ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА




ПРИНЦИПЫПСИХОАНАЛИЗА

и их применение к лечению неврозов

ИНСТИТУТ ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МОСКВА

ББК 88.4 Н93

Перевод с английского: В.Варварова, КЯгнюк

Редактор: Д.Трук

Компьютерная верстка: С.Аджубей

Блестящее изложение психоаналитической теории» ясное и живое и, время, обладающее фундаментальной глубиной академического подхода к рассматриваемым вопросам, делает эту книгу незаменимой для всех, кто питает интерес к современному психоанализу. А яркие и, подчас, типические примеры могут прояснить некоторые жизненные ситуации для любого человека.

Книга издана при участии издательства "Университетская книга", С.Петербург.

© Herbert Nunberg, 1955 © Институт Общегуманитарпых Исследований, перевод и оформление, 1999

ISBN 5-88230-071-1

Содержание

Предисловие.

Введение.

Глава I

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В НЕВРОЗЕ.

Глава II

СНОВИДЕНИЕ.

Глава 3

ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ И ДИНАМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ НЕВРОЗА.

Глава 4

ИНСТИНКТИВНАЯ ЖИЗНЬ НЕВРОТИКА.

Глава 5

ПСИХОЛОГИЯ ЭГО.

Глава 6

АКТУАЛЬНЫЕ НЕВРОЗЫ.

Глава 7

ТРЕВОГА.

Глава 8

ПРОЦЕССЫЗАЩИТЫЗАЩИТНЫЙ БАРЬЕР ПРОТИВ РАЗДРАЖИТЕЛЕЙ И ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ-НЕУДОВОЛЬСТВИЯ.

Глава 9

ПРОЦЕСС ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Глава 10

ХАРАКТЕР И НЕВРОЗ.

Глава 11 ПРИЧИНЫНЕВРОЗА 308

Глава 12 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.


Предисловие

Впервые эта книга была напечатана на немецком языке в Берне, Швейцария, Хансом Хьюбером Ферлагом, и называлась Allgemein Neurosenlehre auf psychoanalytischer Crundlage. Моей целью было показать принципы психоанализа на примере невроза. Хотя с тех пор, как была опубликована эта книга, прошло некоторое время, я считаю, что изложенные в ней принципы верны и по сей день. С тех пор была проделана ценная работа, которая помогла лучше понять специфические проблемы, но основные идеи психоанализа остались неизменными.

Герберт Нюнберг Нью-Йорк, 1965

Введение

Фрейд заложил основы изучения неврозов в своих многочисленных работах и кратко изложил их в книге Aligemeine Neurosenlehre, третьей части "Вводных лекций". С тех пор, однако, из-под его пера вышли важные дополнения, которые завершают или модифицируют некоторые идеи, изложенные в более ранних работах. Но психоанализ -сложная теория, и даже многие опытные аналитики не смогли воспринять новые идеи Фрейда, не говоря уже про новичков и студентов. Поэтому первоначально я ставил перед собой задачу показать, что "новые" идеи естественным образом возникли на базисе "старых", стали частью психоаналитической системы и теперь вполне гармонируют с "более ранними" взглядами. Я пытался отразить нынешнее состояние психоанализа и показать, как он применяется в отношении к неврозу.

Для этой цели необходимо вспомнить хорошо известные факты и сопоставить их с новыми наблюдениями. По этой причине, а также оттого, что у студентов был разный уровень подготовки, мои лекции получились несколько неровными; иногда они казались очень простыми, а иногда - очень сложными. Другая сложность возникла оттого, что я считал, что следует сообщать только достоверные сведения. Могу добавить, что если я заполнял пробелы, приводя собственные объяснения, то происходило это скорее случайно. Поэтому я хочу подчеркнуть, что я несу ответственность, особенно за ту роль. которую я сыграл в синтетической функции эго и в идеях о приспособлении к реальности и чувстве вины.

Очень тяжело понять психоанализ только слушая лекции и читая книги. Самоанализ имеет огромное значение. Прежде чем стать профессиональным аналитиком, безусловно нужно самому пройти психоанализ. Во-первых, человек должен на собственном опыте пережить то, что будет происходить с пациентами, доверившимися ему; он должен изучить психоанализ изнутри. Поняв себя, он станет лучше понимать других. Во-вторых, пройдя анализ, он освободиться от определенных эмоциональных склонностей, которые могли бы помешать его работе. Каждый, кто хочет практиковать психоанализ, должен уметь подойти к психическому явлению без предрассудков и ригидности. Без анализа его зрение будет затемнено бессознательными мотивами, он будет видеть то, что ему хочется видеть или не будет замечать очевидного.

Психоанализ - эмпирическая наука. Благодаря наблюдениям (главным образом за больными взрослыми и детьми) были собраны факты, прежде неизвестные или неверно интерпретировавшиеся; эти факты были соотнесены с психической жизнью в целом и на их основе была сформулирована все еще несколько несовершенная теория о динамике психических процессов, о структуре психических механизмов и о функционировании ума. Психоанализ стал независимой наукой. Однако необходимо отметить, что в эти науке исследования неотделимы от лечения больных. Мы не будем


затрагивать сам психоаналитический метод и общие психоаналитические идеи, кроме тех случаев, когда это будет необходимо для того, чтобы лучше понять предмет нашего обсуждения. Мы будем обсуждать инсайты, возникшие при лечении больных психоаналитическим методом - Другими словами, мы будем обсуждать психопатологию невроза в свете теории Фрейда.

Хотя отправной точкой для психоанализа послужило стремление избавить человека от страданий, изучение неврозов принесет пользу не только врачам, планирующим заняться психоаналитической практикой. Ведь инсайты, возникшие при лечении больных людей вскоре проникли и в другие сферы человеческой жизни, например, в воспитание детей, изучение религии, в социальные науки и так далее.

Любое природное явление имеет множество аспектов. Чтобы полностью понять его, нужно рассмотреть его с разных точек зрения. Поэтому мы рассмотрим невроз в качестве проявления инстинктивной жизни, в качестве проявления бессознательной психической жизни, и в качестве манифестации эго. Этиология невроза будет обсуждаться в отдельной главе. Могут возникнуть сложности с пониманием материала, поскольку этот метод изложения приводит к кажущимся противоречиям, которые будут решены в самом конце. Более того, мы будем раскладывать на плоскости то, что происходит на самом деле на разных уровнях и в разных измерениях. Психические процессы переплетены и взаимосвязаны и невозможно избежать повторении.

Насколько это возможно, исходной точкой для наших рассуждений всегда будет материал, полученный от пациентов. Однако детальные истории болезней не будут приведены, поскольку даже одна-единственная полная история болезни займет собой всю книгу. Вначале мы ограничимся короткими, простыми примерами, которые будут более полезны студентам, чем описание запутанных длинных анализов. Однако потом нам потребуется несколько более развернутых примеров.

Глава I БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ В НЕВРОЗЕ

Несколько лет назад меня позвали осмотреть молодую девушку, которая страдала от сильной рвоты. Я осмотрел пациентку, но не обнаружил никаких физиологических причин. Поскольку меня заинтересовало ее психическое состояние, я спросил ее, не расстроилась ли она из-за того, что произошло что-нибудь необычное, но получил отрицательный ответ. Однако я продолжал задавать этот вопрос и узнал, что несколько часов назад она гуляла по лесу со знакомым мне пожилым человеком. Поскольку я знал этого человека, у меня немедленно возникла мысль о том, что могло произойти в лесу, и я поделился своей догадкой с пациенткой. Она была изумлена и спросила, как же я мог узнать «об этом». В конце концов она признала, что у нее был сексуальный опыт. Она свободно рассказала мне об этом, и ее рвота прекратилась. Она внезапно снова хорошо себя почувствовала и пошла завтракать.

Вышеприведенный пример ни в коем случае нельзя считать психоанализом, это просто исследование, продиктованное моим психоаналитическим подходом. Моя догадка вызвала воспоминание о сексуальном нападении, которому подверглась эта девушка. До этого момента на не осознавала, что существует связь между этим событием и ее рвотой. Это дошло до ее сознания, лишь когда я указал ей на эту связь.

Тут мы сталкиваемся лицом к лицу с важнейшим утверждением психоанализа: психическое явление, вызывающее болезнь, является бессознательным.

Для начала попытаемся понять, какую роль бессознательное играет в неврозе. На примере вышеприведенного случая можно отметить, что сильный эмоциональный опыт, крайне неприятный для пациентки, в этот момент оказывается забытым, а его место


занимает симптом - рвота. Таким образом симптом является заместителем важного опыта, который становится бессознательным/ Важное событие, произошедшие в жизни пациента, выпадает у него из

Конечно же, забывание само по себе не может создать невротический симптом; чтобы забытый опыт стал патологичным, должны быть вовлечены и другие факторы. памяти. Подобные провалы в памяти мы встречаем у всех невротических пациентов. Они называются амнезией и простираются глубоко в раннее детство. С другой стороны, у некоторых пациентов бывают странные, разрозненные воспоминания, всплывающие тут и там. Вначале мы не знаем, почему эти разрозненные, явно бессмысленные воспоминания не были забыты. Однако в процессе анализа мы обнаруживаем, что за ними скрываются важные бессознательные переживания. Именно из-за этого Фрейд назвал их «заслоняющими воспоминаниями» (screen memories). Следующий пример поможет нам понять,что это значит:

В начале анализа пациентка рассказала мне о странной игре, в которую она играла, когда ей было пять или шесть лет. Примерно в это время родилась ее сестра. Когда пациентка была уверена, что ее никто не видит, она приподнимала ребенка в коляске до тех пор, пока головка не показывалась из-за занавесок (в те дни на коляску вешали занавески, чтобы защитить младенца от солнца); затем она отпускала сестренку и позволяла ей упасть обратно в коляску. Она постоянно без устали повторяла эту игру. Многие месяцы это воспоминание не было задействовано в ходе анализа; оно оставалось необъясненным. Однако, постепенно появились и другие воспоминания, связанные с этим. Сначала пациентка вспомнила день, когда родилась ее сестра. Об этом событии ей сообщил дядя. Когда она спросила его о деталях рождения, он кратко объяснил, что ребенка принес аист. Она не поверила и стала расспрашивать, как аист попал в комнату. Дядя ответил: через окно. Ее замечание о том, что окно был закрыто, осталось без ответа. Тогда она решила загадку по-своему: аист влетел в комнату, когда окно было открыто, спрятался за занавесками и, когда мать осталась одна, выскочил оттуда. Таким образом, когда она поднимала свою сестренку в коляске до тех пор, пока ее голова не показывалась из-за занавесок, они разыгрывала сцену рождения своей сестры (по представлениям пятилетней девочки).

Но что означает вторая часть игры - сестренка, исчезающая в глубине коляски? Рождение младшего брата или сестры часто имеет травматический эффект. Обычно ребенок пытается преодолеть травму с помощью фантазий. Так произошло и в случае с этой пациенткой. Однако и ее игре присутствовало не только рождение. Мы знаем, что рождение младшего брата или сестры пробуждает и ревность и ненависть. Если травма преодолевается с помощью фантазий, то ненависть и желание смерти нового брата или сестры также находят разрядку в фантазиях. Рождение сестры совсем не понравилось пациентке; она хотела, чтобы ее снова не стало. Еще раньше, в возрасте двух с половиной лет, у нее был неприятный опыт рождения брата. Тогда она была так зла на захватчика, что ударила его палкой. Матери и няне приходилось охранять младенца, чтобы защитить его от ее гнева. (Даже теперь, в возрасте тридцати пяти лет. она не преодолела ненависть к младшему брату и младшей сестре.) Исчезновение сестренки за занавесками детской коляски символизирует се желание, чтобы ребенок исчез, также, как раньше она хотела убить своего брата.

Теперь мы можем понять всю игру: она изображает рождение и смерть младшей сестры. За этой игрой также скрывается еще более глубокая ненависть к брату. Только через анализ этого воспоминания мы смогли понять отношение пациентки к брату. Ее нынешние сознательное отношение к нему отражало ее бессознательную ненависть и


ревность, которые она подавляла с раннего детства.

Таким образом заслоняющие воспоминания представляют собой фрагменты воспоминании; до определенной степени они заполняют дефицит воспоминании. Это можно сравнить с руинами древней цивилизации, ориентируясь по которым археолог определяет, в каком направлении производить раскопки.

В определенных случаях провалы в памяти заполняются заслоняющими воспоминаниями. Однако в других случаях амнезия настолько полная, что добраться до воспоминаний можно только в процессе длительного анализа. Но амнезия, п целом, характерна не только для невротиков. Большинство людей забывают раннее детство вплоть до четвертого или пятого года жизни. Возможно, мы поймем, почему мы забываем переживания именно этих первых пяти лет, когда осознаем, что инфантильная сексуальность достигает пика своего развития в этот период, и ее обычная участь -быть подавленной, то есть забытой. Инфантильное подавление имеет такие далекоидущие последствия, что даже зрелый человек отказывается вспомнить хоть что-нибудь из инфантильного периода сексуальности.

Полная амнезия чаще всего встречается при истерии; она характерна для этой болезни. При компульсивном неврозе, а также при шизофрении (где иногда возникают компульсивные воспоминания), пациенты действительно вспоминают личные переживания из раннею детства, но связь между воспоминаниями отсутствует, поэтому они остаются оторванными от контекста.

Молодая девушка с различными компульсиями страдала от бессонницы. Бессонница возникала из-за детского ритуала. Пациентка принимала определенную фиксированную позу, ложилась на спину, сжав ноги и согнув их в коленях. Только ее шея. колени и пальцы ног могли касаться одеяла: остальные части ее тела, особенно живот, ни а коем случае не должны были касаться одеяла.

В начале лечения пациентка понятия не имела, что означает этот ритуал. Лишь много позже она рассказала факт, казалось бы не имеющий отношения к этому ритуалу: до шестнадцати лет она спала в комнате смежной со спальней ее родителей. Дверь была приоткрыта и она часто слышала, как происходит сексуальный контакт между родителями. Это сексуально возбуждало ее и не давало заснуть. В другой раз она рассказала, что, прислушиваясь к родителям, она фантазировала о том, как ее отец лежит на матери и о том, как соприкасаются их животы. Тут се охватывало отвращение и она обрывала фантазию. Еще как-то раз она вспомнила, что боролась с мастурбацией, избегая прикосновения к гениталиям. Хотя она чувствовала сильное желание прикоснуться к животу и к гениталиям, ей удавалось сдерживать себя. Эти воспоминания не были забыты; они всегда оставались в сознании. Но она не знала, что эти воспоминания были связанны, и лишь соединив их. можно было понять, что она пыталась мысленно стереть сексуальный контакт между родителями, в то же время борясь с собственной мастурбацией. Впечатления п переживания, которые привели к возникновению симптома, оставались в сознании, но связь между этими впечатлениями и переживаниями, которая придавала им смысл, была бессознательной.

Таким образом, память о переживаниях, связанных с болезнью, может сохраняться в сознании, но связь этих переживаний с симптомом, а также их значение, остается в бессознательном. Причина болезни часто осознается, но мотив болезни, то «для чего» она всегда остается в бессознательном. Бессознательное содержании психического процесса не обязательное условие для развития симптома, н предварительным условием для развития симптома являются бессознательные связи мотивы психического процесса. Эти мотивы содержат в себе смысл симптома.

gh b


Что мы имеем в виду, когда говорим о «смысле» симптома? В нашем примере симптом возник от того, что пациентка слышала звуки сексуального контакта между родителями и от того, что она боролась с мастурбацией. В ритуале засыпания пациентка пыталась уничтожить сексуальный контакт между родителями и оградиться от желания мастурбировать. Таким образом, если говорить в целом, «смысл» симптома, его цель или мотив, состоит в повторении важных подавленных переживаний и импульсов: одновременное удовлетворение инстинкта и отрицание удовлетворения в том виде, который неприемлем для сознания.

Поскольку каждый невротический симптом выдает часть бессознательной психической жизни, мы постараемся дать краткое определение термину «бессознательное».

Это не простая задача, поскольку у нас до сих пор нет прямых свидетельств существования бессознательного. Мы выводим его существование из косвенных свидетельств " из изучения снов, фантазий и особенно из истории развития невротических симптомов, а также из поведения. Этих косвенных свидетельств такое множество и они так убедительны, что не оставляют сомнений в том, что существуют бессознательные психические явления.

Не только психоанализ признает бессознательную психическую жизнь. Многие философские и психологические системы согласны с тем, что существует бессознательное. Однако наша концепция бессознательного принципиально отличается от философской. Философы признают бессознательное только в негативном смысле и называют бессознательным все, что не является сознательным. Психоанализ представляет себе бессознательное, как нечто психологически позитивное; то есть мы отделяем его от сознания по определенным характеристикам, которые присущи только бессознательной психической жизни. Сны, невротические симптомы, определенные непроизвольные действия, фантазии и религиозные системы ясно выражают отличительные признаки бессознательного.

Как и философы, мы говорим о бессознательном в описательном смысле. Но нам ясно, что бессознательное не только проявляется через свои содержания, такие как переживания, мысли, идеи, желания и эмоции, но и сами эти содержания несут в себе психическую энергию. В связи с этим наша концепция требует исследования динамики бессознательного. Поэтому мы также говорим о бессознательном в динамическом смысле.

В то время, как термин «бессознательное» просто указывает на факт, динамическая концепция дает представление о взаимодействии бессознательных сил. которые управляют нашей психической жизнью и когда мы здоровы, и когда мы больны. Ведь бессознательные силы влияют на все стороны психической жизни и всегда участвуют в оформлении нашего сознательного опыта.

Глава II СНОВИДЕНИЕ

Чтобы лучше понять бессознательное и психоанализ, сначала мы должны рассмотреть структуру и функцию сновидения, хотя мы можем сделать это лишь частично.

Чтобы познать ментальную жизнь человека, необходимо понять сны. Невротические симптомы, к примеру, во многом повторяют паттерн сновидения. Таким образом, толкование сновидений помогает понять конфликты, скрытые за симптомами. Фрейд говорил, что в трудной ситуации ему очень помогало толкование сновидений; временами, когда ему приходилось бороться с запутанными проблемами, правильно


истолкованное сновидение восстанавливало его уверенность в себе. Кажется ни одно психическое явление не зажигало человеческое воображение так же, как сны. Любой человек, грамотный или неграмотный, просвещенный или суеверный, всегда интересуется своими снами. Некоторые сны настолько поразительны, что никогда не забываются и таинственно преследуют вас всю жизнь. Неудивительно, что люди во все времена интересовались снами и пытались понять их. Понимание снов всегда связано с культурной стадией развития человека. Например, примитивные народы считают, что сны насылают возвращающиеся духи предков или демоны; они верят, что через сны можно контактировать с другим, сверхъестественным миром. Народы с развитыми теистическими религиями считают сны божественными посланиями. С древнейших времен люди из самых различных культур пытались понять смысл сновидений и скрытых в них предсказаний. Древние халдеи, египтяне и евреи разработали особое искусство толкования сновидений, с помощью которого они предсказывали будущее. Но то, что прежде было религиозным верованием, постепенно деградировало до уровня суеверия, распространенного среди необразованных людей в современном обществе.

На анимистической стадии развития человеку не всегда легко отличить события своей внутренней жизни от того, что происходит во внешнем мире. Он путает свои внутренние процессы, мысли, идеи, желания и борьбу с явлениями внешнего мира, принимая свою ментальную жизнь за внешнюю реальность и наоборот.

Более того, первобытный человек считает и мир и себя волшебными; он верит, что наделен сверхъестественными силами, которые он приписывает и внешнему миру. Таким образом его ментальная жизнь отражается во внешнем мире. Эго первобытного человека слабо отделено от внешнего мира и поэтому он считает сновидение явлением, наделенным магическими силами и не принадлежащим к его эго. В определенных психотических состояниях граница между внутренним и внешним миром также размыта; в этом случае они также сливаются. Поскольку человек с размытыми границами принимает свою ментальную жизнь за внешнюю реальность, то он, как и маленькие дети, рассказывая о сне, не говорит «Мне приснилось то-то и то-то», а говорит: «Я ночью видел то-то и то-то и делал то-то и то-то.» Психотику сновидение представляется реальностью и часто такие пациенты хотят жить в соответствии с реальностью сновидений. Иногда психоз начинается во сне и, когда такой пациент просыпается, он продолжает галлюцинировать, как во сне. У нормального человека «психотическое» состояние сна прекращается с пробуждением.

В процессе развития человечество постепенно изменило свое представление о сновидении. По мере того, как человек научился ясно отделять ментальные процессы от процессов, происходящих во внешнем мире, научился понимать, что один процесс ментальный, а другой - реальный, он постепенно отбросил убеждение, что все его мысли и желания являются объективной реальностью. И поскольку, в процессе развития, понимание реальности углублялось, идея о сверхъестественном происхождении сновидений стала неприемлемой.

Со временем появилось множество теорий о сновидениях, ни одна из которых не выдерживает научной критики. Фрейд первым сумел подойти к психологии сновидений и с его помощью они стали понятней.

Фрейд просил своих пациентов говорить все, что приходит им в голову, ничего не отбрасывая и не критикуя, то есть свободно ассоциировать. Таким образом, он заменил традиционный анамнез, то есть последовательный логичный рассказ пациента о своей болезни, беспорядочным и часто запутанным рассказом, что известно как «метод свободных ассоциаций». Возможно, он внес эти изменения, потому что прежде


занимался гипнозом. Следующие положения сформировали теоретическую базу метода свободных ассоциаций: наше мышление всегда на что-то направленно, то есть у него есть цель. Иногда мы знаем об этой цели, иногда - нет. Если мы знаем, сознательно или полусознательно (подсознательно), что мы хотим выразить, то мы используем свой критицизм и логику, мы уничтожаем одни ассоциации и поощряем другие, мы выбираем, что говорить. Мы в приказном порядке собираем свои знания и опыт, чтобы добиться своей цели, которая нам более или менее известна. Однако, если цель наших мыслей и желаний совершенно нам не известна, никакие сознательные усилия не помогут нам ее узнать, не сделают ее осознанной. В этом случае мы применяем метод свободных ассоциаций, который - поскольку наше мышление всегда на что-то нацелено -поднимет неизвестную, бессознательную цель на поверхность. Таким образом, если цель нашего сознательного (или подсознательного) мышления более или менее нам известна, то цель бессознательного мышления мы узнаем только в конце цепочки свободных ассоциаций (и других операций, которые мы обсудим позже).

В ходе свободных ассоциаций пациенты Фрейда рассказывали о фантазиях, снах и снах наяву (все они имеют схожую структуру). Фрейд не отбрасывал их. как бессмысленные, а использовал их также, как и остальные ментальные творения пациентов: он применял их для продолжения процесса свободных ассоциаций и интерпретаций. Когда он обнаружил, что во всех снах есть смысл. В дальнейшем анализ сновидении дал ему возможность создать основу для гипотезы о структуре и функционировании психических систем.

Предварительное условие для сновидения - сон. Верно, что бывают сновидения и в состоянии бодрствования, так называемые сны наяву или фантазии; однако на них оказывают заметное влияние требования сознательных мыслительных процессов и поэтому они более запутанные, чем ночные сновидения. Ученые все еще спорят о природе сна. Но их споры не меняют того факта, что в глубоком сне теряется интерес как к внешнему, так и к внутреннему миру, в глубоком сне человек не ощущает раздражители, исходящие снаружи или изнутри (физическое или психическое возбуждение); человек ничего не слышит, не видит, не ощущает и не чувствует. Напрашивается вывод, что человек отдыхает от напряжения бодрствования, отключив деятельность органов чувств. Однако не всегда сон протекает столь спокойно. Вы можете видеть картины во сне, целые сцены; можете слышать слова; можете долго говорить, думать, чувствовать радость, печаль, тревогу и боль ~ другими словами, вы можете видеть сны. Таким образом, ментальная активность во сне не прекращается полностью. Она может быть подхлестнута мощным раздражителем снаружи или изнутри - как правило, это внутренний раздражитель - и, достигнув определенной интенсивности, она врывается в сознание спящего в форме сновидения и, таким образом, нарушает глубокий сон. Но Фрейд утверждает, что основная функция сновидения -быть хранителем сна. Давайте посмотрим, как можно разрешить это очевидное противоречие.

Человек хочет приостановить любую ментальную и физическую деятельность после дневных напряжений и стрессов и ложиться спать. Желание спать можно удовлетворить, если порвать все связи с реальностью, то есть с внешним миром, и вернуться в стадию самодостаточности, сравнимую с самодостаточностью зародыша в матке. Фактически, Фрейд считает, что сон удовлетворяет бессознательное инстинктивное желание вернуться в матку; в определенном смысле, инстинкт сна рождается при рождении. Казалось бы, сновидение противоречит желанию спящего забыть во сне дневное напряжение и беспокойство. Но во сне, в сновидении,


активировашиеся бессознательные влечения и желания достигают специфического сознания спящего. Если за ними не следить, они могут разбудить спящего. И задача сновидения - контролировать бессознательные влечения и желания. Если сновидению удастся выполнить бессознательное желание, сон будет продолжаться. В этом смысле, сновидение-хранитель сна.

Однако такая функция сновидения, как исполнение желании, не вполне очевидна. Проявленное сновидение, ментальная деятельность, которая сохраняется в памяти после пробуждения, как правило несвязанно и лишено смысла. С помощью свободных ассоциации вспоминаются латентные сновидения, скрытые за проявленными сновидениями. Только когда первые трансформируются в последние, можно понять их значение и увидеть удовлетворение бессознательного желания.

Чтобы трансформировать проявленное сновидение в латентное, сновидец должен свободно ассоциировать весь сон или его элементы. Через интерпретацию материала, наиденного с помощью ассоциаций, другими словами, через перевод с языка сновидений на нормальный язык бодрствования, мы узнаем содержание латентных сновидений. Активность, искажающая латентное сновидение и формирующая проявленное сновидение называется работой сновидений (dream work). Работа, направленная на противоположную цель, на превращение проявленного сновидения в содержание латентного, называется толкованием сновидений или анализом сновидений.

Следующий сон иллюстрирует то, что было сказано:

Пациентке приснилось, что она купает новорожденного младенца. Ассоциацией на этот сон было то, что ее лучшая подруга родила ребенка накануне сна. Это событие вновь пробудило ее сильное желание завести собственного ребенка, желание, которое по определенном причинам не могло быть выполнено. Во сне она обращалась с ребенком так, будто это был ее ребенок, как будто она сама его родила.

Очевидно, что во сне исполнилось давнее желание пациентки. На самом деле, любой сон содержит в себе исполнение фрустрированного желания. С небольшими изменениями, эта формула применима ко всем сновидениям.

Утверждение, что любое сновидение является исполнением желаний, скорее всего вызовет возражения. Можно возразить, что содержание сновидений бывает неприятным, как, например, в тревожных снах, которые явно не могут представлять собой исполнение желаний. Но, во-первых, сознательные желания редко проявляются в сновидениях; в них проявляются бессознательные желания, которые противостоят сознательной личности и потому должны быть подавлены. Поскольку во сне самоконтроль слабее, чем во время бодрствования, эти подавленные желания могут случайно всплыть в сновидении.

На вопрос о том, как сны с неприятным содержанием могут быть исполнением желаний, можно ответить контрвопросом: разве нельзя вообразить, что иногда человек может желать чего-то неприятного и удовлетворять это желание в сновидении? Почему человек может желать чего-то неприятного, это другая проблема. Это зависит от множества факторов; здесь мы не сможем детально обсудить их, поэтому лишь сделаем набросок. Иногда можно пожелать меньшего зла, чтобы избежать чудовищной катастрофы; часто неприятные сновидения такого рода имеют характер жертвоприношений. Еще чаще неприятные сны возникают у тех, кто страдает от сильного чувства вины. Эти люди часто хотят быть наказанными, хотят страдать. Их желание исполняется, они получают наказание в сновидении.

Тревожные сны не имеют отношения к желаниям. Тревога играет огромную роль и в сновидениях и в неврозе. Проблема тревожности не является специфической проблемой, связанной со сновидениями, поэтому позже мы уделим ей много внимания.


Пока что нужно лишь отметить, что тревога всегда является индикатором сильного психического конфликта, борьбы между определенными желаниями и той частью личности, которая даже во сне препятствует их удовлетворению. Спящий обычно просыпается после такого сна; тревога не позволяет ему выполнить желание и прерывает сон. Таким образом тревожное сновидение не является исполнением желания; это его противоположность.

Возвращаясь к нашему примеру, можно сказать, что там была очевидная связь между сном и рождением у подруги ребенка. Одно из дневных событий появилось следующей ночью во сне. Это общее правило - определенные дневные переживания, называемые «остатками дня», являются факторами, определяющими ход сновидения. Эти остатки дня формируются не только внешними событиями, как в нашем примере, но и внутренними переживаниями, например, беспокойствами, навязчивыми идеями или важными воспоминаниями. В каждом сне содержатся воспоминания или аллюзии на события предыдущего дня. Однако не каждое дневное событие играет роль в создании сновидения. В сон входят лишь те остатки дня, которые связаны с определенными бессознательными мыслями, влечениями или желаниями. Другими словами, сновидение стимулируется лишь теми событиями из бодрствования, которые находят отголосок в бессознательном.

Если обнаружена связь между остатками дня и соответствующими бессознательными мыслями или влечениями, то сновидение легче интерпретировать, а сновидцу легче его принять. Осознав.-это, он сможет увидеть, как его бессознательное притягивает переживания повседневной жизни, как магнит притягивает сталь; тогда интерпретация перестанет быть для него чем-то академическим и превратиться в непосредственный опыт.

Пожалуй, не будет излишним указать на то, что латентное сновидение не возникает в процессе ночного сна; оно было сформировано задолго до этого и в данную конкретную ночь просто превратилось в проявленное сновидение под влиянием остатков дня. Бессознательный материал хватается за остаток дня и представляет его таким образом, что под реальным переживанием оказываются скрыты мысли, воспоминания и прошлый опыт.

Наша сновидица легко согласилась, когда сон был истолкован, как желание завести ребенка. Это желание не было ей полностью незнакомо; невозможность исполнить это желание заставляла ее сильно страдать. Но впервые рассказывая этот сон, она не подозревала, что настолько захвачена этим желанием. Только в процессе ассоциаций она постепенно поняла, что в ней долгие годы было это желание, но она не всегда осознавала его.

Подсознательными мм называем те переживания, идеи, побуждения и тому подобное, которые иногда бывают сознательными, а иногда не бывают, но легко могут достичь сознания. Таким образом, желание нашей сновидицы было подсознательным. Только что было показано, что дневной остаток участвует в формировании сна, только если он связан с инстинктивным влечением. Пациентке не снилось, что она «рожала» ребенка, ей снилось, что она «купала» ребенка. Это символическое отображение родов. Сновидения очень часто, хотя и не всегда, содержат в себе символы. Вода (купание) связана с родами и на символическом языке означает рожать или рождаться. Таким образом пациентка символически удовлетворила свое желание родить ребенка.

Другой пациентке приснилось, что она летела верхом на сине-зеленой полосатой птице и приземлилась посреди чудесного ландшафта. Она привела множество ассоциаций, несущих разнообразный ясный смысл, ко всем элементам сна, кроме самой


птицы. Поскольку птица является известным символом мужского полового органа, а «езда верхом» в простонародном языке символически обозначает половой акт, это сновидение должно означать, что сновидица занимается, или хочет заниматься сексом как мужчина, то есть находясь сверху. Точность этого толкования подтверждается тем фактом, что муж сновидицы проходил психоаналитическое лечение из-за невротической импотенции, и его состояние улучшилось до такой степени, что он мог иметь половые сношения, но только лежа снизу, в то время как его жена играла мужскую роль. Однако, в последнее время он опять отдалился от нее. Таким образом, это сновидение является символическим исполнением желания

Символизм не ограничивается сновидениями; его можно обнаружить и во многих других областях. Символы пронизывают языки всех народов. Они встречаются в фольклоре и в шутках; они обитают в суевериях, в обычаях, в сказках, в мифах и легендах. Есть типичные символы, возникшие в первобытные времена (огонь=любовь); но постоянно возникают все новые символы, даже в нашем веке, в наши дни (например, самолет и автомобиль). Эти символы все еще развиваются и у разных людей могут иметь разное содержание. Как правило, типичные символы всегда имеют одно и то же значение, если не считать незначительных индивидуальных вариаций, которые иногда случайно появляются. Они всегда относятся к человеческому телу, в особенности к половым органам и к половым функциям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: