Задачи дисциплины «Психология личности»




1. Определение понятия «личность»

2. Исследование структуры личности. Рассмотрение отдельных компонентов структуры личности и их взаимодействия.

3. Исследование психологических механизмов личностных изменений

4. Исследование внутренних и внешних факторов, определяющих формирование и развитие личности.

5. Исследование факторов, определяющих поведение личности (в том числе – мотивации).

6. Исследование психологических механизмов межличностного взаимодействия (в том числе и психотерапевтического)

7. Выявление и исследование факторов формирования особенностей личности (индивидуальности)

8. Исследование гендерных особенностей личности

9. Исследование механизмов интеграции компонентов личности, т.е. формирования личностной целостности.

10. Теоретическое обеспечение социальной психологии, социологии, психотерапии, педагогики, управления и проч.

 

МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Метод наблюдения

1.1 Простое наблюдение – несистематизированное. Наблюдатель обращает внимание прежде всего на то, что его интересует в контексте темы исследования.

1.2 Естественное наблюдение – систематизированное. Результаты могут исказить предубеждения и ожидания наблюдателя, направляющие его внимание. Кроме того, само присутствие наблюдателя может влиять на ход наблюдаемых событий. Нет и возможности управлять переменными, что вынуждает исследователя выжидать подходящую ситуацию.

2. Метод анамнеза (лонгитюдное наблюдение) – изучение поведения человека в течение продолжительного периода времени, предшествующего исследованию. Метод не содержит процедуры проверки предполагаемых причинно-следственных связей. Здесь возможны искажения, обусловленные личными пристрастиями или предубеждения исследователя.

3. Корреляционный метод – установление взаимосвязей между количественно измеримыми переменными (например, тревожность можно измерить с помощью шкалы самооценки тревожности, а точность выполнения некоторого задания также можно измерить). Можно определять связи между переменными, полученными в естественных условиях реальной жизни на больших массивах данных, обеспечивающих достоверность результатов. Недостатки метода: (1) метод не выявляет причинно-следственные связи; (2) связь может быть причинно обусловлена не рассматриваемой в исследовании третьей переменной.

4. Экспериментальный метод – единственный способ достоверно установить причинно-следственные связи. Выделяется произвольно изменяющаяся независимая переменная и гипотетически предполагаемая зависимая переменная. Важно устранить (нейтрализовать) все факторы помимо независимой переменной, которые могут повлиять на зависимую переменную. Для этого может использоваться рандомизация – определение объекта или условий эксперимента случайным образом, например, при помощи генератора случайных чисел. Использование экспериментальной (получающей специальное воздействие) и контрольной (не групп получающей специальное воздействие). Различие между двумя группами заключается лишь в одном факторе, который и является независимой переменной. Экспериментальный метод позволяет выялять причинно-следственные связи. Однако некоторые проблемы исследовать экспериментально неэтично. Неэтичны также обманы, часто используемые в экспериментальных целях. Искусственность условий эксперимента может вызывать сомнение в применимости их результатов к реальной жизни. Возможны артефакты: знание об участии в эксперименте может повлиять на поведение испытуемых наряду с независимой переменной. Искажение может вносить также подсознательное стремление испытуемого подыграть ожидаемому (в его понимании) результату эксперимента. Источником ошибки могут быть также пристрастия и предубеждения экспериментатора.

5. Тестирование

6. Интервью

7. Самоотчёты – наиболее широко используемые методы

8. Проективные методы

9. Моделирование

Сравнение методов исследования – см. с.76 Хьела и Зиглера.

 

Литература:

1. Анохин П.К. Проблема центра и периферии в физиологии нервной деятельности. / П.К. Анохин — Горький, 1935.

2. Асмолов А.Г. Психология развития личности: культурно-историческое понимание развития человека. / Александр Асмолов. – 3-е изд., испр. и доп.- М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2007. – 528 с.

3. Балл Г.А., Мединцев В.А. Личность как модус культуры и как интегративное качество лица. // Мир психологии. – 2010, № 4, с. 167-178.

4. Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. / Общ. Ред. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с.

5. Бехтерев В.М. Личность и условия её развития и здоровья. // (А) В сб.: Бехтерев В. М. Проблемы развития и воспитания человека: Избр. психол. тр. / под ред. Брушлинского А. В. и Кольцовой В. А.; сост. и коммент. В. А. Кольцовой; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. — М.: Изд-во "Ин-т практ. психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997. — 416 с. // (Б) В.М. Бехтерев. Объективное изучение личности. Т. 2. / Под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылёвой. – СПб., 1999.

6. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 301 с.

7. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М. Политиздат, 1990. – 494 с.

8. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. Изд. группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

9. Ухтомский А. А. Доминанта и интегральный образ. — М.,1924.

10. Ухтомский А. А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. — СПб.: Питер, 2002. — 448 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: