Современные инструменты венчурного инвестирования: новые перспективы в России




 

Венчурный бизнес зародился в США в середине 50-х годов. Основу венчурного бизнеса составляют инновационные идеи, перетекающие в дальнейшем в проекты. Менеджерам не хватало времени на разработку инновационных путей развития для своих компаний, да ещё и «бремя», связанное с разделением сфер управления и контроля накладывало свой отпечаток. Соответственно, сужались масштабы и манёвренность приложения венчурного капитала. Данную проблему нужно было решать. Решением стало появление аутсорсинга.

Как нестранно, аутсорсинг в его современном виде был создан в 1963 г. компанией Electronic Data System (EDS) в США. Как показывает мировая практика, предприятия среднего и малого бизнеса чаще всего заинтересованы в аутсорсинге. Аутсорсинг – источник инновационных идей. По мере развития венчурного бизнеса нарастал и комплекс проблем, связанных с эффективным его применением. Это вызвало потребность в дальнейшем развитии аутсорсинга. В связи с этим пришло осознание того, что аутсорсинг - это также и мера, способствующая глубокой оптимизации структур и деятельности компаний. Также, аутсорсинг выступает фактором повышения конкурентоспособности фирмы в современных условиях, а это ещё одна из сторон спроса на аутсорсинг со стороны венчурного бизнеса.

А что же в России? Венчурный капитал в России зародился в конце 80-х в начале 90-х годов XX века. «Нельзя сравнивать отечественную рыночную» экономическую культуру «с экономикой Запада, которая оттачивалась на протяжении столетий. Это вызвало адекватное развитие аутсорсинга. Практика аутсорсинга в России имеет достаточно широкий спектр применения: аутсорсинг инфраструктуры; обучение и подбор персонала; производственный аутсорсинг, или контрактное производство. За последний год спрос на услуги аутсорсинга в России сильно увеличился. Этот рынок растет достаточно высокими темпами - на 70-80% в год и в 2008 году его объем достигнет 3,5-4 млрд.долл. Аутсорсинг предполагает внутреннюю готовность компании к переходу на новый стиль работы, что является одним из главных приоритетов венчурного инвестирования.

Тридцать лет назад, когда организации были в основном иерархическими и автократическими, новых сотрудников обучали методом, который в Великобритании называли «сидеть возле Нелли». Это и есть рождение коучинга. В двух мировых центрах венчурного инвестирования (США и Великобритания) коучинг не является ключевым элементом «латания дыр» в венчурном бизнесе. Венчурные инвесторы не относились к нему так серьёзно, как фактор повышения эффективности. Данная отрасль в США и Великобритании в сфере венчурного бизнеса так и не приобрела, как сказали бы рекламисты и маркетологи «гламурности».

Совсем по-другому дела обстоят в России. Поиск и отбор компаний – важная составляющая процесса инвестирования. На данном этапе существует масса проблем, решение которых возможно посредством использования коучинга. Это:

1. профессиональные участники, деятельность которых должна выявлять взаимосвязь «венчурный инвестор (или их группа) – венчурный проект» в России отсутствуют;

2. профессиональные посредники должны обладать как минимум такими позитивными качествами, как простота управления, логичность, креативность, гибкость, инициативность и универсальность персонала;

3. уровень российского менеджмента достаточно низок, в связи с чем проблемы в сфере венчурного капитала в России достаточно шире.

Также, необходимо понимать, что идеалистическая теория и современная российская практика – две несовместимые вещи. Выявленный выше комплекс проблем в настоящее время способен решить коучинг, который получил развитие в России лет десять тому назад. Коучинг – методология обучения персонала и инструмент менеджмента. Российские организации должны регулярно обсуждать концепцию «коучинга как инструмента менеджмента», а также вводить в бизнес-планы «культуру коучинга».

Чем коучинг может реально помочь развитию венчурного бизнеса? Эффективен ли он для компании-реципиента венчурных инвестиций? Вот несколько объяснений и соображений на эту тему:

1, коучинг отражает изменения, происходящие в современных организациях;

2. применение коучинга не требует больших финансовых затрат;

3. коучинг помогает раскрывать и полнее использовать способности людей;

4. коучинг помогает выявить и изменить неэффективное поведение;

5. результат коучинга – повышение профессиональности и мастерства людей;

6. коучинг может научить тому, чему не научат процедурные руководства.

С точки зрения функциональных областей, в которых действует коучинг самыми распространёнными являются: видение и постановка целей; решение проблем; рефрейминг и творчество; ответственность и полномочия; успех и самооценка.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что аутсорсинг является инструментом позиционирования, способствующим укреплению позиции в отношении выбора венчурного инвестирования той или иной компании. Особенно, это ярко выражено в России, где имеет место консервативное венчурное инвестирование. А коучинг в свою очередь является инструментом венчурного инвестирования в сфере создания инфраструктуры в части активизации творческих способностей и повышения профессионального уровня менеджмента, что составляет основу внутреннего механизма повышения эффективности венчурного капитала. «Культура коучинга» - необходимое звено в венчурном бизнесе.

Каждая компания по-своему уникальна, и, соответственно, предпосылки перехода на аутсорсинг, венчурное инвестирование и коучинг будут различны, но цель всегда одна – повышение эффективности бизнеса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: