Деревня Вышековская, а Ильинотож на Енталском истоке.




Из истории тимошинских деревень

(наименования, люди и гипотезы происхождения).

 

Каждый из нас на каком-то отрезки своей жизни, наверняка, задаётся вопросом: кто я, откуда пришёл в этот мир, кто были мои предки, кто ходил по той земле, по которой сейчас хожу я?

Вот и я решила с помощью исторических документов и материалов выяснить историю деревень села Тимошино Архангельской области Верхнетоемского (ранее Черевковского) района. Названия географических мест (в науке они называются топонимы), зачастую являются лишь мелкими осколками древней истории. И именно на них отпечатались частицы прошлой истории края.

В своей работе я использовала, прежде всего, «Переписную книгу г. Устюга и черных волостей Устюжского уезда 1677-78 гг., Кивокурская волость», которая находится в РГАДА (Российский государственный архив древних актов).Эта книга-результат второй общероссийской подворной переписи. С ее помощью я смогла заглянуть в историю тимошинских, а вернее, кивокурских деревень аж на 340 лет назад! Ведь раньше наше село носило название Кивокурья,по имени реки, которая и дала название селу.

Хорошим подспорьем в работе стал «Список населённых мест по сведениям 1859 года. Вологодская губерния», опубликованный Центральным статистическим комитетом в Санкт-Петербурге в 1866 г.

Некоторые документы были собраны мною в архивах Вологды и Красноборска. Ведь наш тимошинский край б о льшую часть своего существования принадлежал Устюжскому, потом Сольвычегодскому уездам Вологодской губернии, Черевковскому району, и поэтому большинство документов о наших землях находится в тех архивах. Лично для меня это очень и очень печально, потому что недоступно.

Еще в работе использовались «Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год» и многие другие материалы.

Это первый опыт моей работы в этом направлении. Надеюсь на вашу помощь, уроженцы села, старожилы, да и просто жители. Буду ждать ваших замечаний, дополнений, предложений по продолжению истории нашего села Тимошино.

 

Начинается Переписная книга 1677/78 г.г. с перечисления дворов и жителей.

Кивокурская волость

«Волость Кивокурская, а в ней Ильинской погост». Далее переписчик указывает, что на погосте 5 дворов, в которых проживают просвирница Агафья, земский пристав, трапезник с братом и сыном и два работника.

По документам мы понимаем, что это не тот Погост, который сейчас находится в деревне Семёновской -1. Первоначально кивокурская церковь находилась на самом берегу реки Двины, у полоя. Ведь полой является одним из рукавов р. Северной Двины, как и сама река Курья. Сегодня нельзя сказать точно, когда была построена первая церковь, на земле которой стояли дворы церковных служителей, и где было кладбище. Но документы уже в 1611 году упоминают Матфея Никитина, который тогда был старостой «церковной Кивокурьския волости Ильи пророка и ДмитреяСолуньскаго». Позднее в документах с наказами по новому уложению Манифеста в 1767 году крестьяне жалуются, что многие оброчные пожни река Двина «свалила без остатка», а «оброк платится повсягодно»,т.е. ежегодно. Здесь упоминается и «дворовая земля бобыля Кирила Герасимова», которая принадлежала ему на «Кивокурском старом погосте», и которую также смыло рекой.

Старый погост на полое вспоминают и некоторые жители Тимошина. Бывало, по весне Двина также смывала берег, и тогда обнажались на обрыве старинные гробы и человеческие кости, указывая, что здесь раньше было кладбище.

Сейчас на том месте ничто не напоминает о бывшем погосте. Всё унесло время!

А теперь давайте перейдем к описанию деревень. Я начну с деревень нижнего конца нашего села.

Как пишет книга «В той же волости великого государя деревни черные». Чёрными называли те деревни, где была государственная (казённая) земля, она не принадлежала владельцам.Крестьянство на Руси в самые давние времена было крепостным и черносошным. Сохой назывался на Руси в 13-17 веках определённый размер земельного надела, с которого брались налоги (подати). Наши предки были черносошными крестьянами. То есть они были лично свободным и платили подати, то есть налоги, государству.

Деревня «Окишевская Ильинская церковная», находилась у Ильинского погоста. В давние времена зафиксированы именно такие деревни, где возле храма располагалось всего несколько домов священно- и церковнослужителей. Этой деревни сейчас нет. Она была расположена на реке Двине (так указано в Переписной книге 1677 г.), у полоя, название которого Ильинский. В этой деревне стоял один двор ильинского попа Савы Борисова, во дворе жило 5 человек мужского полу. Женщины в той переписи не учитывались.

Деревня Сорокоумовская.

Как сообщает Переписная книга 1677 г., деревня располагалась «на Двине» и называлась Сорокоумова. В этой деревне было 2 двора, в которых проживало 9 душ мужского полу.

За 100 лет количество дворов увеличилось на 1 и стало 3, а жителей в них мужского полу 13, женского-9, всего 22 человека. В «Списке населенных мест по сведениям 1859 года» указана Сорокоумовская, деревня казенная, при Ильинском полое.

Переписная книга 1677 года указывает, что хозяином одного из дворов был Гришка Архипов Чертополохов, в другом дворе Ушаковых жил Никифорко Иванов Юрьев. Эти фамилии встречаются и в более поздних документах. Так, в Вологодском архиве есть сведения о том, что в 1870-1876 г.г. крестьянин этой деревни Евдоким Михайлов Чертополохов имел мелочную лавку, которая находилась около Кивокурской Вознесенской церкви в д. Семеновской.

За следующие 80 лет количество населения в этой деревне увеличилось более чем в 6 раз. Иногда параллельно со старым названием возникало новое. Так возникали двойные, тройные названия, так и упоминаемые в документах. В 1939 году в документах Тимошина наряду с основным названием значится местное название деревни – Копыловы, и в деревне уже в 32 дворах проживал 141 человек. Можно сказать, что сегодня, через 340 лет мы знаем потомков жителей из этой деревни.

Имя Кирилла Копылова, жителя именно этой деревни,зафиксировано в документах 1798 года (Лощилов М. «Кивокурская история» - «Заря», 1997, №63). В 1918 году в той же деревне проживал Копылов Егор Иванович,49 лет, который имел такую необычную профессию как каменотес. Думается, что наш земляк занимался отхожим промыслом, люди его специальности уходили на строительство городов, работали в монументальных мастерских.Еще один крестьянин, Копылов Ефим, был прадедом по отцу известной поэтессы из Корнилова Ольги Александровны Фокиной, но был ли он уроженцем именно этой деревни, пока сказать сложно.

Предположительно, название деревни Сорокоумовская произошло от имени или прозвищаСорокоум. В христианстве числительное «сорок» обладает особым значением: оно символизирует абсолютную завершенность и целостность. Корень «ум» в составе прозвища, вероятно, указывает на мудрость основателя рода Сорокоумовых. Таким образом, прозвище Сорокоум получил тот, кто обладал большой мудростью, высшим знанием. Сорокоум, со временем получил фамилию Сорокоумов. И хотя среди жителей Кивокурьи того времени не зафиксировано такого прозвища или фамилии, но они бытовали в середине 1650-х годов вСольвычегодскомуезде, а также в других деревнях Устюжского уезда Двинской трети, к территории которых относилось наше село в разные годы.

Деревня Новгородовская.

В переписной книге 1677 г. она обозначена как деревня «Наугород, а Наугородовскаятож на речке на Кивокурье». В то время эта деревня была одной из самых населенных. В ней записано 6 дворов, 14 душ мужского полу.

В «Списке населенных мест по сведениям 1859 года» деревня указана как «казенная Новогородская при заливе р. Курьи» с 4 дворами,13 мужчин,13 женщин.

В списке, датированном 1939 годом, указано, что здесь проживало уже 207 человек в 48 дворах.

Название деревни Новгородовская предположительно происходит от новгородцев, вытеснивших коренных жителей чудь. Исследователи считают, что поселения, названные такими топонимами, не просто основаны выходцами из Новгорода Великого, но и своими именами они отмечали права этого поселения на земли, на их владения. Полагаю, что название этой деревни указывает на достаточно большой возраст нашего села.

 

Местное название деревни- Пирогово.

Давайте, посмотрим, кто населял деревню в разные годы. Первым в списке из 6 жителей деревни 1677 года значится «Ивашко Антонов Пирогов». Еще раньше, в 1611 году, отмечен в книгах Антониево-Сийского монастыря «Григорий Михайлов сын Пирогов» из Кивокурской волости.И это не удивительно. Ведь в старые времена название деревни обычно давалось от имени или прозвища первопоселенца или человека, чем-то выделяющегося среди жителей. Семейное имя Пирогова образовано от личного прозвища и относится к распространенному типу русских фамилий. А часть слова–ов- обычна в названиях населенных мест, образованных от личных имен.

