Гарем-- школа обучения наложниц, а не очаг разврата. Халил Иналчик




Улучай Чагатай

Любовные письма османских султанов

Улучай родился в 1910 году в городе Джанкири Джеркеси. В 1933 году закончил в Анкаре государственный институт образования, факультет истории и географии.

Проводил исследования в библиотеке Британского музея в 1947 году, прожив в Англии несколько лет. После возвращения в Турцию, работал в архивах дворца Топкапы.

Был членом турецкого исторического общества и турецкой ассоциации языка.

Умер в Стамбуле в 1970 году.

В своих книгах подробно описал османский гарем (публикации 1971 и 1985 годов), жен и дочерей султанов (1980,1985), которые явились наиболее известными произведениями Улучая Чагатая.

В числе других его исследований известны: жизнь известных людей Манисы(1946), Любовные письма османских султанов (1950 г), Бандитизм и народное движение в Сарухане в 18 и 19 веке (1955 г), знаменитые правители турком и монголов (1956 г), мусульманское государство в Турции (1965,1975 г), Атчах Кел Мехмет (1968 г).

Первое издание Любовных писем вышло в 1950 году. Данное издание было отредактировано и дополнено с уточнениями транскрипции Орхан Сеном и Орхан Сакином.

 

Содержание:

Гарем- школа обучения наложниц, а не очаг разврата. Халил Иналчик -7 стр.

Предисловие- Ахмед Ниязи Баноджу – 17 стр.

Письма Сулеймана Великолепного к Хюррем

1 письмо-36

2 письмо-44

3 письмо-50

4 письмо-54

5 письмо-59

6 письмо-60

7 письмо-60

Письма Ибрагима паши Хатидже султан

1 письмо-93

2 письмо-94

3 письмо-96

4 письмо-99

5 письмо-101

6 письмо-104

7 письмо-106

8 письмо-112

9 письмо-114

10 письмо-117

Письма Абдул Хамида Рухшане

1 письмо-130

2 письмо-131

3 письмо-132

4 письмо-133

5 письмо-133

 

 

Гарем-- школа обучения наложниц, а не очаг разврата. Халил Иналчик

Гарем дворца, жившие в нем 200-300 женщин, таинственность их жизни всегда привлекала любопытство, воображение и фантазии Запада, описания жизни гарема были написаны на основе слухов и домыслов.

Бертандон Бросьюер, посетивший в 1432 году дворец в Эдирне султана Мурада II, видел обнаженных наложниц в бассейне.

Стоит вспомнить, что султан Мурад III сказал то же самое.

Мы знаем, что в гареме султанов были бассейны.

Английский секретарь посольства Великобритании Р.Русейт писал, что выбор наложницы, проходя через двойной ряд наложниц, кидая им платок, является фантазией.

По его же словам, среди наложниц процветало лесбиянство, и что он не слышал ничего о смерти наложниц, казни их в мешках по ночам в Босфоре.

С одной стороны Османское общество с его средневековым укладом семьи, с другой стороны наши знания и суждения о ценности гарема и наложниц; наложницы и рабы, были захвачены в качестве пленных, похищены или проданы на рынке; то есть они представляли собой имущество и товар.

Я ожидал от своего учителя ответы на свои вопросы.

Господа, живущие со своей рабыней, и имеющие от нее детей, меняют их статус раба.

Согласно исламских законов, сын наложницы, родившийся от свободного человека, будет считаться свободным.

Тем не менее, и наложница получает особый статус, так как после смерти хозяина, наложница получает свободу и не может быть продана.

Господин может спать с любым количеством наложниц.

Наложница не имеет права на опекунство над своим ребенком.

Приняв мусульманство, наложницы и рабы могут освободиться от рабства.

Наложница, как мусульманская женщина не может принудительно использоваться.

Первые султаны женились на женщинах из мусульманских и христианских династий.

Тем не менее после Баязида II, султаны избегали женитьбы на мусульманках в политических и правовых целях, во избежание последствий.

За исключением женитьбы одного из султанов Османа II на дочери шейх-у-ислама Асада Эфенди.

Султан Сулейман, который полюбил свою наложницу, провел с Хюррем никях.

Султаны, имея отношения с большим количеством наложниц, преследовали не только цели продолжения династии, но и в политических целях.

То есть, гарем надо охарактеризовать, как очаг целенаправленной династийной политики.

Для этого, валиде султан выбирали самых красивых наложниц для представления султану.

Другими словами, система гарема была тесно связана с политикой османской империи и династией.

Султан, имел без ограничения сотни молодых и красивых женщин, но мы разочаруем европейцев.

Шехзаде, обучавшийся на литературе выдающихся профессоров литературы и классики, обладал огромным художественным вкусом, которым мало кто из наложниц обладал, чтобы удовлетворить его эстетические вкусы.

Толпы наложниц во дворце подчинялись строгой дисциплине, там существовала строгая иерархия служащих, которой все подчинялись.

Школа в гареме, которая со своими строгими правилами, больше была похожа на монастырь, в которую не могли вмешиваться султаны.

Наложницы, если были удачливы, могли после обучения, несмотря на строгую дисциплину, быть представлены султану.

Личная жизнь султана состояла из двух параллельных сторон: внешних и внутренних апартаментов; так же были организованы и наложницы; все в зависимости от ранга заработной платы и определенной степени в руководстве, стимулировались валиде султан, которая пользовалась полным доверием султана.

То есть наложница османского общества не была только обьектом для сексуального общения.

Каждый зажиточный человек мог иметь одну или несколько наложниц.

Наложницы, как члены семьи, играли важную роль в экономике семьи.

Они широко использовались в текстильной промышленности. Их не нанимали как работников для занятий сексом.

Тем не менее, в связи с особенностями исламского права для рабов, они не могли встречаться в обществе.

Учитывая это, ежегодно в 16 веке, привозили тысячи пленных с Северного Кавказа, побережья Черного моря, славянских городов, а также их Африки, эта численность доходила до 20000 человек.

За порядком и распределением работ в гареме следит главный черный евнух. У него в подчинении белый евнух, через которого передаются приказы.

Все хозяйство гарема: наложницы, распределение заработной платы, жилья, даже вход в гарем контролировалось главным евнухом.

В конце 16-го века денежными вакфами в Медине, в Мекке, принадлежащими султану, распоряжалась валиде султан с помощью этих ага, что давало возможность влиять на помещиков, руководителей Babus saade, но оставаться в тени.

В конце 16-го века Мекка, Медина и денежные вакфы султана, находящиеся в ведении валиде султан, усилили влияние на начальников провинций, считалось, что главный евнух затмевает даже казначея школы Эндерун.

Евнухи имели влияние на султана, в вопросах назначений и увольнений, также как и великий визирь. В гареме высшую должность занимала валиде султан. Она играла огромную роль в вопросах династии, а значит и османского владычества. На валиде султан лежала огромная ответственность за безопасностью сына и его детей.

В османской истории, валиде султан занимала должность почти равную султанской.

В основе системы, что касалось любимых шехзаде, кандидатов на трон, они проводили во дворце определенный срок.

Кто сядет на трон, в значительной мере решали валиде султан.

Очевидно, что в исламских законах и правилах династической политики в определенной степени играл гарем.

Кроме того, вторым фактором в этой системе, являлась система “девширме”, эта система стала одной из самых значительных структур в османской государственной системе. Должностные лица, выходившие оттуда и попадавшие со стороны, были связаны с султаном, они создавали семьи, для чего использовались наложницы, в этом также была сущность гарема.

Во дворце проживали тысячи людей, янычары и сипахи вне армии, губернаторы и начальники, все они выросли в этой системе девширме.

Эти слуги, были самыми преданными султану, что уже гарантировало абсолютную и централизованную власть.

Гарем с его наложницами был частью этой системы.

Большинство жен и наложниц визирей и подчиненных чиновников султана были из гарема султана.

Таким способом, было предотвращены поиски женщин, для женитьбы губернаторов и командиров из провинций за пределами дворца. Это решало все проблемы с централизацией отношений в центре.

Первый дворец султана Мехмеда II был в саду, бывшего на месте нынешнего Стамбульского университета.

Позже, Мехмед Фатих построил новый дворец Топкапы.

В старом дворце остались только женщины.

После смерти действующего султана, все его женщины переводились в старый дворец, а в новый набирались новые наложницы.

Все беременные наложницы также отправлялись в старый дворец.

Мурад III(1574-1595), известный своей любовью к наложницам, увеличил гарем с 49 до 101 человека, а в старом дворце от 73 до 146 наложниц. В общей сложности в обоих гаремах в 1603 году было 610 наложниц, а в 1612 году 705 наложниц.

До середины 17-го века во дворце на вершине власти во дворце были валиде султан.

Новые рабыни назывались новичками, их обучали согласно исламских обычаев и нравов религии, рукоделию, этикету, танцам, литературе, также преподавали историю и искусство.

Таким образом, новички подымались в статусе.

Сначала они считаются ученицами, потом калфами, и считаются уже старичками.

Наложницы спят по двое бок о бок в двух больших комнатах, на 5 девушек назначается одна калфа.

В гареме султана были свои прачечные, и весь набор услуг для проживания всех потребностей дворца.

Если повезет попасть к султану, то наложница могла подняться от икбал до хасеки- высшего титула.

Из этих любимиц хасеки становились Хасеки султан.

Одна становилась башкадин, следующая была второй кадин и так далее.

Каждая из них считалась женой султана, очередность их использования не определена.

Хасеки родившая детей, получала преимущество перед другими.

В этой иерархии, каждая жена имеет преимущества, выражавшиеся в ее заработной плате, которую она получает как наложница.

Одежда жен султана украшалась мехом, в отличии от остальных.

До середины 17-го века во дворце на вершине власти находились валиде султан.

На западе эти жены султанов были известны под именами с приставкой “Султан”.

Были еще молочные матери султанов, называемые Дайе хатун и Кетхуда (казначей) хатун, а также сторожа покоев султана.

Мать Мурада III Нурбану получала ежедневное пособие в размере 3000 акче (50золотых). В то время как ага янычар получал всего 500 акче.

Хюррем султан, жена султана Сулеймана, получала 2000 акче (33 злотых) в день.

Валиде являлась высшим органом в гареме, следом за ней шли казначей гарема, и дворецкий султана.

Для тех мужчин, кто работал за пределами дворца, валиде передавала указания через казначея великому визирю.

Валиде султан, чтобы сохранить традиции гарема, шла на политические альянсы с высокопоставленными чиновниками в армии.

В гареме существовали противоборствующие группировки для проталкивания своих сыновей на трон с помощью визирей дивана.

Янычары, улемы, также делились на враждующие группы для этих целей.

Это был вопрос жизни или смерти для всех братьев султана, учитывая закон о допустимом убийстве родственников, что и порождало борьбу за трон.

Таким образом, гарем 17 века стал местом борьбы за власть в столице.

В результате беспощадной борьбы за власть, были принесены в жертву и убиты султаны Осман II и Ибрагим.

Селим III держал их в клетке до своей смерти, его любимая наложница Пакиза, которая хотела защитить своего хозяина, погибла от меча во время переворота, а лицо султана было разрублено на две части, несмотря на рыдания женщин, стоявших рядом с султаном, его свалили на землю ударами меча.

Салтанат правления валиде, начала жена султана Сулеймана Хюррем, и продолжили Нурбану, Сафие, Косем, и Турхан султанши, которые и прославились на века.

В течение этого периода, преобладающее значение гарема, вошедшего в историю османской империи, и важность скрытых аспектов периода 17 и 18 века, и нашло отражение в романах Турции и Франции, и вдохновило писателей на создание пьес и произведений.

С 17 –го века историки спорят о причинах, приведших к краху султаната женщин.

В отличие от детей и султанов, считалось что валиде султан служат укреплению и благу династии.

Действительно, в правление Ахмеда I у него в живых оставался единственный брат Мустафа. После смерти султана Ахмеда, на трон взошел не сын Косем султан, а Мустафа вступил на трон в первый раз, не как сын умершего султана, а как его брат, что изменило процедуру наследования. Но Мустафа был психически нездоров.

Его сменил 14-летний племянник Осман II, но в связи с бунтом янычар, недовольных его реформами под руководством улемов, его казнили.

Валиде Косем. Под руководством янычар Осман был свергнут.

Мустафа второй раз вступил на трон.

Осман был сыном Махфируз кадин, соперницы Косем султан.

Мустафа вторично был свергнут с трона из-за своих малограмотных действий.

На трон, с помощью янычар, вступил 12-летний сын Косем-Мурад IV, за которого мать и правила.

В 1640 году Мурад IV умер.

На престол вступил второй сын Косем-Ибрагим безумный.

С помощью янычар и его свергли, и на трон сел 7-летний сын Хасеки Турхан султан.

Послы сообщали, что в период правления Мурада IV, внука Косем, все посты, занимаемые сторонниками Косем, были сохранены за ними.

Все предложения по постам были утверждены султаном.

Косем, в письмах ему писала-“Мой лев”, он подписывал все решения, которые она ему давала.

Венецианский флот угрожал Стамбулу, надеясь на помощь Турхан султан. Косем султан устроила заговор против Мурада IV,но проиграла.

Сын Турхан султан стал править империей самостоятельно, на этом время правления валиде закончилось

Полномочия во время кризиса власти, имел великий визирь Капрюлю Мехмед паша, полномочия которого подтвердила Турхан султан.

 

Напряженные отношения с наложницами, несомненно, препятствовали выражению истинной любви.

Но иногда природное свойство любви выражалось в стихах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: