Общая характеристика исторической ситуации, её влияние на развитие лит-ры




Билет номер 12. Древнеаттическая комедия Аристофана (на примере одной драмы “Облака”, “Лягушки”, “Всадники”).

 

 

Общие сведения

 

Основателем древнеаттической комедии принято называть Аристофана.

 

Темы и мотивы комедий Аристофана

 

● Проблемы политического, философского, педагогического, литературного и культурного характера (навеяно переживанием афинской демократии кризиса (Пелопонесская война)).

● Игра на стороне аттического крестьянства, недовольного войной.

● Восхваление мира.

● Акцент на общественном укладе жизни.

● Высмеивание нового воспитания, софистики, новых поэтов (но он не враг науки и прогресса).

 

Особенности структуры

 

● Исходит комедия от обрядово-праздничных шествий комоса (веселое шествие ряженых хоров с танцами, шуточными песнями, агонального характера – т.е. спорного).

● Участников комедийного хора 24, деления на два полухория.

Активное поведение хора, его точка зрения могла меняться по ходу и не совпадать с мнением героя.

● У Хора была партия, обращенная к зрителям, не связанная с содержанием произведения. Это обращение внимания на важные вопросы современной жизни (Парабаса).

● Эписодии - актёрские сцены между хоровыми партиями.

● Эксод - уход хора.

 

Пример комедии “Облака” по Тронскому с кратким содержанием:

 

“Облака” посвящена вопросу о старом и новом воспитании и изображала дурные последствия софистического обучения.

 

Старик Стрепсиад, который запутался в долгах из-за аристократических замашек своего сына Фидиппида, узнает о существовании мудрецов. Они умеют делать «более слабое более сильным», «неправое правым». Стрепсиад отправляется на учёбу в их «мыслильню».

 

Главный объект комедийного изображения - Сократ, носитель софистической науки. Аристофан сделал его собирательной карикатурой на софистику. Он также приписал ему теории различных софистов и натурфилософов, от которых реальный Сократ был во многих отношениях очень далек. В «Облаках» Сократ занимается вздорными исследованиями в «мыслильне», куда могут входить лишь посвященные. Он в подвесной корзине «парит в воздухе и размышляет о солнце» над “тощими учениками”. Сократ принимает Стрепсиада в «мыслильню» и «посвящает» его.

 

Беспредметная и расплывчатая мудрость софистов символизируется в хоре «божественных» облаков. Их почитание должно заменить традиционную религию. В дальнейшем пародируются как естественно-научные теории ионийских философов, так и новые софистические дисциплины, например грамматика.

 

Стрепсиад оказывается неспособным к восприятию всей этой премудрости и посылает вместо себя сына. От теоретических вопросов сатира переходит в область практической морали. Перед Фидиппидом состязаются в «агоне» (хоровые единицы вступают в состязание) Правда («Справедливая речь») и Кривда («Несправедливая речь»). Правда восхваляет старое строгое воспитание и его благие результаты для физического и нравственного здоровья граждан. Кривда защищает свободу вожделений. Кривда побеждает.

 

Фидиппид быстро овладевает всеми необходимыми уловками, и старик спроваживает своих заимодавцев (тех, кому должен). Но вскоре софистическое искусство сына обращается против отца. Стрепсиад любит старых поэтов (Симонид, Эсхила) и не сходится в литературных вкусах с сыном (фанат Эврипид). Спор перешел в драку, и Фидиппид доказывает отцу в новом «агоне», что сын вправе бить отца. Стрепсиад готов признать силу этой аргументации. Фидиппид также обещает доказать и то, что законно бить матерей. Но из-за этого изречения взбешенный старик поджигает «мыслильню» атеиста Сократа.

 

Комедия кончается таким образом. Обычной обрядовой свадьбы в финале нет.

 

В софистике Аристофана пугает отрыв от полисной этики: новое воспитание не закладывает основ для гражданских доблестей. Выбор Сократа в качестве представителя новых течений не был художественной ошибкой. Сократ был критически настроен к традиционной морали полиса, которую Аристофан защищает в своей комедии.

 

Симпатии автора и зрителя всецело на стороне крестьянина Стрепсиада, а на все городское воспитание, которое Аристофан отождествляет с софистикой, дается резкая пародия. Человеческие характеры заменяются в «Облаках» олицетворёнными идеями, их крикливый гиперболизм делает комедию красочной и веселой. Так как вместо прежних антропоморфных божеств греческая натурфилософия проповедовала материальные стихии, то они представлены здесь в виде облаков.

Почти вся комедия состоит из ссор, споров и брани – Аристофан усматривает именно в них суть новой«просветительской» философии.


 

 

____________________________________________________________

 

Билет номер 13. Эллинистическая литература. Общая характеристика исторической ситуации и её влияние на развитие литературы, появление новых жанров: эпиграмма, эпитафия, идиллия, роман.

 

Общая характеристика исторической ситуации, её влияние на развитие лит-ры

 

Эллинизм - период в греческой истории, длившийся со времени смерти Александра Македонского (323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях.

 

После смерти Александра Македонского огромная держава, созданная им, распалась немедленно же и после длительных войн была поделена между его полководцами. Образовался ряд новых государств. Опора была на армию из македонских и греческих наемников, только так можно было сохранить господство над рабами. Произошло скрещение греческих и восточных элементов.

 

Начало эллинистической эпохи характеризуется переходом от полисной политической организации к наследственным эллинистическим монархиям, смещением центров культурной и экономической активности в Малую Азию и Египет. Управление было в руках чиновников-специалистов.

 

Космополитизм и замыкание в сфере частных интересов оставляют глубокий отпечаток на всей эллинистической идеологии. Появились разные направление: эпикурейцы, стоики, скептики.

 

Что дали эти различные философские направления в культуре и обществе целом:

 

● утрата веры общества в свою способность управлять ходом жизни (пессимизм).

● ослабление народной религии, появление в низших слоях мистицизмов и суеверий.

● негатив: ослабление социальных чувств, раболепство перед монархами, рост безыйдености.

● позитив: гуманизация семьи и быта, более свободное положение женщины в обществе, обогащение мира личными чувствами, рост самосознания.

 

Что это значило для литературы того периода:

● разрыв между “низовыми” жанрами для масс и литературой для образованных верхов.

● космополитизм как высокой, так и низкой литературы.

● создание единого общегреческого языка.

● становится книжной за исключением жанров полуфольклорного типа.

● преобладают: политическая (прославление монархов) тематика, пафос, пышность, переход к частной жизни (семья, друзья, быт, индивидуальные чувства, внутренний мир).

● уделяется внимания портретности, ландшафту, гуманизму (любовь и жалость); а также ироническому отношению к низменному и мелкому,

● обращение к “полисной лит-ре”: среда мифов, утопичность, идеализация.

● возникает “ученая” поэзия - изучении малоизвестных древних памятников (отрыв лит-ры от народа).

● появление малых жанров: эпиграмма, эпитафия, идиллия.

 

 

Эпиграмма

 

Первоначально стихотворная надпись на надгробном памятнике или на предмете, принесенном в дар божеству.

 

Позже термин стал применяться ко всякому краткому лирическому стихотворению, написанному в элегическом размере (двустишие, состоящее из гексаметра и пентаметра). Свойственна остроумная концовка. Свойственен описательный характер и стремление к правдоподобию.

 

Различалось два направления.
Первое - Леонид Тарентский, для которого нужда, трудовая жизнь низших слоев населения, образы трудового люда – основные темы.
Второе - Асклепиадом из Самоса. В его стихотворениях преобладают любовные и застольные темы.

 

Эпиграммы имели большое нравоучительное и воспитательное значение для граждан. Ситуации были как героического, так и обыденного характера.

 

Имена: Симонид Кеосский, Леонид Тарентский, Асклепиад из Самоса.

 

Эпитафия

 

Надгробная речь (по Тронскому). Воспринималась как разновидность эпиграммы. Эпитафия могла быть подлинной и мнимой, скорбной и ироничной.

 

Эпитафии хвалили не гражданские доблести, а семейные добродетели человека. Описывались все более скромные и домашние бытовые предметы, философские эпиграммы о смысле жизни превратились в прославление вина и любви.

 

Имена: Симонид Кеосский (автор знаменитой эпитафии спартанцам, павшим при Фермопилах).

 

Идиллия

 

Означает «песенка». Так назывались в древности стихотворения небольшого размера, не укладывавшиеся ни в один из привычных жанров. Создателем идиллий считается Феокрит (см. билет номер 17).

 

Имена: Феокрит.

 

Роман

 

См. билет номер 17.

 

Имена: Харитон, Лонг, Гелиодор, Ахилл Татий.

__________________________________________________________________

 

 


 

____________________________________________________________

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: