Билет номер 16. Новоаттическая комедия Менандра. Персонажи и конфликты в комедии “Брюзга” (“Угрюмец”).




 

Черты новоаттической комедии Менандра

 

Комедия Менандра не создает тайн. Зрителя осведомлен о вещах, неизвестных самим действующим лицам.

 

Пролог проговаривается каким-нибудь божеством или аллегорической фигурой. Первый акт - знакомство. Второй - развитие действия. Третий - ретардация (задержка развития). Четвертый акт - разрешение конфликта. Пятый акт - итог (главные персонажи могли и не выходить на сцену, веселые тона, в отличие от предшествующей части пьесы). Композиция «новой» комедии (и самого Meнандра) основана обычно на случае. Пружина развития действия - характер героя.

 

 

Гуманное мировоззрение Менандра открывает положительные стороны у однотонных и отрицательных персонажей. Он также любит подчеркнуть оттенки характеров внутри одной драмы введением парных фигур (например, двух несходных «стариков», «юношей» или «рабов»).

 

Менандр наблюдателен, но характеры у него не развиваются, они статичны. Мир его героев сужен, им чужды большие общественные и культурные запросы, и человек ценен лишь теми качествами, которые он может проявить в семейном быту. В «Антигоне» Софокла человек был «дивен» своей мощью, у Менандра он только «прелестен». Человечность.

 

Персонажи и конфликты в “Брюзге”

 

«Брюзга» развертывается не вполне традиционно. В прологе нет рассказа о предстоящих событиях, есть лишь информация о положении дел. Также “Брюзга” лишен традиционных мотивов: нет подкинутых детей, соблазненных девушек, раскрытых тайн, неожиданных узнаваний.

 

В основе лежит традиционный мотив - добывание девушки и женитьба на ней, - но реализация непривычна. Юноша гораздо больше, чем обычно в комедии, говорит о своей любви, стремлении к законному браку, и девушка, которую он любит, свободная афинянка, а не безвестный подкидыш.

 

У юноши нет помощника и “добывателя” девушки - хотя по традиции он есть в повествовании. Сострат в первой сцене просит о помощи приятеля Хэрея. Однако Хэрей пугается испуганный рассказом о бешеном нраве старика и откладывает свои намерения «на завтра».

 

Комедия «Брюзга» откровенно назидательна. Индивидуализм Кнемона, его стремление обособиться от людей здесь осуждается. Исходя из тезиса Аристотеля, что «человек - существо общественное», действуют в комедии Горгий, Сострат, его отец. Разница имущественного положения не мешает близости молодых людей: наоборот, женитьба Сострата на бедной дочери Кнемона, а Горгия - на богатой сестре Сострата уравнивает друзей.

 

Греки шли от развлечения зрителя к углублению в психологию человека, важен не быт, важные внутренние события.

 

Конфликты комедии:

 

1. Идея сплотить общественный слои, опираясь на наиболее состоятельные (соц.программа Деметрия Фалерского).

2. Осуждение представителей радикальной демократии. “Жизнь по собственному усмотрению” или “независимая жизнь” (“стремление к беспорядочной жизни”) есть ложь.

3. Осуждение индивидуализма.

4. Все противоречия и различия (в том числе и классовые) мнимы. Существует природная общность людей (привет Аристотелю и течениям эллинизма).

5. Издёвка над суевериями.

 

Кнемон - брюзга, отец той, в кого влюблён Сострат. Представитель радикальной демократии. Стремится к одиночеству, нелюдив. Нищий.

 

Сострат - тот, кто желает жениться на дочери Кнемона. Сын богача.

 

Каллипид, отец Сострата - идеализированный образ состоятельного богача, который готов породнится без колебаний с нищими, но честными людьми (Горгий и дочь Кнемона).

 

Мать Сострата - суеверная женщина, которая не знает чем себя занять и приносит жертвы то, одному и другому Богу (в зависимости от толкования сна).

 

Горгий - пасынок брюзги, образчик тезиса “человек - существо общественное”. Антипод радикальной демократии и обособленного поведения Кнемона.

 

Краткое содержание:

 

Главный ее персонаж - крестьянин Кнемон. В конце жизни изуверился в людях и возненавидел буквально весь мир. Впрочем, брюзгою он был, вероятно, от рождения. Ибо жена бросила его именно за дурной нрав. Он всё равно стремится к одиночеству.

 

Живет Кнемон в деревне, в Аттике, близ Афин. Обрабатывает скудное поле и растит дочь, которую любит без памяти. Рядом живет и его пасынок Горгий, который, несмотря на дурной нрав отчима, относится к нему хорошо.

 

Сострат, богатый молодой человек, случайно увидавший дочь Кнемона, влюбляется в нее и предпринимает всевозможные попытки познакомиться с прекрасной скромной девушкой, а заодно - и с ее нелюдимым отцом.

 

В начале первого действия лесной бог Пан (его пещера-святилище находится тут же, неподалеку от дома и поля Кнемона) сообщает зрителям краткую предысторию грядущих событий. Именно Пан сделал так, что Сострат влюбился в дочь нелюдимого брюзги.

 

Херея, приятель и приживал Сострата, советует влюбленному действовать решительно. Впрочем, оказывается, что Сострат уже послал на разведку в усадьбу Кнемона раба Пиррия, который к моменту нашего действия возвращается в панике; Кнемон прогнал его самым недвусмысленным образом, забросав землей и камнями...

 

Увидев Сострата, робко стоящего неподалеку, старик Кнемон произносит гневно-ироническую тираду и уходит в дом. Тем временем на сцене появляется дочь Хнемона с кувшином. Ее няня, черпая воду, уронила ведро в колодец. А к возвращению отца с поля вода должна быть нагрета.

 

Стоящий тут же Сострат (он ни жив ни мертв от счастья и волнения) предлагает девушке помощь: он принесет воду из источника! Предложение принято благосклонно. Знакомство состоялось.

 

Присутствие Сострата обнаруживает Дав, раб Горгия. Он предупреждает хозяина: неподалеку "пасется" некий юнец, явно "положивший глаз" на сестру Горгия. А честные ли у него намерения - Неизвестно...

 

Входит Сострат. Горгий, не только порядочный и трудолюбивый, но и решительный юноша, сперва неправильно его оценив, решает все же побеседовать с пришельцем. И после разговора, как человек умный, понимает свою первоначальную ошибку. Вскоре оба проникаются взаимной симпатией.

 

Горгий честно предупреждает влюбленного, сколь трудно будет договориться с его отчимом - отцом девушки. Но, поразмыслив, решает помочь Сострату и дает ему ряд советов.

 

Для начала, чтобы "войти в образ", богатый юноша целый день самоотверженно отдается непривычным для него полевым работам, дабы подозрительный Кнемон решил: Сострат - бедняк, живущий собственным трудом. Это, надеются оба юноши, хоть немного примирит старика с мыслью о возможном замужестве любимой дочери.

 

А в святилище Пана родственники Сострата и он сам готовятся к торжественным жертвоприношениям. Шум священных приготовлений (вблизи его дома!) выводит Кнемона из себя. А когда сначала раб Гета, а затем повар Сикон стучатся к нему в дверь с просьбой одолжить кое-какую посуду, старик окончательно приходит в неистовство.

 

Вернувшийся с поля Сострат так изменился за день (загорел, от непривычного труда сгорбился и еле передвигает ноги), что даже рабы не узнают своего хозяина. Но, как говорится, нет худа без добра.

 

Возвращается с поля и Кнемон. Он ищет ведро и мотыгу (и то и другое старая служанка Симиха уронила в колодец). Между тем Сострат и Горгий уходят в святилище Пана. Они уже почти друзья.

 

Кнемон в гневе сам пытается спуститься в колодец, но гнилая веревка обрывается, и злобный старик падает в воду. Об этом воплем возвещает выбежавшая из дому Симиха.

 

Горгий понимает: настал "звездный час" Сострата! Вдвоем они вытаскивают охающего и ругающегося Кнемона из колодца.

 

Но именно Сострату приписывает умный и благородный Горгий ведущую роль в спасении сварливого старца. Кнемон начинает смягчаться и просит Горгия в дальнейшем взять на себя заботы о замужестве сестры.

 

Сострат в ответ предлагает Горгию в жены свою сестру. Сначала честный юноша пытается отказываться. Добропорядочного юношу смущает и то, что он беден, а семья Сострата - люди богатые.

 

Недоволен сперва перспективой второго "неравного брака" и Каллипид - отец Сострата. Но в конце концов и он дает согласие на обе свадьбы.

 

Сдается, наконец, и Кнемон: брюзга даже соглашается, чтобы рабы отнесли его в святилище Пана. Завершается комедия словами об “одолении” старика одного из рабов, обращенными к зрителя. Добро, смех и равенство побеждают.

 

__________________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: