ВОСПРИЯТИЕ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ




Б. Я ПЕТЕЛИН

ПСИХОЛОГИЯ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

Лекция

s*—

Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел

ВОЛГОГРАД 1981


Печатается по постановлению

редакционно-иЗдательского совета

Высшей следственной школы МВД СССР

ПРЕДИСЛОВИЕ


В лекции рассмотрен один из теорети­чески интересных и* практически важных вопросов — психология осмотра места про­исшествия. Особое внимание уделено инди­видуально-психологическим особенностям личности правонарушителя, которые выявля­ются в результате этого следственного дей­ствия.

Издание рассчитано на слушателей Выс­шей следственнбй школы МВД СССР и мо­жет быть полезным для практических работ­ников органов внутренних дел.

Рукопись рецензировали кандидаты юриди­ческих наук Н.Л.Гранат и Д. П. Ко­тов.


При осмотре места происшествия проявляются важнейшие профессиональные качества следова­теля: наблюдательность, широта и, глубина мыш­ления, волевые качества, организаторские способ­ности. Ошибки, допу-скаемые при осмотре места происшествия, в значительной степени объясняются психологической* сложностью данного следствен­ного действия.

■Посредством органов чувств (первое место занимают зрительные анализаторы) следователь непосредственно воспринимает материальную об­становку места происшествия, отдельные предметы и следы. В ходе осмотра он, кроме того, должен решить целый ряд мыслительных задач разной сло­жности и руководить действиями остальных участ­ников осмотра (понятых, специалистов, очевидцев, сотрудников оперативных аппаратов и т. д.). В судебной психологии осмотр места происшествия рассматривается к-ак источник получения инфор­мации о психологических особенностях и свойст­вах личности правонарушителя о мотиве, цели и других элементах психологической стороны пре­ступного поведения.


34С721 П29

© Высшая следственная школа МВД СССР, 198.1


ВОСПРИЯТИЕ МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ

В ходе осмотра места происшествия следователь вос­принимает его обстановку во всем многообразии. Главным при этом является выявление следов и обнаружение объектов, имеющих значение по делу. В ходе непосред­ственного восприятия следователю не всегда удается проанализировать свои ощущения, установить между ни­ми логическую связь, соотнести с имеющимся опытом и т.д.

Только мышление (точнее, абстрактное мышление) следователя обеспечивает всестороннее исследование всех воспринятых явлений.

Осмотр с психологической точки зрения — это про­цесс непосредственного восприятия с элементами образ­ного мышления. По завершению осмотра необходим ана­лиз результатов, чтобы, опираясь на непосредственно воспринятые факты, понять, что произошло, какова была последовательность действий преступника, какие сведе­ния о подозреваемом можно считать установленными, как полученные данные следует использовать в розыск­ных и доказательственных целях.

Выделение подобной аналитической стадии осмотра места происшествия позволяет максимально использовать возможности образного и абстрактного мышления следо­вателя как инструментов исследования. Становится воз­можным восстановить в уме картину происшествия в це­лом, а затем на этой основе выявить механизм преступ­ного событиями отдельных его эпизодов, а также приз­наки, по которым следует искать преступников.

Восприятие обстановки места происшествия — это отражение в сознании участников осмотра предметов и явлений, воздействующих на органы чувств. Восприятие отражает предметы и явления в целом, ощущения — лишь отдельные стороны предметов.

4 ч


Восприятие специалиста относится к интеллектуаль­но-волевому виду восприятия. Например, для следствен' ного восприятия характерно активное (волевое) начало. Преимущественно эмоционально воспринимают обстанов­ку места происшествия понятые, свидетели и потерпевшие. Заметим, что эмоции (испуг, удивление и т. д.), как правило, оказывают отрицательное воздействие на вос­приятие. Под влиянием эмоций изменяется внимание, полнота и правильность восприятия, * преувеличивается значимость воспринимаемого или наоборот, утрачивает­ся часть деталей. Поэтому в ходе осмотра следователь должен сдержанно воспринимать все обнаруженное на месте происшествия. Эмоциональная сторона восприятия должна сознательно подавляться. Так, в ходе осмотра рану, обезобразившую голову трупа, надо воспринимать только как информацию о примененном орудии преступ­ления (холодном или огнестрельном).

Почти вея информация, имеющая значение для дела, при осмотре, воспринимается зрительно1. Это означает, что зрение является главным каналом, по которому ин­формация о месте происшествия поступает в мозг следо­вателя. Зрительное восприятие в несколько раз быст­рее, чем слуховое.

Однако возможности зрения ограничены. Следова­тель, как и другие участники осмотра, не может, к при­меру, невооруженным глазом увидеть микроследы, остав­ленные на месте происшествия, на орудиях преступления, на иных объектах. Чтобы их воспринять, необходим ми­кроскоп или лупа.

Органы чувств (в том числе зрение) могут давать и неадекватную информацию в силу целого ряда причин (например, близорукости, невнимательности, оптических иллюзий и т. д.). Поэтому необходимо знать возможно­сти своих органов чувств. -Если они недостаточны, надо использовать инструментальные методы.

Каждое явление и предмет, с которым следователь встречается в ходе осмотра, имеет большое количество свойств и качеств. Следователь обращает внимание лишь

' Зрительная система доставляет до 90 % всей принимаемой человеком информации о внешнем мире. На втором месте стоит слух. Далее идут осязание, вкус и органические ощущения (см.: Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия. М., 1970. с. 5).


на те из них, которые могут понадобиться для установ­ления истины по делу. Поясним это на примере. Как будет, скажем, восприниматься один и тот же берег реки командиром подразделения, организующим форси­рование реки, капитаном корабля, который должен при­стать к берегу, и следователем — при осмотре места об­наружения трупа?

Командир отметит, какова высота берега; есть ли на нем растительность для маскировки десанта, острова и отмели, облегчающие форсирование реки. Капитан корабля тот же участок реки воспримет иначе: отмели' и острова им будут отмечены как зоны, опасные для корабля. Место же с обрывистым берегом, вдоль кото­рого, как правило, проходит фарватер, им будет воспри­ниматься как наиболее подходящее для проводки судна. Следователь эти же элементы реки воспримет по-своему: участок высокого берега — как место, откуда потерпев­ший мог быть сброшен в реку. Он обследует характер и скорость течения реки, осмотрит острова и отмели в целях поиска следов, которые могли быть оставлены потерпевшим и преступниками.

Таким образом, результаты восприятия зависят от его целей, а также умения лица выделить то, что нужно для решения задачи. Умение выделять в воспринимаемых предметах и явлениях те свойства и качества, которые имеют значение для раскрытия преступления, называет­ся следственной (профессиональной) наблюдательностью.

Следователь не просто воспринимает, а одновременно и определяет, что собой представляет обнаруженный след, кем или чем он может быть оставлен, как его изъять и использовать. Подобное восприятие,является элемен­том профессиональной наблюдательности следователя.

Велика роль индивидуальных особенностей воспри­ятия места происшествия. Например, молодой следова­тель не всегда способен подметить то, что увидит более опытный. Здесь проявляется профессиональная избира­тельность восприятия. С учетом этой закономерности осмотр места происшествия целесообразно проводить группой.

Установлено, что при осмотре следственно-оператив­ной группой обнаруживается в два-три раза больше следов и объектов, имеющих доказательственное значе­ние, чем при индивидуальном осмотре.


Отсюда следует рекомендация: места происшествия надо осматривать группой, с четким распределением фун­кциональных обязанностей между следователем, сотруд­ником ОТО и инспектором УР.

На наш взгляд, следователю целесообразно вести поиск и фиксировать видимые следы и предметы, остав­ленные преступником (следы применения орудий пре­ступления и сами орудия, забытые преступником предме-. ты, следы транспортных следов и т. д.). Специалисту-криминалисту лучше всего поручать обнаружение слабо видимых следов (рук, ног, обуви, орудий взлома, пред-метов-запахоносителей, следов-«наложений», объектов с микроследами) и их фиксацию. Работник УР должен изучать прилегающую местность,- проводить опрос сви­детелей, организовывать преследование по горячим сле­дам. Эффективность зрительного восприятия во многом зависит от прошлого опыта следователя, в частности, от наличия у него достаточного количества образных представлений о следах, орудиях преступления, харак­тере взломов, положений убитого и т. д.

Одним из способов усиления возможностей восприя­тия является применение криминалистических научно: технических средств. С их помощью обнаруживаются следы (трупоискатель, металлоискатель, лампа УФО, щуп, магнит) либо выявляются количественные характе­ристики объектов (длина, масса и т. д.).

Научно-технические средства позволяют следователю далеко выходить за пределы возможностей его органов чувств, получать ценные сведения, которые иными спосо­бами установить невозможно.

При осмотре места происшествия следователь вос­принимает объекты не изолированно, а как элементы единого события происшествия, совершенного на данном месте. Подобное восприятие помогает определить, каков характер происшествия, где находятся пути подхода пра­вонарушителя и какова была последовательность его действий на месте происшествия.

Время, затраченное на восприятие отдельных объек­тов, определяет сам следователь. В ходе осмотра места происшествия не следует спешить, чтобы не пропустить ни одного предмета и следа, могущих помочь выявлению истины. Интенсивность активного восприятия ограничена


 




30 мин. Поэтому в ходе осмотра следует делать неболь­шие перерывы, а затем снова продолжать осмотр.

Вот пример, когда в 'ходе осмотра была достигнута необходимая полнота восприятия.

Следователь выехал на осмотр места пожара (сго­рела часть столовой). Осмотр продолжался около десяти часов (с короткими перерывами). В результате удалось обнаружить основной очаг пожара, найти разбитую бу­тылку, с запахом керосина. Это позволило установить, что столовую подожгла буфетчица, стремясь скрыть хи­щение.

Нередко на месте происшествия приходится работать в условиях пониженной видимости: в дождь, снег, туман, ночью. При этом восприятие следователя и других участ­ников осмотра, естественно, затрудняется. Местность мо­жет приобрести неузнаваемый характер, осложниться ориентирование, возникнуть трудности при определении расстояний. В этих случаях надо быстро выявить, за­фиксировать и изъять отдельные, наиболее важные пред­меты и следы. После окончания дождя, снегопада, с на­ступлением рассвета (при отсутствии осветительной ап­паратуры), т. е. когда можно воспринимать все элементы •обстановки, происшествия без помех, следует провести дополнительный осмотр места происшествия.

Бывает, что следователь осматривает место проис­шествия после внесения в обстановку ряда изменений (например, лицами, первыми прибывшими на место про­исшествия; врачом, оказавшим неотложную помощь по­терпевшему, и т. д.). В этих случаях следователь и дру­гие участники осмотра воспринимают обстановку места происшествия в преобразованном виде.

Путем допроса соответствующих лиц в дальнейшем выявляются изменения, внесенные в обстановку места происшествия. После этого бывает целесообразно про­вести повторный осмотр места происшествия с участием лиц, внесших изменения.

Осмотр предъявляет определенные требования к па­мяти следователя. Все воспринимаемое следователь дол­жен запомнить, чтобы четко и логично воспроизвести в протоколе осмотра места происшествия. Этому помо­гают черновые записи и схемы, составляемые в процессе осмотра.


Основными качествами памяти, проявляющимися при осмотре, являются быстрота запоминания и точность воспроизведения воспринятого. В процессе работы память следователя как бы специализируется, становится про­фессиональной. Особенно хорошо должна быть развита зрительная, память. Это позволяет следователю даже спустя длительное время после осмотра места происшест­вия зримо представить взаимное расположение объек­тов и следов.

При осмотре происходит преднамеренное (произволь­ное) запоминание. Оно характеризуется избирательно-" стью, целенаправленностью и продуманностью.» Быстрее запоминаются факты, которые можно объяснить уже в ходе осмотра. Однако следует запоминать и фиксировать также и те факты, которые в процессе осмотра места происшествия не поддаются объяснению. Ф В основе такого запоминания лежат ассоциативные связи, обеспечивающие понимание воспринятого. При недостаточном понимании происходит механическое за­поминание, которое не обеспечивает должной глубины восприятия. Ведущим поэтому должно быть смысловое запоминание воспринятого, которие происходит на ос­нове понимания воспринимаемого и надолго сохраняется

Большое значение имеет установка следователя на выявление в ходе осмотра обстоятельств, проливающих

riil'/TN j ь''<Оп;.(f/ i;,"'t)f': 'I'jni'i;,;;" )V. oii:-Hv' i'. I -j,,

свет на характер Происшествия и круг -подозреваемых лиц. 1 е^ предметы и^сЛедЪ|цкоторые следователи считает

лучше,. второ^ед^ны^^^а^Гназываемые, нейтральные

ШШ Ш$КщэоП. эоннэляяк» >л тэв-юмоп

хыткВ|ЦмЬа№ам>»<л^,9{Ю1^$9№|Щё^ш)свпё.#БМв9.М9 вш-

<нифй1^»з6{гл^^{»1йе1Ввнда-1«^цшш^эйода9§^йчйК1Р

,па!*ятътнОхдшьм&!^жадные,кх-Of ЯРВлбщЯ.йолприляты.:при
<5«мхп[гре,т'нш заяема«г.я?©аадрш> ^щ)пг№ЩЪ№>мш&штФщ, ЯОг
скольку не имеют значения для дела..8«янатоэш

-ьн]пщ$сптШ¥Шв«ад?е ШШэтрк ^т^ЩрёиёШ^тЁЙя) име-

ёт* Шййадайй* mpm-fepf-т^МяЩгщм ттаья ^чядо

гтид.щм,,,. фдктоъ;,,.иоу(;1с;^тв^т!етвурщ1им/и педе^цв^"н"иям"й". Обычно на этой стадии'заканчивается восприятие.,мес£а происшествия очевидцами и лицами, первыми обнару-


i


жившими происшествие. Вторая стадия — это осмысли­вание воспринятого.

Нередко следовательостанавливается на первой ста­дии восприятия, не делает попыток понять общую карти­ну и механизм совершенного преступления, что может серьезно затруднить установление истины.

В процессе работы у каждого следователя выраба­тываются свои навыки наблюдения в ходе осмотра, опи­сания результатов осмотра, их анализа. Однако общие закономерности наблюдения и мышления должны соб­людаться всеми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: