и половозрастной структурой населения страны. Речь идет о соотношение мужчин и женщин, разных возрастных групп, об уровне рождаемости и смертности, о перемещениях на территории населения в силу разных причин, включая и социально-экономические.

Например, если в структуре населения конкретной страны стремительно увеличивается процентное соотношение детей и молодежи, то это стимулирует сервисный бизнес к расширению масштабов и повышению качества детского, молодежного и в целом семейного обслуживания, к развитию сети детских и образовательных учреждений. Напротив, старение населения (т.е. увеличение доли пожилых людей) многих развитых стран мира означает, что в сфере услуг все более востребованным оказывается обслуживание нетрудоспособных граждан.

Таким образом, важным является регулирование внутреннего рынка услуг со стороны государства.

Для этого необходимо:

1. Осуществлять обязательную сертификацию и лицензирование сервисных предприятий. Принятие специальных законов и кодексов, регулирующих отдельные отрасли (особенно финансы, здравоохранение или образование). Наличие антимонопольного и антидемпингового законодательства. Создание специальных регулирующих ведомств, имеющих право устанавливать собственные регуляторы деятельности в виде подзаконных актов.

2. Прямое регулирование условий труда и заработной платы.

3. Прямое регулирование номенклатуры и качества предоставляемых услуг и цен.

4. Субсидирование, налоговые льготы. Сократить нецелевое использование субсидируемых услуг, в том числе экспорт субсидируемых услуг.

5. Оптимизация бесплатных услуг, оказываемых бюджетными предприятиями

 


[1] Сервисный продукт складывается из действия таких компонентов, как:

§ труд всех субъектов сервисной деятельности, причастных к генерации данной разновидности услуг (работников конкретного сервисного предприятия и смежных предприятий);

§ функционирование вспомогательных механизмов, технического оборудования, задействованных в создании продукта;

§ используемые в услуге материальные вещества, предметы, товары.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: