О Культе Победы, образе современного патриота и о том,




О чём стоит задуматься

Мая Россия торжественно отметила 72-летие победы в Великой Отечественной войне. Почти восемь миллионов участников колонн «Бессмертного полка» вышли на улицы по всей стране, более двадцати тысяч единиц техники были выведены на парады, соцсети перегружены публикациями многочисленных селфи «истинных» патриотов, а выручки за винно-водочную продукцию подскочили почти втрое. Специальному корреспонденту СПбГУ ВШЖиМК удалось лично оценить масштаб такого феномена как современный Культ Победы.

— Руки-то, наверное, замёрзли, — сквозь улыбку замечает дед и тут же сжимает мою ладонь в своей. Крупный, на четыре головы выше, он возникает будто из неоткуда и увлекает меня в танец, не позволяя протестовать. — У меня и руки, и ноги мерзнут, я поэтому с девушками молодыми и танцую!

 

Дед широко улыбается, от чего становится похожим на Сергея Гормаша, и ободряюще кивает, когда я торопливо следую манёврам вальса. Ладони у него большие и тёплые, а ноги всё же немного заплетаются (или это просто я не успеваю убирать свои из-под его ботинок).

 

— Я здесь, на Дворцовой, с раненого утра, — рассказывает мой партнёр по танцу, — и марш посмотрел, и концерт... вот, теперь салюта жду. Знаете, там, на Невском, суета страшная, а здесь всё же поспокойнее. Но холодно-то как — просто жуть!

 

На Невском проспекте, через который мы шли до Дворцовой площади, народу, и правда, намного больше. К вечеру числом заметно преобладает молодёжь, для которой праздник просто обязан продолжаться. Все не по-трезвому весёлые, громкие и гордые: так и слышно, что Победа, она вроде как «ихняя»! Таблички с «Бессмертного полка» небрежно опущены к ногам, пилотки давно съехали вбок, а банки «Клинского» в руках кажутся просто неотъемлемой деталью образа истинного патриота. Людей много. Стражи порядка самоотверженно пытаются сдерживать бесконечный поток шествующих, оцепляя дорожные переходы и мосты. Движение все равно нарушается: мешают скопления, которые образуются через каждые десять метров кружками народных гуляний. В центре таких кружков — музыканты, причём сегодня их репертуар, состоящий из знаменитого уличного рока, разбавляют и самые громкие военные хиты. За внимание публики рядом с ними борются бабушки, в платках и некоторые даже в орденах, они распевают под настоящий аккордеон те же хиты, однако на более реалистично-исторический манер.

 

— Катюшу давай, эй, Ка–тю–шу, — слышатся выкрики сквозь всеобщее улюлюканье — так публика делает заказ на следующую песню.

 

Лично мне учавствовать в этом стилизованном шоу, в этом непонятном, нелепом культурном бунте, хочется меньше всего. Поэтому на Невском проспекте мы долго не задерживаемся, минуем столпотворение и добираемся-таки до Дворцовой площади.

 

— Сфоткаете нас? Так, чтобы столб было видно, — просит незнакомая девушка и тут же всучивает мне в руки айфон.

 

Они вместе с подругой встают напротив Александровской колонны и, шаблонно улыбаясь, позируют. Девушкам лет по 14-15, на них модные рваные джинсы, толстовки с яркими принтами и военные пилотки, которые, судя по всему, нынче сочетаются со всем подряд. Таких как они на площади большинство. Создаётся впечатление, что все пришли за отчётными фотографиями — мол, и я там был, — которые можно будет выставить в сеть и показать друзьям. Дабы побороть любопытство, спрашиваю об этом своих новоиспечённых моделей, когда те подходят забрать телефон.

 

— Э–м–м, нет, конечно не только ради фото, — неуверенно отвечают девушки почти хором. Сообразить сразу явно не получается: они мнутся и нервно переглядываются, может быть, в надежде, что я просто отстану от них и уйду.

 

— Мы ещё сегодня на шествие ходили, или как там его... — наконец выдаёт одна из девушек.

 

— «Бессмертный полк», — подсказывает ей вторая.

 

— Да–да, на него. Мы считаем, что всё это очень важно. Зачем? Ну... чтобы люди помнили.

 

Больше, чем «чтобы люди помнили», из девушек выдавить не удаётся: как только я благодарю их, они стремительно ретируются. Иван, двадцатилетний парень, которого я ловлю буквально на том же самом месте с селфи-палкой, о вышеупомянутом «шествии» говорит иначе:

 

— Да, ходил с друзьями, посмотреть... Ради интереса, — он пожимает худыми плечами и как-то даже смущённо улыбается. — Я ведь на религиоведа учусь, и, знаете, всё это мне очень напомнило что-то нуминозное через культ усопших — со своими иконами, молитвами, «крестным» ходом, ритуалами, службами.

 

Иван ненадолго умолкает, недоверчиво поглядывая на диктофон в моих руках.

 

— Это, может быть, хорошо, ведь мы должны чтить память сражавшихся за наше будущее и всё такое, — парень вновь пожимает плечами, — но не уверен, что именно так. Всё немного напоминает постановочное шоу, на которое мы приходим поглазеть ради развлечения.

 

Как по-другому «чтить память сражавшиеся за наше будущее и всё такое» он честно признаётся — не знает. Да и я сомневаюсь, что знает хоть кто-то. Имеем ли мы право отмечать этот праздник, День Победы, так, как отмечаем? Имеем ли право поздравлять друг друга с ним, ходить и «глазеть» на парады, на которые ежегодно уходят нереальные суммы денег, когда ветераны, которых осталось-то несколько сотен, живут в полуобвалившихся халупах? Мы аплодируем милитаризации, поощряем квасной патриотизм, действуем в угоду политических реалий, которым выгодно то сбавлять, то вновь набирать обороты Культа Победы.

 

Очень скоро умрёт последний свидетель тех страшных событий, и история начнёт превращаться в миф. Будем ли мы праздновать Миф? Об этом стоит задуматься. Вряд ли сегодня — сегодня, после триумфального хорового «ура» под залпы фейерверков над Невой, над Москвой-рекой и ещё сотней рек по всей России, деды, многие годы назад жертвой сотворившие наш мир, ещё будут помянуты под звон рюмок. Вряд ли завтра — завтра ещё выйдет в прокат очередной исторический триллер и отечественный или зарубежный прокат успеет заполучить рекордные сборы. И тем не менее задуматься когда-нибудь точно стоит.

 

 

Репортаж №10

«Пили, пьем и будем пить»

Темные улицы серого города в этот день разбавляют ярко-красные фары машин, флаги России и двухцветные ленточки на груди почти у каждого идущего мне навстречу. Часть города проснулась еще в 6 часов утра, чтобы не залезать на ветви деревьев и не чувствовать себя маленьким гномом в стране великанов, часть – позже, и ближе к позднему вечеру петербуржцам не до сна…

До начала праздничного салюта осталось меньше двух часов, на улице достаточно холодно, и мне ничего не остается, как зайти в ближайшее кафе. Я слепо со всех сторон слушаю разговоры незнакомых мне людей:

― Все это чиновники! Либо мусора!

― Либо друзья чиновников и мусоров! (Ухмыляется.)

Беседа мальчиков, которые хотят открыть сеть быстрого питания, не заинтересовала меня. В этот день я жду патриотические разговоры о России, о защитниках отечества, о ветеранах. Наивная.

Время до красочных выстрелов в небе сокращается. Радостная девочка в розовых куртке, шапке и штанах бежит в объятья к отцу, молодой человек в красной шапке и черных очках-авиаторах играет на скрипке гимн РФ, дети любопытно наблюдают за огромными мыльными пузырями, маленькая девочка растерянно смотрит по сторонам, держа в руках гвоздику. Странно шныряющие пацаны с засунутыми в карманы спортивных штанов руками, орущие на всю улицу матом и заставляющие слушать всех прохожих их любимую музыку. Русский реп. Жестокий и беспощадный.

Атрибутом голоса женщины-диктора вокзала или стюардессы являются заложенный нос, полное равнодушие и быстрый темп речи. Петроградская набережная: я не сажусь на поезд и не сажусь на рейс.
― Уважаемые петербуржцы и гости города, приглашаем на просмотр салюта с борта теплохода.

Проходит небольшая пауза.

― Антон! Иди сюда! АНТОН!
Издалека вижу колоритную женщину в желтых куртке и шапке с микрофоном в руке.

― Антон, давай ещё! АНТ…

― Извините, – перебиваю я ее, – не подскажите: сколько стоит такое путешествие?
― 700 рублей. АНТОН!

«Почти как билет на сапсане до Москвы», – подумала я и продолжила слушать дыхание города. За променадом я наткнулась на многое:

― Я тут с пивом стою, короче, а рядом копы!

― Давай закутаемся в плед и будем смотреть.

― Надо было лука пожевать хотя бы.

О, два интересных персонажа. Один стоит в шляпе и пальто, чуть пошатываясь, другой – уже упал.

― Команда выстрелить через 4 минуты! К бою! – кричит «инспектор Гаджет». Салют начинается и так же быстро заканчивается. Впереди меня молодая семья.

― Слушай, тебе нравится? – спрашивает девушка.
― Да, – отвечает молодой человек.
― Я люблю тебя! Это для тебя! – кричит сидящий на спине у отца ребенок.

― Ой, у меня ноги затекли, блин.

― Знаешь, ради такого дела можно и подождать. Такая красота.

― Пили, пьём и будем пить, – поет мужчина лет сорока, – Мне не наливать мало, мало, мало.

Под конец контрастного дня мое озлобленное состояние усилилось именно благодаря этому уличному певцу.

― Для вас День Победы – это лишь очередной повод, чтобы выпить? – спросила я уверенным тоном с выдержкой пауз, как это требует телевизионная журналистика.

― Я не понял: тебе че надо?

― Если я задала вопрос, значит мне нужен ответ. Это нормально, что сейчас 9-е мая ждут только ради того, чтобы выбраться на природу на шашлыки и там же, извините за выражение, набухаться, или набухаться прямо на улице, как это сделали вы.

Ответ «музыканта» полон обсценных выражений. Переводя на нормальный язык, он не горел желанием разговаривать со мной, подытожив словами: «Девушка, вы мне надоели. Вам, блин, пива налить? Идите-ка вы на… в баню!»

Тёплые огни города и мигалки катеров. Шныряющие подростки с пивом. Ремикс «Катюши» из машины. Петербуржцам не до сна.

Репортаж №11

«Главное, что душевно!»

«Ооо… Рио Рита!», - слышится со всех сторон, в круг выбегает несколько новых пар. Все танцуют по-разному: молодежь буквально скачет под музыку, а пожилые пары степенно и неторопливо, но все же точно в такт двигаются по своей весьма не обширной траектории, опасаясь толкающихся «скакунов». Сегодня – 9 мая, мы – в парке Екатерингоф, где проходит арт-проект «Рио Рита», танцевальная реконструкция Дня Победы 1945 года.

Есть в этой традиции – танцевать на улице – что-то такое петербуржское, чуждое для жителей других российских городов, но все же интригующее.

На сцене – военный духовой оркестр, солидные мужчины в форме играют неторопливый вальс, а перед ними, как и ожидалось, летает дирижерская палочка. Люди стоят в кругу, по центру которого кружатся самые разные пары. Здесь есть приглашенные танцоры, но большинство – обычные горожане. Профессионал выводит смущающуюся девушку с двумя косами в центр, она мотает головой и смеется, а он отвечает ей: «Я тоже, не переживай!» Очень неловко и не в такт движутся по кругу, парень старается, как может, но девушка, кажется, все же не зря мотала головой.

Молодая девушка выводит на площадку мальчика лет четырех. Кавалер стоит прямо, держа свою даму за руки. Гордо смотрит вперед, кружась под музыку со своей мамой, на которую очень похож – те же светлые кудряшки, тот же носик «картошкой». Стойко продержавшись один вальс, пара покидает площадку. Странно, обычно дети даже минуту не выдерживают.

Следующая композиция – танго. Пары профессионалов видно сразу, и не потому, что они танцуют лучше. Они одеты в приталенные платья, военную форму или костюмы с широкими плечами, у девушек – кроваво-красные губы, у парней волосы «зализаны» назад, и на них, кажется, целая тонна геля. Одна из пар – у девушки на голове шляпка, а поверх платья надето коричневое пальто, а парень – в «гражданском» – движется так, что приятно смотреть, ни одной ошибки. Они почти не смотрят друг на друга, но разговаривают – и, кажется, о чем-то своем, вроде «Как тебе погода?» А совсем рядом – пожилая пара, оба в ветровках. У нее – выбеленные годами волосы, но совсем детские, яркие голубые глаза. У него – почти нетронутая сединой темная прическа, обрамляющая лицо в морщинах, выдающих преклонный возраст. Оба точно знают, какой ногой шагать в следующем такте, движения совсем не страстные, неторопливые, оба держатся друг за друга. Смотрят друг на друга – молчат, улыбаются. И степенно продолжают танцевать.

Оркестр начинает «А значит, нам нужна одна победа…», мужчина без намека на музыкальный слух в толпе громко поет. Никто ему не мешает, а среди танцующих – новые лица: пара под 50. Кажется, совсем не новички: танцуют уверенно, плавно, не торопясь и не опаздывая. Гармонично, без прыжков и бега молодежи, но все еще бодро, живо. Музыка останавливается, а женский голос сзади без тени недовольства сообщает мужчине: «Поете вы так себе». «А ничего, главное, что душевно!»

Оркестр единым порывом встает, кланяется, аплодисменты не самой многочисленной публики звучат, кажется, пару минут. Включают записанную «Весна 45-го года…», мужчины в форме уходят, а танцоры показывают постановочное представление. Люди не расходятся, ждут, когда профи закончат и дадут им потанцевать, но уже под музыку из колонок. Вечер только начинается!

Ирина и Андрей – молодая пара, гуляющая в парке с четырехлетним сыном Жорой. «Мы сегодня на «Бессмертный полк» ходили, - рассказывает Ирина, крепко держа за руку малыша, упорно пытающегося сбежать. - Жора молодец, выдержал, домой даже не просился!» «Теперь вот погулять пришли, мы здесь недалеко живем», - добавил ее муж. Жора все-таки успешно вырывается из железной хватки своей мамы и бежит в сторону выхода из парка. Родители извиняются за короткий диалог и бегут вдогонку – за день ребенок все-таки устал и хочет домой.

Несколько студентов стоят в стороне от толпы – курят. «Мы сегодня просто гуляли весь день, - сразу же сообщила мне блондинка в пуховике и вязаной шапочке, представившаяся Аней. - Вечером поедем на салюты смотреть». Спрашиваю, будут ли выпивать за дедов. «Завтра на учебу всем, да и вообще, на самом деле, стремный повод для пьянки, - задумчиво откликается Игорь, невысокий молодой человек в очках. - Ну чуть-чуть выпьем, конечно, но так, для настроения. Романтика же – салюты!»

…А в паре десятков метров от шума и музыки стоит женщина, торгующая газировкой – продолжение скромной реконструкции 45-го. Напротив – парень с лотком, продает мороженое. Рядом с ним – только пара его знакомых, покупателей нет – на улице +5. «***, долго еще тут стоять?» - задает юный мороженщик нехитрый вопрос, обращаясь к вышеупомянутым товарищам.

Еще в паре десятков метров – почти совсем никого. Люди идут по дорожке к музыке или выходу из парка – третьего не дано. А на берегу прудика сидит утка, приподняв крылья, под которыми спрятались от холода двое утят. На сие очарование смотрят бабушка с внучкой и девушка с парнем – смотрят и молчат.

А на выходе из парка – грузовик. Около него стоят две девушки в военной форме и пилотках. В руках у них – по несколько красных упаковок хлеба – по половине нарезного батона в каждой. «Компания «Дарница» поздравляет Вас с праздником! Возьмите, угостите друзей!» - каждому поздравленному выдается по три-четыре упаковки. «У нас уже есть», - неловко отказывается молодая пара, но это девушек не останавливает, говорят что-то про знакомых и родственников. Странно, что нет очереди у этого праздника халявы, а некоторые даже отказываются – положить некуда. В провинции бы за десять минут весь грузовик растащили.

 

Репортаж №12

«9 мая – день, когда каждому есть, что сказать»

 

День Победы - один из тех праздников, который отмечается очень масштабно в России. Каждый год мы невольно возвращаемся в прошлое и можем стать еще на шаг ближе к военному времени – жестокому, беспощадному – и воспитать в себе чувство благодарности и гордости за тех, кто ценой собственной жизни защищал нашу страну и наш город. Через слова, через поступки и действия вспомнить о тех людях, которые дали нам жизнь, спокойное и чистое небо над головой. По истине праздник «со слезами на глазах…»

Пасмурное утро 9 мая. В душе, навеянная внешними факторами, грусть. В голове каждый год крутится одна и та же песня: «День Победы порохом пропах. Это праздник с сединой на висках. Это радость со слезами на глазах…» Прокручивая, в очередной раз, эту песню в своей голове, мое внимание привлек мальчик, который сидел напротив в вагоне метро. Он был не по годам серьезный, а на вид ему можно было дать лет 5, молчаливый, с очень умными глазками, сидел с мамой и крепко-крепко держал ее за руку. Вдруг мальчик задает маме вопрос, застав ее врасплох:

- Мама, скажи, а войны больше не будет? Я не хочу, чтобы дедушка плакал в этот день.

- Не переживай, сынок. Все будет хорошо! Для дедушки этот день очень много значит, поэтому он и плачет.

- Мамааа…я забыл тебе сказать! Дедушка, дал мне ленточку…Он сказал, что…чтобы мы надели ее обязательно.

- Хорошо. Давай на куртку тебе завяжу…

Мальчик улыбнулся и счастливый поехал дальше. Несколько раз смотрел на георгиевскую ленту, гладил ее и что-то шептал, улыбаясь.

Очень долго не выходил у меня из головы этот мальчик. Он же еще совсем маленький, находится только в начале своей жизни, но уже трепетно, с таким пониманием относится к этому празднику. Многие согласятся с тем, что ему явно еще нигде не рассказывали про отечественную войну, про людей, которые сражались за победу. Дедушка и родители вложили в него частичку себя, свои чувства и эмоции. Молодое поколения должно не только знать, что делали, чем жили и с какими трудностями сталкивались их прадедушки и прабабушки, но и с уважением это принимать.

Выходишь в центре на Невском. Парад уже вот-вот начнется, а огромные потоки людей все идут и идут на Дворцовую площадь. У кого что в руках: кто-то несет портрет для «Бессмертного полка», кто-то идет с шариками и видно, переживает, боится, чтобы не лопнули. Смотря на эту толпу ловишь себя на мысли, что каждого человека коснулась война так или иначе. У каждого свои мысли, свое душевное состояние в этот праздник.

Подходя к месту, где уже начался парад мы, опоздавшие на него люди, уже не грели себя мыслью, найти хорошее место, с которого нам все было бы видно. Рядом со мной стоял мужчина где-то 2 метра ростом, очень крепкого телосложения и на плечах у него сидел ребенок. Им обоим все видно, а мне оставалось только позавидовать им немного. Но хочется честно сказать, что когда все люди смотрят туда, где происходит основное действие, то таким людям, как я, приходится искать то, что заинтересовало бы взгляд, во внешней обстановке, а именно в этой толпе. Если на первый взгляд кажется, что вокруг тебя стоят обычные люди, которые увлеченно смотрят на проезжающие танки, то это не так. Присмотревшись, подняв чуть-чуть голову вверх, замечаешь, что рядом стоит дерево, на ветви которого потихоньку, медленно, но верно забираются петербуржцы. В основном эти смельчаки были мужчины и мальчики. Девочки предпочли наиболее безопасный и традиционный способ. Ветви у дерева длинные, прямые и расходятся в разные стороны. Сидеть и смотреть достаточно удобно. На что только люди не идут, чтобы увидеть парад победы.

- Когда я вырасту, я тоже буду сидеть в танке и управлять им прямо на параде победы, - сказал мальчик, сидевший на ветке дерева. В его голосе читалась гордость и восхищение за свою мечту, за свои слова. Удобно усевшись на дереве, он достал телефон и начал снимать парад военной техники.

В центре настолько много людей, что, выйдя из одной толпы, ты невольно попадаешь в другую. От площади Восстания до Дворцовой проходит акция «Бессмертный полк». Идут люди, в глазах которых читается одновременно грусть, сосредоточенность, а с другой стороны гордость за своих близких, а ты с замиранием сердца смотришь, по телу пробегают мурашки. Может показаться, что людям нечем поделиться, они идут и думают о своем. Оказавшись среди них, понимаешь, что 9 мая – это день, когда каждому есть, что сказать. Из разных сторон доносились истории, которые и не всегда получалось услышать отчетливо. Самые яркие моменты просто каким-то чудом удается запомнить.

- Во время войны немцы забирали все продовольствие у жителей. Мой дедушка тогда еще был мальчиком. Они узнали, где немцы хранят эту еду. Дедушка рассказывал, что там была маленькая форточка, через которую попасть внутрь мог только он, так как был самым худеньким. Чудом получилось забраться и взять колбасу. Немец заметил дедушку, когда он вылезал, и ранил в правую ногу.

- Бабушка моя мне рассказала, что была у них дома всего лишь одна курица. Благодаря ей они могли как-то питаться, а немцы же забирали все продукты. Она прятала курицу в сундук, накрывала вещами, насыпала зернышки. Немцы, открывая его, видели только вещи. Каждый раз бабушка повторяла: «Слава Богу, все обошлось!»

Все знают, что глаза – «зеркало нашей души». Они никогда не обманут. Посмотрев в глаза людей, отчетливо понимаешь, на сколько важны им эти события. Ведь они и есть та самая память об этом человеке. Одна женщина рассказала мне историю, которая в очередной раз доказывает, что дети войны были готовы на все, только бы остаться живыми.

- Папа мой ушел на фронт. Мама осталась с тремя детьми. Я была самая старшая. Есть нечего было, и я с мальчишками решила пойти на колхозное поле, чтобы собрать остатки картошки. Поле охранялось. Очень страшно было туда идти, а вдруг поймают…Но на свой страх и риск мы пошли, прятались в снегу, но самое главное, забрали остатки замороженной картошки. Счастливые мы вернулись домой! Бабушка сделала вкусные лепешки. Риск на каждом шагу…Какое время было…

Прощаешься с этими людьми и находишься под огромным впечатлением от услышанного. И на протяжении еще какого-то времени, мысли просто не покидают тебя.

Заключительным аккордом праздника стал яркий салют, после которого ты возвращаешься домой с улыбкой. Я считаю, что следить за реакцией детей в тот момент, было просто необходимо. Столько радости и счастья, что сдерживать внутри себя они не могли. Слова «Ураааа! Побееда!» доносились со всех сторон. Один мальчик, сидевший на папиных плечах, собрался с силами и прокричал: «Долой революцию!» Сначала умиление, смех, а потом ты ловишь себя на мысли, а почему революция? Хорошо, когда события целого дня заставляют тебя задуматься, а любое напоминание о них возвращает в этот день.

 

Репортаж №13

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: