Обработка и интерпретация полученных данных




Формирование выборки и описание этапов исследования

Описание используемых методов и методик

Обработка и интерпретация полученных данных

Заключение

Список литературы

 


Введение

 

В ХХ веке конфликты стали основной причиной гибели огромной массы людей. Две мировые войны, более 200 крупномасштабных войн, локальные войны, репрессии тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, самоубийства унесли в ХХ столетии около 300 млн. человеческих жизней. По мере развития цивилизации, роста культуры и благосостояния людей мир становится все более беспокойным. Понимание этого привело к более реалистическому взгляду на конфликты. Так как нет возможности избежать конфликтов, необходимо научиться с ними работать.

Актуальность этой темы в том, что в современном мире идет активная

перестройка всех сфер жизни общества и большой интерес представляет

проблема социальных конфликтов. Нарастание интереса связано с широким распространением конфликтов в общественной жизни. Конфликты неизбежны в любой социальной структуре, так как они являются необходимым условием общественного развития. Каждый человек стремится добиться поставленной цели, часто не обращая внимания на других, что порождает соперничество и напряженность между людьми. И далее возникает конфликт. Люди должны находить оптимальные способы улаживания своих разногласий, научиться вести переговоры, не нанося поражения друг другу. Чтобы это проходило безболезненно необходимо как можно тщательнее и подробнее изучить проблематику конфликтов.

Целью данной работы является рассмотрение конфликта как социально-психологического процесса, характеризующего определенными стадиями протекания и выполняющего специфические функции в отношении между людьми.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

. ознакомиться с истоками, значением, сигналами, типами, функциями и причинами проблематики конфликтов;

. определить пути разрешения социального конфликта;

. представить план исследовательской части.

Предметом работы является процесс возникновения, протекания и разрешения конфликтов.

Теоретическими основами курсовой работы послужили следующие авторы: Андреев В. И., Василюк Ф. Е., Дойч М., Еникеев М. И., Зайцев А. К., Зинченко В. П., Мещериков Б. Г., Козер Л. А., Корнелиус Х., Фейр Ш., Левин К., Леонов Н. И., Петровская Л. А., Райгородский Д. Я., Рубин Дж., Пруйт Д., Ким Хе Сунг, Цыбульская М. В., Яхонтова Е. С.


I. Общая характеристика понятия социальный конфликт

 

1.1 История конфликта

 

Духовным отцом теории конфликтов считается Гераклит, встречаются ссылки на Сократа и Платона, а так же встречаются ссылки на Гегеля, где исследователи обращаются к его учению о противоречиях и борьбе противоположностей.

Начало современным теориям конфликта положили исследования ряда ученых в начале XX в.: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских - А. Смолла и У. Самнера.

Наиболее известен немецкий философ и социолог Георг Зиммель (1858-1918), который рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущего личности инстинкта агрессивности. Ввел в оборот термин «социальный конфликт». Утверждал, что, можно открыть ряд таких относительно устойчивых форм взаимодействия, которые лежат в основе всего многообразия социальных явлений. Такие формы - это конкуренция, конфликт, договор, авторитет и некоторые другие отношения. Центральной идеей этого учения является положение о конфликте как форме «социализации», т. е. факторе, содействующем сближению и объединению людей. Считал конфликт разрешением напряженности между противоположностями. В ходе взаимной борьбы происходит сличение, сравнение. В итоге возникает идентификация людьми своих особых интересов и осознание ими противоположности интересов - это обусловливает противоборство.

Людвиг Гумплович (1838-1910) поддерживал гипотезу о происхождении человека от множества независимых друг от друга приматов. Родство и различие по крови находят, по его мнению, соответствующее выражение в психике - чувствах взаимного тяготения сородичей и привязанности к «своим» и чувствах нетерпимости и ненависти к «чужакам». Положительные чувства и эмоции обусловливают групповую солидарность, а отрицательные - межгрупповой антагонизм, приводящий к конфликтам. Л. Гумплович изображает историю человечества как историю войн, отмечает их положительную роль в развитии общества.

Австрийский фельдмаршал Густав Ратценгофер (1842-1904) рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического прогресса. Но в отличие от Гумпловича он на первый план ставил не расовые противоречия, а различие в интересах людей. Социальный конфликт, по его мнению, это, прежде всего, столкновение противоречивых человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли людей. Г. Ранценгофер делает попытку доказать абсолютную непримиримость и враждебность человека человеку, что является спецификой самой общественной жизни.

Уильям Самнер (1840- 1910) привычки и обычаи, общественно полезные, нравственные и правовые нормы поведения пытался вывести из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование. Коренной причиной всей человеческой деятельности он считал их стремление к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами.

Американский социолог Албион Вудбери Смолл (1854-1926) рассматривает конфликт как основной и универсальный общественный процесс. Он стремился доказать, что с развитием общества интересы людей все более переплетаются, в результате чего конфликт перерастает в социальное согласие. Асоциальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, должны «сглаживаться», «преодолеваться» путем «социализации». Все эти исследователи привлекли своими работами внимание к проблеме конфликта, описали некоторые его формы. Большинство из них упор делали на расовые и межэтнические конфликты, сведя к ним все остальные. [10]

Адам Смит (1723-1790) впервые сформулировал конфликт как социальное явление в работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776 г). Была высказана мысль, что в основе конфликта лежит деление общества на классы и экономическое соперничество. Это деление и является движущей силой развития общества, выполняющей полезные функции.

Проблема социального конфликта также получила обоснование в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина. Этот факт послужил основанием для западных ученых причислить марксистскую концепцию к числу «конфликтных теорий». В марксизме проблема конфликта получила упрощенное толкование. По сути он сводился к столкновению между антагонистическими классами.

Свое теоретическое обоснование проблема конфликта получила в конце XIX - начале ХХ в. Английский социолог Герберт Спенсер (1820-1903), рассматривая социальный конфликт с позиций социал-дарвинизма, считал его неизбежным явлением в истории общества и стимулом общественного развития. Такой же позиции придерживался немецкий социолог (основоположник понимающей социологии и теории социального действия) Макс Вебер (1864-1920). [14]

 

1.2 Значение терминов «Конфликт» и «социальный конфликт»

социальный конфликт стратегия разрешение

Конфликт (англ. conflict; от лат. conflictus - столкновение) - широкий термин, активно применяющийся в психологии, социологии, философии, конфликтологии и других науках, а так же обыденном сознании. В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis - возражающий) и даже столкновения самих оппонентов. Сложности точного определения конфликта связаны не только с различиями дисциплинарных подходов, но и с чрезвычайно широким разнообразием самих конфликтов. [6] Если задаться целью и найти дефиницию, которая не противоречила бы ни одному из имеющихся взглядов на конфликт, она звучала бы психологически абсолютно бессодержательно: конфликт - это столкновение чего-то с чем-то. [2]

Если конфликт разрешается неправильно или подавляется, то возникают следующие последствия: тревога, уход, проволочки, беспомощность, смятение, одиночество, низкая производительность, вялость, затаенный гнев, развал, отрицание, отход, эскалация, поляризация, высокое АД, стресс, усталость, болезнь.

Когда же конфликт решается правильно, то это покой, веселье, счастье, открытость, эффективность, ощущение силы, облегчение, радость общения, чувство успеха, ощущение расширения возможностей, перемены, рост положительных личностных качеств, расширение взаимоотношений, мир, расслабление, крепкое здоровье, спокойный сон.

Таким образом, конфликт может быть позитивным и негативным, конструктивным или деструктивным, в зависимости от того, как он разрешается. Он редко бывает застойным - перемены возможны в любое время. Разрешение конфликта во многом зависит от уровня бдительности, т.к. он проявляется более или менее очевидными сигналами.

Предмет конфликта - существующая или воображаемая проблема, служащая его основой. Это то противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

Объект конфликта - материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной и духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов субъектов, которые стремятся к контролю над ним.

Социальный конфликт имеет несколько определений. Основные из них: социальный конфликт - это:

)открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов - участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности участников конфликта;

)предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в столкновении интересов различных социальных общностей - классов, наций, государств, различных социальных групп, социальных институтов и т. п., обусловленный противоположностью или существенным различием их интересов, целей, тенденций развития;

)явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных субъектов, прямое или косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству;

)ситуация, когда стороны (субъекты) конфликтного взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

 

1.3 Сигналы социального конфликта

 

) Кризис - это условный переход между стабильными периодами. Как сигнал он достаточно очевидный. В ходе кризиса обычные нормы поведения теряют силу. Человек становится способным на крайности - в своем воображении, а иногда и в своих действиях.

) Напряжение - тоже очевидный сигнал. Состояние напряжение искажает наше восприятие другого человека и многих его действий. Взаимоотношения отягощаются весом негативных установок и предвзятых мнений. Чувства к оппоненту значительно изменяются к худшему. Сами взаимоотношения с ним становятся источником непрерывного беспокойства.

) Недоразумение - делая ложные выводы из ситуации, возникает недоразумение. Чаще всего это происходит из-за недостаточно четкого выражения мыслей или отсутствия взаимопонимания. Иногда недоразумение связано с тем, что один из участников эмоционально напряжен. В таком случае его мысли имеют склонность непрерывно возвращаться к одной и той же проблеме. Ее восприятие искажается. [8]

) Инцидент -это действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало борьбы между ними. [1] Такой сигнал чаще незначителен. Какая-то мелочь может вызвать временное волнение или раздражение, однако через несколько дней она нередко забывается. Сам по себе незначительный инцидент может, будучи неверно воспринятым, привести к эскалации конфликта.

) Дискомфорт - это интуитивное ощущение, что что-то не так, хотя выразить его словами трудно. В данном случае следует прислушаться к интуиции. Может прийти в голову какой-то шаг для выхода из этого состояния. Или необходимо просто быть начеку. [8]

 

1.4 Конфликтующие стороны

 

«Участник» - это субъект (лицо, группа, организация, государство), непосредственно вовлеченный во все фазы спора, переговоров, конфликта, конфликтной ситуации.

«Противник» - это субъект (лицо, группа, организация, государство), который придерживается противоположной точки зрения по отношению к основной, исходной.

«Оппонент» - это участник дискуссии-спора, имеющий точку зрения, взгляды, убеждения, аргументы, которые противоположны, отличны от основных, исходных.

«Конфликтный человек» - это человек, который чаще других создает и вовлекает других в конфликты и конфликтные ситуации.

«Сильный оппонент» - это оппонент, который имеет более высокий уровень знаний, умений, способностей и личностных качеств в сравнении с другими участниками спора, переговоров, разрешения конфликта. [1]

Среди участников конфликта различают три поведенческих типа:

) Деструктивный - всецело поглощен своими интересами и с целью их реализации идет на постоянное усугубление конфликта. Лицам такого типа свойственна постоянная оборонительная готовность, захваченность своей целью, невосприимчивость к тактическим особенностям поведения другой стороны;

) Конформный - склонен к безоговорочным уступкам, побуждая другую сторону к наращиванию агрессивного поведения;

) Конструктивный - стремится к снятию конфликта путем нахождения взаимоприемлемых решений. [4]

Типология участников конфликта по степени вовлеченности и влияния на развитие конфликта:

) противоборствующие стороны - непосредственно взаимодействуют, стремясь удовлетворить свои интересы. Их цели объективно или субъективно не совпадают;

) подстрекатели, пособники, организаторы - вносят косвенный вклад в развитие конфликта. В период его нарастания могут стать первичными. Не стремятся быть замешанными в конфликте непосредственно.

) посредники, судьи - предпринимают усилия по завершению конфликта. Заинтересованы в успешном разрешении конфликта. [14]

 

1.5 Типы конфликтов

 

Известны различные классификации конфликтов:

) Внутриличностный конфликт - участниками конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутри личностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных форм - это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования.

) Межличностный конфликт - это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего - это борьба за ограниченные ресурсы: материальные средства, производственные площади, время использования оборудования, рабочую силу и т. д. Каждый считает, что в ресурсах нуждается именно он, а не другой.

) Межгрупповой - организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Межгрупповые конфликты сопровождаются:

а) Проявлениями деиндивидуализации, т. е. члены группы не воспринимают других людей как индивидуумов, как самобытных личностей, а воспринимают их как членов другой группы, которой приписывается негативное поведение.

б) Проявлениями групповой атрибуции, т. е. склонны считать, что именно «чужая группа ответственна за негативные события».

) Между личностью и группой - неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа - конфликт между группой и руководителем.

) Социальный конфликт - это ситуация, когда стороны (субъекты) взаимодействия преследуют какие-то свои цели, которые противоречат или взаимно исключают друг друга.

Три ключевых момента в имеющихся определениях конфликта:

а) предельный случай обострения социальных противоречий, явное или скрытое состояние противоборства, а также ситуация взаимодействия;

б) социальный конфликт выражается в столкновении различных социальных общностей - классов, наций, государств, социальных институтов, социальных субъектов;

в) противодействующие стороны преследуют свои различные, противоположные цели, интересы и тенденции развития, которые, как правило, противоречат или взаимоисключают друг друга.

Социальный конфликт - это сложное явление, включающее несколько аспектов. Но именно наличие противоборствующих сторон со своими потребностями, интересами и целями является основой конфликта, его осевой линией.

Возможны и такие классификации конфликтов:

)по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

)по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

)смешанные (в которых представлены и те и другие).

Шесть типов конфликтов по Г. Бисно:

) Конфликты интересов - характеризуются действительным переплетением интересов или обязательств.

) Вынужденные конфликты - намеренно создаваемые конфликты для достижения иных, чем провозглашенные, целей.

) Ложно соотнесенные - запутанные несоответствием характеристик поведения участников, содержания и причин.

) Иллюзорные конфликты - основанные на неправильном восприятии или непонимании.

) Замещенные конфликты - в них антагонизм направлен на личность или соображения, отличные от действительно обиженных участников или реальных тем.

) Экспрессивные конфликты - характеризуются желанием выразить враждебность, антагонизм.

Шесть типов конфликтов по М Дойч:

)Подлинный конфликт - столкновение интересов существует объективно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;

)Случайный или условный конфликт - в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются конфликтующими сторонами;

)Смещенный конфликт - воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

)Неверно приписанный конфликт - либо непреднамеренно, либо сознательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

)Латентный конфликт - в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;

)Ложный конфликт - у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Три типа конфликта по Р. Фишеру:

)Экономический конфликт - строится на мотивах обладания ограниченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм реального конфликта;

)Конфликт ценностей - формируется вокруг несовместимых предпочтений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с групповой идентификацией (культура, религия, идеология);

)Силовой конфликт - когда одна сторона стремится максимально усилить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

Два типа конфликта по Дж. Хаймсу, основным критерием которой является широта вовлеченных масс и степень воздействия на общество:

)Частные конфликты - в них государство или правительство не занимают главных ролей:

а) войны банд;

б) межрелигиозные;

в) межэтнические;

д) межплеменные;

е) межрегиональные столкновения;

ж) конфликт работников с управляющими.

)Гражданское неповиновение:

а) беспорядки - действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забастовки);

б) тайный сговор;

в) внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

г) социальный контроль - действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;

д) война. [14]

 

1.6 Типы конфликтной ситуации

 

Психологически конфликт характеризуется как ситуация, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы равной величины. Соответственно можно выделить три типа конфликтной ситуации:

1)Человек находится между двумя положительными валентностями (от лат. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> valens - имеющий силу) примерно равной величины. Этот тип конфликтной ситуации решается относительно легко. Подход к одному привлекательному объекту сам по себе часто бывает достаточным, чтобы сделать этот объект доминирующим. Выбор между двумя приятными вещами легче, чем между двумя неприятными, если только это не касается вопросов, имеющих глубокое жизненное значение для данного человека. Иногда такая конфликтная ситуация может привести к колебанию между двумя привлекательными объектами. Очень важно, что в этих случаях решение в пользу одной цели изменяет ее валентность, делая ее слабее, чем у цели, от которой человек отказался.

)Человек находится между двумя приблизительно равными отрицательными валентностями.

3)Один из двух векторов поля идет от положительной, а другой от отрицательной валентности. В этом случает конфликт возникает тогда, когда положительная и отрицательная валентности находятся в одном и том же месте. [9]

 

1.7 Функции социального конфликта

 

Цивилизованный конфликт требует сохранения силового взаимодействия в рамках кооперации и соревнования. Борьба означает переход конфликта в нецивилизованные рамки. Отсюда следует разделение конфликтов на конструктивные и деструктивные. Существует некоторая норма, в рамках которой конфликт имеет конструктивное содержание. Выход за эти рамки приводит к патологическому перерождению конструктивного конфликта в деструктивный.

М. Дойч считал, что у конфликта плохая репутация из-за того, что он ассоциируется с психопатологией, социальными беспорядками и войнами. Но он является источником личностных и социальных изменений. Конфликт - это средство, с помощью которого могут быть выявлены и разрешены проблемы. [3]

Понятие «патология» имеет смысл лишь в связи с понятием «норма» и означает нечто ненормальное с точки зрения правовой или моральной нормы в рамках конкретных особенностей социума.

)Конструктивные (позитивные) функции конфликта:

а) функция разрядки напряженности между антагонистами, «выхлопного клапана»;

б) «коммуникативно-информационная» и «связующая» функции, в ходе осуществления которых, люди могут проверить друг друга и сблизиться;

в) функция стимулятора и движущей силы социальных изменений;

г) функция содействия формированию социально необходимого равновесия;

д) гарантии развития общества путем вскрытия противоположных интересов, возможностей их научного анализа и определения необходимых изменений;

е) оказания содействия в переоценке прежних ценностей и норм;

ж) оказания содействия по усилению лояльности членов данной структурной единицы.

)Деструктивные (негативные) функции конфликта, т.е. условия, мешающие достижению целей:

а) неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров, снижение производительности труда;

б) уменьшение степени сотрудничества в будущем, нарушение системы коммуникаций;

в) абсолютная преданность своей группе и непродуктивная конкуренция с другими группами организации;

г) представление о другой стороне как о враге, о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны как об отрицательных;

д) сворачивание взаимодействия между конфликтующими сторонами;

е) увеличение враждебности между конфликтующими сторонами по мере уменьшения общения, рост взаимной неприязни и ненависти;

ж) смещение акцентов: придание большего значения победе в конфликте, чем решению проблемы;

з) возможность подготовки к новому витку конфликта;

и) закрепление в социальном опыте личности или группы насильственных способов решения проблем.

Однако, оценивая конструктивность и деструктивность функций конфликта, необходимо иметь в виду следующее:

) отсутствие четких критериев различий конструктивных и деструктивных конфликтов. Грань между конструктивными и деструктивными функциями иногда теряет свою однозначность, когда дело доходит до оценки последствий конкретного конфликта;

) подавляющее большинство конфликтов имеет одновременно и конструктивные, и деструктивные функции;

) степень конструктивности и деструктивности конкретного конфликта может меняться на различных стадиях его развития;

) следует учитывать, для кого из участников конфликта он конструктивен, а для кого - деструктивен. В конфликте могут быть заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а иные участники (подстрекатели, пособники, организаторы). Поэтому функции конфликта с позиций разных участников могут оцениваться по-разному. [14]

 

1.8 Причины социальных конфликтов

 

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

) разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

) неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

) разлад между ожиданиями и поступками людей;

) недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

) недостаток и некачественность информации;

) несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

) несовместимость претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. [14]

На основе вышесказанного можно сказать, что истоки проблемы конфликта уносятся в 500-400гг. до н.э., классификация конфликтов разнообразна. Свои варианты предложили Г. Бисно, М. Дойч, Р. Фишер, Дж. Хаймс и многие другие. Функции конфликта имеют свои негативные и позитивные стороны, что может направить человека на развитие положительных личных качеств.


II. Пути разрешения социальных конфликтов

 

Прогнозирование социальных конфликтов

 

Прогнозирование возможных последствий своих поступков является неотъемлемой характеристикой человека, способного не только контролировать собственные личностные проявления, но также управлять динамикой событий собственной жизни.

Прогнозирование возможности возникновения и развитие социального конфликта дает человеку:

) представление о социальных и личностных последствиях этого конфликта, включая ресурсные затраты на участие в нем и его разрешение;

) позволяет человеку обойти, предупредить возникновение нежелательных для него конфликтов;

) регулировать его протекание, минимизируя потери и используя конструктивный потенциал.

Наиболее точно могут прогнозировать возникновение и развитие социальных противоречий, включая конфликты, профессионалы: конфликтологи и социологи. На основе симптомов возникающих противоречий и диагностики можно смоделировать возможный конфликт и составить программу действий по сведению к минимуму его негативных последствий для общества.

Прогнозирование социальных конфликтов как особый вид деятельности опирается на достаточно глубокие и систематизированные знания:

. Психологии личности;

. Социально-психологических закономерностей взаимодействия людей;

. Социально-политических закономерностей развития общества;

. Закономерностей экономической жизни общества;

. Правовых механизмов, регулирующих общественную жизнедеятельность;

. Социальных конфликтов (их сущности, генезиса развития, классификации, причинно-следственных связей и так далее).

Прогнозирование конкретных социальных конфликтов обязательно предусматривает знание максимально полного набора факторов, обусловливающих поведение всех втянутых «в орбиту» возникающего противоречия людей.

К необходимым навыкам, определяющим эффективность прогнозирования, можно отнести следующие:

) коммуникативные навыки (вербальное и невербальное общение, налаживание и использование разнообразных каналов передачи информации);

) аналитические навыки (сбора и обработки многоплановой информации о ситуации и людях ее обуславливающих, моделирование ситуации и поведения людей);

) навыки психологической корреляции и самокорреляции (контроль и управление эмоционально-волевыми состояниями, оказание позитивного воздействия на окружающих и другие);

) навыки выявления, предупреждения и разрешения проблемных ситуаций (чрезвычайных, конфликтных).

В обычной жизни обыкновенного человека прогнозирование представляет собой вид деятельности, который зачастую протекает на уровне подсознания и во многом определяется неконтролируемыми (или отчасти контролируемыми) формами поведения, такими как условные рефлексы и привычки. Обычно поведение контролируется сознанием только в момент обучения.

Поэтому склонность к прогнозированию и моделированию будущего обусловлена определенными привычками:

а) привычка к рационализации своих поступков (думать прежде, чем действовать);

б) привычка к уменьшению разрыва между отдаленными (стратегическими) целями и ближайшими (тактическими);

в) привычка к соизмерению желаний и возможностей;

г) привычка учитывать не только свои интересы и планы, но также интересы и планы других людей;

д) привычка уважительно относиться к другим людям, как бы их внешний вид, образ жизни и привычки не отличались от собственных.

Детерминанты прогнозирования делятся:

)Внутриличностные факторы:

а) знания;

б) навыки;

в) отношения.

(Аналитические способности, опыт, характерологические черты, привычки, условные).

)Внешние факторы:

а) доступность необходимой информации;

б) достоверность.

(Наличие времени для осмысления фактов и принятия решения,

наличие/ отсутствие сильнодействующих источников дезинформации).

Процесс прогнозирования состоит из следующей последовательности действий:

. Выявление симптомов - некоторых фактов и событий, которые в своей совокупности не дают основание сделать определенные выводы, но настораживают и побуждают к активности по поиску дополнительной информации;

. Поиск и анализ информации - сбор и обработка различных фактов, дающих основание сделать определенный вывод (диагностика) и принять решение относительно предмета беспокойства;

. Моделирование:

а) возможных вариантов развития событий;

б) альтернатив своих действий;

в) последствий развития ситуации и своих действий.

Цель прогнозирования - принятие такого решения, которое позволит субъекту наиболее эффективно решить поставленные перед ним задачи в конкретных условиях.

Методы этой деятельности:

1) Индуктивный метод - выявляя и изучая многообразные конфликты в быту, сфере досуга, спорта можно анализировать, объяснить и прогнозировать возникновение более сложных конфликтов;

) Дедуктивный метод - позволяет на основе знания общих закономерностей, информированности о социальных программах прогнозировать конфликты в определенных социальных сферах или регионах.

 

2.2 Предупреждение социальных конфликтов

 

Такое социальное действие как предупреждение конфликтов является положительным. Деятельность по профилактике и предупреждению конфликтов в высшей степени гуманна, гораздо более экономна в плане расходования ресурсов, по сравнению с усилиями по разрешению уже возникших социальных конфликтов.

Предупреждение конфликтов - это деятельность по ликвидации деструктивного потенциала социальных противоречий до начала противостояния заинтересованных в их разрешении в свою пользу лиц. В широком смысле предупреждение конфликтов представляет собой многоплановую деятельность по созданию и укреплению таких условий жизнедеятельности, при которых исключается возможность возникновения конфликтов (в первую очередь деструктивного типа).

Предупреждением конфликтов могут заниматься:

) субъекты, желающие обезопасить себя от роли противоборствующей стороны или пособника конфликта;

) субъекты, желающие оказать помощь другим, предотвращая возникновение конфликта и заранее зная, что роль противоборствующей стороны им не придется выполнять.

Однако эффективность предупреждения конфликтов не столь значительна, как хотелось бы многим, что обусловлено рядом причин объективного и субъективного характера.

Субъективные препятствия предупреждения конфликтов кроются в особенностях личности человека и его способностях к прогнозированию возможных последствий своих поступков. Такие качества как стремление к проявлению превосходства, хамство, хвастовство, неуважение к людям и другие в обязательном порядке создадут массу проблем для личности и сведут к минимуму возможности предупреждения конфликтов.

Объективные препятствия постороннего вмешательства в ситуацию, чреватую возникновением конфликта, характеризуются:

а) эти препятствия имеют социально-психологический характер. Люди строят свои взаимоотношения самостоятельно, вмешательство посторонних зачастую рассматривается сторонами как нежелательное и воспринимается как навязчивое воздействие;

б) существуют нравственные препятствия. Нередко, и не без основания, конфликт рассматривается как частное дело сторон. С позиций гуманизма принуждение сторон к согласию неэтично;

в) существуют препятствия правового характера. Так, ущемление права личности на самоопределение, принуждение к выбору определенной модели поведения (даже из лучших побуждений), может противоречить законодательству, быть противоправным.

Вмешательство в конфликт возможно лишь в случае, если он перерастает рамки личных или групповых отношений и становится социально опасным (значимым).

Деятельность по предупреждению конфликтов разнообразна и во многом зависит от характера самого конфликта, тем не менее, существует четыре уровня, на которых эта деятельность возможна:

. макроуровень (глобальный, общецивилизационный, государственный и национальный) - создание объективных условий, препятствующих возникновению конфликтов на общесоциальном уровне. Безусловно, полностью исключить возникновение конфликтов за счет создания «идеальных» условий жизнедеятельности невозможно. Однако, вполне возможно создать условия для минимизации деструктивного потенциала социальных противоречий и уменьшить их количество. Можно также научиться разрешать многие противоречия неконфликтным способом;

. микроуровень (формальные общности, в состав которых включены конкретные субъекты) - совершенствование и оптимизация менеджмента. Большую часть времени люди проводят в трудовых и учебных коллективах, поэтому создание условий для эффективного функционирования этих организаций предупреждает возникновение многих социальных конфликтов;

. уровень межличностных отношений субъекта - устранение социально-психологических причин конфликтов на уровне межличностных отношений;

. внутриличностный уровень - устранение или блокирование личностных причин возникновения конфликтов за счет позитивного воздействия на сознание и поведение деструктивно настроенных субъектов, включая усилия по самокоррекции. [14]

Важно, что конфликт присутствует только при взаимодействии сторон. Без взаимозависимости нет конфликта. Если элементы не связаны, не зависят друг от друга или от одинаковых ресурсов, то



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: