ПИШЕМ БЫСТРУЮ РАБОТУ МАСЛОМ. НАТЮРМОРТ ЭТЮДНО. «А-ЛЯ ПРИМА»




 

Все работы по рисунку и живописи делят на длительные, кратковременные, наброски (зарисовки) и эскизы. Покажу на примерах художницы Зинаиды Серебряковой.
Длительные работы рисуют/пишут в течении нескольких сеансов, иногда и лет. Это ёмкий процесс, он может включать в себя подготовительный этап (поиски идеи, замысла, объекта изображения, работа над композицией, подготовка цветового решения), и собственно сам процесс написания картины (с подмалёвком, постепенными прописками и просушками). А может быть и попроще, как этот портрет:



«Портрет Веры Фокиной»

 

Кратковременные работы (дальше буду говорить про живопись) пишутся за один-два сеанса, (в среднем до 6 часов). Они отличаются большей динамикой, техникой «а-ля прима», размашистостью, меньшим количеством выписанных деталей.



«Автопортрет в шарфе», 1911 г. Бумага, акварель (?)

 

Оба этих вида работы, как видите, имеют разные цели. И свои недостатки и преимущества, если можно так назвать. Длительная работа, как правило, намного лучше продумана. В неё заложена идея, она дороже ценится, Вы вынашивали её день и ночь. Но часто такая работа теряет живописность, лёгкость и виртуозность, которыми обладает хорошая кратковременная живопись, длительная работа больше «вылизанная».

Набросок — это быстрая лаконичная зарисовка, с целью схватить движение, характер, позу. Он носит учебный характер.



«Н.М. Стуколкина в балетной уборной», бумага, графитный карандаш, сангина, растушевка.

 

Эскиз – подготовительный набросок к произведению, отражающий поиски наилучшего воплощения творческого замысла.



«Турция, две одалиски», эскиз росписи Казанского вокзала.

 


Речь в этом уроке пойдёт о кратковременной масляной живописи. Это хорошее упражнение, которое избавляет от сухости, скучности, тяжести длительных работ. Такие картинки полезно писать перед началом работы над длительным произведением.
И ещё. Вы уж простите меня, если что. НО часто в интернете или в магазинах вижу работы, написанные сухо, робко, грязно и «не вкусно». Такая картина, к сожалению, говорит о внутренней скованности, зажатости, закрепощенности автора и неумении использовать материал.
Итак, будем освобождаться от зажатости. Вы можете не бояться и всё пробовать прямо здесь и прямо сейчас. Это должно быть произведение небольшого размера (я бы рекомендовала от 45х45 см до 60х70 см) в технике «а-ля прима», выполненное за один, в крайнем случае, два сеанса. Отнеситесь к такой работе не как к написанию уникального шедевра, а как к разминке, упражнению, которых должно быть много, количество работ перерастёт со временем в качество. Конечно, этот закон сработает только при условии, если Вы будете думать головой, что Вы делаете на холсте, и анализировать каждую работу. В случае бездумного рисования «100 рисунков» результат если и будет, то очень маленький.
Задачей таких этюдов является развитие качеств, которые делают живопись сочной, лёгкой, живой, интересной, смелой, светящейся, «вкусной».
Этими качествами являются:
- пластика мазка
- видение цвета
- умение словить характер натуры
- передача материальности
- чувство вкуса.

Итак, работаем быстро и этюдно. У меня натюрморт, также это может быть и портрет, и пейзаж на пленэре, но обязательно с натуры.


 

Материалы: белый или цветной холстик (у меня — кусок собственноручно грунтованного ДВП 60х46 см), масляные краски разных фирм, кисти для масла разные (достаточно 5 штук), растворитель (у меня льняное масло), палитра, работу ставлю на мольберт.

Палитра: ВАЖНО выдавливать все цвета, и не по капельке, а достаточно, иначе Вы обедните свой холст.
Это моя палитра в конце работы, она уже немного замазана. Но я подписала цвета.


 


Далее буду иногда писать, какими красками работаю, но это бесполезно, потому что универсального рецепта для всех случаев нет и никогда не будет. Только Вы сами методом проб и ошибок можете выучить свою палитру и оттенки красок при смешивании.

 


Кисти, которыми пишу эту работу:
KOLOS №4, плоская синтетика
KOLOS №8, плоская длинная щетина
ROSA №10, овальная щетина
Chernaya Rechka №6, плоская синтетика
ROSA №14, овальная щетина
Вы можете работать и любыми другими кистями для масла, какими удобно, на выбор.

При работе ВАЖНО:
- писа́ть быстро и вдумчиво
- не заботиться о краях предметов на начальных этапах, не записывать полностью весь холст, если остаются белые пятнышки холста — это не страшно
- не вдаваться в подробности
- использовать различные по форме мазки и растирания, но писа́ть гладко и не создавать толстый слой краски и червяков — это не профессионально
- заботиться о цвете. Вы поставили мазок, посмотрите, как он выглядит? Если он светится, это хорошо. Если выглядит грязно — быстро подбирайте другой. Добавляйте в него капельку белил и контрастный с соседними мазками цвет
- вести работу всю одновременно. Я как бы собираю работу из отдельных частей. Пишу сначала все тёмные цвета, потом — полутона, и после — освещённые части. Это сложно на практике, если вы не видите всю работу одновременно, самое время учиться.

Этапы ведения рисунка/живописи
1. Грамотная компоновка.
2. Конструктивное построение.
3. Светотеневое решение.
4. Проработка деталей.
5. Образное обобщение.


1. Компоновка.
Карандашный эскиз на листе бумаги.



Набросок должен занимать минимум времени и решать две задачи:
- композиция, как в дальнейшем всё будет выглядеть на холсте, место главного предмета, направление основных линий (они не должны быть параллельными или строго горизонтальными), размеры предметов и тд
- тональные отношения, обозначаю тёмные предметы и падающие тени, при этом решаю, что темнее, предметы или падающие тени.



У меня на А4. Чтоб Вы понимали размер этой крошки, его не нужно делать на весь лист.


2. Построение.
Строю кистью и тёмным цветом (виридоновой зелёной с умброй).



ВАЖНО стараться строить быстро и метко, без деталей. Очень грубо намечаю букет, вазу, тыкву и салфетку со складками.

3. Светотеневое решение.
Это самый трудоёмкий этап, но как мы помним, всё нужно делать быстро.
Поскольку грунт белый, начинаем с самых тёмных мест и падающих теней.
Я смотрю на натуру и на свою работу, постоянно щурясь. Это обобщает взгляд, видно только тоновые пятна.
Анализирую натюрморт по цвету освещения. Мой дневной свет из окна холодный. Значит, тени тёплые.
Также ещё раз мысленно анализирую по тону: выделяю самые тёмные, самые светлые места и полутона.



Быстро намечаю на холсте самые тёмные места: зелень букета (тёмные зелёные оттенки), глубина вазы, (кармин с умброй) тень от тыквы (умбра и ультрамарин), орнамент (виридоновая зелёная).

Ну и тёмное пятно хризантем. Цветы пишу кармином и английской красной, не смешивая их.


 

Тыква тоже выглядит тёмным пятном, но светлее падающих теней. Значит она следующая.



Поскольку главной целью этюда является избавление от сухости, здесь и в дальнейшем буду использовать почти все цвета палитры. На тыкве зелёные, охра, голубые, кармин, оранжевые, красный. Не сильно беспокоюсь о краях, не сейчас.

В очереди по тону орнамент. Кобальт зелёный светлый и церулеум.


 

Ввожу в орнамент разбелённый краплак или кармин, не важно, главное — чтоб мазок гармонично вписался по цвету и тону.


 

Падающая тень на светлой салфетке. Ближе к тыкве тень затемняется, дальше - должна быть прозрачнее и теплее, ввожу в серый цвет кармин и неаполитанскую телесную. Помню, что тени тёплые.


 

От букета на стену падает тень. Пишу сначала её границу, она самая тёмная.


 

Затем внутреннюю часть. Она прозрачнее и светится — это потому что в неё добавлены белила и противоположный красным цветам холодный зелёный оттенок. Но по тону тень должна быть одним цельным пятном.


 

Также пишу тень во внутренней части драпировки.


 

Пишу вазу.



Если проанализировать всю работу, то видно, что не записанным остались преимущественно светлые или освещённые поверхности. Такой метод ведения всей работы одновременно позволяет избежать грубых ошибок в тоне, и Вам не придется радикально исправлять.
Мне осталось совсем немного — написать свет.

4. Детализация.
Вместе со светом пишу и детали.
Уголок салфетки и складки на переднем плане.


 

Передний план. Пишите пластичными мазками, не затирайте долго одно место.


 

Свет на тыкве и её лёгкая детализация.


 

Общий вид, осталось написать самые светлые места, это самое простое.


 


Вуаля! Прописан живописно свет и белилами нарисована бахрома на салфетке, поставлены алые мазки в букет, на тыкву и вазу, ну и подпись. Но это ещё не всё.

5. Последний этап — образное обобщение.
Я немного отдыхаю, и смотрю на натюрморт новыми глазами. На этом этапе важно отвлечься и вспомнить тот первый образ, который сложился от первого знакомства с натурой.
Хочется чуть подрезать тыкву справа снизу (она немного выдулась), и обобщить тень. Что я и делаю.



Один из ярких мазков на тыкве лишний, и тень немножко не такая прозрачная. Исправлю эту мелочь послезавтра.

P.S.: палитру чищу мастихином и вытираю посредине газетой. Кисти всегда мою тёплой водой с мылом, и заворачиваю в плотную бумагу, вот так. Тогда они не разлохматятся при высыхании и ими удобно работать.


 

Желаю приятного творчества.


______________________________________

Автор урока: ptyhodill



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: