Неорганические и органические вещества клетки




(тест)

1. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

2. Установите соответствие между характеристикой и веществом, к которому она относится.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) защищают организм от переохлаждения
Б) являются полимерами
В) состоят из остатков молекул аминокислот
Г) состоят из остатков молекул жирных кислот и глицерина
Д) при окислении 1 грамма веществ дают 38,9 кДж
Е) защищают организм от бактерий и вирусов

ВЕЩЕСТВА

1) белки
2) жиры

 

3. Проанализируйте таблицу «Вещества клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) Содержит рибозу
2) Вода
3) Нуклеиновые кислоты
4) Энергетическая, структурная, регуляторная и защитная
5) Содержит дезоксирибозу
6) Хранение и передача наследственной информации
7) Высокомолекулярные азотосодержащие биополимеры, мономером которых являются аминокислоты

 

4. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями углеводов в организме человека являются

1) запасающая
2) строительная
3) регуляторная
4) энергетическая
5) ферментативная
6) хранение генетической информации

5. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.
1. Белки имеют важное значение в строении и жизнедеятельности всех организмов. 2. Мономерами белков являются нуклеиновые кислоты. 3. Белки входят в состав рибосом и плазматической мембраны. 4. Некоторые белки являются ферментами и ускоряют протекание химических реакций в организме. 5. В молекулах белка зашифрована генетическая информация клетки. 6. Синтез белков происходит в лизосомах.

 

6. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

1. Молекулы белка состоят из мономеров - моносахаридов. 2. Белки образуются в рибосоме на молекуле ДНК. 3. Процесс синтеза белка называется трансляция. 4. Белок может иметь первичную, вторичную, третичную и четвертичную структуру. 5. Связь между мономерами белков в первичной структуре осуществляется за счет водородных связей.

 

7. Вода - один из основных экологических факторов, лимитирующих рост и развитие растений. Назовите приспособления, которые формируются у растений в экосистемах с недостатком влаги.

 

8. Установите соответствие между характеристикой и структурой белка.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) аминокислотные остатки соединены только полипептидными связями
Б) при ее разрушении наступает необратимая денатурация
В) строгая последовательность аминокислотных остатков
Г) молекула в форме глобулы или фибриллы
Д) пространственная конфигурация полипептидной цепи
Е) имеет дисульфидные мостики между радикалами аминокислот

СТРУКТУРА БЕЛКА

1) первичная
2) третичная

 

9. Установите соответствие между нуклеиновой кислотой и ее характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) не способна к репликации
Б) является главным хранителем генетической информации клетки
В) является составной частью рибосом
Г) транспортирует активированные молекулы аминокислот к месту синтеза белка
Д) содержит азотистое основание - тимин
Е) в прокариотических клетках представлена в виде кольцевой молекулы

НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

1) ДНК
2) РНК

 

10. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями белков в организме человека являются

1) защитная
2) запасающая
3) строительная
4) передача наследственных признаков
5) хранение генетической информации
6) ферментативно-каталитическая

11. Установите соответствие между нуклеиновой кислотой и ее характеристикой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

А) состоит из двух полинуклеотидных антипараллельных цепей
Б) содержит углевод рибозу
В) содержит углевод дезоксирибозу
Г) состоит из одной полинуклеотидной цепи
Д) содержит азотистое основание урацил
Е) способна к репликации

НУКЛЕИНОВАЯ КИСЛОТА

1) ДНК
2) РНК

 

12. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями жиров в организме человека являются:

1) строительная
2) двигательная
3) каталитическая
4) энергетическая
5) регуляторная
6) транспортная

 

13. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

14. Почему человек без опасных последствий употребляет в пищу белки в виде мяса, рыбы, яиц, а вводить белки сразу в кровь для питания больных ни в коем случае нельзя?

 

15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Молекула ДНК

1. способна к репликации2. содержит урацил3. образована аминокислотами4. состоит из двух цепочек5. переносит аминокислоты к месту синтеза белка6. образована нуклеотидами

16. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Функциями белков в организме человека являются

1) хранение генетической информации
2) двигательная
3) транспортная
4) передача наследственных признаков
5) регуляторная
6) запасающая

 

17. Почему в рацион ребенка обязательно должна входить пища животного происхождения? Назовите не менее двух причин.

 

18. Рассмотрите предложенную схему классификации углеводов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

 

19. Установите соответствие между особенностями и типами молекул: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТЬ

А) содержат в составе азот и серу
Б) используются как запас энергии
В) содержат один тип мономеров
Г) могут выполнять ферментативную функцию
Д) могут быть растворимы в воде
Е) молекулы имеют третичную и четвертичную структуру

ТИП

1) белки
2) полисахариды

 

20. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, используются для описания изображённой на рисунке молекулы. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. содержит остатки фосфорной кислоты2. обеспечивает транспорт аминокислот к рибосоме3. у эукариот синтезируется в ядре4. бывает информационной5. содержит урацил и рибозу6. содержит информацию о структуре белков

21. Все перечисленные ниже функции, кроме трех, присущи липидам в организме. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. регуляторная2. структурная3. сократительная4. иммунная5. ферментативная6. запасающая

 

22. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 

23. Установите соответствие между химическими соединениями (на рисунке обозначены буквами А и Б) и их характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) глицин
Б) входит в состав белков
В) азотистое основание
Г) аминокислота
Д) входит в состав нуклеиновых кислот
Е) аденин

ХИМИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ

1) А
2) Б

 

24. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, характерны для изображённого на рисунке аденина. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. содержит остаток фосфорной кислоты2. образуется в результате фосфорилирования3. азотистое основание4. может существовать в ациклической и циклической формах5. входит в состав ДНК6. образует две водородные связи с тимином

 

25. Установите соответствие между нуклеиновыми кислотами и функциями, которые они выполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИЯ

А) передача наследственной информации из поколения в поколение
Б) матрица для считывания информации при построении белковых молекул
В) перенос информации о структуре белков от хромосом к месту их синтеза
Г) хранилище наследственной информации
Д) транспорт аминокислот к рибосомам
Е) матрица для передачи наследственной информации из ядра в цитоплазму

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

1) РНК
2) ДНК

26. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, характерны для АТФ. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. образуется при дыхании, брожении и фотосинтезе2. является универсальным хранителем и переносчиком энергии3. мононуклеотид4. образуется в ходе светонезависимой фазы фотосинтеза5. при полном расщеплении 1 г высвобождается 17,6 кДж энергии6. может существовать в ациклической и циклической формах

 

27. Установите соответствие между уровнем организации белка и его характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) возможна обратимая денатурация
Б) поддерживается за счёт ковалентных пептидных связей
В) образуется укладкой полипептидных цепей в α-спираль или β-структуру
Г) представляет собой последовательность аминокислот в полипептидной цепи
Д) поддерживается за счёт водородных связей

УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛКА

1) первичная структура
2) вторичная структура

 

28. Все перечисленные ниже функции, кроме трех, в живых организмах выполняют углеводы. Определите три функции, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. запасающая2. каталитическая3. структурная4. энергетическая5. транспортная6. гормональная

 

29. Проанализируйте таблицу «Нуклеиновые кислоты». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведённые в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) дезоксирибоза
2) рибоза
3) ДНК
4) тРНК
5) АТФ
6) урацил
7) перенос информации о первичной структуре белка
8) хранение и передача наследственной информации

 

30. Найдите три ошибки в тексте «Углеводы». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)Углеводы - основной источник энергии в организме. (2)При избытке в пище углеводы могут превращаться в жиры и белки. (3)При недостатке углеводы могут образовываться из белков и жиров. (4)Сложные углеводы пищи расщепляются в клетках до моносахаридов. (5) Из моносахаридов в печени синтезируется крахмал.

31. Выберите из перечисленных ниже веществ три, относящихся к органическим. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. угарный газ2. фолиевая кислота3. известняк4. АТФ5. метан6. фосфорная кислота

 

32. Установите соответствие между нуклеиновыми кислотами и веществом, входящимв их состав: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ВЕЩЕСТВО

А) рибоза
В) урацил
Г) тимин
Д) дезоксирибоза

НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ

1) РНК
2) ДНК

 

33. Найдите три ошибки в тексте «ДНК». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1)ДНК состоит из двух полинуклеотидных цепей, которые соединены между собой пептидными связями. (2) Полинуклеотидные цепи ДНК за счёт этих связей образуют правозакрученную спираль. (3)Молекулы ДНК находятся в ядре, митохондриях и цитоплазме. (4)ДНК способна к самоудвоению - репарации. (5)Основная функция ДНК - хранение и передача наследственной информации. (6)Количество молекул ДНК строго специфично для каждого вида. (7)В молекулах ДНК закодирована информация о первичной структуре всех белков организма.

 

34. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, можно использовать для описания молекулы АТФ. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. способна к репликации2. по структуре молекула является нуклеотидом3. вещество нестойкое, средняя продолжительность жизни одной молекулы менее одной минуты4. фосфатные группы, входящие в состав молекулы, соединены между собой макроэргическими связями5. в состав входит азотистое основание урацил6. молекула состоит из глицерина и остатка жирной кислоты

 

35. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, используются для описания изображённой на рисунке структуры. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. обеспечивает трансляцию2. в состав входит урацил3. способна к редупликации4. полинуклеотидные цепи удерживаются за счёт водородных связей5. полимер, состоящий из нуклеотидов6. нуклеотиды между собой соединяются с помощью пептидных связей

36. Установите соответствие между молекулами (на рисунке обозначены цифрами 1 и 2) и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А) содержит дезоксирибозу
Б) нестойкое вещество, средняя продолжительность жизни менее одной минуты
В) имеются макроэргические связи
Г) источник энергии
Д) входит в состав ДНК

МОЛЕКУЛЫ

1) 1
2) 2

 

37. Белки способны проявлять свои свойства и выполнять свои функции, если имеют определённую пространственную конфигурацию. Чем обеспечивается пространственная конфигурация белковой молекулы и как она формируется? Ответ поясните.

 

38. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, можно использовать для описания свойств вещества, схема молекулы которого изображена на рисунке. Определите три признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. создаёт трансмембранные потенциалы2. молекулы полярны - диполи3. содержит две макроэргические связи4. удельная теплоёмкость наивысшая5. обладает высоким поверхностным натяжением6. сохраняет кислотно-щелочное равновесие

 

39. Все перечисленные ниже признаки, кроме трех, используются для описания функций минеральных солей. Определите три признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. обеспечивают равномерное распределение тепла2. участвуют в регуляции дыхания3. активируют ферменты4. сохраняют кислотно-щелочное равновесие5. обеспечивают адсорбционные процессы6. создают мембранные потенциалы клеток

 

40. Установите соответствие между молекулами и их особенностями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ

А) полимер, состоящий из нуклеотидов
Б) содержит азотистые основания аденин, тимин, цитозин и гуанин
В) в состав мономеров входит углевод
Г) полимер, состоящий из аминокислот
Д) основа хромосом
Е) выполняет различные функции

МОЛЕКУЛЫ

1) 1
2) 2

41. Установите соответствие между органическими соединениями и их группами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЕДИНЕНИЕ

А) фруктоза
Б) гликоген
В) целлюлоза
Г) глюкоза
Д) крахмал

ГРУППА

1) моносахариды
2) полисахариды

 

42. На рисунке изображена нуклеиновая кислота. Все перечисленные ниже характеристики, кроме трех, относятся к изображённой на рисунке нуклеиновой кислоте. Определите три характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. в качестве углевода содержит дезоксирибозу2. находится в рибосомах, ядрышках, цитоплазме3. содержит четыре типа нуклеотидов4. содержит тимидин5. способна к репликации6. одинарная цепочка

 

43. Установите соответствие между органическими веществами клетки и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ФУНКЦИИ

А) запасные питательные вещества
Б) двигательная функция
В) каталитическая функция
Г) основной источник энергии
Д) участие в иммунных реакциях

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ

1) белки
2) углеводы

 

44. Установите соответствие между приведёнными примерами углеводов и их принадлежностью к группе.

УГЛЕВОД

А) лактоза
Б) фруктоза
В) сахароза
Г) глюкоза
Д) мальтоза

ГРУПП УГЛЕВОДОВ

1) моносахариды
2) дисахариды

 

45. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

46. Найдите ошибки в приведенном ниже тексте. Укажите в ответе номера предложений, в которых были сделаны ошибки, и после исправьте эти ошибки.

1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Они представляют собой биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке функции катализаторов. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

 

47. Установите соответствие между особенностями и типами молекул.

ОСОБЕННОСТЬ

А) являются запасными питательными веществами
Б) являются производными многоатомных спиртов
В) выполняют строительную функцию
Г) в состав входит азот
Д) выполняют ферментативную функцию
Е) состоят из остатков аминокислот

ТИП

1) жиры
2) белки
3) общие особенности

 

48. Установите соответствие между приведёнными примерами липидов и их принадлежностью к группе.

ЛИПИДЫ

А) растительное масло
Б) тестостерон
В) лецитин
Г) адреналин
Д) рыбий жир

ГРУППЫЛИПИДОВ

1) триглицериды
2) стероиды

 

49. Установите соответствие между особенностями и типами молекул.

ОСОБЕННОСТЬ

А) являются запасными питательными веществами
Б) являются производными многоатомных спиртов
В) выполняют строительную функцию
Г) состоят из углерода, водорода и кислорода
Д) нерастворимы в воде
Е) состоят из остатков глюкозы

ТИП

1) жиры
2) полисахариды
3) общие особенности

 

50. Установите соответствие между особенностями и типами молекул.

ОСОБЕННОСТЬ

А) являются запасными питательными веществами
Б) выполняют сигнальную функцию
В) выполняют строительную функцию
Г) выполняют ферментативную функцию
Д) формируют иммунитет
Е) имеют третичную и четвертичную структуры

ТИП

1) белки
2) углеводы
3) общие особенности

51. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке схемы строения молекулы органического вещества. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. транспортирует аминокислоты2. выполняет ферментативную функцию3. имеет антикодон4. состоит из нуклеотидов5. осуществляет денатурацию

52. Проанализируйте таблицу. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины и понятия, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) хранение и передача наследственной информации
2) урацил
3) рРНК
4) образование в комплексе с белками тела рибосомы
5) аминокислота
6) тРНК
7) ДНК
8) синтез иРНК

 

53. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Все вещества клетки делят на органические и неорганические. (2) Белки - это полимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (3) Процесс, обратный денатурации белка, называется ренатурацией, восстановлением структур белка. (4) Рибозу, фруктозу, сахарозу относят к моносахаридам. (5) Из целлюлозы состоят оболочки растительных клеток. (6) Углеводы с наружной клеточной мембраной образуют комплекс гликокаликс. (7) Гликокаликс имеется у всех эукариотических клеток.

 

54. Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами клетки: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) входит в состав рибосом
Б) активизирует аминокислоту
В) содержит информацию о первичной структуре полипептида
Г) доставляет аминокислоты для трансляции
Д) служит матрицей для трансляции

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА КЛЕТКИ

1) иРНК
2) тРНК
3) рРНК

 

55. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке схемы строения молекулы органического вещества. Определите два признака, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. состоит из двух нуклеотидных цепей2. в комплексе с белками образует хромосомы3. выполняет ферментативную функцию4. участвует в процессе трансляции5. хранит и передает наследственную информацию

56. Рассмотрите рисунок с изображением молекулы органического вещества клетки и определите класс органического вещества, мономеры этого вещества и функцию, выполняемую этим веществом. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) белки
2) нуклеотиды
3) транспортная
4) энергетическая
5) моносахариды
6) нуклеиновые кислоты
7) аминокислоты
8) хранение наследственной информации

 

57. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. хранит и передает наследственную информацию2. в комплексе с белками образует хромосомы3. состоит из двух полинуклеотидных цепей4. выполняет ферментативную функцию5. нуклеотид содержит рибозу

 

58. Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций липидов. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1. энергетическая2. строительная3. ферментативная4. запасающая5. транспортная

 

59. Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1) Белки - биополимеры, мономерами которых являются нуклеотиды. (2) Биосинтез белков - это матричная реакция. (3) Биосинтез белка осуществляет органоид клетки - клеточный центр. (4) Белки имеют несколько структурных уровней организации, которые обеспечивают их существование и определяют функции. (5) Первичная структура белка - это последовательность аминокислот в полипептидной цепи, связанных водородными связями. (6) Четвертичная структура свойственна не всем белкам, например инсулин не имеет четвертичной структуры. (7) Четвертичная структура белка гемоглобина состоит из четырех субъединиц.

 

60Все приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы РНК. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. хранит и передает наследственную информацию2. в комплексе с белками образует хромосомы3. состоит из одной полинуклеотидной цепи4. нуклеотид может содержать урацил5. нуклеотид содержит рибозу

61. Установите соответствие между белками и функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

БЕЛКИ

А) пепсин
Б) гемоглобин
В) миозин
Г) антитела
Д) белки в рибосомах

ФУНКЦИИ

1) структурная
2) каталитическая
3) двигательная
4) транспортная
5) защитная

 

62Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) В состав нуклеотида входит углевод рибоза
Б) Мономер включает дезоксирибозу
В) Образует двойную спираль
Г) Преимущественно локализована в клеточном ядре
Д) Копирует информацию о гене

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

1) ДНК
2) РНК

 

63. Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) расщепляются на глицерин и высшие жирные кислоты
Б) выполняют функцию тепло изолятора
В) образуют клеточные стенки растений
Г) являются биополимерами
Д) могут выполнять регуляторную функцию

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

1) полисахариды
2) липиды

 

64. Все перечисленные характеристики используют для описания функций липидов. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. образуют биологическую мембрану2. откладываются в запас3. определяют буферные свойства среды4. регулируют обмен веществ5. служат ферментами

 

65. Рассмотрите предложенную схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

66. Все перечисленные ниже характеристики используют для описания функций углеводов. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. запасаются в клетках2. служат коферментами3. образуют клеточные стенки растений и грибов4. входят в состав нуклеотидов5. ускоряют процессы метаболизма

 

67. Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) синтезируются в ядре
Б) включают полинуклеотидную цепь
В) имеют пептидные связи
Г) представлены глобулой
Д) способны к репликации
Е) служат биокатализаторами

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

1) белки
2) нуклеиновые кислоты

 

68. Перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания строения, функций изображенного органического вещества. Определите два признаки, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. является биополимером2. служит матрицей при трансляции3. имеет структурные уровни организации молекулы4. состоит из аминокислот5. входит в состав клеточных стенок

 

69. Рассмотрите рисунок с изображением фрагмента молекулы биополимера определите, что служит ее мономером,в результате какого процесса и принципа происходит увеличение числа этих молекул в клетке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) нуклеотид
2) денатурация
3) комплементарность
4) репликация
5) трансляция
6) углевод
7) транскрипция

 

70. Все перечисленные характеристики используют для описания функций белков. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. рецепторная2. запасающая3. регуляторная4. служат коферментами5. двигательная

71. Все перечисленные характеристики используют для описания функций минеральных солей. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. обеспечивают осмотическое давление2. служат рецепторами3. входят в состав костей4. регулируют диссимиляцию5. обуславливают буферность среды

 

72. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме? Что обозначено буквами А, Б, В? Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.

 

73. Все перечисленные ниже характеристики используются для описания процессов, изображённых на рисунке. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. образование четвертичной структуры белка2. образование глобулы3. самоудвоение молекулы ДНК4. транскрипция полинуклеотидной цепи5. формирование спирали белка

 

74. Приведенные ниже понятия, кроме двух, используются для описания последствий нарушения расположения нуклеотидов в участке ДНК, кодирующим белок. Определите эти два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. изменение функций белка2. генная мутация3. нарушение первичной структуры полипептида4. кроссинговер5. расхождение хромосом

 

75. Рассмотрите рисунок с изображением фрагмента молекулы биополимера и определите, что служит ее мономером, в результате какого процесса увеличивается число этих молекул в клетке, какой принцип лежит в основе ее копирования. Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

1) тРНК
2) одна
3) ДНК
4) трансляция
5) две
6) транскрипция
7) три
8) иРНК

76. Установите соответствие между характеристиками и органическими веществами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

А) входит в состав рибосом
Б) активизирует аминокислоту
В) содержит информацию о первичной структуре полипептида
Г) доставляют аминокислоты для трансляции
Д) служит матрицей для трансляции

ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА

1) иРНК
2) тРНК
3) рРНК

 

77. Все перечисленные характеристики используют для описания функций белков. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. являются гормонами2. служат рецепторами3. входят в состав костей4. главные источники энергии5. служат коферментами

 

78. Все перечисленные ниже признаки характерны для фрагмента молекулы биополимера изображенного на рисунке. Определите: два понятия, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. глобула2. полипептид3. водородные связи4. антипараллельность5. полинуклеотидная цепь

 

79. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображенной на рисунке молекулы. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. у эукариот находится в ядре2. удваивается перед делением клетки3. в состав входят аденин, тимин, гуанин и цитозин4. как правило, представлена одноцепочечными фрагментами5. обычно содержит рибозу

 

80. Рассмотрите предложенную схему классификации углеводов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

81. Рассмотрите предложенную схему классификации углеводов. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме вопросительным знаком.

 

82. Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания изображённых на рисунках молекул. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. передают сигналы в организме2. гидрофильны3. служат структурным компонентом мембран4. могут служить запасом питательных веществ5. ускоряют химические реакции

 

83. Назовите мономер, изображённый на рисунке. Ответ поясните. Что обозначено углевод цифрами 1, 2, 3? Какую функцию в клетке выполняет биополимер, в состав которого входит этот мономер?

 

84. Назовите мономер, изображённый на рисунке. Ответ поясните. Что обозначено цифрами 1, 2, 3? Укажите, какие биополимеры содержат подобный мономер и какие функции в клетке они выполняют.

 

85. Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

86. Известно, что белки - нерегулярные полимеры, имеющие высокую молекулярную массу, строго специфичны для каждого вида организма. Выберите из приведённого ниже текста три утверждения, по смыслу относящиеся к описанию выделенных выше признаков, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Низкомолекулярные органические вещества имеют молекулярную массу от 100 до 1000.2. Каждый вид живых организмов имеет особый, только ему присущий набор белков, отличающий его от других организмов.3. В состав белков входит 20 различных аминокислот, соединённых пептидными связями.4. Многие белки характеризуются молекулярной массой от нескольких тысяч до миллиона и выше, в зависимости от количества отдельных полипептидных цепей в составе единой молекулярной структуры белка.5. Белки имеют различное количество аминокислот и порядок их чередования в молекуле.6. Они являются промежуточными соединениями или структурными звеньями - мономерами.

 

87. Установите соответствие между функциями или свойствами органических веществ в клетке и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СВОЙСТВА ИЛИ ФУНКЦИИ

А) состоят из мономеров глюкозы
Б) обеспечивают активный транспорт через мембраны
В) являются запасным веществом в клетке
Г) выполняют транспортную функцию
Д) образуют клеточную стенку
Е) выполняют ферментативную функцию

ВИДЫВЕЩЕСТВ

1) углеводы
2) белки

 

88. Установите соответствие между функциями или свойствами органических веществ в клетке и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СВОЙСТВА ИЛИ ФУНКЦИИ

А) образуются в результате гидролиза крахмала
Б) могут входить в состав гормонов
В) входят в состав клеточных мембран
Г) большинство хорошо растворимы в воде
Д) состоят из жирных кислот и глицерина
Е) гидрофобны

ВИДЫВЕЩЕСТВ

1) моносахариды
2) липиды

 

89. Рассмотрите таблицу "Биополимеры и их мономеры" и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.

 

90. Установите соответствие между функциями или свойствами органических веществ в клетке и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СВОЙСТВА ИЛИ ФУНКЦИИ

А) содержат в составе остаток фосфорной кислоты
Б) у растений обычно жидкие, а у животных - твёрдые
В) имеют гидрофильные и гидрофобные участки
Г) служат для запасания энергии
Д) содержат три остатка жирных кислот в каждой молекуле
Е) входят в состав мембран

ВИДЫВЕЩЕСТВ

1) фосфолипиды
2) жиры

91. Все перечисленны<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: