Неделя | Лексические темы | Словарь для пассивного и активного усвоения | Формирование лексико-грамматических представлений и развитие связной речи | Пальчиковые и подвижные игры и упражнения |
СЕНТЯБРЬ | ||||
1 неделя | Логопедическое обследование | |||
2 неделя | Логопедическое обследование | |||
3 неделя | Овощи. Огород | Предметный словарь. Урожай, огород, грядка, овощи, картофель, огурец, помидор, свекла, морковь, лук, суп, сок. Глагольный словарь. Садить, расти, собирать, копать, срывать, варить, угощать, делиться. Качественный словарь. Красный, желтый, зеленый, большой, маленький, длинный, короткий, круглый, треугольный, овальный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, *сырой, вареный. | 1.Различение и употребление существительных единственного и множественного числа (огурец – огурцы). 2.Образование родительного падежа существительных со значением отсутствия («Чего нет у Тани?» Нет помидора). 3.Различение предложных конструкций (предлоги В, НА, С). 4.Развитие умения однословно отвечать на вопросы: что? кто? что делает? какой? 5.Вызывание двухсловных предложений с помощью слов дай, на, где, вот. | «Чудесный мешочек», «Соберем урожай» (овощи – в ведро, фрукты – в корзину), «Угадай по вкусу», «Расскажи, какой», «Выбери все красные (зеленые), круглые (треугольные), большие (маленькие) овощи», «Выбери овощи для салата», «Где половинка, а где целое?», «Из чего приготовлено блюдо?». |
4 неделя | Осень | Предметный словарь. Осень, дождь, небо, тучи, листья, листопад, деревья, ветер, птицы, юг, урожай, овощи, фрукты, грибы. Глагольный словарь. Наступить, желтеть, падать, вянуть, идти, лить, дуть, улетать, убирать, собирать, готовится (к зиме). Качественный словарь. Осенний, холодный, теплый, желтый, зеленый, сухой, мокрый, грязный, голые (деревья), теплые (края). | 1.Обучение детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции (Беги – стой). 2.Различение и использование в речи утвердительных и отрицательных указаний с частицей не (Возьми – не бери). 3.Соотнесение слов один – много с соответствующим количеством предметов (Один лист, много листьев). 4.Составление предложений по картинке. | «Солнышко и дождик», «Соберем урожай», «Кто больше соберет листьев», «Желтый лист – ко мне», «На что похож листок», «Назови цвет листочка», «Составим осенний букет», «Кто как готовится к зиме», «Поможем белочке заготовить грибы и орехи», «Поручение». |
ОКТЯБРЬ | ||||
1 неделя | Лес. Грибы | Предметный словарь. Лес, гриб, боровик, лисичка, мухомор, поганка; шляпка, ножка, корзина Глагольный словарь. Находить, собирать, готовится (к зиме). Качественный словарь. Съедобный, несъедобный, хороший, ядовитый | 1.Различение и использование в речи утвердительных и отрицательных указаний с частицей не (Собирай, не собирай). 2.Соотнесение слов один – много с соответствующим количеством предметов, согласование слов в роде, числе (Один гриб, много грибов). 3.Составление простого предложения по вопросам, по демонстрации действий, по картинке. 4.Дополнение предложений по картинке. | «Найди такой же грибок», «На что похож листок», «Сюрпризы из осеннего леса», «Расскажи, какой грибок», «Назови части гриба», «Где вырос грибок», «Что в корзинке лишнее». |
2 неделя | Золотая осень | Предметный словарь. Осень, дождь, небо, тучи, листья, листопад, деревья, ветер, птицы, юг, урожай, овощи, фрукты, грибы. Глагольный словарь. Наступить, желтеть, падать, вянуть, идти, лить, дуть, улетать, убирать, собирать, готовится (к зиме). Качественный словарь. Осенний, холодный, теплый, желтый, зеленый, сухой, мокрый, грязный, голые (деревья), теплые (края). | 1.Обучение детей переключению с одного действия на другое по словесной инструкции (Беги – стой). 2.Различение и использование в речи утвердительных и отрицательных указаний с частицей не (Возьми – не бери). 3.Соотнесение слов один – много с соответствующим количеством предметов (Один лист, много листьев). 4.Составление предложений по картинке. | «Солнышко и дождик», «Соберем урожай», «Кто больше соберет листьев», «Желтый лист – ко мне», «На что похож листок», «Назови цвет листочка», «Составим осенний букет», «Кто как готовится к зиме», «Поможем белочке заготовить грибы и орехи», «Поручение». |
3 неделя | Мамин праздник | Предметный словарь. мама, бабушка, дочь, сестра, семья, подарок, цветы, весна, солнце, радость, праздник; воспитатель, няня, повар, врач, кухня, продавец; Глагольный словарь. варить, помогать, любить, поздравлять, учить, убирать, приносить, лечить, продавать, покупать; Качественный словарь. милая, красивая, добрая, ласковая, хорошая, веселая, грустная, здоровая, больная, молодая. | 1.Употребление существительных в форме родительного и дательного падежей (Поздравлю к о г о? маму. Подарок дарю кому? маме 2..Подбор существительных к глаголам, признакам (спит кто? дедушка, братик, мама; заботливая к т о? мама, бабушка, сестра). 3..Изменение глаголов по лицам, числам 4.Образование глаголов совершенного и несовершенного вида 5.Образование прилагательных от существительных (весна— весенний, забота—заботливый). | «Скажем маме нежные слова», «Чья мама?» (рассматривание фотографий), «Подарок для мамы». |
4 неделя | Одежда | Предметный словарь. Одежда, майка, трусы, рубашка, платье, юбка, шорты, брюки, костюм, пижама, носки, колготы, куртка, шуба, пальто, шарф, шапка, варежки, воротник, рукав, карман, пуговица, замок, ремень, дырка Глагольный словарь. Ходить, надевать (что-либо), одевать (кого-либо), раздеваться, носить, застегивать, расстегивать, завязывать, развязывать, порвать, стирать, гладить (утюжить) Качественный словарь. Зимняя, летняя, детская, *взрослая, мамина, папина, новая, старая, теплая, тесная, чистая, грязная, длинный, короткий, большой, маленький | 1.Различение и образование грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончанием -ы-, -и- (Ботинок – ботинки, носок – носки, кофта - кофты). 2.Различение возвратных и невозвратных глаголов. Различение действий, изображенных на сюжетных картинках (Одевается – одевают, одевается -обувается). 3.Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (Юбка-юбочка, тапки – тапочки). 4.Образование прилагательных с помощью суффикса -ин- (Мамина кофта). 5.Составление предложений по картинке с выделением предмета, действия. 6.Составление предложений по наглядной ситуации, по демонстрируемому действию. 7.Составление простого предложения с предлогом В. (Шапка лежит в шкафу). | «Подбери одежду» (для детей, для взрослых, для дома, для занятий спортом, для зимы, для лета), «Одежда для Оли и Толи», «Отбери одежду с длинными рукавами», «Что застегнем, а что завяжем» |
5 неделя | Обувь | Предметный словарь. Обувь, тапки, туфли, сапоги, ботинки, сандалии, чешки; подошва, каблук, шнурки, узел. Глагольный словарь. Носить, застегивать, расстегивать, завязывать, развязывать, снимать, вешать, складывать, ставить, жмет (обувь). Качественный словарь. Мамина, папина, зимняя, летняя, новая, старая, теплая, тесная, чистая, грязная, длинный, короткий, большой, маленький, голый. | 1.Обучение узнаванию предметов по их назначению. (Покажи, что обуешь на ножки). 2.Различение грамматической формы единственного и множественного числа существительных с окончанием -ы-, -и- (Носок – носки). 3.Различение возвратных и невозвратных глаголов. Обучение пониманию действий, изображенных на сюжетных картинках (Обувайся – обувают). 4.Формирование слов с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка в двухсложных словах (Таня, иди). 5.Составление предложений с помощью дополнения слов. | «Подбери обувь по размеру», «Левый или правый», «Разложим вещи по местам», «Надевай – обувай», «Подбери пару», «Что оторвалось». |
НОЯБРЬ | ||||
1 неделя | Наше тело. | Предметный словарь. Голова, шея, туловище, живот, спина, руки, ладони, пальцы, кулак, ноги, глаза, уши, нос, рот, зубы, губы. Глагольный словарь. Ходить, бегать, поднимать, опускать, поворачивать, смотреть, слушать, дышать. Качественный словарь. Чистый, грязный, красивый, некрасивый. | 1.Употребление существительных в единственном и множественном числе (Нога – ноги, ухо – уши). 2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -к-, -ик- (Нос-носик, ухо-ушко). 3.Подбор и согласование существительных с местоимениями (Моя рука, мой нос, мое мыло). 4.Составление предложений по выполняемому действию. 5.Составление предложений с помощью дополнения слов. 6.Пересказ короткого рассказа с опорой на серию сюжетных картин. | «Ножки и ладошки», «Что мы делаем руками (ногами, глазами..)», «Назови ласково», «Маленький – большой – огромный». |
2 неделя | Предметы гигиены. | Предметный словарь. Мыло, шампунь, расческа, полотенце, платок, салфетка. Глагольный словарь. Мыть, вытирать, полоскать, чистить, расчесывать, держать, брать, ходить, бегать, поднимать, опускать, поворачивать. Качественный словарь. Чистый, грязный, красивый, некрасивый, горячий, холодный, скользкий, приятный | 1.Употребление существительных в единственном и множественном числе (салфетка – салфетки). 2.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. -к- (мыло-мылко). 3.Подбор и согласование существительных с местоимениями (мое мыло). 4.Составление предложений по выполняемому действию. 5.Составление предложений с помощью дополнения слов. 6.Пересказ короткого рассказа с опорой на серию сюжетных картин. | «Куда пропало мыло», «Наши помощники», «Для чего нам эти предметы», «Скажи, какой», «Маленький – большой – огромный», «Чья вещь». |
3 неделя | Посуда. | Предметный словарь. Посуда, чашка, стакан, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, нож, ложка, вилка; части посуды – носик, ручка, крышка, донышко; стекло, железо. Глагольный словарь. Варить, жарить, накрывать (на стол), ставить, кушать, пить, наливать, резать, убирать, мыть, разбить, дежурить. Качественный словарь. Большая, маленькая, глубокая, мелкая, чистая, грязная, острый, тупой, стеклянный, железный, круглый, гладкий, холодный, горячий. Словарь наречий. Осторожно, чисто, грязно, аккуратно, горячо, тяжело. | 1.Образование и различение глаголов 1-го и 3-го лица с ударными окончаниями (Я беру – он берет). 2.Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (Чашка – чашки). 3.Ответы на вопросы по картинке с выделением объекта, предмета, действия. (Кто кушает кашу? Что делает Катя? Что кушает Катя?) 4.Составление простого предложения с предлогом У в значении «у кого». (У Насти чашка). 5.Составление предложений по опорным словам. | «Подбери чашки к блюдцам» (крышки к кастрюлям), «Незнайка за столом», «Что без чего» (чашка без ручки), «Расставим посуду по местам», «Расставим посуду для трех медведей», «Найди железную (стеклянную) посуду», «Наведем порядок на кухне» |
4 неделя | Продукты питания | Предметный словарь. Посуда, чашка, стакан, тарелка, кастрюля, сковорода, чайник, нож, ложка, вилка; части посуды – носик, ручка, крышка, донышко; стекло, железо. Глагольный словарь. Варить, жарить, накрывать (на стол), ставить, кушать, пить, наливать, резать, убирать, мыть, разбить, дежурить. Качественный словарь. Большая, маленькая, глубокая, мелкая, чистая, грязная, острый, тупой, стеклянный, железный, круглый, гладкий, холодный, горячий. Словарь наречий. Осторожно, чисто, грязно, аккуратно, горячо, тяжело | 1.Образование и различение глаголов 1-го и 3-го лица с ударными окончаниями (Я беру – он берет). 2.Образование существительных множественного числа от существительных единственного числа (Чашка – чашки). 3.Ответы на вопросы по картинке с выделением объекта, предмета, действия. (Кто кушает кашу? Что делает Катя? Что кушает Катя?) 4.Составление простого предложения с предлогом У в значении «у кого». (У Насти чашка). 5.Составление предложений по опорным словам. | «Мы пьем чай», «Подбери чашки к блюдцам» (крышки к кастрюлям), «Незнайка за столом», «Что без чего» (чашка без ручки), «Расставим посуду по местам», «Расставим посуду для трех медведей», «Наведем порядок на кухне» |