Экономическая инфраструктура.




 

Термин «инфраструктура» в общем смысле обозначает комплекс отраслей, обслуживающих производственную или социальную сферу народного хозяйства.

Рынок, будучи формой взаимоотношений между отдельными обособленными хозяйственными субъектами, имеет свою специфическую инфраструктуру. Для обеспечения нормального режима функционирования рынка необходимо существование ряда подсистем, служб, предприятий, опосредствующих рыночные сделки. Так, на рынках товаров и услуг распространены товарные биржи, многочисленные фирмы, занимающиеся посреднической деятельностью, маркетинговые, консалтинговые, аудиторские организации. На финансовых рынках широко представлены валютные, фондовые биржи; для обслуживания ресурсных рынков существуют сырьевые биржи, а так же биржи труда.

К рыночной инфраструктуре так же относятся торговые палаты, ассоциации предпринимателей и деловых кругов, общественные и государственные фонду содействия развитию бизнеса, рекламные агентства, коммерческие выставочные комплексы, центры по предоставлению информационных услуг, развитию информационных технологий и средств деловой коммуникации, система высшего и среднего экономического образования.

Рыночная инфраструктура облегчает осуществление товарообменных операций, юридический и экономический контроль над ними, повышает их оперативность и эффективность, предоставляет информационное обеспечение. Конкретная конфигурация инфраструктуры зависит от типа и вида рынка.

Все перечисленные элементы рыночной инфраструктуры переживают в России период становления и развития. В недалеком прошлом инфраструктура товарных рынков в стране была фактически заменена централизованным натуральным распределением материальных ресурсов. Тем самым были блокированы каналы передачи коммерческой информации, подорваны стимулы к эффективному использованию ресурсов, хронической болезнью стал товарный дефицит. Ведь именно рыночная инфраструктура улавливает сигналы, идущие от потребителей и спроса, обеспечивает восприятие этих импульсов производителям и адекватную реакцию на них, связывает производителей и потребителей в единый хозяйственный процесс.

 

Сущность рыночного механизма.

 

Чтобы понять, в чем сущность рыночного механизма, необходимо признать существование пяти фундаментальных вопросов, на которые каждая экономическая система должна находить ответ. Вот эти вопросы.

· 1. Сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в экономическом процессе?

· 2. Что следует производить? Какой набор товаров и услуг наиболее полно удовлетворит материальные потребности общества?

· 3. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию производства?

· 4. Кто должен получать эту продукцию? В частности, как должна распределяться продукция экономики между индивидуальными потребителями?

· 5. Способна ли система адаптироваться к изменениям? Может ли система добиться надлежащих коррекций в связи с изменениями в потребительском спросе, в поставках ресурсов и в технологии производства?

Попробуем разобраться в этих вопросах.

Определение того, что следует производить.

В условиях, когда цены на продукты и ресурсы устанавливаются конкурирующими покупателями и продавцами на соответствующих рынках, каким образом в чисто капиталистической экономике решается вопрос о том, какие виды товаров в каком количестве следует производить? Помня, что предприятия руководствуются мотивом получения прибыли и недопущения убытков, мы можем сделать вывод, что производиться будут лишь те товары, производство которых может принести прибыль, а те товары производство которых влечет за собой убытки, выпускать не будут. Получение прибыли или ее отсутствие предопределяют две вещи:

1. Общий доход, который фирма получает от продажи своего продукта.

2. Общие издержки его производства.

Как общий доход, так и общие издержки – это величины, образуемые соотношением «цены – время – количество продукта». Общий доход исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта. Общие издержки исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс.

Экономические издержки и прибыль. Утверждение, что производиться будут только приносящие прибыль продукты и не будут производиться не приносящие прибыль, представляет собой правильное обобщение только в том случае, если совершенно ясно содержание понятия «экономические издержки». Чтобы постичь все значения понятия «издержки», представим себе предприятия в виде простых организационных схем, то есть в виде предприятий «на бумаге», отвлекаясь от конкретных факторов – капитала, сырья, рабочей силы и предпринимательской способности, - которые только и делают их действующими предприятиями. Чтобы стать действительно производящими фирмами, эти предприятия «на бумаге» должны обеспечить себя всеми четырьмя указанными видами ресурсов. Экономические издержки – это платежи, которые необходимо произвести, чтобы приобрести и сохранить в своем распоряжении нужные количества этих ресурсов. Затраты на каждую единицу этих ресурсов, то есть цена ресурсов, определяются соотношением предложения и спроса на ресурсном рынке. Здесь следует особо подчеркнуть, что предпринимательская способность – подобно земле, труду и капиталу – это такой же редкий ресурс и, следовательно, имеет свою цену. Поэтому в издержки производства должны входить не только заработная плата, жалование, процент на капитал и рентные платежи за землю, но также платежи предпринимателю за выполняемые им функции организации производства какого-либо товара и соединение всех других ресурсов в процессе этого производства. Плата за выполнение этих функций предпринимателем называется нормальной прибылью. Следовательно, продукт будет производиться лишь тогда, когда общий доход от его продажи достаточно велик, чтобы можно было выплатить заработную плату, процент, ренту и нормальную прибыль. Если же общий доход от продажи продукта превышает все производственные издержки, включая нормальную прибыль, то сумма этого превышения накапливается у предпринимателя, выступающего в роли лица, берущего на себя весь риск и выполняющий функцию главного организатора операций фирмы. Указанная сумма превышения общего дохода, покрывающим все издержки производства, называется чистой прибылью. Она не входит в экономические издержки, поскольку предприятию не приходиться расходовать ее на приобретение и сохранение в своем распоряжении предпринимательской способности.

Прибыль и расширяющиеся отрасли. Допустим, что наиболее благоприятное соотношение между общим доходом и общими издержками производства продукта Х возникает, когда продукция фирмы составляет 15 единиц. Предположим также, что наилучшая комбинация ресурсов, необходимых для производства 15 единиц Х, складывается из двух единиц рабочей силы, трех единиц земли, единицы капитала и единицы предпринимательской способности, приобретаемых по ценам соответственно 2, 1, 3 и 3 руб. За каждую единицу. Допустим, наконец, что 15 единиц продукта Х, производимых из тех ресурсов, можно продать по цене 1 дол. за единицу. Пожелает ли фирма заняться производством продукта Х? Конечно, да. Фирма, осуществляющая производство продукта Х на таких условиях, сможет покрыть издержки на заработную плату, ренту, процент и нормальную прибыль, так как общая сумма этих издержек составит 13 руб. Разницу между общим доходом в 15 руб. и общими издержками в 13 руб. образует экономическую прибыль в 2 руб.

Эта экономическая прибыль служит свидетельством, что отрасль Х процветает. У этой отрасли возникнет тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль по мере того, как новые фирмы, привлекаемые этой сверхнормальной прибылью, станут создаваться или перемещаться сюда из менее прибыльных отраслей. Однако появление в отрасли новых фирм представляет собой самоограничивающий процесс. С вступлением новых фирм в отрасль Х рыночное предложения продукта Х возрастает по отношению к рыночному спросу. Это постепенно снижает рыночную цену на продукт Х. Пока она со временем не достигает уровня, при котором экономическая прибыль исчезает; иначе говоря, конкуренция сводит эту прибыль на нет. Такое соотношение рыночного предложения и спроса, когда экономическая прибыль становится нулевой, и определяет общее количество произведенного продукта Х. В этой ситуации отрасль достигает своего «равновесного объема производства», по крайней мере до тех пор, пока новые изменения в рыночном спросе или предложении не нарушат это равновесие.

Убытки и сокращающиеся отрасли. Но что произошло бы, ели бы исходная рыночная ситуация была бы менее благоприятной для продукта Х? Предположим, что сначала условия на рынке продуктов оказалось бы таким, при которых фирма могла бы продать свои 15 единиц продукта Х а по цене лишь 75 коп. за единицу. Общая выручка составила бы 11 руб. 25 коп.. После выплаты заработной платы, ренты и процента на сумму 10 руб. фирма получила бы прибыль ниже нормальной – 1 руб. 75 коп.. То есть фирма получила бы убыток – 1 руб. 75 коп.. Разумеется, фирму не заинтересовало бы участие в такой непроцветающей отрасли. Напротив, предприниматели устремились бы в процветающие отрасли, обеспечивающие нормальную прибыль или даже экономическую прибыль. Отсюда следует, что со временем существующие в отрасли Х фирмы прекратили бы свое существование или перешли бы в другие отрасли, приносящие нормальную или еще более высокую прибыль. Однако в таком случае рыночное предложение продукта Х сократится по сравнению с рыночным спросом, и тем самым цена продукта снова станет повышаться, пока со временем убытки не ликвидируются. Отрасль Х в результате восстановит и стабилизирует объем своего производства. Соотношение рыночного предложения и спроса, зафиксированное в точке, где экономическая прибыль оказывается нулевой, и определяет общий размер производства продукта Х. И в данном случае отрасль на время достигает равновесного объема производства.

«Голосование долларом». Следует подчеркнуть важную роль потребительского спроса в определении видов и количества производимых продуктов. Потребители, не подверженные правительственным ограничениям и обладающие денежным доходом от реализации ресурсов, расходуют свои доллары на те товары, которые они главным образом хотят и в состоянии покупать. Эти расходы фактически представляют собой голосование долларом, посредством которого потребители декларируют свои потребности, предъявляя спрос на рынке продуктов. Если набирается достаточно большое количество таких «голосов», предприятия готовы производить данный продукт. Увеличение потребительского спроса, то есть увеличение числа «долларовых голосов», поданных за продукт, означает экономическую прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Такие прибыли служат сигналом для расширения этой отрасли и увеличения производства ее продукта. И наоборот, сокращение потребительского спроса, то есть меньшее число «голосов», поданных за продукт, приводит к убыткам и со временем к сокращению попавшей в трудное положение отрасли. По мере выхода фирм из отрасли производство продукта уменьшается. По существу, отрасль вообще может прекратить свое существование. Короче, «долларовые голоса» потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том. Какие продукты станут производить добивающиеся прибылей предприятия.

Рыночные ограничения свободы (выбора). С точки зрения предприятий они, как мы видим, не свободны производить то, что они желают. Потребительские решения о спросе, обуславливающие прибыльность одних продуктов и убыточность других, ограничивают свободный выбор фирм при решении вопроса о том, что производить. Предприятия должны согласовать свой выбор продукта для производства с выбором потребителей или понести кару в виде убытков или даже банкротства.

В большей мере это справедливо также и в отношении поставщиков ресурсов. Спрос на ресурсы – это производственный спрос, т.е. производный от спроса на товары и услуги, производству которых способствуют ресурсы. В более общем плане очевидно, что в стремлении максимизировать доход от продажи своих людских и материальных ресурсов поставщики ресурсов вынуждены следовать требованиям рыночной системы и делать свой выбор, руководствуясь потребительским спросом. Поскольку только те фирмы, которые производят товары, пользующиеся спросом потребителей, могут работать с прибылью, поскольку именно эти фирмы предъявляют спрос на ресурсы. Поставщики ресурсов отнюдь не «свободны»направлять свои ресурсы на производство товаров, которые не удовлетворяют потребителей. Причина в том, что не могут существовать фирмы, производящие именно такие товары, так как потребительский спрос на них недостаточно высок, чтобы сделать их производство прибыльным. Короче, потребители демонстрируют свои предпочтения в форме спроса, предъявляемого на рынке продуктов, а производители и поставщики ресурсов соответственно реагируют на этот спрос, чтобы обеспечить свои собственные интересы. Рыночная система передает желания потребителей предприятиям и поставщикам ресурсов и добивается от них надлежащего ответа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: