3. Брутман В. И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности / В. И. Брутман, М. С. Радионова // Вопр. психологии. – 1997. – № 6. – С. 38 – 47.
4. Винникотт Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникотт. – Москва: Класс, 1995. – 92 с.
5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – Москва: Изд-во института психотерапии, 2003. – С. 116–159.
6. Прихожан А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – С. 42 – 80.
7. Филиппова Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. – Москва: Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.
Тема 8. Родительское отношение к ребенку (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Особенности, функции и типы родительского отношения к ребенку. Родительская установка и родительская позиция.
2. Особенности материнского и отцовского отношения к ребенку.
3. Родительская любовь. Типы родительской любви.
4. Стили и модели семейного воспитания. Стили общения и взаимодействия родителей с ребенком.
Основная литература
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2006. – С. 119 – 196.
2. Шнейдер Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Москва: Акад. проект: Трикста, 2008. – С. 308 – 391.
Дополнительная литература
1. Акивис Д. С. Отцовская любовь / Д. С. Акивис. – Москва: Профиздат, 1989. – 206 с.
2. Борисенко Ю. В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко. – Москва; Обнинск: Социальные науки, 2007. – 219 с.
3. Винникотт Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникотт. – Москва: Класс, 1995. – 92 с.
4. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – Москва: Изд-во института психотерапии, 2003. – С. 7–115.
|
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. – Москва: Академия, 2002. – С. 65–120.
6. Спиваковская А. С. Как быть родителями / А. С. Спиваковская. – Москва: Педагогика, 1986. – 157 с.
7. Филиппова Г. Г. Психология материнства / Г. Г. Филиппова. – Москва: Изд-во института психотерапии, 2002. – 240 с.
8. Эпштейн М. Н. Отцовство: Метафизический дневник / М. Н. Эпштейн. – Санкт-Петербург: Алетейя, 2003. – 246 с.
Тема 9. Неправильное семейное воспитание как фактор
невротизации ребенка (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Родительские предписания и директивы. Формирование жизненного сценария у ребенка.
2. Патологические роли ребенка в семье.
3. Типы неправильного воспитания ребенка в семье.
4. Жестокое обращение к ребенку.
Основная литература
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2006. – С. 197 – 213.
2. Шнейдер Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Москва; Акад. проект: Трикста, 2008. – С. 322 – 332.
Дополнительная литература
1. Винникотт Д. В. Разговор с родителями / Д. В. Винникотт. – Москва: Класс, 1995. – 92 с.
2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери / Д. В. Винникотт. – Москва: Класс, 2007. – 76 с.
3. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н. Н. Посысоева. – Москва: Владос-Пресс, 2004. – С. 231–251.
4. Фридман Л. М. Психология детей и подростков / Л. М. Фридман. – Москва: Изд-во ин-та психотерапии, 2004. – 478 с.
5. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи / В. М. Целуйко. – Москва: ВЛАДОС, 2003. – 270 с.
Тема 10. Психологические проблемы усыновления
|
приемных детей (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Актуальность проблемы усыновления на современном этапе развития общества.
2. Особенности личности детей, воспитывающихся в детских домах и учреждениях интернатного типа.
3. Мотивация усыновления. Психологическая готовность усыновителей к принятию ребенка в семью.
4. Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка к новой семье.
Основная литература
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2006. – С. 273–278.
Дополнительная литература
1. Гринберг С. Н. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги / С. Н. Гринберг, Е. В. Савельева, Н. В. Вараева, М. Ю. Лобанова. – Санкт-Петербург: Речь, 2007. – 351 с.
2. Красницкая Г. С. Вы решили усыновить ребенка / Г. С. Красницкая, А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых и др. – Москва: Дрофа, 2001. – 286 с.
3. Миневич О. К. Социально-психологические условия адаптации детей в приемных семьях: автореферат дис. … канд. психол. наук / О. К. Миневич. – Тамбов, 2009. – 26 с.
4. Прихожан А. М. Психология сиротства / А. М. Прихожан, Н. Н. Толстых. – Санкт-Петербург: Питер, 2005. – 400 с.
5. Прихожан А. М. Дети без семьи / А. М. Прихожан. – Москва: Педагогика, 1990. – 160 с.
Тема 11. Нарушения семейных отношений (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Супружеская измена как специфический феномен нарушения супружеских отношений.
2. Семейные ссоры.
3. Супружеский конфликт в семье.
4. Психология прощения и примирения.
Основная литература
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2006. – С. 93–105.
|
Дополнительная литература
1. Андреева Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. – Санкт-Петербург: Речь, 2005. – С. 192–227.
2. Ботуин К. Соблазненная женщина: Почему изменяют жены, и что из этого получается / К. Ботуин. – Москва: Вече: Персей: АСТ, 1995. – 367 с.
3. Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – С. 92–99.
4. Психология и психотерапия семейных конфликтов: хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. – Самара: Бахрах-М, 2008. – 736 с.
5. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. – Москва: Академия, 2002. – С. 50–56.
6. Сысенко В. А. Супружеские конфликты / В. А. Сысенко. – Москва: Мысль, 1989. – 183 с.
7. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – Москва: Владос, 2006. – С. 163–210.
Тема 12. Психология развода (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Формы и фазы развода.
2. Причины, мотивы и факторы развода.
3. Постразводная ситуация. Типы и динамика взаимоотношений разведенных супругов.
4. Личностные и социальные последствия развода. Особенности личности разведенных мужчин и женщин.
Основная литература
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2006. – С. 119 – 196.
2. Шнейдер Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Москва; Акад. проект: Трикста, 2008. – С. 322 – 332.
Дополнительная литература
1. Олифирович Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. – Санкт-Петербург: Речь, 2006. – С. 100–106.
2. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н. Н. Посысоева. – Москва: Владос-Пресс, 2004. – С. 217 – 224.
3. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. – Москва: Академия, 2002. – С. 57–64.
4. Фигдор Г. Дети разведенных родителей / Г. Фигдор. – Москва: Наука, 1995. – С. 37 – 113, 228 – 345.
5. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – Москва: Рипол классик, 2003. – 222 с.
6. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – Москва: Владос, 2006. – С. 211 – 248.
Тема 13. Влияние развода родителей на развитие ребенка (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Реагирование ребенка на развод.
2. Особенности переживания развода родителей детьми разного возраста.
3. Возможности преодоления негативных последствий развода для личностного развития ребенка.
4. Ребенок в неполной семье.
5. Развитие личности ребенка в условиях повторного брака.
Основная литература
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2006. – С. 119 – 196.
2. Шнейдер Л. Б. Семейная психология / Л. Б. Шнейдер. – Москва; Акад. проект: Трикста, 2008. – С. 322 – 332.
Дополнительная литература
1. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н. Н. Посысоева. – Москва: Владос-Пресс, 2004. – С. 217 – 224.
2. Фигдор Г. Дети разведенных родителей / Г. Фигдор. – Москва: Наука, 1995. – С. 37 – 113, 228 – 345.
3. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка / Г. Т. Хоментаускас. – Москва: Рипол классик, 2003. – 222 с.
4. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – Москва: Владос, 2006. – С. 211 – 248.
5. Шаллер Д. Л. Потеря и обретение отца: Восстановление отношений с отцом / Д. Л. Шаллер. – Санкт-Петербург: Мирт, 1997. – 214 с.
Тема 14. Психологические особенности повторного брака (2 ч.)
Вопросы для обсуждения
1. Типы повторных браков, их особенности. Задачи повторного брака.
2. Психологические проблемы повторных браков.
3. Отношение детей к повторному браку родителей. Проблема взаимоотношений между сводными сиблингами.
4. Особенности «возвратного брака».
Основная литература
1. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О. А. Карабанова. – Москва: Гардарики, 2006. – С. 268–272.
Дополнительная литература
1. Арнаутова Е. П. Коррекция детско-родительских отношений в семье, образовавшейся при повторном браке матери / Е. П. Арнаутова // Психолог в детском саду. – 2004. – №3. – С. 85–97.
2. Арнаутова Е. П. Повторный брак матери и ее отношения с ребенком / Е. П. Арнаутова // Семейная психология и семейная терапия. – 1997. – №1. – С. 84–94.
3. Ларас Ж. Повторный брак: дети и родители / Ж. Ларас, Д. Сова. – Санкт-Петербург: Питер, 1996. – 320 с.
4. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под ред. Н. Н. Посысоева. – М.: Владос-Пресс, 2004. – С. 226–230.
5. Целуйко В. М. Психологические проблемы повторных браков / В. М. Целуйко // Семейная психология и семейная терапия. – 2004. – №3. – С. 96–109.
6. Целуйко В. М. Психология современной семьи / В. М. Целуйко. – Москва: Владос, 2006. – С. 234–248.
ВОПРОСЫПРОМЕЖУТОЧНОГО КОНТРОЛЯ
1. Особенности и предмет психологии семейных отношений. Задачи психологии семейных отношений.
2. История развития психологии семейных отношений.
3. Актуальность изучения психологии семейных отношений. Проблемы современной российской семьи.
4. Основные подходы к изучению семьи.
5. Понятия «семья» и «брак». Семья как малая группа.
6. Функции семьи.
7. Семейные роли.
8. История развития форм организации брачно-семейных отношений в первобытном обществе и в период перехода к цивилизации.
9. Брачно-семейные отношения в эпохи античности и средних веков.
10. Брачно-семейные отношения в эпохи Возрождения и Нового времени.
11. Развитие родительского отношения к ребенку в истории.
12. Особенности исторического развития семьи в России.
13. Классификации типов современной семьи.
14. Отличительные особенности современной семьи.
15. Психологические особенности современной российской семьи.
16. Альтернативные и нетрадиционные формы брачно-семейных отношений.
17. Понятие аттракции. Факторы, способствующие возникновению аттракции.
18. Любовь и влюбленность. Феномен идеализации партнера.
19. Типологии любви. Теории возникновения любви.
20. Любовь и психическое здоровье. Невротическая любовь.
21. Динамика эмоциональных отношений. Проблема стабилизации отношений в «постромантический» период.
22. Теории выбора брачного партнера.
23. Добрачные факторы удовлетворенности браком.
24. Мотивы вступления в брак.
25. Понятие «жизненный цикл семьи». Этапы развития семьи.
26. Психологические особенности молодой семьи. Основные задачи семьи на первом этапе своего развития.
27. Брачно-семейная адаптация супругов.
28. Психологические трудности, возникающие в молодой семье.
29. Рождение первого ребенка и его влияние на молодую семью.
30. Понятие удовлетворенности браком. Динамика удовлетворенности браком в зависимости от стажа семейной жизни.
31. Факторы удовлетворенности браком.
32. Нарушения супружеских отношений, их типология и общая характеристика.
33. Измена как особый тип нарушения супружеских отношений. Психология ревности.
34. Супружеские ссоры, их причины и тенденции развития.
35. Супружеские конфликты, их причины, динамика развития.
36. Проблема развода в современном обществе. Дестабилизирующие факторы, приводящие к разводу. Причины развода.
37. Фазы развода. Дети и развод родителей. Ребенок в неполной и смешанной семье.
38. Материнство как психологический феномен. Проблема материнского и отцовского инстинкта.
39. Факторы развития материнства.
40. Пренатальное материнство. Отношение матери к ребенку в период беременности и после его рождения.
41. Девиантное материнство. Феномен «отказничества». Особенности материнства в современных условиях.
42. Особенности, функции и типы родительского отношения к ребенку. Родительская установка и родительская позиция.
43. Родительская любовь. Типы родительской любви.
44. Стили семейного воспитания.
45. Неправильное семейное воспитание как причина невротизации ребенка. Родительские предписания и жизненный сценарий.
46. Типологии стилей семейного воспитания ребенка, приводящих к его невротизации.
47. Актуальность проблемы усыновления на современном этапе развития общества.
48. Особенности личности детей, воспитывающихся в детских домах и учреждениях интернатного типа.
49. Мотивация усыновления. Психологическая готовность усыновителей к принятию ребенка в семью.
50. Динамика психологической адаптации усыновленного ребенка к новой семье
51. Типы повторных браков, их особенности. Задачи повторного брака.
52. Психологические проблемы повторных браков.
53. Отношение детей к повторному браку родителей. Проблема взаимоотношений между сводными сиблингами.
54. Особенности «возвратного брака».
№ | Примеры контрольно-измерительных материалов к текущей аттестации |
Творческая работа. Разработайте авторскую концепцию любви. |
№ | Примеры контрольно-измерительных материалов к промежуточной аттестации |
Особенности «возвратного брака». Факторы удовлетворенности браком. |
Оценка | Критерии оценок зачета |
Зачтено | Оценка «зачтено» выставляется в случае одновременного выполнения следующих трех требований: 1) положительные оценки по коллоквиумам (беседа с преподавателем, письменные ответы на вопросы, тест по разделам учебной дисциплины и пр.), проводимым в течение изучения дисциплины, – не менее 70% выполнения заданий; 2) письменное выполнение всех практических заданий на положительные оценки, успешное прохождение текущей аттестации; 3) наличие конспектов самостоятельно изученных тем дисциплины. |
Не зачтено | Оценка «не зачтено» выставляется в случае невыполнения хотя бы одного из требований, предъявляемых к оценке «зачтено». |
Учебное издание
Макушина Ольга Петровна
ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ
Учебная программа и планы семинарских занятий для вузов