№ позиции | Наименование продукта | Годовой объем реализации продукта, тыс.руб. | Доля продукта в общей реализации, % |
Батончик «Марс» | 4,78 | ||
Батончик «Милки Уэй» | 1,77 | ||
… | … | ||
ИТОГО |
5. Выстроить ассортиментные позиции в порядке убывания доли в общей реализации. Вновь организованный список (с указанием доли в реализации) разместить в табл. 3.3, заполнив графы 1,2 и 3.
Таблица 3.3
ABC-анализ
Наименование продукта | Годовой объем реализации продукта, тыс.руб. | Доля продукта в общей реализации, % | Номер строки упорядоченного списка | Количество позиций ассортимента упорядоченного списка нарастающим итгом в процентах к общему количеству позиций осьассортимента (ось ОХ) | Доля продукта нарастающим итогом (ось OY) |
Кофе растворимый «Нескафе Классик» | 20,54 | 20,54 | |||
Сникерс | 10,50 | 31,04 | |||
И т.д. | … | … | … | … | … |
ИТОГО | - | - | - |
6. Средствами Microsoft Excel (либо на миллиметровой бумаге) построить кривую ABC.
С этой целью присвоить каждой позиции упорядоченного списка порядковый номер, указав его в графе 4 табл. 3.3. Общее число позиций в нашем примере – 50. Следовательно, первая позиция упорядоченного списка составляет 2% от общего числа позиций. Две верхние позиции упорядоченного списка составят 4% от общего числа позиций. На их долю в нашем примере приходится 31,04% всего оборота склада (20,54 + 10,50 = 31,04). Следуя данной логике заполнить графы 5 и 6 табл. 3.3, а затем по данным этих граф построить кривую ABC в и системе координат, приведенной на рис. 3.1.
7. Разделить анализируемый ассортимент на группы A, B и C.
|
Среднестатистическое процентное соотношение групп A, B и C представлено в табл. 3.4.
Таблица 3.4
Среднестатистическое процентное соотношение групп A, B и C
Группа | Доля в ассортименте, % | Доля в реализации, % |
A | ||
B | ||
C |
Однако данное соотношение, подобно “средней температуре по госпиталю”, может не отражать специфики конкретного множества. Так, в нашем случае на долю 20% “ударного” ассортимента приходится лишь 70,31% реализации, а 80% реализации дают примерно 29% ассортимента. Как в этом случае поступить, включить в группу А 29% ассортимента или ограничить ее 20%? Ответ на этот вопрос получим, выполнив данную часть задания графическим методом определения границ групп А, В и С с помощью касательной к кривой ABC.
Краткое описание метода[5].
На рис. 3.2 представлена кривая АВС.
Внимание! Кривая построена с целью пояснения метода на базе статистики, не имеющей отношения к нашему заданию.
Соединим начало системы координат и конец графика прямой 013 и затем проведем касательную к кривой АВС, параллельную линии 013. Абсцисса точки касания (точка М) покажет нам границу между группами А и В, а ордината укажет долю реализации продуктов группы А в общей реа— лизации
Соединим теперь точку М с концом кривой — точкой Ц и проведем новую касательную к графику АВС, параллельную линии М]3. Абсцисса точки касания (точка i\Т) указывает границу между группами В и С, а ордината показывает суммарную реализацию групп А и В в общей реализации.
Процентное соотношение групп А, В и С, полученное методом касательной, представлено в табл. 3.5.
Завершая выполнение задания 1, найдите методом касательной к кривой АВС границы групп А, В и С. Результаты представьте в форме табл. 3.6.
1 Источник: Модели и методы логистики / Под ред. В. С. Лукинского. СП6.:
Питер, 2003. Указанное учебное пособие содержит подробное описание метода.
|
Таблица 3.5
Процентное соотношение групп А, В и С ассортимента, представленного кривой на рис. 3.2
Группа | Доля в ассортименте,% | Доля в реализации,% |
А | ||
В | ||
С |
Таблица 3.6
Процентное соотношение групп А, В и С ассортимента, представленного кривой на рис. 3.2
Группа | Доля в ассортименте,% | Доля в реализации,% |
А | ||
В | ||
С |
Примечание. Разделение ассортимента на группы A,B и C может быть выполнено также методом, предложенным автором практикума. Границами групп,, согласно этому методу, принимаются участки графика, на которых происходит резкое изменение кривизны линии ABC. Именно эти участки показывают, что область резкого нарастания накопленной позициями доли в реализации (начальный спрямленный участок графика, больше радиусы кривизны – группа A) закончилась и началась область плавного нарастании признака (средняя часть графика, малые радиусы кривизны – группа B). Границей между группами B и C является переход от области плавного нарастания накопленной доли в реализации к области крайне медленного нарастания признака (конечный спрямленный участок графика, вновь большие радиусы кривизны – группа С) [6].
Изучение указанного метода может быть осуществлено в рамках самостоятельной работы на основе информации ореализации, приведенной в табл. 3.1.
|
Задание 2
Определить величину снижения затрат на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса.
Методические указания
Затраты на содержание запасов (Схран) определяются по формуле
С хран = З ср *Q однодн. *М,
где Q однодн. — среднедневная реализация, определяемая как частное от деления годовой реализации на число рабочих дней в году, в нашем случае — 330 дн.;
З ср — средний запас, дней, в нашем случае — 20 дн.;
М— доля годовых затрат на хранение в стоимости среднего запаса, внашем случае — 0,3 1/год.
Порядок проведения расчетов
1. Рассчитать размер затрат на содержание запаса в случае применения единых норм запасов для всего ассортимента.
2. Рассчитать размер затрат на содержание запаса в случае применения дифференцированных норм запасов для групп А, В и С.
2.1. Определить объем годового и среднедневного оборота по группам А, В и С.
2.2. Используя значения рекомендованных службой логистики норм запасов (10, 20 и 30 дней для групп А, В и С соответственно), определить размеры запасов в сумме для продуктов групп А, В и С.
2.3. Определить общий размер запасов в сумме по всему ассортименту компании в случае применения дифференцированных норм запасов для групп A, B и С.
3. Определить, на какую величину снизятся затраты на содержание запасов в результате использования дифференцированных нормативов среднего запаса.
Тема 3
Задание 3
Дифференцировать ассортимент по методу XYZ.
Анализ ABC позволил нам дифференцировать продукты на группы А, В и С по доли в реализации.
XYZ-анализ выполним с целью разделения продуктов компании по признаку стабильности спроса. Отметим, что чем стабильнее спрос, тем меньше ошибки прогнозирования, ниже потребность в страховых запасах, легче планирование движения продукта. Следовательно, методы управления продуктами с разными показателями стабильности спроса могут иметь существенные различия.
Методические указания
Признаком, на основе которого конкретную позицию ассортимента относят к группе X, Y или Z, является коэффициент вариации спроса (и) по этой позиции. Среди относительных показателей вариации коэффициент вариации является наиболее часто применяемым показателем относительной колеблемости.
Порядок проведения анализа XYZ
Определение коэффициентов вариации по отдельным позициям
ассортимента
Группировка объектов управления в порядке возрастания коэффициента вариации
Построение кривой XYZ-анализа
Разделение совокупности объектов управления на три группы: группа X, группа Y и группа Z
Методические указания
1. Рассчитать коэффициенты вариации спроса по отдельным позициям ассортимента (v). Результат внести в графу 10 табл. 3.7.
где xi — значение спроса по оцениваемой позиции за i-й квартал;
х — среднеквартальное значение спроса по оцениваемой позиции;
п — число кварталов, за которые произведена оценка.
Таблица 3.7
Расчет коэффициентов вариации спроса
Код и наименование продукта | Реализация, тыс. руб. | Дисперсия (подкоренное выражение в числителе) | Среднее квадрати ческое отклонение (корень из дисперсии) | Коэффициент вариации реализации | |||||
за ГОД | средняя за квартал | за квартал | |||||||
I | II | III | IV | ||||||
Батончик "Марс" | 3719,5 | 61,0 | 13,6 | ||||||
Батончик "Милки Уэй" | 1794,5 | 42,4 | 26,1 | ||||||
ит. д. |
2. Выстроить ассортиментные позиции в порядке возрастания значения коэффициента вариации. Вновь организованный список (с указанием значения коэффициента вариации) разместить в графах 1 и 2 табл. 3.8.
Присвоить каждой позиции упорядоченного списка новый порядковый номер, указав его в графе 3 (табл. 3.8). Графа 4 табл. 3.8 заполняется аналогично графе 5 табл. 3.3, т. е. первая позиция — 2% списка, две первых позиции — 4% списка, три первых позиции — 6% списка и т. д. до конца списка.
Таблица 3.8