Базовая широта (Ш6) —широта, принятаязаосновудлясравнения. Вкачествебазовойширотыможетбытьпринято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами, прейскурантами, каталогами и т. п.), или максимально возможное. Выбор критериев определения базового показателя широты определяется целями торговой организации. Например, при анализе ассортиментной политики магазинов-конкурентов в качестве базового можно взять максимальный перечень товаров, имеющихся во всех обследованных магазинах.
Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому–формула 2.1.
(3.1)
Общая широта —совокупностьвсехассортиментныхединиц, видовиразновидностейтовароводнородных и разнородных групп.
Полнота ассортимента —способностьнаборатовароводнороднойгруппыудовлетворятьодинаковыепотребности.
Полнота характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы и/или подгруппы. Показатели полноты могут быть действительными и базовыми.
Показатель действительной полноты характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый —регламентируемымилипланируемымколичествомтоваров.
Коэффициент полноты (Кп) —отношениедействительногопоказателяполнотыкбазовому–формула– 2.2.
(3.2)
Устойчивость ассортимента —способностьнаборатоваровудовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них.
|
Коэффициент устойчивости (Ку) —отношениеколичествавидов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (У), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд). Коэффициент устойчивости рассчитывается по формуле – 2.3
(3.3)
Новизна (обновление) ассортимента —способностьнаборатоваровудовлетворятьизменившиесяпотребностизасчетновыхтоваров.
Новизна характеризуется действительным обновлением —количествомновыхтовароввобщемперечне (Н) истепеньюобновления (Кн), которая выражается через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров (или действительной широте). Новизна рассчитывается по формуле – 2.4.
(3.4)
Обновление —одноизнаправленийассортиментнойполитикиорганизации, проводимое, как правило, в условиях насыщенного рынка. Однако обновление ассортимента может быть следствием дефицита сырья и/или производственных мощностей, необходимых для производства ранее выпускавшихся товаров.
Глубина —количествоторговыхмароктовароводноговида, и/илиихмодификацийи/илитоварныхартикулов. Единицейизмеренияэтогопоказателя служит товарная марка, а при наличии модификаций —однаизних.
Действительная глубина (Глд) —количество торговых марок или модификаций, или товарных артикулов, имеющихся в наличии.
Базовая глубина (Гл6) —количество торговых марок или модификаций, или товарных артикулов, предлагаемых на рынке либо потенциально возможных для выпуска и принятых за основу для сравнения.
|
Коэффициент глубины (Кгл) —отношение действительной глубины к базовой–формула 2.5. Чем больше этот показатель, тем более полно представлен видовой ассортимент конкретного товара.
(3.5)
Структура ассортимента товаров —соотношение выделенных поопределенному признаку совокупностей товаров в наборе.
Она характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.