Проблема программы-минимум




В последней редакции программы нашей партии[1], появился специальный «Раздел V. Программа-минимум». Должен заметить, что произошло это не без дискуссий, хотя в той или иной форме программа-минимум существовала и раньше. Смысл дискуссий прошедших на XXV и XXVI съездах ВКП(б) и в период между ними заключается в том, что в наши дни в России и других республиках на постсоветском пространстве, да и в мире, господствует буржуазный строй, поэтому переход к социалистической революции не требует промежуточных этапов.

Выражение программа-минимум появилось более 100 лет назад в связи с подготовкой программы партии ко II съезду РСДРП. В России был полуфеодальный строй. То есть после половинчатых реформ 1861 года отменено крепостное право, но оставались всевозможные привилегии для дворянства, до 1905 года крестьяне должны были платить дворянам, за свой отход с землей, и у них отрезали часть земли в пользу дворян. Оставалась и феодальная надстройка, то есть абсолютная монархия. В связи с таким положением программа-минимум была программой буржуазно-демократической революции. И это ее предназначение мы найдем в текстах большинства большевиков начала века и, конечно, у Ленина.

«Программа-минимум есть такая программа, которая принципиально совместима с капитализмом, не выходит из его рамок ».[2]

Но как быть с программой-минимум, если социализм уже осуществлялся, а буржуазное государство стало результатом переворота и реакции. Максималистический взгляд отвергает необходимость такой программы. А мы?

Есть три основных источника, на основании которых мы и выработали свой ответ:

1) Разработка программы партии большевиков между Февральской и Октябрьской революциями;

2) Практика строительства социализма в СССР;

3) Практика освободительного движения в так называемых развивающихся странах, то есть в бывших колониях.

Первый источник — теоретический. Но он опирается на практику двоевластия, когда уже возникли советы, как основа диктатуры пролетариата и крестьянства, но по причине неразвитости движения и слабой сознательности его участников, советы доверили часть власти буржуазному Временному правительству. То есть с первого дня февральской революции буржуазно-демократические требования стали реакционными. Кроме того, важнейшим новым явлением для партии стало развитие империалистической фазы капитализма.

Различия между сегодняшним днем и периодом после Февральской революции заключаются лишь в том, что пока буржуазная реакция сильна и восходящее движение остановлено, даже обращено вспять. Но в главном — в реакционности буржуазно-демократических установок, в развитии империализма и связанным с ним воздействием внешних государств и союзов буржуазии — ситуация одинаковая. Поэтому попытка принять обновленную программу партии и дискуссии большевиков между Февралем и Октябрем являются едва ли не единственным соответствующим нашему текущему моменту отечественным фактом создания коммунистической программы при буржуазном государстве. Программа РКП(б), принятая в 1918 году, отразила уже другую реальность победившей социалистической революции и установленной диктатуры пролетариата.

В условиях буржуазной демократии в партии большевиков действительно возникла мысль о ненужности программы-минимум.

«Здесь мы встречаем сразу «очень радикальное», по внешности, и очень несостоятельное предложение товарищей Н. Бухарина и В. Смирнова вовсе удалить программу-минимум. Деление, дескать, на программу-максимум и программу-минимум «устарело», к чему оно, раз речь идет о переходе к социализму. Никакой программы-минимум, прямо программу переходных мер к социализму ».[3]

Приведу достаточно широко ленинский взгляд по данному поводу.

«Нет, дорогие товарищи, мы еще не победили.

Мы не знаем, победим ли мы завтра, или немного позже. <...> Мы не знаем, как скоро после нашей победы придет революция на Западе. Мы не знаем, не будет ли еще временных периодов реакции и победы контрреволюции после нашей победы, — невозможного в этом ничего нет, — и потому мы построим, когда победим, «тройную линию окопов» против такой возможности

Мы всего этого не знаем и знать не можем. Никто этого знать не может. А потому и смешно выкидывать программу-минимум, которая необходима, пока мы еще живем в рамках буржуазного строя, пока мы еще этих рамок не разрушили, основного для перехода к социализму не осуществили, врага (буржуазию) не разбили и, разбив, не уничтожили ».[4]

Будем считать ленинское высказывание главной теоретической базой программы-минимум в условиях буржуазной демократии.

Но выше мы определили еще два исторических момента, которые на сегодняшний день являются важным практическим источником для формирования коммунистической тактики.

Строительство социализма в СССР показало, что экспроприация синдикатов и банков, развитие общественного производства и его победа над частным, все равно оставляют еще очень широкое поле для решения собственно демократических задач. Империализм оставляет в наследство любому социалистическому обществу неравенство регионов, технологическую неоднородность, искаженные идеологические представления не только в сознании мелкобуржуазных слоев деревни, но и в головах многих рабочих и интеллигентов.

Кроме того, развитие планирования и контроля зависит от развития соответствующих технологий. Следовательно, в самой сущности социализма, в плановом рациональном производстве долго остаются условия для ошибок, перекосов, волюнтаризма и, как следствие, — для усиления групповых интересов, которые создают возможность образования буржуазии из различных слоев социалистического общества.[5]

Империализм открывает эпоху мировой социалистической революции, но мировая революция дробится на национальные, так как мир живет в условиях фактического неравенства между странами угнетающими и странами угнетенными, которые позволяют задерживать победу рабочего класса в развитых державах за счет его подкупа, возможного благодаря ограблению рабочих отсталых угнетенных стран. Напомню, что Ленин перед самой победой Октябрьской революции писал:

«Как раз для империализма такая эксплуатация труда хуже оплачиваемых рабочих из отсталых стран особенно характерна. Как раз на ней основан, в известной степени, паразитизм империалистских, богатых стран, подкупающих и часть своих рабочих более высокой платой при безмерной и бесстыдной эксплуатации труда «Дешевых» иностранных рабочих.

<...>

Это — крайне важная особенность империализма, которая, между прочим, до известной степени облегчает возникновение глубоких революционных движений в странах, которые подвергаются империалистскому грабежу, которым угрожает раздел и удушение их гигантами-империалистами (такова Россия), и, наоборот, до известной степени затрудняет возникновение глубоких революционных движений в странах, которые грабят империалистски много колоний и чужих стран, делая таким образом очень большую (сравнительно) часть своего населения участником дележа империалистской добычи ».[6]

Слова «до известной степени затрудняет» говорят лишь о том, что в таких странах, как США или «гиганты Евросоюза» революционное движение затруднено, но оно возможно при определенных условиях. Однако, прежде всего, различия в развитии рабочего движения говорят, что революции не смогут произойти одновременно, как это навязывают некоторые современные «классические марксисты». Поэтому социалистическая страна или группа социалистических стран вынуждены будут как СССР какое-то время существовать в капиталистическом окружении. Этот факт заставляет признавать, что коммунистические партии этих стран должны будут использовать определенную программу-минимум во внешних политических и экономических отношениях.

Мы знаем теперь, что к началу 50-х годов определился ряд проблем, которые еще предстояло решить в социалистическом обществе СССР. Эти проблемы уже коренным образом отличались от программных целей большевиков после осуществления революции и поэтому они должны были найти отражение в новой программе КПСС. XIX съезд партии принял решение о разработке новой программы. Программа должна была ориентироваться на положения, высказанные в книге Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», и предполагалось проект программы рассмотреть на следующем, т. е. XX съезде.[7]

Эта программа не была принята, и ее следов нет в редакции 1961 года. Зато в книге «Экономические проблемы социализма в СССР» находим следы программы-минимум.

Товарное производство может быть устранено, если общество возьмет во владение все средства производства. Но в СССР часть социалистической собственности была общенародной, а часть колхозной, т. е. не общенародной. Кроме того, существовала некоторая нужда в определенных потребительских продуктах, с которыми государственное производство не могло справиться, поэтому оставались мелкие частники и артельные предприятия в городе. Наконец, общество еще полностью не овладело планированием, не освоило до конца закон планомерного развития, следовательно, кроме планового регулирования выпуска продукции требовались другие рычаги. И СССР вместе со странами народной демократии все еще оставался в окружении крупнейших империалистических держав. Приходилось торговать и со странами народной демократии, где только предполагался переход к социализму, и с империалистами, и с освобождающимися нациями бывших колоний.

Следовательно, общество овладело не всеми средствами производства, что сохранило необходимость товарного производства, а товарное производство оставило в действии закон стоимости.[8]

Овладение всеми средствами производства в городе и деревне, социалистическая революция в империалистических странах, строительство социализма в странах народной демократии и бывших колониях — это программа-максимум. Но использование закона стоимости есть пережиток капитализма и настроенная на его использование программа, является программой-минимум.

Последняя реализовалась и должна была реализоваться дальше путем последовательных переходов в колхозах, снижением цен, уменьшением рабочего времени, повышением уровня образования и через технический прогресс.[9]

Во внешней политике. Освобождение колоний, создание самостоятельных государств — это программа-минимум, а установление в процессе освободительной борьбы диктатуры пролетариата, начало строительства социализма — программа-максимум. Осознание неизбежности войны между империалистическими странами и борьба за мир — программа-минимум, а борьба с империализмом, ведущая к социалистическим революциям программа-максимум.

Приведу цитату, так как она является одним из ключевых индикаторов, отличающих сталинскую программу, от третьей редакции программы КПСС.

«Вероятнее всего, что современное движение за мир, как движение за сохранение мира, приведет к предотвращению данной войны <...>. Это конечно же хорошо. Даже очень хорошо. Но этого все же недостаточно для того, чтобы уничтожить неизбежность войн вообще между капиталистическими странами. <...>

Чтобы устранить неизбежность войн, нужно уничтожить империализм ».[10]

До середины 50-х годов практика освободительных движений выстраивалась на основании тезиса о реакционности местной национальной буржуазии. Уроком для этого понимания стала наша собственная революция, революционное движение в Китае, гражданская война в Испании и Вторая мировая война. Итог подвел Сталин в своей самой последней речи на XIX съезде ВКП(б) КПСС.

«<...> буржуазия, — главный враг освободительного движения, — стала другой, изменилась серьезным образом, стала более реакционной, потеряла связи с народом и тем ослабила себя ».[11]

По этой причине Сталин отделил от классического буржуазного движения революционные и демократические партии. Задачи демократии в середине XX века начали выполнять представители трудящихся масс, то есть рабочие, крестьяне, ремесленники, интеллигенция и мелкая буржуазия. Отсюда и положения для программы-минимум коммунистической партии СССР во внешней политике.

1) Революционная борьба за буржуазно-демократические свободы, поддержка этой борьбы и поддержка революционных партий, ведущих такую борьбу. Представителям коммунистических и демократических партий необходимо собрать вокруг себя большинство народа для этой борьбы.

2) Борьба за независимость и суверенитет собственных наций. Соответственно, коммунистические и демократические партии должны встать во главе этой борьбы вместо буржуазии.[12]

Отечественное коммунистическое движение имело программу-минимум до середины 50-х годов, осознавая, что наличие проблем в строительстве социализма и в развитии мировой революции не позволяет отказываться от буржуазно-демократических мер, которые осуществляет пролетарское государство, коммунистическая партия и мировое пролетарское движение.

Но случился «сюрприз» от истории. После принятия третьей редакции Программы КПСС в 1962 году программа-минимум исчезла из партийных документов, потому что хрущевско-сусловский ЦК объявил окончательную победу социализма.[13] Однако принятие Программы только увенчало собой оппортунистические процессы в КПСС, начавшиеся десятилетием раньше. Итогом же этих процессов стала подмена задач максимальной программы — минимальными. Хрущев, Суслов и Брежнев в этом вопросе на новом этапе последовали за ошибкой Зиновьева, о которой предупреждал Ленин. А именно, негласно стали проводить в жизнь положение оспоренное Владимиром Ильичом:

«<...> проведение в жизнь всей суммы требований программы-минимум дало бы социализм ».[14]

На практике это выразилось в том, что:

1) Вместо поэтапного и постепенного изменения положения колхозов и колхозников были предприняты поспешные меры для формального выравнивания положения крестьян с рабочими. Это выразилось в продаже техники МТС колхозам, замене трудодней зарплатой, укрупнении, слиянии колхозов и превращении их в совхозы.

2) В городе артели были переданы в государственную собственность, а всякое частное производство постепенно отменено.

3) Вместо фактического выравнивания положения крестьян, рабочих и интеллигенции на более высоком социальном, культурном и образовательном уровне крестьян и интеллигенцию фактически опустили на уровень пролетариата под общим именем Советский народ.

В программных документах это привело к развенчанию «культа личности», отмене диктатуры пролетариата, провозглашению полной и окончательной победы социализма, объявлении соревнования двух систем и принципа мирного сосуществования. Более подробно эти «ошибки» рассмотрены в так называемом «Письме Молотова в ЦК КПСС (1965 г.)».[15]

Здесь надо бы показать еще и метания коммунистической партии Китая, которая в противовес КПСС заменила программу-минимум немедленными максимальными задачами, эти задачи провалила и вскоре проделала обратный путь направо. Но этого замечания в данном случае достаточно, а к урокам китайской революции и проблемам маоизма нужно будет вернуться в отдельном тексте.

Сейчас о современных результатах.

Закономерное следствие длительного пребывания оппортунистов у власти — реставрация капитализма и реакция. А результатом забвения программы-минимум стало то, что и революционные партии перед новыми задачами оказались без внятной программы-минимум.

Я не могу, конечно, сказать, что партии, называющие себя коммунистическими, вообще не используют программу-минимум. Это было бы клеветой. Правильнее говорить, что программа-минимум у большинства организаций представляет собой наполовину бессознательный набор требований. В результате у двух самых крупных на сегодняшний день, провозглашающих революционную борьбу, партий, т.е. у ВКПБ и РКРП программы-минимум нет. Еще точнее, под программой-минимум обе партии понимают завоевание диктатуры пролетариата.[16]

На практике такое понимание текущей ситуации у обеих партий выражается по-разному. Большевики Андреевой двадцать пять лет держат «ритуальный» бойкот по отношению к власти и, видимо, ожидают, что условия для революции созреют сами по себе. Вот тогда они «подхватят и возглавят». На самом деле большевики из ВКПБ думают, что придерживаются тактики активного бойкота,[17] но настоящий активный бойкот власти и выборов выглядит так, как он описан у Дзержинского.

«В этот период партия наша применяет новое оружие борьбы с правительством и буржуазией. Это — активный бойкот. Он проявляется, с одной стороны, в исключительно широкой агитации, проводимой в пользу воздержания от выборов и препятствования таковым, а с другой — в активных попытках срыва предвыборных собраний ».[18]

Обман это или самообман — в данном случае значения не имеет. Важно, что в данный момент партии делают лишь то, что могут делать, и как-то громко именуют свои действия.

Поэтому мы получаем двойственную идеологию и практику ВКПБ. На одной стороне политика бойкота и не признание буржуазных государств, возникших на месте СССР, а на другой стороне признание внешней политики РФ, точнее даже не просто признание, а идеологическая поддержка идеи биполярного мира, как это в очередной раз показано в «Обращении ЦК ВКПБ от 26 мая 2016 г.[19]

У тов. Андреевой есть свои смутные объяснения данной позиции, отсылки на антигитлеровскую коалицию и т. п. Но правда в том, что создание биполярного мира предполагает создание коалиции против НАТО из еще одной группы империалистических государств, следовательно, это и есть шаг к империалистической войне. Существует и вторая сторона поддержки внешней военной политики. Если ты поддерживаешь создание биполярного мира, то должен способствовать его воплощению на практике, т. е. добиваться усиления России, и, конечно, принять как должное внутренние политические меры, в том числе и меры против «активного бойкота».

Такая двойственность текущей политики вызвана отсутствием ясности в программе. Есть планы на какое-то далекое завтра, а на сегодня удовлетворимся действиями Путина и его критикой. Добиваясь социалистической революции, нужно думать и об условиях для нее. Думали ли об этом в штабе тов. Андреевой?

РКРП также под программой-минимум представляют неопределенный завтрашний день. Даже в заголовке пишут товарищи, что программа-минимум — это восстановление советской власти. Но странное дело, рядом с такой архи-революционной партией вдруг появляется совсем пушистый, скромно борющийся за права трудящихся, РОТ ФРОНТ.[20]

Надо заметить, что некоторые положения программы РОТ ФРОНТа могли бы быть хорошей программой минимум для коммунистической партии. Но тут сразу два «но». Сама РКРП сказала, что ее программа-минимум — это восстановление диктатуры пролетариата, а для действий в реалиях сегодняшнего дня ей пришлось учредить принципиально другую партию. И проблема именно в необходимости учредить другую партию, чтобы получить возможность участия в выборах. Для чего в них участвовать наши товарищи не поняли и сами. Нет у них для этого программы. А свое стремление к легальной политике они, как правило, обозначают весьма скромными экономическими требованиями, например, требованием индексации зарплат.

Возьму для полной честности программу еще одной партии, Российской партии коммунистов (Региональной Партии Коммунистов), самостоятельной питерской организации отошедшей от РПК.[21] Пожалуй, это одна из немногих российских коммунистических программ, которая имеет ясную программу-минимум. РПК борется за превращение России из президентской республики в парламентскую, а в рамках этой борьбы показаны определенные требования и шаги. Это неправильный подход с нашей точки зрения, но он вполне оправдан на основании тех представлений, которые имеет РПК относительно будущей формы советской власти. Мы об этом пока спорить не будем, так как споры об окончательных целях коммунистов лежат вне задач данного разговора.

Борьба за парламентскую республику ничего не меняет в условиях борьбы за социализм, а это главное, что должна отражать программа-минимум. Точнее, борьба за парламентскую республику сама требует промежуточной программы-минимум, она может вестись лишь в условиях изменения действующей Конституции и конституционных законов. Но если Конституция и конституционные законы определенным образом будут изменены, то для коммунистов отпадает смысл борьбы за парламентскую республику — это лишний этап, еще точнее — тупиковая ветвь.

В статье «О выборах и о минимальной программе левых сил» нами уже были показаны проблемы, которые рождает современный конституционный строй России. Процитирую существенное:

«В первой главе Конституция провозглашает поддержку конкуренции, защиту частной собственности, защиту частной собственности на землю (Гл.1, Ст. 8, 9). И одновременно запрещается разжигание социальной розни (Ст. 13).

Последний пункт попал и в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (Ст.1), и в УК РФ (Ст.280), и в Федеральный закон «О политических партиях» (Ст.9). В 9 статье ФЗ «О политических партиях» есть лишь стыдливая оговорка о том, что партии могут взывать к социальной справедливости. Где грань между призывом к социальной справедливости и фактом классовой принадлежности партии, ее классовой борьбой, и в каком случае эта грань будет истолкована в пользу буржуазной власти догадаться не трудно

<...>

для изменения глав 1, 2 и 9 необходимо созвать Конституционное собрание. (Гл.9 Ст.135). Для изменения остальных глав необходимо одобрение поправок не менее двух третей органов законодательной власти субъектов федерации. (Гл.9. Ст.136) Органы законодательной власти субъектов федерации состоят и могут состоять только из членов официальных, читай «карманных», зарегистрированных партий.

<...>

в ФЗ «О политических партиях» создан институт «политических заложников». Партия, проходящая юридическую регистрацию, должна предоставить региональные списки своих членов, не менее 500 человек. (ФЗ «О политических партиях» Ст.18. 1ж) ».[22]

Стоит оговорить отдельно, что ФЗ «О политических партиях»[23] прямо запрещает создавать структурные подразделения политических партий в любых организациях. (Ст.9, п.4) Этим формируется запрет создания первичных партийных организаций в трудовых коллективах. И данный запрет является серьезным юридическим барьером для выполнения программных целей РКРП и РПК, т. е. для возрождения советов, как органов избираемых по производственным округам.

Основание политических мер против коммунистических и рабочих партий укрепляет Трудовой кодекс РФ.[24]

Законодательство о труде вводит термин социального партнерства. (Ст.1) Затем уточняет, что социальное партнерство включает право «на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений ». (Ст.2)

Сама по себе идея социального партнерства в буржуазном обществе критиковалась в марксистской литературе уже много раз, в том числе и по отношению к фашистским государствам, где она была впервые воплощена в полной мере. Понятно ведь, что социальное партнерство законодательно обязывает к договорным отношениям рабочий класс, а сами договорные отношения изначально неравные, потому что и профсоюзы, и государство оказываются в данном случае в руках буржуазии. Профсоюзы к тому же подкуплены или запуганы буржуазией.

В нашем случае мы имеем еще более лучшие условия для использования буржуазией «социального партнерства», так как в результате контрреволюции и переворота 1991 — 1993 года капиталистам в качестве трофея достались и советские профсоюзы, и «подмененная» коммунистическая партия КПРФ. Удобные рычаги навязывают рабочим невыгодные коллективные договоры, и они же накладывают запрет на борьбу против них, сковывают рабочих, давят на них через политические и профсоюзные организации, сросшиеся с олигархией, преступностью и бюрократией.

Поэтому конституционное право на забастовку, повторенное в Трудовом кодексе (Ст.409), описание процедур, данное в Ст. 410 — 414, накладывают запрет на забастовку и создают бюрократические барьеры для ее объявления.

Кодекс объявляет в Ст.409:

«В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора ».

В этой декларации сразу показано, что забастовка может быть только инструментом разрешения трудового спора. Следующие статьи показывают, что только в случае нарушения различных пунктов коллективного договора и «социального партнерства» и только в рамках одного предприятия возникают основания для законной забастовки.

В рамках закона невозможно объявить забастовку солидарности и политическую забастовку, не получится объединить протест на нескольких предприятиях отрасли или региона.

Бастовать можно только тогда, когда работодатель итак нарушает закон, то есть законно можно добиваться лишь того, что рабочие СССР имели без протеста и забастовок, и совершенно не факт, что забастовка приведет к победе.

Таким образом, законодательство о труде в совокупности с законами о политических партиях и выборах прилагает максимум усилий для создания преграды на участие целого класса в политической жизни страны.

Перед нами законодательная система, которую нужно понимать как запрет на рабочее и коммунистическое движение.

Запрет на коммунистическое движение подкрепляют буферные профсоюзы и буферная коммунистическая партия (КПРФ). КПРФ формирует запрет на коммунистов по трем направлениям.

1. Она юридически приватизировала коммунизм в России как торговую марку. Любая партия, делающая попытку официально зарегистрироваться как коммунистическая, столкнется с положениями Ст.6, п.5 закона «О политических партиях», где сказано об охране интеллектуальной собственности и авторских прав. И такой конфликт уже был между «Коммунистами России» и КПРФ.

2. Зюгановцы создают искаженные представления и опасные у рабочего класса в частности и среди трудящихся вообще.

3. Исповедуя государственность, русскую особость и шовинизм, КПРФ формирует своих марионеток на постсоветском пространстве, а марионетки КПРФ формируют в бывших республиках СССР отношение к коммунизму как шовинизму, что привело уже к прямому запрету на коммунизм в Грузии и на Украине.

Программа-минимум нашей партии — ВКП(б) — отражает борьбу за отмену запрета на коммунистическое и рабочее движения. Поэтому основные пункты в ней это:

- борьба против чиновничье-олигархического режима;

- за созыв Конституционного собрания, с целью принятия Конституции в интересах большинства трудящихся;

- за свободу слова, печати, собраний, референдумов;

- за максимальное упрощение процедуры государственной регистрации политических партий по факту их существования;

- за максимальную демократизацию Закона о выборах;

- за изменения в Трудовом кодексе: за право на забастовку, в том числе солидарную; за упрощение процедуры её проведения, вплоть до явочного порядка; за гарантии профсоюзной деятельности; за легализацию общенациональной и политической стачки.[25]

И мы по программе и уставу обязаны бороться с оппортунизмом, т.е. против «буферного коммунизма» в том числе.

Тактические шаги в этом направлении могут быть разными — от объединения усилий с демократическими партиями для созыва Конституционного собрания до вхождения в легальные профсоюзы и активизации борьбы за забастовку.

В современных конституционных рамках не получится провести и минимальную демократическую реформу, выгодную рабочему классу и большинству трудящихся. Такую, которая бы обеспечила возможность классовой политической и экономической борьбы. Давно назрела необходимость конституционной реформы, которая сняла бы рамки «административной диктатуры». Для этого необходимо бороться за созыв Конституционного собрания, разработку поправок к Конституции, и федеральным законам «О политических партиях», «О выборах», «О противодействии экстремистской деятельности» и т. д.

Будет борьба, будет и политический блок, потому что в демократизации российской политической жизни заинтересованы не только большевики.

Как рабочую партию нас скорее беспокоит не столько национализация или приватизация, не столько дифференциация по налогам, не столько реформа банковской системы, сколько упрощение политической и экономической жизни, прозрачность решений и бюджетных потоков.

К программе-минимум примыкают проблемы национального вопроса и международная политика, на полных парах идущая к войне. Но эти взаимосвязанные темы мы рассмотрим полнее после завершения внутрипартийной дискуссии по национальному вопросу.

И, конечно, программа-минимум — это такая динамическая часть партийной программы, которая более всего зависит от текущих политических и экономических процессов, т. е. она может меняться и, конечно, останется в каком-то новом виде надолго даже после социалистической революции.

Э.Нигмати


[1] Программа Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) // Электронный источник. Точка доступа <https://bolshevick.org/programma-vkpb/

[2] Ленин В.И. Замечания по поводу статьи о максимализме // ПСС — М.: Политиздат, 1973. — Т.30, С.386.

[3] Ленин В.И. К пересмотру партийной программы // ПСС. — М.: Политиздат, 1969. — Т.34., С.372.

[4] Там же. — С.374.

[5] Нигмати Э. Диалектика социализма / Актуальный и потенциальный уклад государственного капитализма в СССР // Большевик.ru — Электронный источник. Точка доступа <https://bolshevick.ru/dialektika-soczializma/protivorechie-ukladov-gosudarstvennyij-kapitalizm/aktualnyij-i-potenczialnyij-uklad-gosudarstvennogo-kapitalizma-v-sssr.html

[6] Ленин В.И. К пересмотру партийной программы // ПСС. — М.: Политиздат, 1969. — Т.34., С.371.

[7] Материалы XIX съезда ВКП(б)-КПСС / Резолюция "О переработке программы Коммунистической партии Советского Союза" (Принята единогласно 13 октября 1952 г.) // Электронный источник. Точка доступа <https://stalinism.ru/dokumentyi/materialy-xix-s-ezda-vkp-b-kpss.html?showall=&start=20

[8] Сталин И.В. Экономические проблемы социализма в СССР. — М.: Госполитиздат, 1952. — С. 9 — 25.

[9] Там же. — С. 26 — 30, 37 — 41, 87 — 94.

[10] Там же. — С. 36.

[11] Сталин И.В. Речь на XIX съезде партии (14 октября 1952 г.) — М.: Госполитиздат, 1953. — С.6.

[12] Там же. — С. 7 — 8.

[13] Программа КПСС // Электронный источник. Точка доступа <https://leftinmsu.narod.ru/polit_files/books/III_program_KPSS_files/100.htm

[14] Ленин В.И. Замечания по поводу статьи о максимализме // ПСС — М.: Политиздат, 1973. — Т.30, С..386.

[15] Записка (Г.М.) по проблеме культа личности И.В. Сталина и о программе КПСС. (Письмо В. М. Молотова в ЦК КПСС (1965 г.)) — Электронный источник. Точка доступа <https://istmat.info/node/46724

[16] Программа Всесоюзной Коммунистической Партии Большевиков (ВКПБ) — Электронный источник. Точка доступа <https://www.vkpb.ru/index.php/programma-vkpb; Программа РКРП и РПК принята Объединительным съездом РКРП и РПК 28 октября 2001 г. // Восстановление Советской власти - программа-минимум РКРП-РПК. — Электронный источник. Точка доступа <https://rkrp-rpk.ru/content/view/7/47/

[17] Андреева Н.А. К 25-летию создания Всесоюзной Коммунистической партии Большевиков. — Электронный источник. Точка доступа <https://www.vkpb.ru/index.php/dokumenty-tsk/item/2610-k-25-letiyu-sozdaniya-vsesoyuznoj-kommunisticheskoj-partii-bolshevikov

[18] Дзержинский Ф.Э. Избранные произведения в двух томах // Отчет главного правления

на V съезде СДКПиЛ 18 июня 1906 г. — М.: Политиздат, 1967 — Т.1, С. 95 — 96.

[19] Обращение ЦК ВКПБ — Электронный источник. Точка доступа <https://www.vkpb.ru/index.php/dokumenty-tsk/item/2509-obrashchenie-tsk-vkpb

[20] Программа политической партии «Российский Объединённый Трудовой Фронт» — Электронный источник. Точка доступа <https://www.rotfront.su/program

[21] Программа Российской партии коммунистов (новая редакция). — Электронный источник. Точка доступа <https://www.rpk.len.ru/docs/programma.html

[22] Нигмати Э. О выборах и минимальной программе левых сил // Экономическая и философская газета — №3 (1055), сентябрь, 2016 — С.3.

[23] Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О политических партиях" // "Собрание законодательства РФ». — 16.07.2001, N 29, ст. 2950

[24] "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // "Собрание законодательства РФ». — 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

[25] Программа Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) // Электронный источник. Точка доступа <https://bolshevick.org/programma-vkpb/



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: