Методы контроля и самоконтроля эффективности УПД.




Методы стимулирования и мотивации УПД.

Ведущее место в этой группе занимают методы и приемы, которые формируют у детей интерес к учению, методы, которые дают детям радость открытий, радость самостоятельного добывания знаний, радость успеха. Это методы и приемы, которые создают благоприятный эмоциональный фон.

Методы организации УПД.

Наглядные методы и приемы обучения.

Значение: они очень важны, учитывая особенности дошкольников (наглядно-образное мышление, конкретность мышления, маленький опыт детей, все познает впервые), позволяют сделать обучение более интересным и доступным.

Наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов и явлений. Ушинский К.Д.: «Если учение имеет претензию на развитие ума в детях, то оно должно прежде всего развивать их способность к наблюдению». Наблюдение м.б. длительным и кратковременным. Наблюдение мы проводим на занятиях и в повседневной жизни.

Дидактические требования к наблюдению, как методу обучения (Е.А.Флерина, Е.И.Радина, П.Г.Саморукова и др.):

· Объект наблюдения д.б. интересен для детей, т.к. при наличии интереса формируются более отчетливые представления;

· Объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности (проведение наблюдения в естественной обстановке – кролика на участке детского сада, а не в группе);

· Педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;

· Детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия;

· Усвоенные в процессе наблюдения знания, появившиеся чувства и отношения к наблюдаемому, должны получить свое дальнейшее развитие в деятельности детей;

· Обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;

· Наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия.

Показ игрушек и предметов (предметы обуви, мебели, посуды, одежды, орудия труда, овощи и т.д.).

Требования:

· Правильный подбор предметов по величине, цвету, по количеству,

· Продумать место для показа предметов, игрушек (фон, уровень восприятия),

· Сопровождать показ ясным, точным словом воспитателя,

· Включение для восприятия разных анализаторов,

· Включать самих детей в активную деятельность с предметами и игрушками.

Рассматривание (демонстрация) картин и иллюстраций.

Специально созданы серии картин для детского сада: Веретенникова «времена года», «домашние и дикие животные», «наша Таня», «кем быть», «животные в разные времена года», Батурина «мы играем». Кроме этого используем картины, написанные для взрослых, которые понятны детям (Васнецов, о природе).

Требования:

· Правильное размещение картин в отношении ребенка,

· Воспитатель направляет восприятие детей, помогая увидеть главное,

· Используем прием «вхождения» в картину,

· Велика роль слова воспитателя в рассматривании картины (вопросы, пояснения, рассказ).

Показ образца (прием).

Образцы м.б. речевыми, двигательными, звуковыми, зрительными. В качестве образца можно использовать натуральные предметы, игрушки, картины, рисунки, схемы, планы. Лучший образец тот, который создается на глазах у детей.

Требования:

· Д.б. грамотным, правильным, выразительным, эмоциональным,

· Должен сопровождаться немногословным пояснением.

Показ инсценировок, театров.

Показ диафильмов, кино, телепередач.

Должны соблюдать гигиенические требования. Акцент надо делать на познавательные фильмы и телепередачи.

Словесные методы и приемы обучения.

Они широко применяются в сочетании с наглядными и игровыми методами, т.к. велика роль слова в воспитании и обучении.

Беседа один из сложных методов и приемов. Это диалог воспитателя и детей в процессе живого общения. Цель диалога – закрепление, систематизация знаний детей (после чтения, экскурсии, наблюдения и т.д.). Беседы м.б. познавательными и этическими (о животных, о труде, об окружающем мире, о дружбе).

Значение бесед. Вызывает в памяти образные знания полученные ранее. Учит вдумываться в вопросы, искать правильные ответы. Учит внимательно слушать всех участников беседы.

В младшей и средней группе беседа чаще используется, как прием обучения. В старшем дошкольном возрасте беседа м.б. методом обучения. Успех беседы зависит от правильно сформулированных вопросов и это самое сложное. Кроме того в беседу включается показ предметов, картин, игровые и практические задания.

Условно беседа состоит из 3 частей:

1. Начало. Цель: вызвать интерес и организовать внимание детей. Используется художественное слово, сюрпризные моменты.

2. Основная часть. Реализуется основное содержание.

3. Заключительная. Окончание беседы. Здесь необходимо сделать обобщение, подвести итог.

Рассказ воспитателя – это образное, живое изложение каких-то фактов, которые нельзя увидеть, о которых трудно прочитать. В процессе рассказывания происходит живое общение рассказчика с детьми. Воспитатель передает свои впечатления, свое отношение. Поэтому дети любят рассказы воспитателя больше, чем чтение.

Основные требования:

· Логическая последовательность, завершенность, эмоциональность.

· Рассказ д.б. образцом литературной речи.

Воспитатель может рассказать о том, что он видел (по пути в детский сад), о тех местах, где побывал, о своем детстве, про своих детей, о каких-то общественных событиях, о космосе и т.д.

Чтение художественной литературы один из эмоциональных методов и приемов. Этот метод много дает для развития речи.

Требования:

· Правильный отбор литературы для чтения детей: произведения д.б. высоко художественными, воспитательно-направленными, с образным языком,

· Подбор иллюстраций,

· Выразительное чтение, работа над непонятными словами.

· Беседа после чтения художественной литературы, работа по его содержанию.

Использование проблемных вопросов и ситуаций. В них дети ставятся в условия поиска ответа, в условие поиска решения.

Например, кто быстрее тюлень или олень? Огонь хороший или плохой? Полезна ли божья коровка?

Оценка – это мнение, суждение, высказанное о качестве чего-нибудь, или чего-нибудь (толковый словарь Ушакова) См. далее.

Использование загадок.

Программа «Радуга» предлагает сначала использовать двигательные загадки (Что я делаю?), потом в стихах, загадки в повествовательной форме. В старшей группе – общепринятые для взрослых. (Дополнительно см. МРР).

Прием постановки учебной задачи. Используется в старшей группе в начале обучающего занятия.

Прием столкновения противоположных мнений.

Вопросы к детям (МРР).

Вопросы детей к воспитателю. Нужно учить детей задавать познавательные вопросы, предоставлять время и возможность задавать вопросы.

Практические методы и приемы.

Эти методы и приемы позволяют организовать разнообразную практическую деятельность детей в процессе обучения. Только практические действия самих детей позволяют научиться чему-то. Они присутствуют на каждом занятии и должны занимать больше времени, чем показы и объяснения. Дети учатся практически применять знания, у них формируются необходимые умения и навыки.

Игра, игровые приемы. Они делают учебную задачу более доступной и интересной. Они повышают произвольность внимания, облегчают преодоление трудностей.

· Игровые действия (как будто делаем то или это) м.б. речевыми, двигательными, музыкальными.

· Дидактические игры используются для закрепления знаний.

· Театрализованные игры используются при разборе произведения.

· Подвижные игры используются для закрепления основных движений.

Выполнение творческих заданий: придумать рассказ, сочинить сказку, построить дворец, нарисовать сказочный персонаж.

Проведение опытов и экспериментов. «Детство – это каждодневное открытие мира. Ребенок – это неутомимый исследователь.»- Сухомлинский. «В силу этого дети часто разбирают предметы, ломают их, чтобы узнать, что внутри и т.д.». в процессе опытов и экспериментов мы ставим ребенка в ситуацию активного познания. Самые активные опыты – с водой, снегом, песком, глиной, опыты, показывающие разную тяжесть предметов, на определение объема вещества, на выбор материала для поделки. Эти практические задания заставляют детей обследовать предметы, строить предположения, проверять эти предположения. Организуются ситуации, когда дети говорят, что им нравится, что не нравится, что можно изменить в нем. Или ситуации типа «все узнаем о предмете».

Упражнения (двигательные, речевые, музыкальные и т.д.). Они м.б. на воспроизведение только, что изученного материала и на творческое применение новых знаний. Упражнения развивают активность, самостоятельность, настойчивость, самоконтроль. Задания д.б. доступны, как по объему, так и по содержанию. У педагога должна сложиться система постепенно усложняющихся упражнений.

Методы контроля и самоконтроля эффективности УПД.

Цель: научить детей промежуточному и итоговому самоконтролю и самооценке.

Умение самоконтроля и самооценки являются важным компонентом умения ребенка учиться.

Советы и напоминания в ходе работы о том, как лучше делать и чего не нужно делать, чтобы получить положительный результат.

Обращение внимания детей к образцу для сравнения своей работы.

Оценка - это мнение, суждение, высказанное о качестве чего-нибудь, или чего-нибудь (толковый словарь Ушакова). Воспитатель оценивает качество ответов, выполненных заданий, поведения детей, отношение детей к происходящему. При этом преследуются разные цели: одобрить самостоятельность, стремление помочь сверстнику, активность детей, напомнить правила поведения. Должна преобладать положительная оценка.

Авторы программы «Радуга» с младшей группы рекомендуют применять критическую оценку в особом виде:

1 вариант: критическая оценка от имени игрового персонажа, а воспитатель занимает сторону ребенка.

2 вариант: недостатками присущими ребенку наделяются игровые персонажи (зайка невнимателен, неактивен, не смотрит на образец, медленно работает и т.д.).

Оценка должна учитывать уровень развития детей.

В процессе продуктивных видов деятельности можно использовать пооперационные карты, в которых наглядно и последовательно раскрывается весь процесс создания работы.

               
   
   
   
 

 

 


Это м.б. натуральные образцы, а в более старшем возрасте схемы. В ходе работы после каждого проделанного этапа учим сравнивать свою работу с этими образцами. Бабаева в книге «У школьного порога» предлагает следующие приемы:

1. игры типа «контролер». Эти игры учат контролировать свои действия и действия сверстников. Например, на фабрике обуви собирать обувь одного размера, одного сезона, одной расцветки; в спортивном магазине подобрать комплекты спортивной одежды; навести порядок в шифоньере; накрой на стол.

2. прием использования путаниц и перевертышей.

3. игры типа «составь картину из частей».

4. игры на нахождение сходств и различий.

5. дидактическая игра «записываемся в школу». Учитель проверяет знания по математике, знание букв, речь, внимание, память. Карточки оценки детям выдаются учителем: 1. задание выполнено правильно, 2. задание выполнено с ошибками.

6. прием обсуждения правильных и неправильных работ. Необходимо учитывать следующий момент – правильные подбираем детские работы, а неправильные - у игрового персонажа.

7. указания воспитателя на контрольно-оценочные действия детей (смотреть на образец, внимательно слушать объяснение, внимательно смотреть показ).

8. вопросы к детям с просьбой рассказать о своей работе.

9. сравнение работ, рассказов детей. Сравнивать ребенка нужно только с ним самим.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: