Финансовое состояние предприятия и его влияние на формирование стратегии.




 

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

В процессе снабженческой, производственной, сбытовой и финансовой деятельности происходит непрерывный процесс кругооборота капитала, изменяются структура средств и источников их формирования, наличие и потребность в финансовых ресурсах и как следствие финансовое состояние предприятия, внешним проявлением которого выступает платежеспособность.[1, с.420]

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным, что в свою очередь оказывает влияние на формирование стратегии. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внутренней и внешней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Если платежеспособность – это внешнее проявление финансового состояния предприятия, то финансовая устойчивость – его внутренняя сторона, отражающая сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования. Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.[23, с. 242- 244]

Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой, и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, это положительно влияет на финансовое положение предприятия. Напротив, в результате спада производства и реализации продукции происходит повышение её себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие – ухудшение финансового состояния предприятия и его платежеспособности. Следовательно, устойчивое финансовое состояние не является игрой случая, а итогом грамотного, умелого управления всем комплексом факторов, определяющих результаты финансово – хозяйственной деятельности предприятия. В зависимости от финансового состояния предприятия разрабатывается стратегия.[24, с. 51]

Финансовое состояние фирмы является комплексным понятием. Оно характеризуется системой показателей, отражающих реальные и потенциальные финансовые возможности фирмы как партнёра по бизнесу, объекта инвестирования капитала, налогоплательщика. Хорошее финансовое состояние – это эффективное использование ресурсов, способность полностью и в сроки ответить по своим обязательствам, достаточность собственных средств для исключения высокого риска, хорошие перспективы получения прибыли. Плохое финансовое положение выражается в неудовлетворительной платёжной готовности, в низкой эффективности использования ресурсов, в неэффективном размещении средств, их иммобилизации. Пределом плохого финансового состояния предприятия является состояние банкротства, т.е. неспособность предприятия ответить по своим обязательствам.

Финансовое состояние предприятия может ухудшаться или улучшаться под влиянием совокупности внутренних и внешних факторов. К числу первых относятся качество менеджмента, имущественное положение фирмы, не верно выбранная стратегия. Внешними являются изменения налоговой системы, кредитной политики, конъюнктуры рынка и т.п.

Информация, необходимая для анализа финансового состояния предприятия, содержится в финансовой отчётности, аудиторских заключениях, оперативном бухгалтерском учёте и других источниках.[7 с. 292- 294]

Основными формами финансовой отчётности российских предприятий являются:

· «Бухгалтерский баланс»;

· «Отчёт о прибылях и убытках»;

· «Отчёт о движении денежных средств»;

· «Приложение к бухгалтерскому балансу».

 

Баланс – главная форма бухгалтерской отчётности. Он показывает состояние активов предприятия и источники их формирования на определённую дату.

«Отчёт о прибылях и убытках» содержит информацию о процессе формирования и использования прибыли за определённый период времени.

«Отчёт о движении денежных средств» отражает остаток денежных средств на начало года, поступления и расход в течение года, остаток на конец года.

«Приложение к бухгалтерскому балансу» включает девять разделов, отражающих движение собственного и заёмного капиталов, дебиторской и кредиторской задолженности.

Для ОАО существует ещё один важный источник информации о финансовом состоянии – котировка ценных бумаг на биржевом или внебиржевом рынках.[25, с. 537]

По мнению большинства авторов, анализ финансового состояния предприятия включает следующие блоки:

1. Оценка имущественного положения и структуры капитала;

1.1. Анализ размещения капитала;

1.2. Анализ источников формирования капитала.

2. Оценка эффективности и интенсивности использования капитала:

2.1. Анализ рентабельности (доходности) капитала;

2.2. Анализ оборачиваемости капитала.

3. Оценка финансовой устойчивости и платёжеспособности:

3.1. Анализ финансовой устойчивости;

3.2. Анализ ликвидности и платёжеспособности.

3. Оценка кредитоспособности и риска банкротства.[22, с. 243]

Анализ финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности фирмы, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:

1. выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;

2. расчёт этих показателей;

3. сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной фирмы за предыдущие годы, среднеотраслевыми, конкурентными величинами;

4. использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей фирмы.

Среди множества финансовых показателей есть такие, которые имеют особо важное значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

Можно выделить четыре типа наиболее значимых финансовых показателей. Это показатели:

· ликвидности (краткосрочной платежеспособности);

· хозяйственной активности (оборачиваемости);

· доходности (прибыльности, рентабельности);

· рыночной активности

Ликвидность — это способность организации ответить по сво­им краткосрочным обязательствам. Если платежеспособность фир­мы низка, это говорит о ее крайне слабом финансовом здоровье и невозможности решать большинство вопросов своей деятельно­сти, в частности такого, как привлечение новых займов, поскольку доверие кредиторов будет подорвано. Иначе ликвидность опреде­ляют как качество оборотных (текущих) активов фирмы, их спо­собность покрывать долги фирмы.

Если фирма хочет составить обоснованный стратегический план, то проблема ликвидности должна быть решена еще до начала про­цесса долгосрочного планирования.

Выделяют два основных вида показателей ликвидности:

- общий коэффициент покрытия,

- коэффициент абсолютной ликвидности.

Общий коэффициент покрытия выражает соотношение между те­кущими (оборотными) активами фирмы и ее текущими (кратко­срочными) обязательствами.

Общий коэффициент Текущие активы покрытия (ОКП) = Текущие пассивы

Минимально необходимая величина ОКП должна быть не ме­нее 1 — иначе фирма будет признана неплатежеспособной. Опти­мальный показатель ОКП по оценкам экспертов колеблется в диа­пазоне от 2 до 2,5.

Однако приемлемая величина ОКП в большой степени зависит от специфики отрасли, размеров фирмы, степени доверия к ней кредиторов. ОКП может быть ниже для отраслей с быстрой оборачи­ваемостью текущих активов (около 1,5), для фирм с небольшими товарно-материальными запасами и хорошей репутацией.

Значение общего коэффициента покрытия, как и в целом показа­телей ликвидности для планирования определяется его способ­ностью ответить на следующие вопросы.

1. Могут ли прогнозы ликвидности обеспечить выплаты фирмы по значительным обязательствам?

2. В состоянии ли подготовленные прогнозы ликвидности объяс­нить причины падения платежеспособности (если такое существует) и связать эти процессы с изменениями в доходах?

3. Какие усилия должна предпринять организация (а точнее, ее менеджмент) для улучшения позиций платежеспособности?

4. Могут ли быть изменены условия, лежащие в основе ухудшив­шейся ситуации?[26, с. 121]

Существует ряд практических советов по повышению платеже­способности фирмы.

Один из них — увеличение краткосрочных долгов предприятия, а за счет их — и величины текущих активов. Если предприятие путем эффективной деятельности сумеет вложить денежные средства так, чтобы они принесли дополнительную прибыль, то полу­ченная прибыль позволит увеличить оборотные средства, а значит, улучшить соотношение между текущими активами и пассивами.

Другой способ — не увеличивать оборотные средства, а часть их, напротив, направить на погашение долгов. Но в этом случае снижается величина, как текущих пассивов, так и текущих акти­вов, что может привести не только к повышению, но и к пониже­нию показателей ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами. Наиболее ликвидная часть текущих активов, или «быстрооборачиваемые» активы, определяется как разница между общей величиной текущих активов (оборотных средств) и всеми товарно-материальными запасами.

 

Коэффициент абсолютной ликвидности = Текущие активы

Текущие пассивы

 

По оценкам экспертов теоретически приемлемой величиной счи­тается АЛК не ниже 0,2. Показатель АЛК менее консервативен, чем общий коэффициент покрытия, он определяет способности наиболее ликвидных текущих активов — денег в кассе, на банков­ском счете, ценных бумаг — оплатить долги предприятия. Этот тип финансовых показателей определяет, насколько хоро­шо фирма использует свои ресурсы. Обычно показатели активно­сти выражают соотношение между величиной продаж и различ­ными элементами активов, то есть выясняют количество продаж, созданное одним рублем инвестиций в активы. Одними из наибо­лее употребляемых показателей активности являются:

- оборот счетов к оплате (оборот дебиторской задолженности);

- оборот запасов;

- оборот основных средств (фиксированных активов).

Оборот счетов к оплате определяется как соотношение величины продаж в кредит и счетов к оплате (дебиторской задолженности).

 

Оборот счетов Чистые продажи в кредит

к оплате (ОСО) = ———————————————————

Счета к оплате (дебиторская задолженность)

 

Чем выше показатель ОСО, тем короче время между продажей и получением денег. Величина ОСО, таким образом, показывает, насколько хорошо фирма управляет дебиторской задолженностью.

Если показатель ОСО фирмы низок по сравнению с предыду­щими периодами, или среднеотраслевыми цифрами, или показа­телями фирм-конкурентов, это может означать:

- разнообразие разновидностей потребительских кредитов, при­меняемых фирмой;

- чрезмерно мягкую кредитную политику;

- неумение фирмы справляться со сбором платежей в назна­ченные сроки.

Если при планировании своей деятельности фирма не обратит внимание на тревожные показатели ОСО, в будущем это приведет к следующим негативным последствиям:

- убыткам в сфере кредитных продаж;

- увеличению издержек по получению платежей;

- снижению ликвидности за счет увеличения доли активов, вы­раженных в дебиторской задолженности.

Оборот товарно – материальных запасов.

Этот показатель опреде­ляет насколько сбалансирована величина запасов фирмы. Рассчиты­вается как соотношение между стоимостью проданных товаров (издержек на реализованные фирмой товары) и величиной товар­но-материальных запасов.

Оборот товарно - Стоимость проданных товаров материальных запасов (03) = ————————————————

Запасы

Данный показатель измеряет скорость прохождения товаров от покупки ресурсов до продажи готовых товаров. Расчет 03 приме­ним только в тех случаях, когда продажи возрастают равномерно.

Высокий показатель 03 показывает очень хорошую ликвидность фирмы или превосходное торговое искусство. Или наоборот — коли­чество запасов, не достаточное для торговли. Низкий показатель 03 означает неважную ликвидность, излишек запасов или их устаре­лость. Иногда причиной низкого 03 являются сезонность продаж (и накопление несезонных товаров), проведение политики придерживания запасов или запланированное повышение запасов в ожидании некоторых других событий (например, создание запа­сов угля в ожидании забастовки шахтеров).

Другим способом определения оборота запасов является деле­ние величины чистых продаж на объем запасов:

0,3 = Чистые продажи

Запасы

Оборот основных средств (фиксированных активов) определяет­ся в результате деления чистых продаж фирмы на величину основ­ных средств.

 

Оборот основных Чистые продажи

средств (ОСС) = _________________________________________

Основные средства (чистая величина основных

средств за вычетом нематериальных активов)

 

ООС определяет ежегодный доход, приносимый каждым руб­лем основных средств

Подсчет ООС — хороший способ реальной оценки основных средств в противовес установлению их балансовой стоимости, ко­торая не может учесть подлинную ценность основных средств для хозяйственной деятельности.

Еще один показатель активности —оборот общих активов фир­мы, который является общим индикатором эффективности управ­ления использованием ресурсов фирмы.

Оборот общих Чистые продажи

активов (ООА) = —————————— [29, с. 5]

Общие активы

Таким образом, финансовые показатели сами по себе не являют­ся причиной неудач фирмы. Они всего лишь индикаторы неблаго­получия, глубинные причины которого кроются в непосредственной хозяйственной деятельности, а также в стратегии действий, которую выбрало руководство фирмы. Следовательно, неудовлетворительные финансовые показатели должны послужить отправной точкой не толь­ко для пересмотра финансовых планов, но и в первую очередь для переформулирования общей стратегии фирмы.

Показатели доходности (рентабельности) — наиболее распро­страненный способ измерения успеха фирмы. Показатели рентабельности являются относительными ха­рактеристиками финансовых результатов и эффективности дея­тельности предприятия. Основные показатели доходности:

- коэффициент чистой прибыли;

- оборот на вложенный капитал;

- чистый доход на акционерный (собственный капитал).

Коэффициент Чистая прибыль чистой прибыли = ——————————

Чистые продажи

Чистая прибыль

Оборот на вложенный капитал = ——————————

Общие активы

Чистый доход Чистая прибыль на акционерный (соб- = ———————————

ственный) капитал Активы «- «пассивы

 

 

Финансовый рычаг — это способ увеличения доходности (рента­бельности) собственного капитала за счет использования кредита. Чем больше величина заемных средств, тем длиннее рычаг, тем выше рентабельность собственного капитала. Одновременно чем длиннее рычаг, тем выше риск деятельности фирмы, связанный с оплатой своих обязательств. Поэтому показатели использования финансового рычага — это в первую очередь измерители финансового риска. Существует два способа измерения рычага в финансовом анализе.

1. Определение меры использования долгов для финансирова­ния активов.

2. Расчёт показателей охвата, измеряющих способность фирмы покрыть свои долги.

Показатель (ПД) = Общие пассивы [7, с.155]

Общие активы

Более точные представления о финансовом положении фир­мы дает сочетание нескольких значительных финансовых по­казателей.

По окончании анализа финансовых показателей необходимо при­ступать к составлению финансовых планов — долгосрочного и краткосрочного (бюджетов) в рамках стратегического планирования.

Целью долгосрочного планирования является составление прогноза баланса и отчета о прибылях и убытках. Основываясь на этих плановых документах, организация разрабатывает оператив­ные бюджеты. Качество финансового планирования определяется уровнем бух­галтерского учета и финансового контроля. Финансовые отчеты организации должны включать такие ключевые позиции, как прибыльность, рыночная позиция, производительность, исполь­зование активов, инновации. Основой краткосрочного финансового планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов экономической ор­ганизации.

Оценка финансового положения предприятия - это совокупность методов, позволяющих определить состояние дел предприятия в результате анализа его деятельности на конечном интервале времени.

В конечном результате анализ финансового положения предприятия должен дать руководству предприятия картину его действительного состояния, а лицам, непосредственно не работающим на данном предприятии, но заинтересованным в его финансовом состоянии - сведения, необходимые для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования вложенных в предприятие дополнительных инвестициях и т. п., что в свою очередь влияет на формирование стратегии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: