Введение в инженерную деятельность
№ | Тема реферата | ФИО студента |
1. | История становления науки о техносферной безопасности в РФ и за рубежом. | |
2. | Психологические аспекты безопасности жизнедеятельности. | |
3. | Виды основных опасностей на производстве. | |
4. | Физиологические характеристики человека и вопросы безопасности. | |
5. | Техносфера, количественные и качественные источники ее формирования. | |
6. | Опасности технических систем. | |
7. | Социально-экономические аспекты техногенной безопасности. | |
8. | Чрезвычайные ситуации, фазы развития. | |
9. | Системный анализ безопасности. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности. | |
10. | Безопасность устройств и эксплуатации машин и аппаратов. | |
11. | Правовые и организационные вопросы безопасности жизнедеятельности. | |
12. | Какие поражающие факторы могут образоваться при пожарном горении? Какое поражающее воздействие оказывают поражающие факторы пожара на человека? | |
13. | Виды, источники и предельные уровни опасных и вредных факторов техносферы (производственной среды); электромагнитные поля и излучения. | |
14. | Ионизирующие излучения. Внешнее и внутреннее облучение. Их действие на организм человека. Поглощенная, экспозиционная, эквивалентная дозы. | |
15. | Действие ИК-излучения на организм человека. Особенности электромагнитного импульса ядерного взрыва. Действие широкополосного светового излучения больших энергий на организм человека. Ориентировочно безопасный уровень. | |
16. | Действие УФ-излучения. Нормирование. Профессиональные заболевания, травмы. Негативные последствия. |
№ | Тема реферата | ФИО студента |
17. | Что такое электротравматизм? Что следует понимать под опасностями и опасными действиями? Какие факторы влияют на выбор предельно допустимых уровней токов? Какие средства защиты от поражения электрическим током используют в быту и на производстве? | |
18. | Акустические колебания. Постоянный и непостоянный шум. Действие шума на человека. Аудиометрия. | |
19. | Инфразвук, возможные уровни. Ультразвук, контактное и акустическое действие ультразвука. Нормирование акустического воздействия. | |
20. | Светильники, источники света. Заболевания и травматизм при несоблюдении требований к освещению. Контроль параметров микроклимата и освещения. | |
21. | Влияние отклонений параметров производственного микроклимата от нормативных значений на производительность труда и состояние здоровья, профессиональные заболевания. | |
22. | Вопросы чистоты, промсанитарии, безопасности движения, культуры бытия на примере города Череповца. | |
23. | Индивидуальные средства защиты химических производств. | |
24. | Городские отходы: как с ними справиться. | |
25. | Утилизация и переработка промышленных отходов. | |
26. | Перспективные методы очистки сточных вод. | |
27. | Автотранспорт и экология города. | |
28. | Взаимосвязь показателей окружающей среды с качеством деятельности человека. Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных и непроизводственных помещений. | |
29. | Влияет ли структура и процесс питания на здоровье человека? | |
30. | Как определить эффективность проводимых реанимационных мероприятий? | |
31. | Как правильно спроектировать (организовать) рабочее место студента? | |
32. | Какие вещества относятся к числу аварийно химически опасных веществ? Какие поражающие факторы могут образоваться при химической аварии? |
№ | Тема реферата | ФИО студента |
33. | Какие виды деятельности государства в области промышленной безопасности направлены на предупреждение техногенных чрезвычайных ситуаций? Какие объекты промышленности относят к опасным производственным объектам? | |
34. | Какой объект называют радиационно опасным? Как происходит облучение при радиационных авариях? Какие факторы воздействия способны образоваться при радиационных авариях? | |
35. | Классификация основных форм деятельности человека. Физический и умственный труд. Тяжесть и напряженность труда. Статические и динамические усилия. Мышечная работа. | |
36. | Концептуальные положения экологической доктрины о взаимодействии общества и природы. | |
37. | Критерии оценки опасных, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций и их последствий; характеристики травматизма на производстве. | |
38. | Методы оценки тяжести труда. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности. | |
39. | Может ли человек победить смерть? | |
40. | Может ли человечество избавиться от болезней? | |
41. | Можно ли наказать зло? | |
42. | Можно ли создать экологически чистое производство? | |
43. | Можно ли создать экологичную экономику? Какова роль государства в вопросах охраны природы? | |
44. | Научные основы и перспективы развития безопасности жизнедеятельности. Роль и достижения отечественной и мировой науки в области безопасности жизнедеятельности. | |
45. | Опасные, вредные и поражающие факторы естественного, антропогенного и техногенного происхождения. Примеры воздействия опасных, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций на человека и природную среду. | |
46. | Первичные и вторичные негативные воздействия в чрезвычайных ситуациях, классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам воздействия на людей и среду обитания. |
№ | Тема реферата | ФИО студента |
47. | Почему в России так много алкоголиков? | |
48. | Почему так не везет? | |
49. | Режимы труда и отдыха, основные пути снижения утомления и монотонности труда, труд женщин и подростков. | |
50. | Состояние окружающей природной среды РФ, региона. | |
51. | Требования к специалистам в обеспечении безопасности человека, сохранении среды обитания, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов. | |
52. | Человеческий фактор в обеспечении производственной безопасности. | |
53. | Что такое «здоровый образ жизни»? | |
54. | Что такое социум? Можно ли считать социум живым организмом? Может ли человек прожить без социума? | |
55. | Что такое счастье? | |
56. | Эргономика и инженерная психология. Рациональная организация рабочего места, техническая эстетика, требования к производственным помещениям. |
Примечание
1. Кроме указанных тем студент может выбрать любую другую тему реферата, соответствующую дисциплине, по согласованию с преподавателем.
2. Объем реферата – до 25-30 с. машинописного текста и оформлен в соответствии с требованиями текстовых материалов, принятых в институте. Дополнением к реферату является обязательная презентация (минимум 15 слайдов). Презентация доклада должна быть составлена с учетом времени выступления, не более 15 минут. На первом слайде располагается название реферата и ФИО студента. Текст на слайдах, если это необходимо, должен быть минимальным и читаемым. Цветовое решение должно быть контрастным, например, синий фон и белый шрифт.
3. Подготовленный реферат защищается в виде выступления на семинарах или итоговой конференции по проблемам безопасности жизнедеятельности в техносфере.