ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ
А.С. Андреев
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ
Тема 1: Общая характеристика психологии личности
Психология личности как наука.
А. Г. Асмолов (с. 3-4): существует миф об обязательной рациональности науки.
Заметим, что наряду со «здоровой» научной рациональностью существует невротическая рационализация, представляющая собой надуманное рациональное объяснение. Последнее может, например, служить оправданием для собственной неудачи…
Психология, как всякая наука, имеет рациональную сторону. И в то же время она – познание души душой, и изгнание душевного восприятия из психологии является «выплёскиванием ребёнка вместе с водой». Другими словами, душевный иррационализм, душевное взаимопонимание, интуитивное проникновение в суть психологических явлений может быть полезным дополнением к научной рациональности. Как это может проявляться методологически? - Возможна объективная оценка субъективных показателей (тесты Роджерса и др.)
Предмет психологии личности.
Индивид – биологический аспект человека, человек, как биологическое существо.
Личность обычно рассматривается как социальный аспект человека.
Личность формируется в результате социализации человека.
Функциональный подход:
В.М. Бехтерев [«Личность и условия её развития и здоровья»]: Личность – объединяющее и направляющее начало человеческого существа, служащее его самостоятельной деятельности (индивид как «самодеятельное существо»). Личность объединяет все психические явления индивида. «Итак, личность с объективной точки зрения есть … самодеятельная особь со своим психическим укладом и с индивидуальным отношением к окружающему миру». Такое определение личности В.М. Бехтерев предложил в сентябре 1905 г. Примечательно, что он рассматривал в качестве факторов, влияющих на формирование личности, всё, что относится к её окружению. Т.е. Бехтерев рассматривал не только социальное окружение, но и природное, предметное и проч.
|
Из отмеченного В.М. Бехтеревым объединяющего, интегративного характера понятия «личность» логически следует представление о структуре, образуемой интегрируемыми частями. Рассмотрение личности как субъекта отношений не только с социумом, но и со всем окружающим миром ([48], с. 16) в настоящее время приобретает особую актуальность в связи с обострением мирового экологического кризиса ([75, 294] и др.).
Предметпсихологии личности: психологические аспекты личности и её изменения.
Более поздние трактовки личности. Личность как динамическая психическая функциональная система.
Понятие функциональной системы было введено П.К. Анохиным в 1935 []. Анохин определил функциональную систему как единицу интегративной деятельности организма, представляющую собой динамическую морфофизиологическую организацию центральных и периферических образований, избирательно объединенных для достижения полезного для организма приспособительного результата. Функциональная система обладает способностью экстренной самоорганизации за счет внезапной мобилизуемости взаимодействующих компонентов, позволяющих динамически и адекватно приспосабливать организм к изменениям обстановки для удовлетворения возникшей потребности. Проще можно определить функциональную систему как систему, объединяющую различные органы и ткани организма для выполнения определённой для организма функции. Для понимания способности к быстрой мобилизации вспомним о принципе доминанты А.А. Ухтомского []. Доминанта рефлекторно активизирует одни нервные цепочки посредством их возбуждения и тормозит другие посредством их торможения. Этот нейрофизиологический механизм способствует формированию функционального органа, обеспечивающего удовлетворение новой актуальной потребности. Если потребность долго не возникает, то соответствующая функциональный орган может начать слабеть вплоть до полного исчезновения. Если рассматривать функциональный орган, как функциональную систему, то можно утверждать, что распад системы обусловлен разрушением связей между её компонентами. Когда функциональная система не длительное время не востребована, связи между её компонентами начинают ветшать вплоть до разрушения. Такая концепция функциональной системы находится в согласии с положениями функционализма. Одним из первых и наиболее ярких представителей этого философского направления в психологии был У. Джеймс. Его концепцию личности мы рассмотрим в соответствующем разделе данного курса.
|
Введённое А.А. Ухтомским понятие функционального органа по сути близко к понятию функциональной системы, введённому П.К. Анохиным. Различие между этими понятиями обусловлено авторскими моделями их психофизиологических механизмов. Мы предлагаем читателям проанализировать эти различия самостоятельно.
|
Под психической функциональной системой мы предлагаем понимать функциональную систему, функцией которой является удовлетворение психической потребности или совокупности психических потребностей.
Индивидуальность – неповторимая совокупность проявлений индивидуальных психических качеств, отличающая данную личность от остальных. Более лаконично индивидуальность можно определить как совокупную особенность проявлений человека. Таким образом, в личности соединяется общее и особенное (индивидуальное).
Рассмотрим подробнее определение понятия «личность».
К сожалению, в современной психологии нет однозначного и общепринятого определения этого понятия. Как отмечает Д.А. Леонтьев [103], специфическое содержание личности пытались выделить различные авторы, причём в разное время и в разных контекстах. Например, А. Н. Леонтьев [100] полагал, что исследования личности не могут сводиться к исследованиям психических процессов. Это не удивительно, поскольку личность в большей степени определяется иными видами психических явлений, в первую очередь – свойствами психики, а также её состояниями. Важной представляется идея Б.С. Братуся ([58], с. 65-66) о разделении понятия «личность» в узком смысле слова (как тип человека, связанный, например, с профессиональной принадлежностью или темпераментом) и в широком – как особое психическое образование, которому присущ особый уровень отражения. Это психическое образование рассматривается Братусем в соответствии с А.А. Ухтомским как функциональный орган. В моделях структуры личности, предложенных А.Г. Асмоловым [31], Б.С. Братусем [58] и Д.А.Леонтьевым [101], довольно близких между собой, выделяется смысловая сфера личности.
Рассмотрим трактовку личности в западной персонологии. К. Роджерс описывал личность как организованную, долговременную, субъективно воспринимаемую сущность, составляющую самую сердцевину наших переживаний [164]. Г. Олпорт определил личность как «нечто», содержащееся в индивиде и определяющее особенности взаимодействия данного человека с миром ([198], с. 23). Дж. Келли рассматривал личность как уникальный способ осознания жизненного опыта, присущий каждому индивидууму (там же). Для А. Бандуры личность представляет собой сложный паттерн, возникающий в результате непрерывного взаимовлияния индивидуума, поведения и ситуации (там же). На основе анализа различных концепций личности западных авторов Л. Хьелл и Д. Зиглер [198] выделяют следующие основные положения большинства теоретических определений личности, которые мы запишем в более кратком и переработанном нами виде: (1) личность содержит в себе черты индивидуальности; (2) личность является организованной структурой (т.е. системой – А.А.); (3) личность эволюционирует (изменяется с течением времени); (4) личность отвечает за устойчивые формы поведения (следовательно, её изменения происходят медленно). На основе перечисленных положений мы сформулируем следующее определение личности: личность – это индивидуальная динамическая психическая функциональная система, отвечающая за устойчивые поведенческие паттерны.
Только что сформулированное нами выше определение личности, пожалуй, не противоречит пониманию личности, принятому в отечественной психологии. Некоторые отечественные авторы отмечают двойственность трактовки понятия «личность». Выше мы уже упоминали трактовку Б.С. Братуся. Кроме того, в словаре «Психология» под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского ([155], с. 193), даются следующие два определения, отражающие две основных трактовки личности:
1. Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
2. Личность – определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Первая трактовка согласуется с представлением об интегративности и связанной с ней целостности личности.
Г.А. Балл и В.А. Мединцев ([35], с. 169) определяют личность как «такое качество человеческого индивида, которое позволяет ему быть относительно автономным и индивидуально своеобразным субъектом культуры».
Второе определение личности из словаря «Психология» [155] делает акцент на том влиянии, которое оказывает на индивида социум. И здесь очень важно то, что предъявляет индивид как личность в процессе общения. Данная трактовка понятия «личность» (“personality” - англ.) восходит к изначальному значению, связанному с латинским “persona”. Последнее переводится на русский язык как «маска», «лик», «личина», «лицо». Следуя Г.А. Баллу [34, 35], мы будем придерживаться последнего варианта перевода. В первую очередь понимание личности как лица можно отнести к тем ролям, которые человек обычно играет в жизни. Этим ролям соответствуют определённые наборы сценариев, или игр, которые замечательно описал Э. Берн [42].
С учётом представлений о личности, принятых в отечественной психологии, в частности, на широкое толкование личности, предложенное В.М. Бехтеревым, попробуем переформулировать определение, полученное нами выше:
Личность – это индивидуальная динамическая психическая функциональная система, обеспечивающая осознанное ассертивное взаимодействие индивида с окружающим миром.
Данное определение построено посредством объединения результата обобщения западных определений личности с первой и второй трактовками личности, принятыми в отечественной психологии. Что касается устойчивости паттернов взаимодействия с миром, отмеченным при обобщении западных определений личности, то это скорее характерное свойство личности, чем качество, определяющее данное понятие. С