Формирование экологической культуры школьников




Введение

В педагогическом словаре С. У. Гончаренко культура понимается, как совокупность практических, материальных и духовных приобретений общества, которые отображают исторически достигнутый уровень развития общества и человека, и воплощаются в результатах продуктивной деятельности. Культура личности – это такой уровень знаний, который позволяет ей жить в гармонии с окружающим миром. В наше время мы встречаем множество разных культур: духовную, физическую, нравственную и т.д.

Загрязнение земли, воздуха и воды может привести к экологической катастрофе, что создает угрозу для жизни людей. Одним из направлений по преодолению загрязнения окружающее среды есть экологическое воспитание человека, в том числе и школьников.

Экологическое воспитание школьников на современном этапе требует психологического включения личности в мир природы с дальнейшим конструированием системы личностного отношения к природе.

 

Понятие и сущность экологической культуры в целом

Во-первых, нужно понимать, что экологическая культура – это часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Гармония сосуществования окружающей среды и человеческого общества.

Стремительно развивающееся движение за охрану природы охватило весь мир.

Экологическая культура предстает как новый способ соединения человека с природой на основе ответственного отношения к ней. Важнейшим признаком экологической культуры является отказ от наивного антропоцентризма. Это значит, что при решении любых проблем необходимо учитывать и природные, и социально-экономические факторы. В конечном счёте, целью такого подхода все равно является человек, но не прямо, а опосредованно, ибо речь идет о сохранении среды его существования.

Л. В. Авдусенко отмечает, что чаще всего понятие «экологическая культура» употребляется для характеристики уровня отношения человека к природе (идет речь о выработке экологического сознания, которое является регулятором всей деятельности и поведения людей). Человек, который овладевает экологической культурой, осознает общие закономерности развития природы и общества, понимает, что природа – это первооснова становления и существования человека. Она относится к природе как к матери: считает ее своим родным домом, который нужно беречь и о котором нужно заботиться; всю свою деятельность подчиняет требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает ее загрязнения и разрушения. Один из основных показателей экологической культуры личности – реальный вклад в преодоление негативных влияний на природу.

Учитывая выше сказанное можно сказать, что экологическая культура – это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру.


 

Формирование экологической культуры школьников

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом.

Современный школьник должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления.

Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе.

Достижение данной цели возможно при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, экологических ценностных ориентации, норм и правил в отношении к природе, потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности, умений и навыков по изучению и охране природы.

Для повышения экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов устанавливается система всеобщего, комплексного и непрерывного экологического воспитания и образования, охватывающая весь процесс дошкольного и школьного воспитания, профессионального обучения специалистов в средних и высших учебных заведениях, повышения их квалификации по системе послевузовского образования с использованием при этом средств массовой информации. В настоящее время основы экологии преподают во всех дошкольных, школьных, средних специальных и высших учебных заведениях.

Работа по воспитанию экологической культуры развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает перспективами природоохранной деятельности. Формирует познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает правильному поведению деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

Многолетний педагогический опыт и творческий поиск по этой проблеме подвёл к выводу о том, что одним из наиболее эффективных методов формирования и воспитания экологической культуры является организация научно - исследовательской деятельности учащихся, которая является одной из приоритетных форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время.

Следует выделить некий ряд задач перед научно-исследовательской деятельностью школьников:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека, воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;

- формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;

- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.

Использование научно - исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности позволяет получить ряд практических результатов:

- рост качества знаний;

- развитие коммуникативных умений;

- формирование активной жизненной позиции;

- развитие интереса к естественным наукам и другое.

 

Итак, можно сделать вывод, что формирование экологической культуры – это развитие экологического сознания, экологической чувственности к природе при каждодневном общении с ней в педагогическом процессе.

Заключение

Таким образом, можно делать следующий вывод, что достижение цели формирования экологической культуры школьников, возможно только при условии целенаправленной систематической работы школы по формированию у школьников элементарных знаний и умений в сфере экологической безопасности. При достижении задач по охране и защите природы, современный школьник может сформировать в себе потребность в здоровом образе жизни, развить интерес к естественным наукам, формировать богатое представление об окружающей среде, что априори является огромным плюсом в развитии современного школьника.


 

Список литературы

1. Буковская, Г.В. Формирование экологической культуры школьников [Текст] / Г.В. Буковская. - Тамбов, 1999.

2. Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования — М., 2001. — 162 с.

3. Развитие исследовательской деятельности учащихся: метод. сб.- М.: Народное образование, 2010.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: