Пс (Подсознательная система)




Пока что мы обозначили только две системы бессознательную и сознательную Последняя является системой восприятия и тесно связана с движением и эмоциональностью Однако, в ходе развития, между этими системами появляется что-то еще и усложняет психическую структуру Это подсознание (Пс) С одной стороны, оно содержит в себе производные от бессознательного; с другой стороны, в нем накапливаются впечатления из внешнего мира. Таким образом, подсознание связано и с реальностью и с бессознательным. Например, сновидение использует реальный опыт, мысль из состояния бодрствования или нечто подобное, чтобы выразить бессознательные желания.

Чтобы лучше понять подсознание, мы попытаемся воссоздать его развитие. Мы узнали, что удовольствие и неудовольствие воспринимаются и разряжаются рефлексивно. В младенчестве, когда психическая организация еще весьма примитивна,


этот процесс регулируется системой восприятия-разрядки (Восп-Сс). Однако человек постоянно находится под влиянием своего окружения, которое заставляет его контролировать и изменять свои реакции. Сначала он учится использовать слова, потом - связно говорить; он усваивает приказы и ограничения и, таким образом, постепенно становится членом общества. В ходе этого процесса внешние влияния интернализуются и помещаются в специальную психическую систему, подсознание, которое топографически расположено между Сс и Бес. В этой системе развивается особая функция, использующая моральную и логическую критику. Она контролирует стремления, идущие из бессознательного, позволяя одним из них пройти в сознание и не пропуская другие. В другой главе мы увидим, что эта функция отчасти пересекается с функцией суперэго.

Как правило, у этой функции следующие проявления: цензор в сновидении, сопротивление в неврозе и контролирование ментальной жизни в состоянии бодрствования. Она появляется лишь в процессе развития психических структур и регулирует разрядку внутренних раздражителей, то есть инстинктивных раздражителей. Таким образом, она играет ту же роль по отношению к внутренним раздражителям, которую защитный барьер играет по отношению к внешним, но эта функция располагается в двух местах: на границе между Бес и Пес и на границе между Пес и Сс. Например, бессознательная эмоция в сновидении вначале маскируется под подсознательную идею, а затем трансформируется еще раз, когда входит в сознание. Сопротивление (цензора) в целом можно сравнить с защитным барьером, повернутым внутрь.

Сопротивление при неврозе (или цензор в сновидении) сдерживает разрядку подавленных бессознательных влечений; то есть тех влечений, которые некогда были сознательными, но были изгнаны из сознания, или тех, которые никогда не были сознательными, потому что никогда не допускались до сознания. Вышеупомянутый пациент тратил свою энергию на постоянные сомнения по поводу существования Бога, что было заменителем его ненависти к отцу.

При некоторых психотических расстройствах сопротивление теряет свою эффективность и не может сдерживать натиск подавленных бессознательных идей, часто происходят такие неистовые разрядки энергии, что пациент становится опасен для себя и для других.

Благодаря появлению подсознательной системы, сопротивление формируется внутри психических структур. Сопротивление не позволяет бессознательным стремлениям проникнуть в систему Восп-Сс и может привести к формированию невротических симптомов. Позже мы вернемся к многочисленным проблемам сопротивления, причины которого бывают самыми разными, а также к проблемам подавления. Сейчас я хотел бы коротко указать на два факта: во-первых к неврозу может привести не каждое бессознательное стремление, а только подавленное. Во-вторых, стремления индивидуальных психических систем могут конфликтовать друг с другом, и, благодаря этому, мы может узнать кое-что о взаимодействии бессознательных сил.

Пес хранит ключи от воспринимающей структуры Сс, от ее движений и эмоциональности. Если регулирующая функция потерпит неудачу, то будут потревожены моторные и эмоциональные реакции, а также реакции внутренних органов. При неврозе, эго (система сознания) получает слишком мало психической энергии; при психотических состояниях, оно часто получаст слишком много энергии. Нормальный человек более или менее контролирует свои стремления и приспосабливает свое поведение к реальности, у невротика же дело обстоит по другому. Он не позволяет своим


стремлениям стать сознательными, он либо ограничивает свою эмоциональную жизнь, либо его поведение идет по неверному пути. Энергия, накопленная в его психических системах, не может успешно разрядиться. Вследствие этого, его психическая жизнь отмечена постоянным напряжением и беспокойством. Психотики, в особенности шизофреники, часто воспринимают те элементы из бессознательного, которые обычно не воспринимаются, и совершают действия, грозящие уничтожением как им самим, так и другим людям. Таким образом, при неврозе сопротивление становится слишком бдительным, а в определенных психотических состояниях оно перестает функционировать или «пропускает» всю энергию, хлещущую из внутренних источников. В соответствии с этим, при психозах (в состоянии галлюцинаций, при кататоническом ступоре) Сс обладает малой чувствительностью по отношению к внешним раздражителям и, более или менее, отрезана от реальности; при неврозе, эта система повреждена в меньшей степени.

Вторичный процесс

Мы узнали, что бессознательное подчиняется законам первичного процесса, а в подсознании правит вторичный процесс. Этот процесс устанавливает концепцию времени, формирует логические связи, заполняет провалы в цепочке мыслей и указывает на фактор причинности. Вторичный процесс функционирует и в состоянии бодрствования и в сновидении. Чем лучше он функционирует, тем более логическим является мышление Процесс мышления инициируется подсознательными мыслями и становится сознательным, лишь когда получает доступ в Сс. Вторичный процесс обычно действует и в сновидениях, поскольку каждое сновидение подвержено вторичному усложнению. И в самом деле, в сновидении часто содержатся слова, мысли и идеи, которые, почти без изменений, перенеслись из состояния бодрствования. Сон, смысл которого уже был скрыт благодаря работе сновидения, с помощью этих дополнительных элементов становится вразумительным для сновидца и, таким образом, маскируется еще лучше. Сходной цели вторичный процесс с служит и при психических болезнях, что особенно ясно видно на примере психозов.

У шизофреника была галлюцинация, что мир непрерывно изменяется. Люди трансформировались в животных, затем - в более примитивных животных, и так до тех пор, пока они не превращались в неживые предметы, а затем, после последовательной обратной трансформации, они снова превращались в людей. И это продолжалось бесконечно. Он позаимствовал эту идею из своих знаний о индуистской доктрине перерождения душ и из теории эволюции Дарвина, она вжилась в его доминирующую бессознательную фантазию что он может бесконечно воссоздавать и регенерировать весь мир из себя. Эта фантазия казалась сознательному мышлению бессмысленной и была рационализована с помощью использования приобретенного знания.

При неврозе происходит нечто сходное, хотя и не в столь абсурдной форме. Кто из невротиков не считает, что знает причину и объяснение своей болезни объяснение, основанное на знании, приобретенном в повседневной жизни? Например, обсессесивная компульсия, принуждающая невротика постоянно мыть руки, может быть рационализирована, как опасность инфекции. Источник информации об инфекции -подсознательное знание, в бессознательном компульсивное мытье рук означает защиту от определенных запретных импульсов и, одновремен но, их удовлетворение. Таким образом, подсознательное знание вживается в бессознательные идеи. Поэтому следует отличать вторичный процесс от того, что присуще самой болезни. Бессознательные стремления и идеи входят в сознание через подсознание. С другой стороны, при определенных психотических состоя ниях, бессознательные стремления и идеи обходят


Пес и врываются прямо в Сс. Или они достигают сознания лишь тогда, когда первичный процесс модифицирует подсознательные мысли и, таким образом, лишают вторичный процесс возможности функционировать.

При истерии инстинктивные влечения, проявляющиеся в болезни, обычно являются бессознательными, при компульсивном неврозе и при многих видах шизофрении они близки к сознанию. Однако даже при этих двух формах болезни мы не можем говорить об истинном сознании. И в самом деле, рационализация компульсивного невротика проистекает из подсознательного материала. Если компульсивный невротик рационализирует обсессивное мытье рук тем, что он чувствует себя грязным, это значит, что его анальные тенденции, хотя и близкие к сознанию, не могут быть восприняты, кроме как в замаскированном виде и в качестве защиты. Шизофреники часто весьма открыто проявляют свои извращения, но рационализируют извращения словами, оторванными от их истинного значения.

Чтобы идея стала сознательной, ей недостаточно просто подняться из одной системы в следующую. Система сознания должна быть катектирована, чтобы воспринять поднимающийся подсознательный материал. Другими словами, эта система должна быть настроена на восприятие. Бессознательные идеи могут стать сознательными не с помощью подсознательных вербальных идей, а с помощью тактильных впечатлений, определенных моторных иннервации и так далее, как в случае с глухонемым человеком.

Деятельность фантазии

Вспомогательная концепция локализации психических функций в различных психических системах углубляет понимание невротических явлений. Но, стремясь к ясности, кое-что мы обрисовали чересчур схематично. Не один психический процесс нельзя без дальнейших размышлений классифицировать в соответствии с этой схемой, потому что он может частично относиться к Пес, а частично - к Бес.

Фантазии и сны наяву следует рассматривать именно в качестве такого смешанного явления. Конечно же, по форме их следует отнести к сознанию, но они выдаются свое бессознательное происхождение, и выдают его не только тем, что иногда заслоняют собой реальность и содержат символы, но и своим содержанием. Фантазии и сны наяву есть у всех, но они не играют особой роли в практической жизни, пока остаются неактивными, то есть, пока они не катектированны психической энергией. Если же они получают приток психической энергии от бессознательных инстинктивных влечений, они становятся активными и могут проявиться различными способами. Они могут проявиться в повседневной жизни, могут быть сублимированы с помощью творчества. Они могут также быть подавлены и тогда они формируют бессознательное ядро невроза. В другом месте мы подробно разберем происхождение этих фантазий, их природу и их роль в болезни.

Регрессия

Топографически-динамическая концепция психической жизни подводит нас ближе к пониманию другого явления, - психической регрессии. Регрессия -это процесс, в ходе которого психическая активность возвращается к более ранним, более низким и более простым способам функционирования, которые человек уже преодолел. Регрессии делятся на топографические, временные и формальные. При топографической регрессии психическая активность, которая обычно функционировала в более высокой системе, спустилась в более низкую после того, как условия изменились. Хороший пример этого - сновидение или невротический симптом, где мысль из Пес выражена в терминах Бес.


Временная регрессия: нынешний опыт оживляет опыт из прошлого, и человек чувствует и реагирует так, словно это и есть опыт из прошлого, из детства. С этим связан третий или формальный тип регрессии. Например, мысли воспринимаются в виде образов или слова воспринимаются, как одушевленные объекты, процесс мышления становится архаичным. Одна форма регрессии связана с другими; обычно проявляются все три формы вместе.

Глава 4 ИНСТИНКТИВНАЯ ЖИЗНЬ НЕВРОТИКА

Даже самое поверхностное исследование симптома пациентки, страдавшей рвотой, о которой упоминалось в самом начале, показывает, что ее болезнь каким-то образом связана с сексуальностью. Было очевидно, что сексуальная проблема присутствует и в болезни компульсивного невротика. А пациентка с фобией, боявшаяся играть на пианино на публике, страдала от эксгибиционизма. Короче говоря, если внимательно изучить любого пациента, всегда будут обнаружены сложности в сексуальной жизни. Однако, нам известно, что сексуальность больного человека не полностью совпадает с привычной концепцией сексуальности. Наша концепция также отличается от общей и привычной концепции. Хотя многие врачи признают, что в определенных случаях присутствуют сексуальные проблемы, но они сомневаются, что все, что психоанализ рассматривает, как сексуальное, является таковым. Однако, аналитические концепции основываются на наблюдениях и утверждениях пациентов, которые, чувствуя доверие к аналитику, начинают рассказывать ему о своей сексуальной жизни. Сомнения по поводу того, считать ли конкретное явление сексуальным или нет, несомненно возникают оттого, что психоаналитическая концепция сексуальности отличается от общепринятой. Глубоко укоренившееся мнение, что «сексуальный» и «генитальный» - это одно и то же, мнение, которое разделяют и простые люди, и ученые, является ошибочным и любой непредвзятый наблюдатель может заметить, что концепция сексуальности - это нечто большее, чем просто генитальная функция.

Сексуальные потребности проявляются не только в стремлении к генитальному союзу двух полов; они влияют на весь организм и включают в себя психический компонент. Концепция сексуальности гораздо шире, чем предполагалось раньше. Поскольку она содержит в себе и физиологические и психологические компоненты, наверное, лучше будет назвать ее психосексуальностью. Более того, неверно, что сексуальная активность появляется только с возникновением способности к размножению. Эти две функции появляются на разных стадиях развития. Сексуальная функция возникает при рождении или, возможно, еще в эмбриональном состоянии, функция размножения появляется только после созревания сексуальных органов в подростковом возрасте. Новейшие биологические исследования поддерживают эту точку зрения. Например, Станах обнаружил в генитальных железах две различные морфологические составляющие: спермагенические клетки и внутренние ткани, первые - генеративное вещество, вторые - формирующее. Сперматогенные клетки созревают в подростковом возрасте и служат для размножения, ткани активны с самого начала, они определяют пол личности и влияют на психологическое и физиологическое развитие то, что Фрейд уже давно открыл с помощью психологических методов, теперь постепенно подтверждается биологическими исследованиями.

Общий обзор инстинктов

Что мы понимаем под «сексуальным инстинктом»? В общем и целом, этот инстинкт такой же, как и все остальные инстинкты и его отличают определенные


характеристики. До психоанализа исследователи насчитывали множество всевозможных инстинктов- инстинкт самосохранения материнский инстинкт, сексуальный инстинкт, инстинкт размножения, стадный инстинкт, стремление к знаниям и тому подобное. Однако, при более внимательном изучении становится ясно, что нет необходимости выделять так много разных инстинктов. Их можно разделить на две большие группы: сексуальные инстинкты или инстинкты жизни и разрушительные инстинкты или инстинкты смерти. Психологические аспекты инстинктов трудны для понимания, потому что инстинкты находятся на грани психологии и биологии. Поэтому их следует изучать с двух точек зрения, - с биологической, что является задачей биологов, и с психологической, чем мы и будем заниматься. Естественно, психологические исследования основываются на психологических фактах и отталкиваются от них. Эти факты являются источником информации о природе инстинктов.

Инстинкт - это биологическое явление, у которого есть психологические представители. Лишь изучая их, мы можем понять природу инстинктов. В предыдущих главах мы узнали, что психическими представителями инстинктов являются бессознательные импульсы, стремления, желания, идеи и фантазии, эмоционально связанные друг с другом. Они стремятся войти в сознание в виде подсознательного материала и реализоваться в действиях. С биологической точки зрения, инстинктивные силы, движущие силы психологических представителей, можно привести к общей формуле постоянной стимуляции, возникающей главным образом в результате изменения уровня гормонов, продуктов деятельности эндокринных желез. Таким образом, инстинкт представляет собой биологический раздражитель, который принуждает организм к определенным реакциям. Реакция человека на внешний раздражитель очень простая и ясная либо раздражитель принимается и каким-то образом ассимилируется, либо отвергается с помощью защиты или бегства. Если же раздражитель является внутренним - например, инстинкт - то от него невозможно защититься или убежать, как от внешнего раздражителя. Наиболее простая и примитивная реакция на такой внутренний раздражитель - это деятельность, ведущая к адекватному удовлетворению. Голод и жажда, например, могут быть удовлетворены только с помощью еды и питья; сексуальные потребности - только с помощью сексуальной активности. Инстинкт порождает в центральной нервной системе напряжение, которое распространяется по всему организме: это напряжение по природе своей требовательно, ему невозможно сопротивляться и оно постоянно повторяется. То есть интенсивность возбуждения постоянно нарастает, а затем спадает после удовлетворения инстинкта, энергия которого расходуется в процессе удовлетворения. До удовлетворения человек беспокоен и напряжен, а после удовлетворения беспокойство, возбуждение и напряжение уменьшается или исчезает. Как только голод удовлетворен, человек уже не хочет есть; после сексуального удовлетворения человек отворачивается от своего объекта, а после взрыва ярости человек становится опустошенным и спокойным. Другими словами, после удовлетворения инстинктов, человек отворачивается от их целей и потребностей, он стремиться к покою. Через некоторое время, этот процесс начинается заново; напор инстинктов усиливается, внутреннее напряжение возрастает, уже невозможно сопротивляться стремлению к удовлетворению, а как только цель достигнута, снова появляется внутренняя пустота и стремление к покою. Также можно описать этот непрерывно повторяющейся процесс следующим образом - человек стремиться от состояния покоя через беспокойство снова попасть к покою, словно в инстинктивной жизни доминирует компульсивное повторение. В компульсивном повторении выражается стремление повторить нечто, пережитое в


прошлом и все еще тяготящее психические структуры, чтобы инстинктивный раздражитель мгновенно разрядился и можно было бы снова достичь состояния покоя. Компульсивное повторение стремится освободить психические структуры от тревожащих инстинктивных раздражителей, от возбуждения, стремится сохранить состояние низкого напряжения.

Это компульсивное повторение, общее для всех инстинктов, позволяет нам понять факт, который уже упоминался то. что каждый невротический симтом - это более раннее состояние, которое переживается заново, то, что дети без устали повторяют одну и ту же игру, то, что при определенных умственных расстройствах появляется стереотипное поведение и так далее. Компульсивное повторение можно сравнить с инерцией неживой материи.

Помимо компульсивного повторения (и независимо от него) инстинктивное жизнью правит принцип удовольствия-неудовольствия. Этому принципу противостоит принцип реальности. Если человек голоден, но у него нет денег, чтобы купить еды, он может почувствовать искушение украсть, чтобы утолить голод. Большинство людей сдерживаются, потому что иначе они вступят в конфликт с законом и, кроме того, возможно остается надежда добыть еду как-то еще. Поскольку голод - очень настойчивое и неприятное чувство, то причины его подавления должны быть крайне важными. Мы только что видели, что это за причины: с одной стороны, страх наказания; с другой стороны, надежда на удовлетворение в будущем. Эти рациональные мотивы принуждают человека принять в расчет реальные обстоятельства, сравнить предполагаемое удовольствие с последствиями удовлетворения и, если потребуется, отложить его. Люди, способные ограничите свои стремления и знающие, как отложить удовлетворение своих потребностей и желаний, действуют в соответствие с принципом реальности.

Нам постоянно приходиться уступать реальности. Для этого требуется отложить удовлетворение или даже от него отказаться. Чем лучше организация эго, чем лучше оно способно переносить неудовольствие и оценивать результаты действий, чем свободнее оно принимает решения, тем больше его функционирование соответствует принципу реальности. Таким образом принцип реальности служит интересам эго.

Принцип удовольствия-неудовольствия, напротив, служит инстинктам, прямому проявлению бессознательного ид. Инстинкт порождает напряжение, которое сопровождается отчасти приятными, а отчасти неприятными чувствами. Это особенно верно по отношению к сексуальному инстинкту. Эрекция, например, приятна и болезненна одновременно. По мере возрастания сексуального возбуждения, возрастает и напряжение и становится совершенно неприятным. Это состояние становится настолько непереносимым, что человек вынужден разрядить напряжение и освободиться от болезненных чувств. Но расслабление наступает только если удовлетворение было адекватным и приносящим удовольствие. Боль от напряжения, которая сопровождает усиление интенсивности инстинктивных влечений меняется, как только наступает разрядка, на удовольствие от расслабления. Короче говоря, инстинкт стремится от исходного неудовольствия к удовольствию.

Принцип удовольствия-неудовольствия указывает на возрастающую интенсивность инстинктивных требований и разряжает блокированную энергию. Его задача очень важна, поскольку он регулирует распределение инстинктивной энергии и играет роль экономического фактора в психической жизни. Он регулирует течение эмоциональной жизни и защищает психические структуры от слишком сильных напряжений. Если возникает психическая болезнь, то регулирующая функция этого


принципа нарушается

Можно возразить, что компульсивное повторение тоже ведет к разрядке инстинктивных энергий, и поэтому нет смысла отделять компульсивное повторение от принципа удовольствия-неудовольствия. Однако, нетрудно заметить, что компульсивное повторение — это просто стремление к покою, в то время как принцип удовольствия-неудовольствия стремится избежать боли и достичь удовольствия, очевидно, что эти два принципа не зависят друг от друга и компульсивное повторение функционирует и «за пределами принципа удовольствиях.

Эти два принципа управляют инстинктивной жизнью компульсивное повторение и принцип удовольствия-неудовольствия. Когда они проявляются в чистой форме, они не зависят друг от друга и преследуют разные цели. Если человек контролируется принципом удовольствия-неудовольствия, то он всегда ищет новые впечатления, стремится контактировать с другими людьми, приветствует новые переживания, живет ради богатого разнообразия и новизны - он создает нечто новое. Выражаясь простым языком, можно сказать, что человек наслаждается жизнью во всех ее проявлениях.

Если человек находится во власти компульсивного повторения, он живет в прошлом, повторяя более ранний опыт. Он не ищет новых ощущений и избегает новых впечатлений, предпочитая повторять старые идеи и реакции и цепляться за них. Он консервативен во всех аспектах, а принцип удовольствия-неудовольствия заставляет двигаться к новому опыту, создавая, таким образом, прогресс в жизни. Результатом компульсивного повторения является состояние полного покоя, достигаемое не обязательно с помощью приятного опыта (как при принципе удовольствия-неудовольствия), но и с помощью неприятного.

Таким образом, те инстинкты, которые находятся под контролем принципа удовольствия-неудовольствия, можно назвать инстинктами жизни, поскольку они стремятся к новым переживаниям и порождают влечение одного человека к другому, создавая новую жизнь. Среди них и сексуальные инстинкты, удовлетворение которых приносит величайшее удовольствие. Поскольку сексуальные инстинкты выражаются не только в физическом влечении и создании детей, но и в высокой, нежной любви, инстинкты жизни можно сравнить с могущественных платоновским «Эросом». А те инстинкты, которые находятся под контролем чистого компульсивного повторения, избегают нового опыта и крайне консервативны; они стремятся к прошлому и работают против инстинктов жизни, которые рвутся к новому опыту. Они жаждут вечного покоя, что часто находит крайнее выражение в самоубийстве. Эти инстинкты можно назвать разрушительными или инстинктами смерти.

Есть определенное сходство между компульсивным повторением и законом инерции, который правит в мире неживой материи. Любая неорганическая материя имеет тенденцию оставаться в определенном стабильном состоянии или возвращаться к этому состоянию. Компульсивное повторение соотноситься с этим физическим законом, отражая консервативную природу некоторых инстинктов. Фрейд сформулировал гипотезу (обоснование которой слишком сложное, чтобы привести его здесь), что органическая материя произошла из неорганической; в неживой материи зародилась жизнь, благодаря некоему неизвестному космическому влиянию. После того, как живая материя развилась из неживой, в ней осталась тенденция к возвращению в прежнее состояние полного покоя, что идентично смерти. Однако ретрогрессивному процессу препятствуют сексуальные инстинкты или инстинкты жизни, которые стремятся создать новую жизнь. Инстинкты смерти стремятся к состоянию полного покоя; инстинкты жизни стремятся к новым переживаниям и нарушают покой. Как мы увидим позже,


инстинкты смерти можно также, по определенным причинам, назвать инстинктами эго.

Как правило, ни инстинкты жизни, ни инстинкты смерти не проявляются в чистой форме, независимо друг от друга; они переплетены и результат их взаимодействия -явление, которое называется жизнью.

На первый взгляд разделение инстинктов на инстинкты жизни и смерти может показаться странным. Однако оно оказывает нам неоценимую помощь в понимании многих явлений, которые не поддавались иной расшифровке. По меньшей мере это разделение является очень удобной гипотезой, и пока что мы не можем без нее обойтись.

Сексуальные инстинкты

Поскольку инстинкты смерти не так легко заметить, для начала мы рассмотрим инстинкты жизни, то есть сексуальные инстинкты.

У сексуальных инстинктов есть источник, цель и объект. Источником сексуальных инстинктов являются эндокринные железы, и мы не будем останавливаться на этой теме, поскольку она принадлежит к области биологии. Однако аналитик должен понимать, что серьезнейшие психические расстройства могут проистекать не только из нарушении в самих психических структурах, но и из малейших нарушении деятельности желез внутренней секреции. И наооборот, психические нарушения могут влиять на органы внутренней секреции. Например, мы знаем, что психологические факторы могут влиять на менструации, увеличивать кровяное давление, действуя как адреналин, увеличивать содержание сахара в крови, нарушая функционирование поджелудочной железы или печени и так далее.

О движущей силе инстинктов также нет особого смысла говорить, поскольку идея активного влечения и стремления заключена в самом понятии инстинктов. Инстинкт всегда активен, вне зависимости от того, активна или пассивна его цель. Когда мы говорим об активным и пассивных инстинктах, это следствие языковых неточностей. Сексуальный инстинкт мужчины активен, но и сексуальный инстинкт женщины не пассивен. Пассивна лишь ее цель, принять мужчину, в то время как его цель, войти в женщину, активна. Цель инстинкта - получить удовлетворение с помощью адекватного действия.

Извращения

Объект и цель сексуальных инстинктов не стабильны и могут отделиться друг от друга. Обычно, объектом сексуальных инстинктов является противоположный пол, а их целью - соединение гениталий. Но и в том, и в другом могут быть отклонения. Фетишист, например, получает сексуальное удовлетворение с помощью неживого объекта; гомосексуалист получает удовлетворение только с человеком одного с собой пола. Сексуальная цель не всегда достигается с помощью генитального союза двух полов и разрядки сексуальных субстанций; объект не обязательно бывает противоположного пола, могут стимулироваться не гениталии, а другие части тела; удовлетворение можно получить от разглядывания, раздевания, от объятий, поцелуев и тому подобного.

В определенных пределах отклонения от конечной сексуальной цели являются нормой. Это предварительная активность, называемая предварительным удовольствием [forepleasure], которая служит для усиления конечного удовольствия. Но когда предварительное удовольствие становиться единственной формой сексуальной активности, оно превращается в извращение.

Извращение возникает в результате того, что сексуальный объект отделяется от сексуальной цели (для получения сексуального удовлетворения не обязателен внешний


объект); объекты меняются (для удовлетворения не обязателен гетеросексуальный объект; объект может быть того же пола нлн фетнш); появляются отклонения от цели (целью может быть не стимуляция гениталий, а стимуляция других эрогенных зон), уходящие за пределы анатомического удовлетворения (где стыд и отвращение перестают существовать); извращения могут возникнуть и из-за того, что нет возможности пойти дальше предварительного удовольствия. Извращения разделяются по отношению к объекту и цели, хотя на практике сложно провести четкое разграничение.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: