Откуда мы пришли? Кто мы? Куда идём?




Хочется начать с небольшого предисловия, в конце статьи я ещё вернусь к нему…

Когда я обучалась на 1-м курсе университета, один профессор, не помню к большому своему сожалению его имя-отчество, читая нам курс лекций «основы медицинской помощи», сказал «что всегда будут нужны те, кто учат, и те, кто лечат, так что без куска хлеба, вы не останетесь!....»

 

Моя школа-это 90-е и начало нулевых, не скажу, что я жила в Тьмутаракани; но реальность была такова, что на уроках информатики у нас были раритетные компьютеры (на мой взгляд), типа ЭВМ «Агат» или что то в этом духе, где абсолютно не было компьютерной мыши, а использовали кнопки -курсоры: «вверх», «вниз», «налево», и «направо». А эта фраза дома: «Выйди из интернета, мне нужен телефон…..» Сейчас она кажется из эпохи до нашей эры…наверное это ностальгия проснулась… Современным инстаграмщикам этого не понять…

Мои родители из поколения «бэби-бумеров» или «поколение холодной войны», они строили «советскую мечту», прочувствовали на себе весь цвет советского дефицита, пропахли в колбасных электричках и вагонах, мечтали о неприличной мечте-автомобиле «Волга», читали с трудом достающих из под полы Булгакова и Набокова, и получили советское классическое образование, вступали в ряды октябрят-пионеров-комсомольцев, изучали марксизм-ленизм, и сдавали политэкономию…..Сейчас моим родителям очень трудно понять современное образование, отношение детей к школе, и отношение некоторых современных родителей к учителям…Прям если

 

честно навивает вот эту карикатурную ситуацию (смех сквозь слёзы L)

И мне было, крайне интересно, что на мой вопрос ответит мама: «что такое цифровизация? И она мне дала ответ, что «это научные современные новшества и расчёты, связанные с компьютером.» Без комментариев: краткость-с.т.!

Педагог, который проработал около 40 лет, и до сих пор работает, сказала мне честно, что освоить компьютер ей пришлось только из -за специфики своей профессии. Сложность только одна, объёмный поток информации которую невозможно детально и скрупулёзно изучить, попросту не хватает времени…да уже и физических и моральных сил.

Но очень часто я слышу, от учителей со стажем, что дайте мне мел и доску, и я так объясню материал, что любая презентация будет отдыхать.

Цифровизация…..слово ассоциируется, но в данном случае у меня с приходом или в худшем сценарии с нападением внеземного разума или пришельцев на нашу планету Земля. У меня нет рационального объяснения почему это слово вызывает у меня подобный спектр представлений, наверное это дедушка Фрейд мог всё хорошо объяснить, всё таки именно он изучал подсознание.

Если я скажу, что это потрясающая система, позволяющая проанализировать и систематизировать огромный учебный материал, я немного с лукавлю. Конечно, есть огромное количество плюсов, но есть и минусы(ну пусть будет ложка дёгтя в бочке мёда).

Давайте о плюсах, с ноткой лирики и сентиментализма, по порядку… нам обещают что школьные учебники уйдёт в прошлое, а….в скором времени (представить себе не могу) даже ТЕТРАДИ!!! Есть плюс, весь материал, какой бы он не был объёмным, поместится в небольшом планшете; плюс ко всему физическая нагрузка от учебников и тетрадей снизится до минимума, это не может не радовать, потому что у меня тоже подрастает будущий «ученик цифровой школы». Вспоминая свои годы учёбы в «лихих 90-х» я и подумать не могла, что мой портфель-рюкзак-сумка не будет весить по 6-7 килограмм, а спина не превратиться в шахматного коня, после их ношения на спине! Вобщем, это радует! И в этом плюс, я бы сказала существенный!

Но здесь же должен быть подвох, и он есть, дело заключается в том, что дети, и у меня есть наглядный пример(мои ученики), без Интернета не могут существовать, у них начинается лёгкая паника и головокружение при фразе: «А этот материал, вы найдёте только в библиотеке, и напишете его от руки!» Вспоминая свои школьные годы, и школьные годы других учителей (по их рассказам), весь материал приходилось искать, добывать, осмыслять…А сейчас, складывается такое ощущение, что у некоторых детей атрофируется такая функция как мыслительные способности. И это печально… Ещё здесь нельзя не упомянуть цифровизацию, которая коснулась учителей, нам говорили, что бумажная волокита будет в прошлом, отчётность снизится, а что в итоге я получила: 3 журнала(да-да, никто не ослышался целых 3!!!) -и это в эпоху то цифровизации; кучу отчётности, мне иногда кажется, что скоро будем сдавать отчёт о наличии процентного содержания кислорода в своём кабинете.

Невозможно так, чтобы в эпоху перехода на систему ФГОС и цифровизации у учителя была только функция помощника, у него должна быть функция: наставника, созидателя, актёра, сценариста, диктора, оратора, новатора, психолога, поэта, писателя, воспитателя, консультанта, критика, судьи, контролёра, организатора, просветителя, исследователя, няньки, товарища, советника и даже клоуна. Если мы говорим, что помощник, то о каких тогда 100 бальных ЕГЭ мы говорим, материал необходимо рассказывать, объяснять, ну хотите разжёвывать, и раскладывать по полочкам, и то не факт что будет 100% восприятие данной информации, в конечном итоге это приводит к снижению бальных порогов ОГЭ и ЕГЭ, и мы уже с вами это наблюдаем.

Об этом плюсе тоже необходимо сказать, цифровизация приведёт к снижению растрат и экономию денежных средств на учебники, пособия, тетради и канцелярские принадлежности. А это значительные средства, для российской семьи.

Цифровизация по теории должна и может привести ребёнка к самостоятельности в обучении, и в приобретении знаний, я с этим поспорю, далеко не каждый ученик может и хочет добывать информацию самостоятельно, процентов 25-30 в классе могут и хотят работать, и это не связано, что учитель такой неказистый и не может с координировать работу всего класса, просто некоторых детей необходимо подталкивать, некоторых толкать, а над некоторыми просто стоять (и вот здесь в прямом смысле этого слова); и это мнение многих учителей.

А как же социализация детей, да это хорошо, когда ребёнок самостоятелен во всём, а как же общение, простое человеческое общение, ведь школа это не только –знания и получение образования; это приобретение друзей, навыков коммуникации и взаимодействия-в этом и формируется личность, индивидуальность….А наблюдая за современными детьми на переменах, ощущение практически повального игрового-в контакте-инстаграмной зависимости…..Страшно становится, когда обучающийся не может объяснить материал и рассказать, у него попросту не хватает слов, и здесь уже в прямом смысле этого слова!!!...

Есть плюс в цифровизации, я могу использовать и рекомендовать детям прекрасную информационно-образовательную среду-Российскую электронную школу, это плюс из плюсов современной цифровизации. Ребёнок который пропустил школьные занятия самостоятельно может просмотреть и прослушать учебный материал. А проведение уроков через скайп, если ребёнок по состоянию здоровья не может посещать школу, разве это не есть положительная сторона цифровизации. Наглядность таблиц и схем, где собрано воедино учебный материал-тоже плюс.

Вообще, если говорить о цифровизации школы, то можно написать целый трактат, куда можно будет поместить статьи психологов, логопедов, дефектологов, педиатров, педагогов да практически всех специалистов, у каждого будет что сказать по этому поводу.

Теория всегда отличается от практики, и очень разительно, вроде всё гладко и ровно написано, и оно должно быть так, но всегда встречается огромное количество подводных камней, которые вопреки якобы установленному сценарию, меняют, или изменяют ход событий, в лучшую, или худшую сторону, так и цифровизация, всегда будут противники, и будут сторонники, всегда будут плюсы и минусы, но как говорят, мои коллеги-учителя-практики(со стажем, со средним, и с очень маленьким), ничего лучшего как советской системы ещё не придумали; а соедини это с цифрой, «подкрути несколько шестерёнок», и будет победоносное шествие российской образовательной системы.

По прогнозам учёных-футурологов, до 2030 исчезнут 57 профессий…Страшно только одно, что с приходом цифровизации может исчезнуть такая профессия как «УЧИТЕЛЬ», ведь также с изменением, с введением технических новинок исчезли профессии: крысолов, трубочист, резчик льда, телефонистка….. А учителей может просто заменить робот, или виртуальный разум, а может просто гаджет на школьном столе. И это как то прискорбно…И я хочу вернуться к началу моего повествования, к словам: «всегда нужны будут те, кто учат, и те, кто лечат, так что без куска хлеба вы не останетесь…!» Вот сейчас с приходом цифровизации хочется спорить и спорить, и сказать фразой картины Поля Гогена: откуда мы пришли? кто мы? Куда идём?

И в этом плюс изменений, совершенствований, всё должно эволюционироваться, модернизироваться, превосходить старое, но в этих новинках, мы не должны потерять самое дорогое, главное и ценное-это РЕБЁНКА!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: