Социодрама – ситуация всех ситуаций и событие, собирающее в себе все события.





Итак, главной особенность социодрамы как специфического метода является её уникальная способность выражать борьбу различных реальностей, столкновение разных миров. Этому служат остальные способности и инструменты социодрамы: особые групповые роли (типов «мы», «вы», «они»), хор и полухория, роли солистов, множественное дублирование, обмен групповыми ролями, а также инструменты, присущие как социодраме, так и психодраме. Благодаря этим возможностям в социодраме может произойти действительная Встреча этих реальностей (языков, культур, миров, цивилизаций) и может начаться процесс поиска общей реальности. При достаточном мастерстве и опыте социодраматурга, достаточно широком участии разнообразных сил, ролей, институтов, представителей различных сил и слоёв населения, благодаря той прозрачности и ясности Положения, которая достигается на социодраме для всех участников, становится возможным примирение, компромисс, договорённость, соглашение или временное перемирие.
Социодрама не является ни моделированием реальности, ни имитацией реальных событий, она является концентрацией, причём преимущественно художественной концентрацией . Социодраматический процесс начинается с первой мысли, с первого чувства, возникшего у инициатора социодрамы или у социодраматурга, направленные именно на групповое действие «нехирургического» характера. Впрочем, как правило, в таком «эмбрионе» еще нет и не может быть чёткого разделения между терапевтическим и хирургическим социальным действием и здесь ещё всякого, кто испытывает акциональный голод, можно назвать потенциальным социодраматургом. И позже разогрев центральной фигуры всего социодраматического цикла (в особенности в начале) играет решающую роль. Не стоит полагаться, на известный образ «Из искры возгорится пламя» - «пламя» может оказаться революционным самосожжением и «подъем широких масс» превратится в «широчайшую реакцию» и откат назад на позиции, много хуже исходных. Морено в раннем своем эссе «Речь о Встрече» предлагает очень чёткий способ действия – не стремится втянуть в свою тему сразу многих, а обменяться темами с Другим, войти в его Положение . Двое входят в Положение друг друга (желательно чтобы это был спонтанный социометрический выбор), у них возникает общее новое Положение, они входят в положение друг друга и, оставаясь в нём, могут знакомиться с другими. С каждым Другим может произойти то же самое и каждый может войти со своим Положением и войти в Положение других.
У всякого человека, выросшего в культуре индивидуальности (индивидуализма), возникает преграда (ощущение границы) между Моим и Твоим содержанием, Положением, миром. Чтобы не повторять М.Бубера (см. «Я и ты»), перейдём сразу к методу Морено, который нашел, как взаимодействовать двум (и более) субъектам, не исключая друг друга, подобно музыке, которая может в консонансе или диссонансе дать звучать нескольким голосам (партиям) «неслиянно» (М.Бахтин).

Социодрама – это метод социальной психокоррекции межгрупповых отношений и ролевой самоорганизации личности. Социодраматическая ролевая игра – это психосоциальная импровизация личности, в процессе которой она осваивает навыки (или корректирует деформированные) организации своего пребывания в различных ролях. Можно по-разному трактовать отличие социодрамы от психодрамы, но сточки зрения социальной психокоррекции социодрама – это своеобразный ролевой тренинг личности. Система социодраматических ролевых игр позволяет сформировать не только социально-ролевую пластичность личности, но и системно-ролевую структуру для неё как своеобразный социальный эталон коммуникативного поведения. Если в основу психодрамы Дж. Морено положил технику инсценирования личных переживаний, то в основу социодрамы положена техника драматизации в сочетании с техникой театрализации. Термин "драматизация" произведён от слова "драма", главным выразительным средством которой является организация системы диалогов и монологов. Процесс технологической организации ролевого общения на основе системы правил драматизации опирается на закономерности построения драматического произведения (диалог как организационный принцип построения общения; логика драматического действия: экспозиция, завязка, цепь событий основного действия, кульминация и финал – как основа структурной организации психодрамы). Несмотря на то, что большинство современных учёных, занимающихся проблемой организации игрового общения, пишут не о драматизации, а отеатрализации, я считаю принципиальным разграничение этих двух техник. Драматизация – это техника разработки сценария психодрамы как тренинга общения, когда выстраивается целевая, структурно-логическая программа, организующая систему диалогов участников тренинга. Театрализация же – это психотехника ролевого поведения участников тренинга (или система приёмов,средств и способов ролевых действий). Существование двух техник – драматизации и театрализации – указывает на две технологические стороны организации психодрамы. Драматизация составляет организационно-деятельностную основу психодрамы. Она имеет свои правила организации коммуникативной ситуации для ролевого тренинга.





Читайте также:
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...
История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является...
Назначение, устройство и принцип работы автосцепки СА-3 и поглощающего аппарата: Дальнейшее развитие автосцепки подвижного состава...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2020 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.011 с.