ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
Учебная программа курса
и планы семинарских занятий для вузов
Издательский дом
Воронежского государственного университета
Утверждено Научно-методическим советом факультета философии и психологии, протокол № 1400-06 от 2.07.2015.
Рецензент доц. Симонова С. А.
Учебная программа подготовлена на кафедре общей и социальной психологии факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.
Рекомендована для студентов 4 курса очной формы обучения направления «Психология» факультета философии и психологии ВГУ.
Для направления 37.03.01 − Психология.
Б1.Б.33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная дисциплина «Психология семьи» относится к циклу «Дисциплины» Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 37.03.01 Психология (бакалавриат) и входит в базовую (общепрофессиональную) часть этого цикла. Цель дисциплины «Психология семьи» заключается в формировании и развитии у выпускников систематизированных знаний о закономерностях развития семьи как системы и роли семьи в формировании личности. Задачами этой дисциплины являются следующие: 1) усвоение студентами системы знаний об основных процессах и структурных элементах семьи; 2) формирование у студентов представлений о динамике семьи на разных этапах ее функционирования; 3) развитие у студентов знаний о проблемах семейного функционирования и представлений о специфике их практического решения; 4) выработка у студентов системного взгляда на семью как на целостное, сложное образование.
Приступая к изучению данной дисциплины, студенты должны иметь теоретическую подготовку по социальной психологии, психологии группы, гендерной психологии, зоопсихологии и сравнительной психологии. У студентов должны быть сформированы элементы компетенций:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, внутригруппового общения и взаимодействия;
- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии группы; умения объяснять с позиций психологических теорий и концепций психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций,
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии, психологии группы, гендерной психологии; умения анализировать положения психологических и психофизиологических теорий и концепций личности, малых и больших групп, организаций, поведения человека в составе различных групп; объяснять психологические особенности различных групп и входящих в них индивидов, прогнозировать динамику развития групп и организаций, изменения в уровнях и этапах их развития;
- способность к психологической диагностике, прогнозированию изменений и динамики уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функ-циональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-5) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов гендерной психологии;
- способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов социальной психологии;
- способность к пониманию закономерностей развития психики животных и человека, роли биологических детерминант в поведении человека, специфики психики человека в сравнении с психикой животных (ПК-15) - в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов зоопсихологии и сравнительной психологии; умения объяснять место биологических факторов в поведении человека;
- способность к применению знаний об эволюции психики в анализе поведения современного человека (ПК-16) – в части владения навыками анализа поведения современного человека с позиций зоопсихологии и сравнительной психологии.
Учебная дисциплина «Психология семьи» является предшествующей для следующих дисциплин: «Психология девиантного поведения», «Психология зависимости», «Психология конфликта».
В результате изучения данной дисциплины у студентов должны быть сформированы такие компетенции как: б) профессиональные (ПК):
- способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии семьи; умения анализировать положения психологических теорий поведения человека в составе семейных групп, психологических причин и механизмов возникновения и развития семейных конфликтов, проблем семейного функционирования, воспроизводить базовые положения этих теорий и концепций;
- способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии семьи; умения анализировать положения психологических теорий и концепций личности, причин семейных проблем и кризисов, владения базовыми методическими приемами изучения психологических и психофизиологических процессов и состояний личности, гендерных характеристик на разных этапах онтогенеза, динамических процессов ее функционирования и социального развития, развития семьи;
- способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9) – в части знания понятийного аппарата, методологических основ, проблем, направлений и методов психологии семьи; владения навыками применения знаний различных отраслей психологии для объективного психологического объяснения и интерпретации социально-психологических особенностей семьи;
- способность к просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-12) – в части знания основных общих рекомендаций для населения по повышению его психологической устойчивости, организации эффективного межличностного и межгруппового взаимодействия, укрепления института семьи; владения основными традиционными и инновационными методами, приемами и средствами проведения просветительской работы среди населения, для различных социальных институтов (семьи и др.) с целью повышения уровня психологической культуры общества.
Объем дисциплины в зачетных единицах/часах в соответствии с учебным планом – 2 ЗЕТ / 72 часа.
Виды учебной работы:
Вид учебной работы | Трудоемкость (часы) | |||
Всего | В том числе в интерактивной форме | По семестрам | ||
7 сем. | ||||
Аудиторные занятия | ||||
в том числе: лекции | ||||
Практические | ||||
Лабораторные | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Итого: | ||||
Форма промежуточной аттестации | Зачет | зачет |
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Психология семьи» предполагает изучение рекомендуемой преподавателем литературы по вопросам семинарских занятий, а также самостоятельное освоение понятийного аппарата и выполнение ряд творческих заданий, выдаваемых студентам преподавателем на семинарских занятиях. Все выполняемые студентами самостоятельно задания подлежат последующей проверке преподавателем для получения допуска к зачету. Текущие аттестации осуществляются в форме выполнения творческих заданий.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов и тем курса | Лекций | Семин. | Всего ауд. | Самост. раб. |
Психология семейных отношений как научная дисциплина | - | - | |||
Семья как малая социальная группа | - | - | |||
Функционально-ролевая структура семьи | - | ||||
Семейное самосознание | - | - | |||
Развитие брачно-семейных отношений в истории | - | - | |||
Психологические особенности современной семьи | - | - | |||
Психологические особенности русской семьи | - | - | |||
Альтернативные и нетрадиционные формы брачно-семейных отношений | - | - | |||
Психология эмоциональных отношений | - | ||||
Жизненный цикл семьи | - | - | |||
Формирование супружеской пары | - | ||||
Психологические особенности молодой семьи | - | - | |||
Удовлетворенность и качество брака | - | - | |||
Психосексуальные отношения супругов | - | - | |||
Материнство как психологический феномен | - | ||||
Родительское отношение к ребенку | - | - | |||
Неправильное семейное воспитание как фактор невротизации ребенка | - | ||||
Психологические проблемы усыновления приемных детей | - | ||||
Нарушения семейных отношений | - | ||||
Психология развода | - | ||||
Влияние развода родителей на развитие ребенка | - | - | |||
Психологические особенности повторного брака | - | ||||
ИТОГО |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА
Предмет и особенности психологии семейных отношений как научной отрасли. Проблематика психологических исследований семьи и семейных отношений. Актуальность изучения психологии семейных отношений в настоящее время. Проблемы современной российской семьи.
Теоретические основы психологии семейных отношений. Связь психологии семейных отношений и социальной психологии, психологии личности, психологии развития и возрастной психологии, педагогической психологии, клинической психологии. Основные подходы к изучению семьи (эволюционный, этологический, социологический, психоаналитический, системный и др.).
История развития психологии семейных отношений. Специфика развития психологических исследований семьи в России. Современные направления исследования брачно-семейных отношений. Задачи психологии семейных отношений как научной дисциплины.