У славян издревле существовала традиция давать человеку прозвище в дополнение к имени, полученному им при крещении. Дело в том, что церковных имен было сравнительно немного, и они часто повторялись. А вот прозвище позволяло легко выделить человека в обществе. Рождению прозвища способствовал род занятий, особенности характера или внешности человека, местности, выходцем из которой был человек. В большинстве случаев прозвища, присоединявшиеся к крестильным именам, стали фамилиями. Вероятно, так и получилось в случае с фамилией Пирогов. Род занятий этого, полагаю,довольно состоятельного кивокурца по тем временам, был явно связан с хлебопечением, с изготовлением изделий их теста, хлеба и пирогов.

Интересный факт-через 300 лет в этой деревне проживали около десятка семей Ситниковых. Ситник- это хлеб, испеченный из пшеничной муки, просеянной сквозь сито. Как видим, эта фамилия также была связана с хлебопечением.

В 30-е годы прошлого столетия в деревне проживали Митины, Мокеевы. самыми распространёнными фамилиями были Ситниковы и Юницыны.

 

Деревня Новгородовская выставка

В Переписной книге 1677-1678 г.г. наряду с Новгородовской деревней была записана «Деревня Новая Выставкаа Наугородовскаятож на речке на Кивокурье» (1677). В ней было 3 двора, где проживало 8 душ мужского полу.

Выставка – это поселение, основанное переселенцами из другой деревни. В нашем случае это значит, что деревня заселялась жителями, вышедшими из д. Новгородовской.

Прошло почти 200 лет, и в списке населенных мест в 1859 году мы тоже находим Новгородскую выставку, казенную деревню при ручье Городище. В ней по-прежнему, было 3 двора,9 мужчин,13 женщин. Это название деревни сохранялось довольно долгое время, вплоть до начала 19 века. В 1939 году в деревне в 7 дворах проживало 30 человек.

В более позднее время, в 20 –х годах прошлого столетия, две этидеревни уже носили одно общее название – д. Новгородовская. Написание этого названия претерпело несколько вариантов, что привело к юридическим казусам, ошибкам в документах и судебным тяжбам. Местного названия деревня не имела.

Документы Вологодского архива за 1870-1890 г.г. сообщают нам, что крестьянин д. Новогородовской (так в документах) Афанасий Иванов Мокиев (так в документах) владел мелочной лавкой, которая находилась около Кивокурской Вознесенской церкви. А, вероятно, сын Афанасия Мокиева, Иван, держал в д. Семеновской питейное заведение, которым заведовал приказчик Вукол Степанов Звенов.

Достопримечательность этой деревни - древнее городище, на котором по воспоминаниям старожилов стояла деревянная часовня во имя Св. Иоанна Предтечи, с престольным праздником 7 июля (24 июня по старому стилю). Часовня была построена в 1725 году по указу, данному бывшим Епископом Сергием.

А вот выдержки из книги «Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 г.г.»: «В 1936 году Государственный исторический музей под руководством М.Е. Фосс проводил обследования местности от д. Волонковской до с. Тимошино по р. Курья,впадающей в Северную Двину. Здесь экспедицией было обнаружено поселение,называемое «городищем»…При осмотре в обрыве был обнаружен культурный слой, содержащий золу, угли, обожженные камни, спекшуюся глину, фрагменты неорнаментированной керамики и кусок обуглившейся доски, по-видимому, настила пола». И далее, автор высказывает предположение, что подобные памятники относятся к ХII–ХIV векам или более позднего периода. Так ли это, думаю, со временем мы узнаем. Сегодня появляются новые способы исследования материалов, веществ, открываются новые документальные источники, еще не изученные исследователями. Ведь наука не стоит на месте.Надеемся, что это будет делом недалекого будущего. Очевидно, что дальнейшее изучение такого рода древностей поможет нам лучше понять многие страницы местной истории.

 

Деревня Скрипичинская.

Переписная книга 1677 годатоже называет эту деревни в числе других. «Деревня Скрыпицыно на речке на Кивокурье». Деревня маленькая,в ней был всего один двор, где проживало 4 человека мужского полу. Но если учесть, что количество мужского населения что и женского приблизительно одинаковое, то можно предположить, что там проживало 7-9 человек.

Впрочем, почти через 200 лет население деревни значительно увеличилось. Чем-то привлекало переселенцев это место, и уже в 1825 году в деревне стояло 10 дворов, где проживали 34 мужчины и 35 женщин.

Могу предположить, что свое первоначальное название деревня получила от имени жителя деревни, которым первым поселился здесь. Это мог быть Андрей Скрыпов, выборный сотский, имя которого зафиксировано в документе в 1677 году в одном из древних документов - «Сказке»,где описан допрос кивокурских мужиков о земской избе.Должность Андрея Скрыпова была довольно значимой в деревне. Ведь сотский, или «соцкой», как названо в документе, это выборный из крестьян низший полицейский чин в дореволюционной России. Предположим, что потомком Андрея Скрыпова был и Скрипов Юрий Иванович из Тимошина, 1919 года рождения, ушедший добровольцем на фронт в 1941 году. Это был достойный представитель рода Скриповых. Он был награжден орденом Красной Звезды. И вроде, ничего необычного в этом не было, награждены этим воинским знаком отличия в годы войны были многие. Но особенность этой ситуации в том, что представлен к награде младший лейтенант, командир батареи Скрипов был в июле 1941(!) года. Тогда, когда о награждениях бойцов не шло и речи, ведь наши войска отступали и несли огромные потери. Но наш земляк «сумел обеспечить быстроту темпа, меткость стрельбы. Был тяжело ранен, но с поля боя не ушел» - слова из наградного листа. В этот раз, вероятно, было, за что дать такую высокую награду. Но война оборвала жизнь последнего из рода Скриповых в Тимошине, Юрий погиб в декабре 1942 года.

В сведениях 1939 года мы находим местное название деревни - «Шатровские », здесь проживало 37 человек в 9 дворах. А местное название «Шатровские» - от фамилии Шатровских, которые также проживали в этой деревне.

 

Деревня Семеновская 1-я.

« Деревня Семеновское а Селцотож» - так записана эта деревня в Переписной книге 1677 года. Энциклопедия сообщает, что этот термин бытовал уже наряду с термином «деревня» и фактически означал то же – небольшой сельский населенный пункт.

В 1677 году д. Семеновской располагалось 5 дворов,7 душ мужского полу. По тем временам в этой деревне еще не было церкви. Первая одноэтажная кирпичная церковь во имя Вознесения Господня и Пророка Илии была построена в д. Семеновской в 1725 году, освещена в 1752 году.Две деревянные церкви, построенные в Кивокурье до этого времени, сгорели, об этом упоминают клировые ведомости церкви. Хотя в Прошении от 1834 года об освещении каменной церкви упоминается «пришедшая в ветхость деревянная церковь». Возможно, деревянная церковь была вновь построена после пожара.В «Церковно-историческом и статистическом описании церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии, 1854 год», указано: «Другая двухэтажная во имя Верховных апостолов Петра и Павла и св. великомученика Димитрия Селунского, которой основание было положено в 1834-м году, а окончательно достроена и освящена в 1848-м году. Обе сии церкви служат достойным памятником благочестия живших в сем приходе крестьян Кузнецовых. Первая Вознесенская еще при их жизни построена их иждивением, а другая двухэтажная на выгоды, получаемые от вотчин, приложенных Кузнецовыми в пользу церкви».

Проживание крестьян Кузнецовых в д. Семеновской зафиксировала и «Переписная книга 1677-1678 г.» В числе жителей этой деревни названы «Стенка, Митка Ивановы Кузнецовы». Эта же фамилия фигурирует и в других документах, где, например, записаны допросные речипо одному судному делу. «Устюжского уезду, Кивокурской волости, деревни Семеновской, сельцо то ж, всеуездный мирской челобитчик крестьянин Стенка Иванов сын, прозвищем Кузнецов».

В списке населенных мест 1859 года значится в д. Семеновской (Село) 5 дворов, 32 жителя, отдельной строкой указан Вознесенский-Кивокурский погост, в котором 8 дворов, где проживают 35 мужчин и 37 женщин. Если мы посчитаем, то увидим, что на каждый двор приходится 9 человек. Вероятно, в число жителей здесь входили церковные служители, их члены семей, нищие, которые жили при церкви.

А в 1885 году в обследовании «Волости и важнейшие селения Европейской России»об этой деревни сказано так: «Семеновское Большое (Кивокурской Вознесенский погост), село бывшее государственное при речке Кивокурье. Дворов 16, жителей 102, две церкви, земская станция, школа,6 лавок,3 торжка: в Вознесенье,20 июня и 26 октября».

В 1939 году местное название д. Семеновскойуказано Погост. И как видим, что такое название деревня получила гораздо раньше. Погост в древней Руси означал место остановки князя и его дружины во время сбора дани (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить). Поскольку после распространения христианства на погостах были построены церкви, со временем слово стало обозначать село — деревню с приходской церковью и кладбищем при ней. Очевидно, что так стали называть деревню после того, как там была построена церковь. Здесь проводились торжки, крупные крестьянские сходы. Местные жители погост называют словом «повост», и это стало привычным словом в обиходе тимошинцев.

В конце 1800-х годов торговлей занимались крестьяне деревни Семеновской, Петр и Василий Васильевы Худяковы, их мелочные лавки находились при Кивокурской Вознесенской церкви. По материалам 1930-40–х годов эта фамилия, да еще фамилия Заплатины были наиболее частыми в этой деревне.

Деревни нижнего конца деревни до Повоста входили с 23.08.1929 г. сначала в коммуну «Север», а позднее в 1937 г. в колхоз с одноименным названием. Первым председателем коммуны был Шатровский А.Я. Правление колхоза находилось в доме Коноплёвых.

 

«Деревня Относной двор из деревни из Якушевские на речке на Авнюге» указана в Переписной книге 1677-1678 г.г.

Наряду с починками в старые времена существовали выселки, выставки, относные дворы. Это были селения, находившиеся на землях деревень и вблизи них.По смыслу этого названия это поселение, находящееся вблизи деревни Якушевской. И хотя в названии указано явно, что это двор в единственном числе, но по переписной книге к 1677 году здесь было 4 двора,13 душ мужского полу. Вероятнее всего, это поселение возникло раньше и начиналось оно с одного двора, почему и получило свое название.Среди фамилий жителей две фамилии - Солоновские.

Сейчас такого названия деревни не существует. Предполагаю, что эта деревня позднее стала носить название Якушевской.

 

Деревня Якушевская.

В Переписной книге 1677 года деревни с таким названием нет. Но в 1859 году она уже значилась как казенная деревня при речке Авнюга с числом дворов 10,жителей 69 человек.

Позднее деревня стала густо населена: в 1901 г. в 14 дворах проживало 125 жителей, а в 1940-х годах в деревне стояло29 дворов, где жили 126 человек.

Название деревни вероятно, получено от имени первопоселенца Якушки, образовано от крестильного имени Яков, Иаков. Это имя было довольно распространенным. В Кивокурье проживали Яков Иванов сын Булкова (1663), Якушка Михайлов (1677), Яков Мигалкин (1685). Кто именно был первопоселенцем этой деревни, доподлинно не известно, достоверных сведений не нашлось.

Интересное местное название этой деревни - «Лягаловы ». Оно зафиксировано в статистических документах 1939 года. Одним из свидетельств тех лет является сохранившееся в документах тех лет заявление гражданинки Юрьевой, «проживающей в деревне по прозвищу Лягаловы».

Предположительно, местное название деревни возникло от слова «лягаться», что значит брыкаться, бить наотмашь задними ногами (лошадь). Возможно, это связано с каким-либо необычным случаем, действием или жителем деревни, отчего он получил похожее прозвище. И еще один вариант названия деревни – от слова «ляга». У нас на севере «ляга» - это лужа, колдобина, ямина с водою. И, на самом деле, в нашей Кивокурье дороги ровными не были.

В начале 1900-х годов лидерство по фамилиям держала фамилия Юрьевых иЗолиных.

 

Деревня Семеновская-2.

В Переписной книге 1677-1678 г.г. эта деревня значится как «деревня Семеновская на речке на Авнюге».

В деревне того времени записаны 2 двора, в которых жили Данилко Григорьев Колпачников с внучатами и Оска Васильев Митин с сыновьями и внуком Юркой четырех лет. Как уже говорилось ранее, в этой переписи женщин не учитывали, а только мужчин.

В 1859 году в деревне стояло 4 двора и проживало 26 жителей. В последующие годы число жителей деревни увеличивалось год от году и через 40 с лишним лет в 1901 году здесь уже были поставлены 11 дворов, где проживало 75 жителей.

К 1939 году деревня увеличилась, там уже был 21 двор, но количество жителей оставалось на том же уровне - 76 человек. Если обратиться к статистике, то можно сосчитать, что в среднем, в этой деревне в каждом доме жило 3,5 жителя. Поэтому, можно справедливо предположить, что деревню заселяли молодые семьи, выделившиеся из родительских семей, имеющие пока 2-3 ребенка.

Местное название деревни было «Матвеевская », что предположительно также получило свое название от имени жителя по имени Матвей. Среди жителей села наиболее раннее упоминание этого имени в 1639 году - Матвей сын Титов по прозвищу Стуков,который был свидетелем при подписании купчей на сенный покос БаженаЯрофеева сына Ушакова. Да недалеко в деревне Тропинской подрастал у Ивашки Иванова Кузнецовых сын Матюшка, будущий Матвей.

Деревня Тропинская.

В переписной книге 1677 года она так и значится: «деревня Тропинская на речке на Авнюге». Записаны 3 двора, где проживало 7 человек мужского полу.

В 1885 году по результатам обследования, произведенного статистическими учреждениями Министерства внутренних дел, деревня Тропинская попала в книгу «Волости и важнейшие селения Европейской России», изданную в Санкт-Петербурге.В книге под номером 1242 отмечена деревня «Тропинская (Кулига), бывшая государственная, при рч. Авнюге, дворов 6, жителей 42». В числе этих сведений было отмечено наличие в этой деревне 2 кирпичных заводов. Благодаря этому факту деревня и была включена в указанную книгу.

По статистическим данным учета Тимошинского сельсовета в 1939 году в деревне было 23 двора с 96 жителями.

Можно предполагать, что название деревни Тропинская произошло от мужского имени Тропа (Евтропий), бытовавшее часто в просторечном вариантеАнтроп. Некоторые исследователи допускают, что в основе фамилии могло быть также прозвище, «которое могли дать человеку с тяжелой походкой», от словатропать – «топать, стучать ногами, тяжело ходить».

Кивокурский крестьянин Стенка Тропин упоминается в одном из старых документов в 1676 году, Андрей Тропин в 1767 (д. Новгородовская).

Более вероятным мне кажется вариант от слова тропа, «места за о секом, где ставят силки на рябчиков и тетеревов». О сек – это изгородь из деревьев, сосен и елок, которая отделяла поле и лес. Ведь деревня была расположена близко от леса, куда жители села ходили на охоту.

Еще одну версию появления этого названия предложил житель деревни Шаблыкин Альберт Иванович. Он сообщает, что название деревни произошло от дороги, которая вела в Корнилово. Туда на водяную мельницу шла через лес тропа, проторенная пешеходами расстоянием 4 километра.

А вот местных названий деревни есть несколько вариантов. В 1859 году в официальных документах местное название деревни упоминается как Осиево. Если полистаем переписную книгу 1677 года, то находим среди жителей Оску Васильева Митиных, проживающего в соседней деревне Семеновской -2. Оська-это имя от уничижительной формы мужского личного имени Иосиф, употребляемую в русском языке форму Осип.

Но в статистических документах 1939 года местное название этой деревни записано уже как Кошели. Здесь в 22 дворах проживают 102 жителя.

Хочу предложить читателям версию названия этой деревни, связанную с существованием мельницы, где мололи крупчатую «кошельную» муку, шедшую через «кошели» — мельничные рукава. Эту ветряную мельницу упоминают кивокурские крестьяне в «Наказе по новому уложению Манифеста» 1767 года. «Деревни Починка с мельницы, что была за Прокопием Лукошечниковым». (Возможно, речь идет о деревне Вороний Починок?). К этому году владелец мельницы умер и мельницы «запустели». Может, этот факт и послужил названию этой деревни? Думаю, читатели предложат свои версии этого названия.

Лидером среди фамилий в этой деревне начала прошлого века была фамилия Шаблыкиных. Здесь также проживали Савастьяновы, Юрьевы, Митины.

 

Деревня Савкино.

В Переписной книге 1677 года деревня обозначена как «Савкино а Пежаницынотож на речке на Авнюге», 2 двора, 7 душ мужского полу.

В переписи населенных пунктов 1859 года деревня Савкино указана как «бывшая казенная на рч. Авнюге» с 4 дворами и 26 жителями. На протяжении 260 лет росло число дворов и количество населения в этой деревне. Уже в 1939 году в деревне насчитывалось 17 дворов и 69 жителей.

Скорее всего,название этой деревни происходит от прозвища, имени дальнего предка её носителя по мужской линии - Савватий, Савва, Савка. С этим именем, а позднее фамилией в Кивокурье прошлых столетий жило немало наших земляков. Вот несколько имен, которых я смогла найти в старых документах и материалах. Так, в 1670-х годах в Кивокурье жил Вознесенский поп Сава, а в 1741 году священником Вознесенской церкви значится ИоанСаввин, предположительно сын попа Савы. Ведь в старые времена, вплоть до начала XX века, по православной традиции дети, как правило, шли по стопам отца и становились священниками.

Кроме того, земским целовальником Кивокурского стана в 1689 году был Иван Савельев, дворовыми десяцкими были Савка Михайлов и Савка Осипов Митин. Поясню, что дворовым десяцкимдо 1917 года называлось выборное должностное лицо из крестьян для выполнения полицейских и различных общественных функций. Обычно избирался на 10 дворов, потому и «десяцкий». Так что все названные выше жители были не рядовыми крестьянами, а представителями власти в селе.

Как уже говорилось выше, вторым названием деревни было Пежаницыно. Вызывает трудности в определение значения этого названия. Могу предположить, что название произошло от видоизмененного в разговорной речи словаПеченицыно. В вологодских говорах печеница – это «печеная репа, брюква». Этот овощ был частым гостем на столах кивокурских крестьян, пока репу не вытеснил картофель. А картофель на русской кухне появился только в начале XVIII века благодаря Петру Великому. Но распространятся среди всех слоев населения картошка начала лишь в царствование Екатерины.

Но в 1930-х годах Савкино носило еще одно название – Пелеиха. Произносилось оно по – разному: Полеиха,Пылеиха. Что хранит в себе это название? Откуда оно появилось?

Исследователи отмечают, что названия с суффиксом – их(а) отмечены в новгородских писцовых книгах еще в XV–XVI в.в. Названия населенных пунктов, с таким суффиксом обычно возникали от имен первопоселенцев, владельцев земли. Позднее подобные названия стали использовать старообрядцы. Считается, что данный суффикс указывает на расселение в данной местности старообрядческого населения. Давайте заглянем в переписную книгу Кивокурьи 1677 года. Там мы находим, что в д. Новгородовской проживал Петрушка Мартынов Пелевин,14 лет. И такая фамилия была всего одна на всё село. Можно предположить, что юный Петрушка Пелевин вырос, обзавелся семьей и переселился в деревню Савкино. Возможно, так появилось второе название деревни-Пелеиха, и можно предположить, что судьба этого человека каким-то образом связана со старообрядцами.

Соглашусь, что это довольно смелые предположения, но против множества исследований и утверждений ученых по вопросам топонимики (о названиях географических мест) и их первопоселенцах возражать не могу. Ведь в них, несомненно, отражены фрагменты прошлой истории края.

 

Деревня Ежевская.

«Деревня Ежевская на речке на Авнюге» - так записано в переписной книге 1677 года. Удивительно, что за 340 лет ничего не изменилось в этом названии деревни. Один двор, и житель тоже один - Стенка Акинфиев Стуков. Может, он поселился совсем недавно в этой деревне, а,может быть, в его семье рождались одни девочки, и поэтому по условиям той переписи в списки не попали.

В 1859 году в переписи учитывалось уже все население. В этой деревне 3 двора и 17 жителей. А в 1939 году деревня подросла, здесь уже 9 дворов и 39 жителей.

Ежевская - одно из самых необъяснимых названий наших деревень. Ежей в нашей деревне не водилось, поэтому нельзя сказать однозначно, откуда появилось такое название. Есть предположение, что это название деревня получила от прозвища первопоселенца Ёж, который основал деревню. Известно, что до введения на Руси христианства наречение ребёнка именем, представляющим собой название животного или растения, было очень распространённой традицией. Считалось, что благодаря колючкам, еж обладает отвращающей силой. Поэтому он часто использовался как оберег. И, если допустить, что переселялись в наши места люди, живших ранее в теплых краях, где обитают ежи, то, вероятно, эта версия имеет право на существование.

Второе местное название этой деревни - Остров. Здесь значение уже более понятно. Остров в значении - грива, возвышенность. Местность названа от слова «остров» в значении «небольшой лесок, роща».

Деревенские фамилии-Шатровские и Белковы.

 

Деревня Выставка из деревни Трубинские на речке на Тиноватице. Так записана эта деревня в Переписной книге1677 года. Здесь один двор и один житель. Как уже говорилось раньше - выставка – это поселение, основанное переселенцами из другой деревни. Здесь это названо четко- из деревни Трубинской.Немного смущает тот факт, что деревни Трубинскиерасположены на Курье, а эта обозначена на Тиноватице. Что это? Ошибка переписчика или там на самом деле выходцы из деревни Трубинской поселились на речке Тиноватице? Полагаю, что это вполне возможно, потому,что на берегу Курьи земли были освобождены от леса, и распаханной свободной земли оставалось мало.

А вот в 1859 году в списке деревень указаны только 2-я и 3-я Трубинская. Деревня Выставка не указана. Это может говорить о том, что она ранее влилась в другую деревню, уже существовавшую рядом. Кукую? А, может быть, тот двор, который попал в перепись, позднее опустел, и поселение как деревня, перестало существовать? Такой вариант тоже имеет место быть, т.к. в 17 веке многие деревни пришли в запустение, потому что жители уходили в другие места из-за неурожаев, притеснения властей или непосильных податей.

В 1901 году в списках деревень значится Трубинская 1-я и 2-я, вероятно, так стали называться 2-я и 3-я Трубинские деревни.

Оставим пока вопрос об этой деревне. Надеюсь, со временем мы сможем найти точные сведения, и история деревень будет дополнена.

 

Деревня Нестюковская.

«Деревня Нестюковская выставка на речке на Авнюге» - такое название следующей деревни в Переписной книге 1677 года. Это снова Выставка. И снова смущает то, что она расположена на речке Авнюга. Но, как видим из всех имеющихся позже сведений, другой деревни Нестюковской нет. В 1677 году в деревне 3 двора,6 душ мужских. В списках населенных пунктов 1859 года переписчиками записана деревня Натюковская (Нестюковская). Это больше похоже на описку, которых встречается достаточно много в документах тех лет.

По количеству жителей в 1901 году деревня Нестюковская выделяется такими данными: в 8 дворах проживало 60 человек. То есть в каждой семье, в среднем, проживало 7-8 человек.

Что обозначает названиедеревни, попробуем, прежде всего, обратиться к жителям, вернее, их именам и прозвищам. Так древние документы свидетельствуют, что кивокурецЛогин Нестеров в 1639 году стал свидетелем при подписании купчей сенного покоса на о. Якшине. Словари говорят, что фамилия Нестеров восходит к каноническому мужскому древнегреческому имени Нестор, в переводе означающее возвратившийся домой. В основу фамилии легла производная форма этого имени Нестер,просторечная форма— Нестя, а от имени - название деревни Нестюковская. Соглашусь, что эта версия не является абсолютно верной.

В документах 1939 года эта деревня носила местное название Овласовы. Скорее всего, это название происходило от фамилии Власовы, проживавшие в этой деревне. По имеющимся у меня документам найдено лишь одно имя, Влас Юрьев, подписавший в 1767 году в числе других крестьян Кивокурской волости Наказ по новому уложению Манифеста. Других совпадений не установлено.

Самая распространённая фамилия в первой половине1900-х годов – Юрьевы.

 

Деревня Воронин починок.

У этой деревни уже в 1677 году было несколько названий. «Деревня Воронин починок, а Дорофеевская и Клоковская тож на речке на Тиноватице»- такие записи внесены в Переписную книгу 1677 года. В деревне, имеющей в разные годы три названия, было 2 двора, 4 жителя мужского пола: братья Вахрамеевы и УльянкоШаблыков.

Со временем эта деревня росла, строились дворы, селились люди. Место было достаточно и в 1939 году в деревне было уже 20 домов и 77 жителей.

Починками именовались совершенно новые поселения, образованные на новой территории (вырубке в лесу, к примеру), они от глагола "почать", то есть начинать.Не удивительно, что и это новое поселение было облюбовано не только людьми, но и воронами, поскольку находилось, возможно, на лесной вырубке, где жили и гнездились птицы.

Название деревни Дорофеевская связано с личным именем Дорофей. Среди наших земляков я нашла лишь одного кивокурца по имени Федор, с отчеством Дорофеевич. Этот человек стал своего рода героем, его имя стало достаточно известным в истории России. В документах 1634 года в списке служилых людей и вольных охочих казаков отмечено имя «кивокурец Федор Дорофеевич», эти люди служили у приказного человека из Сольвычегодска Ерофеея Хабарова. Это знаменитый русский землепроходец,который со своим отрядом, в котором был и наш земляк, установил кратчайший путь из Якутска на Амур, проплыл по последнему до самого моря, составил описание увиденных земель и «чертеж реке Амуру». Теперь в его честь назван город Хабаровск. Можно предположить, что отец Фёдора, Дорофей, проживал в этой деревне.

Название деревни Клоковская можно попытаться объяснить тем, что в старину деревни отстояли далеко друг от друга, лес подступал к самой реке, и крестьянам приходилось с великим трудом отвоёвывать земли, пашни и покосы у леса. Вероятно, под эту деревню и пашню удалось разработать слишком маленький участок земли, буквально клочок. Вследствие чего деревня и получила одно из своих названий.

Но у этой деревни было еще одно местное название - Татарщина. И это название деревня получила, несомненно, от фамилии жителей- Татарских. Об этой фамилии разговор пойдет отдельно в следующих материалах.

Самая распространенная фамилия в 1930-1940 годы в деревне-Чецкие.

 

Деревня Тиновати



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: