SWOT-анализ позволяет нам определить причины эффективной или неэффективной работы предприятия на рынке, это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого можно сделать вывод
том, в каком направлении хлебопекарня должна развивать свою деятельность и в конечном итоге определить полученные ресурсы по сегментам.
Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии. Для стратегической перспективы, созданных в ходе реализации проекта, особенно значимы сильные стороны, так как они являются основой стратегии для достижения конкурентных преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует анализа слабых сторон, для разработки мероприятий по их укреплению или устранению.
При анализе ситуации рынка и потенциала создаваемого предприятия были определены следующие сильные и слабые стороны проекта.
Таблица 5 | ||||
Сильные стороны | Благоприятные факторы ситуации | |||
-высокое качество продукции; | - выгодное расположение; | |||
- блины и прочая продукция всегда | - свободный рыночный сегмент; | |||
свежеприготовленная; | - быстрая окупаемость проекта | |||
- продукция продается в непосредственной | ||||
близости от производства; | ||||
- мобильность предприятия, возможность | ||||
быстрого реагирования на изменение | ||||
спроса потребителей; | ||||
- оснащение современным, | ||||
высокомеханизированным | ||||
оборудованием; | ||||
-эффективность ценообразования; | ||||
-наличие квалифицированных кадров. | ||||
Слабые стороны | Неблагоприятные факторы ситуации и | |||
риски | ||||
- приход новых конкурентов; | - высокая чувствительность потребителей | |||
-повышение объема продаж аналогичных | к ценам; | |||
продуктов; | - конкуренция на рынке; | |||
- форс-мажор; | ||||
-изменение нужд и вкусов покупателей; | ||||
- возможное увеличения тарифов на | ||||
энергоносители и сырье. | ||||
Стратегия маркетинга
Общую стратегию маркетинга создаваемого предприятия можно сформулировать как внедрение на рынок с целью удовлетворения потребностей покупателей в высококачественной специализированной продукции.
Маркетинговая стратегия на данном этапе заключается в долгосрочном согласовании возможностей производства организации общественного питания, с ситуацией на рынке.
В основе стратегии маркетинга лежат пять стратегических концепций:
выбор целевых рынков;
сегментация рынка, т. е. выделение конкурентных целевых рынков в рамках совокупного;
выбор методов выхода на них;
выбор методов и средств маркетинга;
определение времени выхода на рынок.
Инструментами реализации маркетинговых мероприятий выступают:
совершенствование организационной структуры предприятия;
разработка и введение на рынок нового товара;
изучение рынков с целью формирования спроса и стимулирования сбыта;
увеличение и обучение персонала;
активное участие в выставках и ярмарках;
создание сервиса и повышение эффективности производства;
рекламные мероприятия;
управление ценами.
С целью прогнозирования долговременных тенденций рынка общественного питания, специализирующихся на изготовлении блинов, привлеченными специалистами по маркетингу, были проведены исследования этих рынков методами:
наблюдения за временными колебаниями потоков посетителей в торговых точках
группового исследования посредством интервью и анкетных опросов.
ходе анализа маркетинговых исследований конъюнктуры рынка, была определена степень его сбалансированности, прежде всего спроса и предложений, привычек и пожелания потребителей по качеству, товарному виду, вкусу и цене предлагаемого товара.
Особенностью спроса на данную продукцию является его ненасыщенность на рынке общественного питания в Казахстане.
Конкуренция
При всем обилии конкурентов и наличию на рынке многочисленных закусочных, кафе и ресторанов, рынок общественного питания, специализирующийся на изготовлении блинов далек от насыщения. Прежде всего, это связано с энергоёмким и специфичным процессом производства блинов. В этом плане конкурировать с крупными предприятиями очень просто. Ведь, на изменение ассортимента и разработки нового меню небольшого кафе уйдет от силы пара дней, а
крупное предприятие должно провести полномасштабную реструктуризацию.
В городе Семей есть единственное предприятие, которое специализируется на изготовлении различных блинов. Это кафе «Блинок». Нельзя сказать, что у нас в городе большой дефицит блинов, продукция которая продается в магазинах, готовится в одном месте, а реализация происходит в различных точках города. В продажу изделия поступают через 8-12 часов после выпечки. Следовательно, в торговую сеть продукция поступает уже остывшей и частично потерявшей свою привлекательность. Практически ни одно предприятие не реализует горячую и свежую выпечку в связи с отдаленностью производства от точек реализации.