Гроза, как и любое явление, вызывающее стресс, требует правильной реакции и в первую очередь ребенок смотрит на реакцию родителей. Как только раздается звук грома, не стоит вскакивать с криками «Не бойся», а продемонстрируйте спокойствие и даже в какой-то степени равнодушие к природному явлению. Ребенок получит сигнал, что если не боится папа и даже мама, то возможно это не так опасно?
1. Создайте доброжелательную и стабильную атмосферу в семье - окружите ребенка заботой, вниманием и любовью, чтобы он почувствовал свою значимость, незаменимость и защищенность. Соблюдайте режим бодрствования и отдыха, чтобы не перегружать ребенка впечатлениями.
2. Расспрашивайте ребенка о его страхе (не навязчиво, если он вдруг проявился), слушайте внимательно и заинтересовано. Спокойно и с доверием реагируйте на детские признания, принимайте их. Вместе подумайте, как справиться с этим страхом.
3. Внимательно относитесь к выбору телепередач и фильмов для ребенка.
4. Самое главное, чего абсолютно нельзя делать – это ругать или стыдить ребенка. Просто постарайтесь выяснить, с чем связана его боязнь. Возможно, он просто боится громкого звука или слышал о грозе страшную историю и теперь при виде молнии у него возникают пугающие ассоциации, возможно взрослые сами своими реакциями спровоцировали страх (т.е. ребенок не уверен, что взрослые смогут его защитить в подобной ситуации).
5. Постепенно приучайте ребенка к тому, что его пугает. Дети боятся неизвестности. Начните с картинок с дождём и молнией, объясняя что это такое. Как образуются молния и гром. Приведите примеры из мифологии, только попытайтесь рассказы сделать максимально понятными и интересными для ребенка. Потом можете посмотреть мультики, в том числе научно-познавательные, после можете переходить на просмотр видео про грозу и т.д.
6. Заметив приближение грозы, стоит чем-то отвлечь малыша. Это может быть просмотр интересного мультика или веселая, активная игра.
Научите его игре «гроза и тучка». Для этого понадобится пара крышек от кастрюль. Как только за окном раздастся звук грома, стучите крышками друг об друга, демонстрируя, что и вы тоже можете так шуметь. Расскажите ребенку, что тучка просто шумит, как и вы с ребенком или вместе пофантазируйте, что там происходит в облаках, что такой гром (тучи мебель переставляют, солнышко уронило книжку и т.д. – чем больше вариантов и чем они смешнее и необычнее, тем меньше внимания негативным эмоциям.
Надувайте воздушные шарики и выпускайте их полетать. Шарик будет сдуваться, и кружить по комнате, как тучка, которая скоро улетит.
Развеселите ребенка при помощи щекотки или вашей любимой игры, в которую любите играть вдвоем.
Цель этих действий одна, а именно переключение негативных ассоциаций на положительные. Теперь у ребенка при звуках грома, будет возникать ассоциация игр с родителями и смехом.
7. Рисуйте на эту тему. Перенося свой страх на бумагу, ребенок освобождается от него. Чтобы уничтожить бумажный страх, можно порвать рисунок, затем выбросить его.
8. Можно прочитать ребенку книги: «Истории облачка Оли» Н.Коста, «Про Ойку и серую тучку» С.Прокофьева, Ротраут С. Сборник «Карлхен растет» история «Гроза», Гилори Д. «Непогода», «Лилу и волшебная туча» Сидор Д. и др.
9. Можно самим придумать историю «Почему тучка сердится и как ее порадовать, успокоить» и т.д.
10. Во время дождя или в преддверии грозы посмотрите мультфильмы: «Котенок Гав», «Дождик, дождик, пуще», «Грибной дождик», «Самый младший дождик», «Земляничный дождик» и т.д.
11. Можно проработать страх дождя в игровой форме: в ванне во время мытья под душем - ребёнок пусть будет "тучкой" и поливает свои игрушки в ванне и им будет "не страшно". Или придумать историю, где только громкие звуки могут прогнать злодея – пусть ребенок постучит крышками от кастрюли, ложками и т.д., прогоняя недруга, а потом игрушки его благодарят за помощь.
12. Акцентировать внимание ребенка на том, что гроза заканчивается, зато после легко дышится, все вокруг чистое, светит солнце и т.д., то есть переключайте на ожидание позитивного будущего.
13. Разрешите ребенку гулять после дождя по лужам, запускать кораблики, бросать в лужи камешки, пусть дождь ассоциируется с положительными эмоциями.
14. Заранее готовьтесь к стрессовой ситуации – смотрите прогноз погоды, отмечайте предстоящие изменения, но не с тревогой в голосе, а с интересом и даже с нетерпением («наконец-то посвежеет, «польет цветы и грядки» и т.д.).
Единого для всех варианта решения этой проблемы не существует, ведь каждый малыш индивидуален. Испробуйте перечисленные советы и наверняка, что-то из них вам подойдет.
У вас все получится!