Модели консультирования.




Принцип запрета давать советы клиенту.

Принцип ориентации на нормы и ценности клиента.

Модели консультирования.

1. Психоаналитическая и психодинамическая модель консультирования, (по­мочь человеку добиться осознания проблем, истоки которых хранятся в про­шлом; осознание становится контролируемым, управляемым от тревожащих его проблем).

2. Бихевиоральная и когнитивная модель консультирования, (поведение че­ловека определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций; необходимо показать влияние окруже­ния на поведение человека и объяснить любые формы его поведения). Бихевио­ральная модель полезна при решении денежных проблем, отношений детей и родителей и в работе с группами.

 

9. Характеристика моделей психологического консультирования.

1. Под моделью понимается процесс психологического консультиро­вания, имеющий свои отличительные особенности.

Критериями отграничения одной модели консультирования от другой являют­ся следующие факторы:

• характер жалобы (проблемы) клиента;

• цели данного консультирования: долгосрочные, глобальные, на­правленные на изменение структуры личности клиента, или краткосрочные, ситуативные, ориентированные на принятие конкретных решений;

• этапы работы консультанта в процессе консультирования и расставляемые им акценты на каждом из этапов; методы, используемые консультантом в психологической работе; уровни личности и насколько глубоко они затрагиваются в про­цессе консультирования.

В зависимости от того, с каким личностным уровнем клиента приходится работать консультанту, выделяются следующие мо­дели психологического консультирования:

• консультационная модель;

• психотерапевтическая модель.

2. Консультационная модель психологического консультирования имеет следующие характерные особенности:

• носит характер информативности, когда необходимо помочь клиенту с выбором образования, профессии, конкретного мес­та работы и т. п., то есть когда клиент нуждается в получении определенной информации;

• не требует исследования и проработки глубинных, подсознатель­ных слоев личности, хотя может затрагивать систему мотива­ции и установок личности клиента, в том числе и не вполне им осознаваемых;

• от клиента требуется некоторый уровень способности к осознанию; целью является принятие конкретного решения по конкретно­му вопросу, с которым обратился к консультанту клиент;

• короткий временной промежуток консультирования (до 2— 3 встреч).

Консультационная модель консультирования включает в себя сле­дующие этапы работы:

• установление взаимоотношений доверия между консультантом и клиентом;

• формулировка и проработка консультантом проблемы, с которой обратился клиент, оценивание того, насколько адекватен запрос клиента той модели, которую собирается применить консультант;

• заключение динамического контракта между консультантом и клиентом;

• обсуждение и анализ проблемы на основе беседы, сбора данных, изучения истории клиента, проведение тестирования, анкети­рования, использование опросников;

• анализ результатов тестирования и общая оценка клиента;

• изучение клиентом информации о профессии, учебе и др.;

• обсуждение и анализ данных тестирования клиента и информа­ции о профессиях, учебе, учебных заведениях и т. п., получен­ных клиентом;

• постановка целей: совместная с клиентом разработка плана действий, основанного на полученных в ходе тестирования и информирования клиента сведениях;

• совместное с клиентом обсуждение действий, необходимых для выполнения намеченного плана;

• проведение уточняющих процедур, предполагающих либо по­вторное тестирование с целью проработки выявленных в ходе планирования проблем, либо изменение целей, плана действий и проработка нового плана.

3. Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие отличительные особенности:

• большая по сравнению с консультативной моделью эмоциональ­ная составляющая и более пристальное внимание консультанта к чувствам, эмоциям, ощущениям клиента;

• меньшая четкость, ясность, логичность и структурированность процесса;

• большое разнообразие проблем и индивидуальностей клиентов;

• меньшая жесткость в следовании техническим этапам кон­сультирования;

• отсутствие или минимизация информативной составляющей;

• ориентация на проработку глубинных слоев психики, неосоз­наваемых проблем и конфликтов клиента и на относительную структурную перестройку личности в целом;

• более длительный процесс консультирования (от 5 и более встреч);

• целью является не решение конкретной проблемы, а личност­ный рост самого клиента.

Психотерапевтическая модель психологического консультирова­ния имеет следующие этапы работы:

• индивидуальная внутренняя работа клиента по осознанию на­личия у него некоторой проблемы или симптома и оснований для обращения за помощью;

• установление взаимоотношений между клиентом и консультан­том на основе доверия, обеспечение консультантом безопасно­сти в пространстве консультирования;

• первичное выражение чувств, понимание клиентом собственно­го состояния, начальная проработка проблемы, прояснение консультантом запроса;

• анализ консультантом проблем и чувств клиента и определение их глубины;

• структурирование консультативного пространства, заключение динамического контракта;

• выражение клиентом глубоких, ранее подавленных чувств, эмо­ций и т. п., работа с символическими образами, метафорами клиента, отражающими суть проблемы и помогающими кон­сультанту и самому клиенту понять и прожить ее. Прохожде­ние этого этапа зависит от того, какие цели ставит психотера­пия и какие уровни бессознательного прорабатываются);

• проработка чувств;

• движение клиента к инсайту, постановка целей, разработка дейст­вий по разрешению проблемы;

• ассимиляция опыта, работа по осуществлению целей или при необходимости коррекции плана действий или поставленных целей, завершение взаимоотношений.

Консультант должен понимать необходимость использования психотерапевтической модели консультирования и осознавать всю меру ответственности за состояние клиента, а также за ре­зультат консультирования, знать ресурсные возможности кли­ента для структурной перестройки личности, а также понимать потребности клиента в этом.

 

10. Влияние профессиональной позиции психолога на ситуацию взаимодействия с клиентом.

I. Позиция «сверху» («свысока») по сути, заключается в том, что психолог как спасатель «протягивает руку помощи» тем, кто в ней нуждается. Эта позиция подразумевает авторитарное отношение к клиенту как к объекту профессиональной манипуляции, сопровождается пространственным дистанцированием и подкрепляется имиджем всезнающего мудрого «гуру». Психолог оценивает действия клиента как хорошие или плохие, как правильные или неправильные, т.е. решает психологическую задачу клиента жёсткими этическими или социальными средствами.

II. Позиция «на равных» предполагает снятие дистанции. Взаимодействие «на равных» является наиболее оптимальным вариантом в индивидуальной психокоррекции. В таких случаях психолог выступает как равноправный партнёр, 50/50 разделяющий с клиентом итоговые результаты психокоррекции, помогающий личности расширить её альтернативы, создающий на материале предмета взаимодействия (т.е. того, с чем происходит психологическая работа) условия для принятия человеком ответственного, осмысленного решения об изменении своего поведения, своих отношений и т.д.

Партнёрский подход базируется на видении клиента в качестве равноправного субъекта при пространственном расположении лицом к лицу. В случае равенства позиции с психологом клиент чувствует себя полноправным партнёром и поэтому активно и продуктивно работает наравне с психологом. У него нет оснований скрывать или искажать какую-либо информацию о себе, поскольку психолог открыт, не оценивает и не судит собеседника.

III. Позиция «снизу» позволяет психологу повысить самооценку клиента, апеллировать к его значимости. Плюсом позиции «снизу» является так называемое «следование за клиентом», что наибольшим образом соотвестсвует экзистенциально-гуманистической психотерапии (следование за клиентом, абсолютное принятие клиента). Однако взаимодействие с позиции «снизу» может дать клиенту возможность манипулировать психологом.

Наряду с описанным выше, отметим, что нейтральная позиция «зеркала» соответствует психодинамическим подходам.

Подчеркнём, что осознание психологом своей позиции во взаимодействии с клиентом важно как показатель возможных изменений во внутреннем мире клиента. Умение психолога рефлексировать над содержанием позиций во взаимодействии даёт ему материал для фиксации содержательной динамики процесса взаимодействия с клиентом. Показателем профессионализма психолога является его способность сознательно и пластично занимать различные позиции, исходя из интересов клиента и требований используемых методов.

Поиск способов решения проблем клиента. На данном этапе со стороны клиента нужна экзистенциальная активность и принятие на себя ответственности за выбираемые решения. Психолог же старается как можно более точно рассмотреть проблемы клиента, выделяя как эмоциональные, так и когнитивные их аспекты. Необходимо вести уточнение проблем до тех пор, пока клиент и психолог не достигнут одинакового понимания.

Генеральную задачу уточнения проблемы можно считать реализованной только в том случае, когда в сознании не только психолога, но и клиента выявлены: 1) переживания клиента, длительно существующие и/или периодически возникающие в связи с логикой развития его социальных отношений, «толкающие» его на то, чтобы добиваться достижения своих целей и потребностей; 2) неадекватные средства, избираемые клиентом для реализации этих целей, приводящие к сложностям во взаимоотношениях; 3) негативные реакции других людей, часто усугубляющие проблему клиента.

Точное определение и осознание проблем позволяет понять их причины, а иногда даже указывает способы их разрешения. Психолог побуждает клиента называть и рассматривать возможные альтернативы решения проблем, помогает выдвигать дополнительные альтернативы, ни в коем случае не навязывая собственных решений. Необходимо искать такие альтернативы решения проблем, которые клиент мог бы использовать непосредственно.

 

11. История развития консультативной психологии.

Одним из предшественников консультативной психологии можно считать Гиппократа (ок. 460 — ок. 370 до н.э.), который говорил о необходимости построения доверительных отношений с пациентом, об анализе истории всей его жизни для понимания специфики болезни. Он же разработал первую классификацию психических расстройств, а его обозначениями темперамента мы пользуемся по сегодняшний день.

Особым этапом в развитии консультативной психологии стал XIX в. 1879 г., когда немецкий психолог В. Вундт (1832—1920) основал первую лабораторию экспериментальной психологии, принято считать годом рождения психологии как науки. Великие философы — С. Кьеркегор, Г. Гегель, Ф. Ницше — оказали огромное влияние на эту зарождающуюся науку.

Конец XIX в. ознаменовался блестящими открытиями 3. Фрейда и Й. Брейера в области лечения истерии. Были заложены основы медицинского (психиатрического) консультирования. В XX в. с возрастанием темпа научно-технического прогресса и возникновением необходимости в подготовке и отборе высококвалифицированных рабочих и служащих на службу была призвана консультативная психология. В это время происходило интенсивное развитие профконсультирования. Специалисты в этой области работали в школах, организациях, студенческих городках. Около 80% программ подготовки психологов-консультантов ориентировались на школьное профконсультирование.

Развивалось медицинское консультирование, основанное на диагностике психопатологии. Людей, нуждающихся в психологической помощи, рассматривали как психически больных и лечили в основном медицинскими средствами. Таким образом, вплоть до середины 40-х годов XX в. психологи-консультанты занимались чаще всего диагностикой индивидуальных особенностей клиентов.

 

12. Основные отличия психологического консультирования от психотерапии и психокоррекции.

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии:

· Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей.

· Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

· Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

· Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента.

· Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений.

· Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

 

13. Психическая норма и психопатология. Понятие психологического здоровья и его уровни.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон не так давно И. В.Дубровиной. При этом под психологическим здоровьем ею понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа.Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей (ребенка или взрослого, учителя или менеджера, россиянина или австралийца и т. п.), с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. Говоря о развитии, следует подчеркнуть отличие содержания этого понятия от понятия «изменение».

 

14. Характеристика интервью как основного метода психологического консультирования.

Интервью — это метод психологического консультирования, оно является ситуацией принятия психологом профессиональных решений по проблеме клиента. Оно направлено на то, чтобы в процессе обсуждения различных тем сделать более динамичным отношение к различным свойствам его психической реальности. Интервью предлагает осуществление влияния с помощью вопросов и специальных задач, которые раскрывают активные и потенциальные возможности другого человека.

Обычно описывают пошаговую модель интервью:

1 шаг — «Привет» — стадия интервью, на которой происходит структурирование, достижение взаимопонимания. Продолжается первая стадия от нескольких секунд до десяти минут и завершается достижением между клиентом и психологом соответствии позиций. На этой стадии психолог демонстрирует клиенту свою позицию во взаимодействии.

Консультант по отношению к клиенту может занимать такие позиции:

— Позиция «над клиентом», когда мудрый, опытный, сильный консультант протягивает руку помощи слабому, дезадаптированному, неопытному клиенту;

— Позиция «на равных», когда исчезла дистанция между консультантом и клиентом, консультирование принимает форму обыденного разговора;

— Позиция «советника», при которой консультант выступает в роли лица более компетентного в проблеме клиента и помогает ему разобраться в ней.

Последняя позиция консультанта является наиболее эффективной. Она соответствует указанным принципам и характеризуется отсутствием оценок, отказом от прямого воспитательного давления, созданием атмосферы доверия, сочувствия и доброжелательности.

В процессе консультирования позиция психолога может изменяться.

2 шаг — «В чем проблема?». Эта стадия интервью начинается со сбора информации о контексте темы, происходит выделение проблемы, решается вопрос об идентификации потенциальных возможностей другого человека.

3 шаг — «Чего вы хотите достичь?». На этой стадии психолог квалифицирует запрос клиента, ориентируясь на строение его психической реальности и ее возможную модальность. Происходит формулирование проблемы для клиента и определение вектора желаемых изменений в проблеме клиента.

4 шаг — «Что еще можно сделать?». Это стадия, на которой происходит поиск альтернативных решений.

5 шаг — «Будете ли вы это делать?» заключается в обобщении всех предыдущих шагов и в переходе от обучения к действию. Психолог прилагает усилия для изменения мыслей, действий и чувств клиента в его повседневной жизни, вне ситуации интервью.

 

15. Методы воздействия, применяемые психологами различных школ.

Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это: заражение; внушение; убеждение; подражание.

 

Заражение Это психологическое воздействие на сознание человека – самый древний и наиболее изученный метод. Он основан на передаче эмоционального состояния от человека к человеку. Согласитесь, что с каждым случалось такое, когда вы находитесь в прекрасном настроении, и вдруг появляется человек со слезами на глазах и всеми признаками истерики. По мере того, как вы выслушиваете его душещипательную историю, настроение ваше портится, и ваше душевное состояние начинает быть похожим на переживания собеседника. Особенно впечатлительным натурам даже рассказывать ничего не нужно, они на эмоциональном уровне способны воспринимать сигналы, идущие от людей, находящихся рядом с ними. Еще один пример, который характеризует метод заражения и который использует психология влияния на людей – паника. Действует он, как правило, в толпе. Если много людей находятся в одинаковых критических условиях, и кто-то из них начинает паниковать, это чувство передается большинству из присутствующих. Но «заразиться» можно не только отрицательными эмоциями. Заразительными бывают смех, веселье, позитивный жизненный настрой.
Внушение Второй класс психологического воздействия на личность – внушение. В этом случае психология влияния на человека оказывается на эмоциональном фоне, заставляя действовать так, как заставляет оппонент. Но если заражение – это передача психологического состояния, в результате которого человек действует так или иначе, то внушение – это убеждение человека поступать так, как ему говорят с помощью вербальных инструментов (слова, визуальный контакт и другие). Для того, чтобы внушение стало действенным инструментом, необходимо соответствовать своим словам. Если человек пытается «научить вас жить» и диктует правила поведения в обществе или законы достижения успеха, то его репутация, внешний вид и манера говорить должны вызывать уважение и желание подражать.
Социальная среда, в которой живет человек с рождения, подразумевает общение. В процессе общения и восприятия информации, мы подвергаемся психологическому воздействию, сами того не подозревая. Эти проявления изучает психология. Эта же наука исследует приемы воздействия в общении людей друг с другом на работе, дома и в любом другом месте. Методы психологического воздействия и их различия Методы психологического воздействия на личность человека в психологии это: заражение; внушение; убеждение; подражание. Какие-то из этих методов вы уже использовали неосознанно, а какие из этих методов проверили на вас. Заражение, внушение, убеждение и подражание это способы влияния на психологическое состояние людей. Давайте подробно разберем их, чтобы не попасть на улочку мошенников.

Убеждение – один из самых безобидных и действенных методов психологического воздействия на человека. Он основан на фактах, которые становятся понятны в результате построения логической цепочки размышлений. Используя различные методы влияния на людей, следует учитывать уровень интеллектуального развития оппонента. Доказывать что-то человеку, который находится ниже вас в умственном развитии – нелепо. Ваши доводы не будут поняты и приняты. Если вы пытаетесь убедить в чем-то того, кто умнее вас, это будет выглядеть смешно.

 

Подражание Многие подсознательно пользуются методами воздействия на личность, даже не подозревая об этом. Достигая каких-то высот в карьере или интеллектуальном плане, мы становимся объектом уважения и восхищения. Менее опытные люди стремятся брать пример с того, кто уже воплотил в жизнь свои стремления. Но объект подражания должен «держать марку» всегда. Он должен быть привлекательным, ярким, запоминающимся, восхитительным. То есть удовлетворять желание оппонента следовать идеалу.

 

16. Особенности организации диалога с клиентом в рамках консультативной психологии.

Принципы организации диалога с клиентом в рамках психологического консультирования, изложенные Ю.Е. Алешиной

1. Ограничение речи консультанта в диалоге. Присутствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо позволять меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы, не превышающие 1-2 мин, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется: а) освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; б) максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; в) следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе.

3. Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, кото рыеон испытывает. Обычно предлагаются 2-3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив - не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых, легче описать свои чувства.

Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, а также качество действия. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и ничего не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально значимые слова и психолог вместе с клиентом пытаются сделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых переживаний.

Использование парадоксальных вопросов. Цель парадоксальных вопросов - поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Общеизвестные истины типа «Грубить нехорошо», «Родители всегда знают лучше, что нужно ребенку» обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями. Типичная формулировка парадоксального вопроса начинается словами «А почему бы не...?». Например, «А почему бы вам действительно не сказать, раз вы так думаете?».

 

17. Технология ведения консультативной беседы.

Ограничение речи консультанта в диалоге. Присутствие консультанта должно углублять понимание клиентом собственных проблем, способствовать принятию необходимых решений. Для этого клиенту необходимо помогать меньше внимания обращать на то, что рядом находится собеседник, меньше заботиться о том, как именно собеседник относится к рассказу и насколько сам рассказ социально желателен. Отсюда необходимо, чтобы речь психолога-консультанта была краткой, немногословной и точной. Если клиент сам говорит по делу, нужно стараться по возможности ничем его не перебивать. Паузы в высказываниях клиента, не превышающие 1–2 минут, вполне естественны и означают, что человек работает, активно осмысливает свою жизнь.

Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Для этого рекомендуется: освобождать речь от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты и истолкованы клиентом; максимально использовать те слова и обороты, которые использует клиент; следить за тем, какую репрезентативную систему использует клиент для организации своего перцептивного опыта (аудиальную, визуальную или кинестетическую), использовать слова и выражения, соответствующие его репрезентативной системе. О репрезентативных системах и подстройке к клиенту с учетом доминирующей у него репрезентативной системы рекомендуем ознакомиться по книге Р. Бэндлера и Д. Гриндера (1994) или по другим известным изданиям этих авторов.

Анализ эмоциональных переживаний клиента в связи с излагаемыми им событиями и поступками. Это необходимо, чтобы клиент лучше понял, что действительно с ним происходит. Для этого используются техники работы на уровне чувств:

Предложение клиенту нескольких возможных альтернатив ответа относительно вариантов чувств, которые клиент испытывает. Обычно предлагаются 2–3 альтернативы. Цель формулирования альтернатив – не поиск правильного ответа, а стимулирование клиента, демонстрация образцов, отталкиваясь от которых легче описать свои чувства.

Акцентирование эмоциональных переживаний клиента через проявление пристального внимания к эмоционально окрашенным словам и выражениям. Знаками эмоций в речи являются наречия, прилагательные, глаголы, обозначающие отношение к чему-либо, а также качество действия. Консультант вычленяет в речи клиента эмоционально значимые слова и выражения и смотрит, что стоит за ними. Например, если клиент говорит, что обычно молчит и не отвечает, когда супруга кричит на него, консультант может спросить его, отчего он молчит. Далее в речи клиента опять вычленяются эмоционально значимые слова и опять психолог вместе с клиентом пытаются сделать явным то, что стоит за ними. Это помогает опуститься на уровень глубинных, личностно значимых переживаний.

Использование парадоксальных вопросов. Цель вопросов – поставить под сомнение то, что клиент считает абсолютно очевидным или само собой разумеющимся. Общеизвестные истины типа «грубить нехорошо», «родители всегда знают лучше, что нужно ребенку» обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента. Когда мы ставим их под сомнение, то заставляем клиента задуматься о том, что скрывается для него лично за подобного рода выражениями. Типичная формулировка парадоксального вопроса начинается словами: «А почему бы и не…?». Например: «А почему бы Вам действительно не сказать, раз Вы так думаете?»

Уточняющие и углубляющие формулировки. Цель таких формулировок – постепенно переводить рассказ клиента с поверхностного уровня к более глубоким уровням переживаний. Пример такой формулировки: «То есть Вы хотели бы, чтобы Ваша свекровь поняла, какая Вы хорошая, чтобы она оценила Вас, наконец, по достоинству». При работе с уточняющими и углубляющими формулировками главное – не выходить за пределы очевидного. Каждый шаг должен логично следовать из предыдущего.

Использование интерпретаций. Речь идет о том, чтобы проинтерпретировать поведение клиента в связи с теми или иными базовыми человеческой природе эмоциями. Алешина (1993) предлагает пользоваться двумерной моделью пространства человеческих проявлений, где одна из координат является осью любви, а другая – осью власти. Согласно распространенным на Западе взглядам большая часть человеческого поведения определяется этими базовыми эмоциями, потребностями, с ними связанными. Поэтому данная модель может служить удобным пособием для построения интерпретаций. Например, психолог спрашивает клиентку, почему она молчит, когда свекровь кричит на нее. Клиентка отвечает: «Не могу же я унижаться!» Интерпретация психолога: «То есть Ваше молчание в отношениях со свекровью – попытка не унижаться, а, так или иначе, возвыситься над ней».

Перефразирование. То, что было негативным основанием для беспокойства и переживаний, должно стать причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то, по крайней мере, существенно уменьшить их значимость и интенсивность.

Обеспечение контакта с клиентом во время беседы осуществляется через:

Вербальный (словесный) контак т – через подбадривание, похвалу, выражение поддержки, частое упоминание имени клиента, выражение словами согласия и одобрения, «ага-реакцию».

Невербальный (несловесный) контакт – через контакт глаз, выражение лица, позу, тон и громкость голоса, использование паузы. Относительно контакта глаз следует сказать, что не следует навязывать взгляд в глаза клиенту, но, тем не менее, необходимо смотреть на клиента, а не в сторону. Выражение лица должно являть собой доброжелательное внимание. Надо стараться не выдавать свои растерянность и смятение. Выражение спокойствия и уверенности на лице профессионала, оказывающего психологическое воздействие, уже само по себе приносит терапевтический эффект. Поза консультанта не должна быть напряженной (сидит на краешке стула, руки с напряжением сжимают ручки кресла, непривычность и неестественность позы) или закрытой (традиционно закрытость позы связывают со скрещенными руками или ногами). Поза консультанта влияет на позу клиента. Если клиент слишком закрыт или напряжен, консультант может попробовать косвенно повлиять на него, расслабившись и заняв подчеркнуто более удобную позу. После соответствующей смены позы клиента у него изменится и эмоциональное состояние. Тон голоса должен быть доброжелательным, соответствовать тому, что говорится. Громкость голоса можно регулировать в зависимости от стоящих перед консультантом задач. Приглушенный голос в большей мере способствует возникновению у собеседника ощущения доверительности, интимности. Консультант может несколько охладить возбужденного клиента, начав говорить медленнее и тише. Клиент постарается автоматически подладиться, нормализовав, таким образом, свое состояние. Наличие пауз в беседе создает ощущение неторопливости, продуманности происходящего. Пауза подчеркивает значительность сказанного, необходимость осмыслить это и понять. С точки зрения Ю. Алешиной (1993) консультанту следует выдерживать паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех, которые непосредственно содержат вопрос. Пауза дает возможность добавить к тому, что сказано, поправить, уточнить. С помощью паузы можно избежать ситуации, когда клиент и консультант начинают бороться друг с другом за право вставить слово, что-то сказать. Начинающим психологам-консультантам рекомендуется поэкспериментировать с тем, что значит пауза для них, наблюдая за секундной стрелкой часов, своим состоянием и состоянием клиента во время пауз.

 

18 Основные этапы консультативной беседы.

беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы. Длительность приема, во время которого собственно и происходит беседа, значительно варьирует в зависимости от целей и задач консультирования, организационных форм, в рамках которых оно проводится, а также теоретических ориентаций консультанта. Но все же в большинстве случаев время приема составляет один час (как у нас, так и за рубежом). Ориентировочно этот час можно распределить по выделенным выше этапам беседы следующим образом: 1) начало беседы —5-10 минут; 2) расспрос клиента —25-35 минут; 3) коррекционное воздействие —10-15 минут; 4) завершение беседы —5-10 минут.

19. Структура первой встречи.

Первая встреча начинается со знакомства. Сразу бросается в глаза и свидетельствует о характере клиента то, как он входит в кабинет — твердым шагом, демонстрирующим решимость и смелость, или нерешительно, неохотно, что говорит о страхе, стеснительности, сомнениях. Рукопожатием консультант с первых минут встречи проявляет дружелюбие, заинтересованность и готовность помочь, поскольку пожатие руки принято считать символом единения двух людей. Представившись, консультант узнает имя и фамилию клиента и пару минут может уделить общепринятым фразам, которые уменьшают тревогу и напряжение первой встречи. сама ситуация консультирования провоцирует тревогу. Тревога и напряжение мешают клиенту говорить, поэтому первая задача консультанта, заметившего волнение клиента, — помочь ему почувствовать себя в безопасности. "Вы очень озабочены" или "Вы кажетесь испуганным"; "Что Вас заботит?". Разговор о беспокойстве способствует снятию напряжения. Консультант может спросить клиента: "Не беспокоит ли Вас то, о чем сегодня следует поговорить?" Беспокойство первой встречи уменьшается при ознакомлении клиента с процедурой консультирования. Большинство клиентов чувствуют себя неуверенно из-за неосведомленности в действиях консультанта.

В начале первой встречи важно выяснить, обратился ли клиент сам или его кто-то направил

Право первого вопроса принадлежит консультанту. Вопрос должен быть открытым, неопределенным, позволяющим клиенту без всяких тематических ограничений говорить о том, что для него важно. Например: "С чего Вы хотели бы начать свой рассказ?", "Какие вопросы (трудности, проблемы) привели Вас сюда?", "Итак, о чем мы будем говорить?" и т.п. Если консультант видит, что клиент напряжен, волнуется, он, чтобы облегчить начало беседы, прежде всего должен спросить о чувствах, помочь их выразить. В начале первой встречи полезен вопрос: "Когда Вы смеялись последний раз?" или "Когда Вы последний раз смеялись дома?". Ответы на подобные вопросы играют существенную роль. В начале консультирования следует избегать вопросов, на которые возможен однозначный ответ, ибо это также заставляет консультанта продолжать спрашивать (например, вопрос: "Сколько Вам лет?" иногда важен, но неприемлем в начале консультирования).

В начале беседы следует избегать конкретности, но актуальные вопросы надо держать в голове. В правдивости рассказанного не стоит заведомо сомневаться и проя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: