Анализ основных средств
Основные средства - длительно используемые средства производства, участвующие в производстве в течение многих циклов, имеющие длительные сроки амортизации, являются постоянной и важнейшей частью имущества предприятия.
По функциональному назначению основные фонды делятся на производственные и непроизводственные. К производственным основным фондам относятся те средства труда, которые непосредственно участвуют в производственном процессе.
Используют несколько видов оценок основных фондов, связанных с длительным участием их и постепенным снашиванием в процессе производства, изменением за этот период условий воспроизводства: по первоначальной, восстановительной и остаточной стоимости.
Первоначальная стоимость характеризует сумму затрат на изготовление и приобретение фондов, их доставку и монтаж.
Восстановительная стоимость характеризует затраты на воспроизводство.
Остаточная стоимость представляет собой разность между первоначальной и восстановительной стоимостью основных фондов и суммой их износа.
Анализ основных средств производится по нескольким направлениям, разработка которых в комплексе позволяет дать оценку структуры, динамики и эффективности использования ОС и долгосрочных инвестиций.
Основные средства по отношению к производству продукции можно подразделить на 2 части: активную и пассивную.
Активная часть - основные фонды, которые оказывают активное воздействие на предмет труда (станки, оборудование, машины, передаточные устройства и т. п.).
Пассивная часть непосредственное воздействие на предмет труда не оказывают (здания, сооружения).
Анализ технического состояния основных средств
|
Данные о наличии, износе и движении ОС служат основным источником информации для оценки технического состояния и производственного потенциала предприятия.
Износ - процесс физического и морального устаревания ОС. Считается равным начисленной амортизации.
Амортизация – процесс постепенного перенесения стоимости ОС на производимый с их помощью продукт.
Выбытие – исключение объёкта из состава ОС, используемых на предприятия с помощью продажи, списания, либо безвозмездной передаче третьему лицу.
Обновление – введение в состав вновьприобретённых либо созданных своими силами ОС.
Величина обновления и выбытия ОС определяется по их балансовой (остаточной стоимости).
Фондоотдача – обобщающий показатель, характеризующий уровень эффективности использования основных производственных фондов предприятия. Повышение фондоотдачи достигается за счет совершенствования структуры основных средств, замены устаревших и неэффективных средств труда новыми, устранения внутрисменных простоев, своевременной организацией ремонта и т. д..
Оценка эффективности использования ОС основана на применении общего для всех ресурсов порядка изучения эффективности использования, которая предполагает расчет и анализ показателей отдачи и емкости.
Показатели отдачи характеризуют выход готовой продукции на 1 руб. ресурсов.
Показатели емкости характеризуют затраты или запасы ресурсов на 1 руб. выпуска продукции.
АНАЛИЗ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ
Оборот капитала – непрерывно возобновляющийся процесс движения инвестированных средств, или время, в течение которого промышленный капитал проходит все стадии кругооборота.
|
Оборотные средства – совокупность денежных средств, авансированных предприятием для создания оборотных производственных фондов и фондов обращения, обеспечивающих непрерывный процесс производства и реализации продукции.
Оборотный капитал – превышение текущих активов над краткосрочными обязательствами; он формируется из денежных средств, легкореализуемых ценных бумаг, дебиторской задолженности, материально-производственных запасов, готовой продукции, незавершенного производства и расходов будущих периодов.
Финансовое положение предприятия находиться в непосредственной зависимости от того, на сколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги. Длительность нахождения средств в обороте определяется рядом факторов, которые подразделяются на внутренние и внешние условия.
Внешние условия:
1. Сфера деятельности предприятия (снабженческая, производственная, посредническая);
2. Отрасль (кондитерская, станкостроительная);
3. Масштабы предприятия (крупные, малые);
4. Экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования.
Внутренние условия:
1. Стратегия управления активами;
2. Используемая методика оценки товарно-материальных ценностей структуры активов;
3. Ценовая политика.
Элементами оборотных средств являются:
· Предметы труда;
· Готовая продукция на складах предприятия, товары для перепродажи;
· Дебиторская задолженность;
|
· Краткосрочные финансовые вложения;
· Денежные средства.
Размер оборотных средств, необходимых предприятию для нормальной производственной деятельности, определяется и устанавливается предприятием путем разработки норм и нормативов оборотных средств, которые должны обеспечить постоянную потребность предприятия в производственных запасах, незавершенном производстве, в средствах для расходов в будущих периодах, в остатках готовой нереализованной продукции в планируемом периоде с учетом условий производства, снабжения и сбыта продукции.
В практике планирования, учета и анализа оборотные средства группируются по следующим признакам:
· Функциональной роли в процессе производства;
· Материально-вещественному содержанию;
· Практике контроля, планирования и управления;
· Источникам формирования;
· Ликвидности;
· Степени риска вложения капитала;
· Стандартам учета и отражения в балансе предприятия.
Анализ оборотных средств позволяет:
· Выяснить, во что вкладываются собственные оборотные средства предприятия в течение финансового и операционного циклов;
· Оценить эффективность использования ресурсов в оперативной деятельности предприятия;
· Определить ликвидность баланса предприятия, то есть возможность своевременно погасить краткосрочные обязательства.
Оборачиваемость оборотных средств - то, с какой периодичностью средства, вложенные в оперативную деятельность, возвращаются на предприятие.
Скорость оборачиваемости оборотных средств является важнейшим показателем интенсивности использования оборотных средств и, в свою очередь, определяется с помощью следующих взаимосвязанных показателей:
длительность одного оборота в днях;
количество оборотов за год, а также;
величина оборотных средств, приходящихся на единицу реализованной продукции.
Методика анализа
Коэффициент оборачиваемости показывает количество оборотов, совершаемых оборотными средствами за год (полугодие, квартал), и определяется по формуле:
К об = Выручка от продажи товаров, работ и услуг / Среднегодовая стоимость оборотных активов
Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств.
Для обработки данных об оборотных активах также используются показатель продолжительность оборота:
П ОБ = Продолжительность периода / К ОБ
Нужно помнить о том, что величину собственных оборотных средств предприятия снижает иммобилизация оборотных средств, то есть их отвлечение из оборота для покрытия перерасхода фондов и целевых финансовых поступлений, превышение сумм полученных предприятием кредитов.
Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в них в связи с улучшением их использования.
Коэффициент загрузки оборотных средств – показатель, обратный показателю коэффициенту оборачиваемости.
К загр = Среднегодовая стоимость оборотных активов / Выручка от продажи товаров, работ и услуг
Коэффициент загрузки средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от реализации продукции.
Материалоотдача = Себестоимость продукции / Затраты на материалы
Показатель материалоотдачи характеризует отдачу материалов, т.е. количество произведенной продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов (сырья, материалов, топлива, энергии и т.д.).
10. рейтинговая оценка предприятия
Рейтинг – это численное значение условного показателя, которое вычисляется по установленной методике, и следовательно может быть сопоставлено с аналогичными показателями.
Рейтинговая оценка предприятий позволяет учитывать любое неограниченное количество факторов, влияющих на деятельность и состояние предприятия в зависимости от целей проведения рейтинговой оценки. Рейтинг позволяет сравнивать предприятия между собой по одному обобщающему показателю и ранжировать их.