Сценарий медицинской симуляции для итогового контроля интернов
Уч год
Клинический случай: «Диагностика острого обструктивного бронхита и тактика ведения».
Ситуация: Вы – дежурный врач. В приемный покой поступила девочка 2 лет.
Ø Соберите анамнез и проведите осмотр пациента
Ø Проведите интерпретацию результатов лабораторно – инструментального обследования
Ø Поставьте диагноз
Ø Определите тактику ведения больного.
Конечный результат (outcomes):
- Проведение опроса и физикального обследования пациента с заболеванием органов дыхания
- Клиническая диагностика острого обструктивного бронхита
- Интерпретация результатов ОАК, ИФА крови, рентгенографии органов грудной клетки
- Тактика ведения пациента с острым обструктивным бронхитом
- Налаживание оптимального контакта с пациентом и снятие тревожности.
Оценочный лист (check-list)
по клиническому случаю
«Диагностика острого обструктивного бронхита и тактика ведения».
№ | Критерии оценки шагов | Оценка в баллах | ||
Выполнил правильно | Выполнил с замечаниями | Не выполнил | ||
Выяснил жалобы, собрал анамнез заболевания. Заданы ли все вопросы? | 2,0 | 1,0 | ||
Правильность проведения и соблюдение последовательности физикального обследования – общего осмотра, дыхательной системы | 2,0 | 1,0 | ||
Правильная интерпретация симптомов, изложенных в условиях клинической симуляции | 2,0 | 1,0 | ||
Обоснование предварительного диагноза | 1,0 | 0,5 | ||
Назначение плана обследования | 1,0 | 0,5 | ||
Проведение дифференциальной диагностики | 2,0 | 1,0 | ||
Интерпретация ОАК | 1,0 | 0,5 | ||
Интерпретация общего анализа мочи | 1,0 | 0,5 | ||
Интерпретация иммуноферментного анализа крови | 1,0 | 0,5 | ||
Интерпретация рентгенограммы органов грудной клетки | 1,0 | 0,5 | ||
Обоснование окончательного диагноза | 1,0 | 0,5 | ||
Обоснование тактики лечения | 1,0 | 0,5 | ||
Обосновал небулайзерную терапию | 2,0 | 1,0 | ||
Контроль эффективности лечения | 1,0 | 0,5 | ||
Налаживание оптимального контакта с пациентом | 1,0 | 0,5 | ||
Итого баллов |
|
Текст сценария для стандартизированного актера и описание его роли:
Девочка, 2 года.
Жалобы: подъем температуры тела до 38,5°С, слизистые выделения из носа, частый кашель, учащенное дыхание, слабость, снижение аппетита.
Суть вопроса | Формулировка вопроса для актера | Ответ |
Уточнение характера кашля | Кашель сухой или влажный? Кашель беспокоит постоянно или нет? | Кашель сухой, приступообразный |
Уточнение характера тахипноэ | Отмечается учащенное или затрудненное дыхание? | Затруднен выдох |
Дополнительные жалобы | Какие жалобы еще беспокоят? | Плохой аппетит, отказ от питья, беспокойный сон |
Из анамнеза заболевания: ребенок болен в течение3 дней, заболевание началось с подъема температуры тела до 38,5°С, появились слизистые выделения из носа, покашливание. Получала жаропонижающую и муколитическую терапию. Состояние девочки ухудшилось, кашель усилился, появилось затрудненное дыхание, наросли симптомы интоксикации.
Из анамнеза жизни: Ребенок от первой беременности, срочных родов, протекавших без особенностей. Находилась на естественном вскармливании до 1 года. На первом году жизни проявления атопического дерматита, ОРВИ до 5 – 6 раз в год.
|
Общий анализ крови
Эритроциты - 3,2х1012/л,
Гемоглобин - 115 г/л
Лейкоциты - 8,4х109/л
палочкоядерные – 2 х 109/л
сегментоядерные – 12 х 109/л
лимфоциты – 78 х 109/л
эозинофилы – 7 х 109/л
моноциты – 1 х 109/л
СОЭ - 14 мм/час.
Общий анализ мочи
Уд. Вес – 1024
Белок – 0,066 г/л
Л – 1 – 3 в п/зр
Эр – 0 – 2 в п/зр
ИФА на атипичную флору - Mycoplasma pneumonia IgG 1,345.
Рентгенограмма грудной клетки
Эталон ответа по клиническому случаю
«Диагностика острого обструктивного бронхита и тактика ведения».
№ | Критерии оценки шагов | Эталон ответа |
Сбор анамнез заболевания. Заданы ли все вопросы? | Уточнение характера кашля Уточнение характера учащенного дыхания Анамнез morbi et vitae Аллергоанамнез | |
Правильность проведения и соблюдение последовательности физикального обследования – общего осмотра, дыхательной системы | Объективно:При осмотре состояние тяжелое. Кожные покровы бледные, цианоз носогубного треугольника. Отмечается частый, приступообразный, непродуктивный кашель. Частота дыхания 38 в 1 минуту. Дыхание шумное, слышно на расстоянии. Одышка экспираторного типа. В акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура. В легких жесткое дыхание, масса сухих свистящих хрипов на выдохе. Перкуторно – коробочный оттенок легочного звука | |
Правильная интерпретация симптомов, изложенных в условиях медицинской симуляции | Выявил симптомы интоксикации, бронхообструктивного синдрома, дыхательной недостаточности | |
Обоснование предварительного диагноза | Острый обструктивный бронхит, ДН II | |
Назначение плана обследования | - ОАК - Рентгенография органов грудной клетки - ИФА на атипичную флору | |
Проведение дифференциальной диагностики | Дифференцировать с бронхиальной астмой | |
Интерпретация ОАК | Признаки лимфоцитоза, ускоренное СОЭ | |
Интерпретация общего анализа мочи | Белок 0,066 (микропротеинурия) | |
Интерпретация ИФА на атипичную флору | Mycoplasma pneumonia - IgG 1,345 | |
Интерпретация рентгенограммы органов грудной клетки | Корни легких расширены, легочный рисунок усилен. Отмечается повышенная прозрачность легочных полей, горизонтальное расположение ребер | |
Обоснование окончательного диагноза | Острый обструктивный бронхит, ДН II | |
Обоснование тактики лечения | Антибактериальная терапия – макролиды ровамицин 150 тыс на кг массы тела | |
Обосновал небулайзерную терапию | Венталин 0,1 мл 3 раза с интервалом 20 мин + физ.раствор | |
Контроль эффективности лечения | Нормализация температуры тела, купирование симптомов дыхательной недостаточности, интоксикации | |
Налаживание оптимального контакта с пациентом | Налаживание оптимального контакта с пациентом и снятие тревожности | |
Итого |
Оснащение симуляции:
|
1. Лист с заданием, сценарий для актера, критерии оценки шагов
2. Рентгенограмма органов грудной клетки
3. ОАК, ОАМ
4. Результаты ИФА
5. Фонендоскоп, тонометр
1. актер – пациент.
Обстановка: учебная комната – приемный покой.
1. Кушетка – 1
2. Стол для инструментов – 1
3. Небулайзер
4. Медицинский шкаф с препаратами (физ.раствор, ровамицин, венталин).