Период сексуальной латентности




В начале четвертого или пятого года сексуальное развитие ребенка прерывается Сексуальная жизнь замирает и это называется латентным периодом. Это не абсолютная латентность, потому что даже при нормальном развитии в это «второе детство» время от времени прорываются сексуальные чувства, однако, по большей части, в это время ребенок отключен от сексуальности и инстинктивные энергии используются для построения эго. Для этого периода характерна защита от сексуальных чувств и борьба с мастурбацией, которая очень похожа по форме на ритуалы при компульсивном неврозе. В то же время, частичное решение эдипова комплекса приводит к формированию психической структуры, называемой «суперэго» и к возникновению эстетических и этических стандартов. Кроме того, появляются явные попытки бороться с внешним миром и приспосабливаться к нему. Другими словами, в латентный период сексуальные энергии направлены на другие, несексуальные цели; они сублимированы. Позже у нас появится возможность подробнее поговорить о сублимации.

Итак, обычно латентный период до определенной степени «несексуален». Однако, как уже было упомянуто, существуют дети, которые не наслаждаются этим спокойным периодом. Это особенно относится к детям, предрасположенным к неврозам. У них рано пробуждается сексуальность, они «нервные» или «непослушные». Их инфантильная


сексуальность продолжается в 4'орме мастурбации, разглядывании, в несдержанных сексуальных исследованиях и тому подобном, или в реакциях, которые педагоги повсеместно называют плохим поведением, и, наконец, в таких проявлениях болезни, как отсутствие аппетита, энурез, тревога, ночные кошмары (pavor noctumus), и в других откровенно невротических формах. Из этого можно сделать вывод, что у каждого взрослого невроза есть инфантильный прототип.

Инфантильный невроз создает матрицу для взрослого невроза. Для ребенка ненормально испытывать крайне сильные сексуальные чувства в латентный период. Ребенок вступил с такой период жизни, когда ему необходим отдых, и если он будет постоянно ощущать стимуляцию, он не сможет овладеть своими сексуальными желаниями из-за незрелости эго. Однако, это не означает, что такие дети обязательно станут невротиками, поскольку в подростковый период их сексуальное развитие может придти в норму.5

Подростковый период

Латентный период длится примерно с шести до десяти или одиннадцати лет. Примерно в это время начинается предподростковыи период; сам подростковый период начинается примерно в четырнадцать лет.

В начале подросткового периода, когда созревает способность к размножению, в сжатом виде повторяется сексуальное развитие раннего детства и вновь возрождается эдипов комплекс. Однако, инфантильные сексуальные цели уже отброшены; у обоих полов наступает окончательное разделение на мужское и ____________________________

' Период латентности можно разделить по меньшей мере на два периода: (1) от пяти до восьми лет и (2) от восьми до десяти лет. Для первого периода характерна защита от генитальных и прегенитальных импульсов и усиленная амбивалентность. Прегенитальные импульсы формирует определенные черты характера. Во время второго периода конфликтов уже меньше. Эго почти полностью отдается приспособлению к реальности, и искушении возобновить мастурбацию становиться меньше. (См. Berta Bornstein, "On Latency". The Psychoanalytic Study of the Child. Vol. VI. New York: International Universities Press, 1951)

женское. Девочка отвергает свою мужественность, клитор теряет возбудимость; мальчик наконец преодолевает свой страх кастрации. Оба пола отвергают сексуальные объекты эдипова комплекса и теперь могут выбирать неинцестуозные объекты. Инстинктивные компоненты теперь приводят к предварительному удовольствию, которое является подготовкой к половому акту. Говоря кратко, гениталии теперь играют ведущую роль о сексуальной жизни и становятся органом, служащим инстинкту размножения. Поскольку инстинкт размножения стал составной частью сексуального инстинкта (Эроса), сохранение вида гарантировано. Хотя психологические условия для размножения (в форме желания родить ребенка) уже в раннем детстве присутствуют у обоих полов, до наступления подросткового периода невозможно удовлетворить инстинкт размножения, поскольку отсутствуют необходимые для этого биологические условия. С другой стороны, сексуальный инстинкт можно удовлетворить с помощью мастурбации и до подросткового периода. Лишь в подростковом возрасте оба инстинкта полностью созревают и объединяются в едином стремлении, направленном на одну цель.

Длительность подросткового периода бывает разной, в зависимости от расы, социального положения и личных предрасположенностей. Он может быть очень коротким, а может быть и очень длинным. Продолжение подросткового периода можно


наблюдать у людей, которым трудно приспособиться к реальности, например при некоторых видах асоциального поведения.

Если же, из-за окружения или из-за внутренних психических причин, человек не сумел в подростковом возрасте перерасти эдипову склонность, не отказался от инстинктивных компонентов и гениталии не стали ведущей сексуальной зоной, тогда возникают самые различные расстройства в любовной жизни. Гомосексуальные импульсы, которые регулярно появляются в подростковом возрасте, могут зафиксироваться и остаться на всю жизнь. Если инстинктивные компоненты не отойдут на второй план, они останутся в форме извращений. Все виды импотенции, по большей части, возникают в подростковом возрасте. Большинство неврозов и психозов начинаются в подростковом возрасте. Однако может произойти и так, что подростковое развитие будет успешно завершено, но болезнь прорвется позже. Однако, если исследовать историю болезни пациента, всегда оказывается, что либо подростковый период не был таким гладким, как казалось на первый взгляд, либо на развитие серьезно повлияли внешние причины.

Естественным образом, если сексуальное развитие было нормальным, то и подростковый период протекает легко. Однако случается и так, что искаженное сексуальное развитие в детстве компенсируется мощным приливом либидо в подростковый период.

Двухфазовый всплеск сексуальности присущ только человеку и имеет важные последствия для его дальнейшего развития. В латентный период сексуальность более или менее замирает. Эго становится организованным, воздвигает барьеры на пути сексуальных чувств, стремится найти решение эдипова комплекса. В подростковом возрасте мощный всплеск сексуальности угрожает уничтожить все достижения эго, которое стремится пресечь любые проявления грубых сексуальных эмоций. Оно защищается от натиска инстинктов, борется с желанием мастурбировать, которое вновь появляется в подростковом возрасте, а также с фантазиями, которые связаны с этим желанием. Таким образом возникает жестокий конфликт между требованиями эго и требованиями инстинктивной жизни. Будет ли человек здоров или заболеет - зависит от исхода этого конфликта. Кроме того, существуют и другие трудности, которые следует рассматривать, как предтечи нарушений развития на всех уровнях сексуальной организации Если накопленные стремления, возникшие в догенитальной фазе, превышают определенный уровень интенсивности и заявляют о себе в подростковом возрасте, они отвергаются еще более яростно, чем генитальные стремления, которые теперь достигли зрелости6. ____________^J___________________P^^^J^

' Наиболее ясно проблемы подросткового возраста изложены в книге Анны Фрейд The Ego and the Mechanisms of Defense (New York International Press, 1946). Тут я хотел бы обратить ваше инимание на две формы защиты, характерные для подросткового возраста (1) Аскетизм. Подросток может либо всецело поощрять инстинктивные потребности, либо безоговорочно их отвергать. В последнем случае он лишает себя всякого удовлетворения и любых удовольствий, встречающихся в жизни. Если подросток не отказывается от аскетизма, его можно принять за психотика, за псевдошизофреника, и он может и в самом деле превратиться в психотика. Мисс Фрейд подчеркивает, что между сексуальными инстинктами и стремлениями эго существует врожденный, наследственный антагонизм. В таком случае «подростковый аскетизм следует интерпретировать как врожденную враждебность, существующую между эго и инстинктами » (р 172) (2) Интеллектуализация. Когда в подростковом возрасте усиливается поток инстинктивной энергии, подросток становится не только более


моральным и аскетичным, но и более интеллектуальным. У него многосторонние, глубокие интеллектуальные интересы и, однако, создается впечатление, что они призваны удовлетворить какие-то фантазии. Мышление подростка соответствует сну наяву на интеллектуальном уровне. Подросток явно стремится разрешить конфликт между инстинктами, совестью и реальностью с помощью чрезмерной интеллектуальности, и он размышляет о любви и ненависти, о жизни и смерти, о политике, о социальном устройстве. Мисс Фрейд пишет «Эта интеллектуализация инстинктивной жизни, эта попытка подчинить себе инстинкты, связав их идеями, понятными для сознания, является самым ранним и самым необходимым достижением человеческого эго.. интеллектуальность, усиливающаяся в подростковом возрасте - это просто одно из проявлений эго, стремящегося подчинить себе инстинкты, овладеть ими с помощью мысли. Концентрация интеллекта на инстинктивных процессах аналогична бдительности человеческого эго перед лицом объективных опасностей» (р.178).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: