Расчет основных размеров трuансформатора начинается с определения по (3.17) диаметра стержня:
(3.17)
Расчет и выбор величин, входящих в (3.17), рекомендуется производить в следующем порядке:
1. Мощность обмоток одного стержня трансформатора, кВ*А, определяется по (3.2)
(3.2)
где S — мощность трансформатора по заданию; с — число активных (несущих обмотки) стержней трансформатора.
Для трехобмоточного трансформатора S — наибольшая из трех мощностей пар обмоток ВН—СН, ВН—НН и СН— НН, для автотрансформатора — расчетная (типовая мощность).
2. Ширина приведенного канала рассеяния трансформатора а р= а 12+ (a 1+ a 2)/3 при определении диаметра стержня еще не известна. Размер а 12 канала между обмотками ВН и НН определяется как изоляционный промежуток и может быть выбран на основании указаний, данных в § 4.5 о выборе главной изоляции трансформатора по испытательному напряжению обмотки ВН (см. табл. 4.5). Для сухих трансформаторов следует пользоваться данными, приведенными в § 4.6 и табл. 4.15. Этот промежуток, выраженный в метрах может быть принят равным a 12= a '12*10-3, где a '12 мм, — промежуток, найденный по табл. 4.5 для масляных или по табл. 4.15 для трансформаторов с естественным воздушным охлаждением.
Суммарный приведенный радиальный размер обмоток ВН и НН (a l+ a 2)/3 при определении диаметра стержня может быть приближенно найден по (3.28) и табл. 3.3 (см. §3.5).
При расчете трехобмоточных трансформаторов по (3.28) в таком же порядке ориентировочно определяется приведенный размер двух внутренних обмоток НН и СН.
Значением (a1+a2)/3, найденным по (3.28), можно пользоваться только при определении основных размеров трансформатора. Во всех последующих расчетах следует пользоваться реальными радиальными размерами обмоток рассчитываемого трансформатора.
|
3. Значение β приближенно равно отношению средней длины витка двух обмоток lв трансформатора к их высоте l и определяет соотношение между шириной и высотой трансформатора. В том случае, когда заданные параметры трансформатора и принятые исходные данные расчета совпадают с условиями, для которых составлена табл. 3.12, выбор β может быть сделан по этой таблице с учетом замечаний, приведенных в § 3.6. Если такого совпадения нет, то рекомендуется выбор оптимального значения β делать на основании предварительного обобщенного расчета по методике, описанной в § 3.5 и 3.6.
При расчете трансформатора с магнитной системой из горячекатаной стали марок 1511—1514 при индукции Вс = 1,4-4-1,45 Тл получить трансформатор с потерями и током холостого хода, отвечающим требованиям современного ГОСТ, невозможно. В случае необходимости применения стали этих марок при расчете нестандартного трансформатора рекомендуется провести предварительный расчет по методике, описанной в § 3.5 и 3.6, и выбрать приемлемый вариант или воспользоваться данными, приведенными в табл. 3.12.
4. Коэффициент приведения идеального поля рассеяния к реальному полю (коэффициент Роговского) при определении основных размеров можно приближенно принять
kp =0,95
5. Частота f подставляется из задания на расчет трансформатора.
6. Реактивная составляющая напряжения короткого замыкания, Up определяется по формуле
В свою очередь напряжение короткого замыкания, Up, определяется из задания, а его активная составляющая, Up, — по формуле
|
где Рк — потери короткого замыкания, Вт; S — полная мощность трансформатора по заданию, кВА.
Для трансформаторов мощностью 10 000 кВA и более, поскольку для них активная составляющая Uа относительно мала, можно принять ир = ик. Для трехобмоточных трансформаторов в (3.17) следует подставлять значение Up=Uк для двух внутренних обмоток (НН и СН).
Для автотрансформаторов в (3.17) следует подставлять расчетное напряжение короткого замыкания Uк,р, определенное в соответствии с указаниями § 3.2.
7. Индукция в стержне Вс выбирается по табл. 2.4 в соответствии с замечаниями, сделанными в § 2.2 и 11.1. В трансформаторах относительно небольшой мощности (S< =25 кВ*А) выбирают обычно пониженную индукцию во избежание получения повышенных значений тока холостого хода. Из этих же соображений не рекомендуется выбирать индукцию выше значений, данных в табл. 2.4. Уменьшение индукции хотя и дает заметное снижение тока и некоторое снижение потерь холостого хода, однако приводит к увеличению массы и стоимости активных материалов — стали и металла обмоток.
8. Коэффициент заполнения активным сечением стали площади круга, описанного около сечения стержня, Кс зависит от выбора числа ступеней в сечении стержня, способа прессовки стержня и размеров охлаждающих каналов, толщины листов стали и вида междулистовой изоляции. Общий коэффициент заполнения Кc равен произведению двух коэффициентов
(3.67)
В свою очередь коэффициенты Ккр и К3 могут быть определены по табл. 2.2, 2.5, 2.6 согласно указаниям, данным в §2.2, 2.3 и 11.2.
После определения и выбора всех значений, входящих в (3.17), по этой формуле рассчитывается диаметр стержня.
|
Если полученный диаметр d не соответствует нормализованной шкале диаметров (см. § 2.3), то следует принять ближайший диаметр по нормализованной шкале dH и определить значение βн, соответствующее нормализованному диаметру. Если значение β выбрано по методике, описанной в § 3.5 и 3,6, то оно пересчитывается по формуле
При выборе β по табл. 3.12 определение производится по формуле
(3.69)
Второй основной размер трансформатора — средний диаметр канала между обмотками d12 — может быть предварительно приближенно определен (см. рис. 3.5) по формуле
d12=d+2aо1+2a1+a12 (3.70)
или d12=ad (§3.5)
При расчете d12 по (3.70) радиальные размеры осевых каналов aо1 между стержнем и обмоткой НН и а12 между обмотками НН и ВН определяются из условий электрической прочности главной изоляции трансформатора по испытательным напряжениям обмоток НН и ВН соответственно по табл. 4.4 и 4.5.
В (3.70) подставляются а12=а'12 *10-2 и a01 = a01 *10-2. Радиальный размер обмотки НН а1 может быть приближенно подсчитан по формуле
(3.71)
где (a1+a2)/3 определяется приближенно по (3.28); коэффициент k1 может быть принят равным 1,1 для трансформаторов мощностью 25—630 кВА с плоской или 1,2 с пространственной навитой магнитной системой; 1,4 для трансформаторов мощностью 1000—6300 кВА класса напряжения 10 кВ и мощностью 1000—80 000 кВА класса напряжения 35 кВ; 1,1 для трансформаторов класса напряжения 110 кВ. Третий основной размер трансформаторов — высота обмотки, см, определяется по формуле
(3.72)
В (3.72) подставляется величина βн, определенная для нормализованного диаметра по (3.68) или (3.69).
После расчета основных размеров трансформатора подсчитывается активное сечение стержня, т. е. чистое сечение стали, см2:.
(3.73)
Электродвижущая сила одного витка, В,
(3.74)
Определение размеров стержня и обмоток, проводимое в начале расчета, является предварительным. Задача предварительного расчета заключается в приближенном определении основных размеров магнитной системы и обмоток
d12, l и в расчете активного сечения стержня Bс и ЭДС одного витка обмотки, что необходимо в дальнейшем для полного расчета обмоток. Сечение стержня ПС в предварительном расчете определяется по коэффициенту заполнения Rc без расчета размеров пакетов и при окончательном расчете магнитной системы может быть скорректировано на 0,5—1 %. Полное сечение стержня Пс может быть также найдено по табл. 8.6 и 8.7, а размеры пакетов стержня и ярма по табл. 8.2—8.5.
В окончательном расчете магнитной системы, проводимом после полного расчета обмоток, проверки и подгонки к заданной норме параметров короткого замыкания, определяют размеры ступеней в сечении стержня и ярма и все остальные размеры магнитной системы, уточняют активные сечения стержня и ярма, а также индукцию, рассчитывают массу стали, потери и ток холостого хода.
В процессе полного расчета обмоток и окончательного расчета магнитной системы размеры и параметры, приближенно найденные в предварительном расчете, могут быть несколько изменены. Поэтому при расчете параметров короткого замыкания и холостого хода и других подсчетах, которые проводятся в конце расчета, после окончательной раскладки обмоток и определения реальных размеров магнитной системы следует пользоваться не предварительно полученными здесь значениями d, d12, l, (a1+a2)/3, a1, Пс и Вс, а размерами и параметрами, найденными для реальных обмоток и магнитной системы.
Вернуться к содержанию