Содержание
Введение. 4
1. Рекомендации по разработке организационно-педагогических условий для учебной работы на дистанционной основе лиц с ОВЗ. 6
1.1. Организационно-нормативные требования к профессиональным образовательным организациям, осуществляющим обучение лиц с ОВЗ. 6
1.2. Требования к кадровому обеспечению.. 7
2. Рекомендации по порядку разработки учебно-программой документации для лиц с ОВЗ. 8
2.1. Рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ 8
2.2. Рекомендации по разработке учебного плана для лиц с ОВЗ. 10
2.3. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей адаптированной образовательной программы для лиц с ОВЗ 12
2.4. Рекомендации по разработке индивидуального учебного графика обучения лиц с ОВЗ 13
2.5. Рекомендации для выбора мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности 14
2.6. Рекомендации по осуществлению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестация обучающихся с ОВЗ. 15
2.7. Порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья. 17
2.8. Рекомендации по разработке расписания учебных занятий для лиц с ОВЗ 18
2.9. Рекомендации по комплексному сопровождению образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и их здоровьесбережению.. 19
2.10. Рекомендации по психолого-педагогическому и организационному сопровождению различных категорий студентов с ОВЗ. 20
3. Дистанционное обучение лиц с ОВЗ – особенности, возможности, преимущества 24
3.1. Понятие дистанционного обучения. 24
3.2. Преимущества дистанционного обучения для лиц с ОВЗ. 25
|
3.3. Рекомендации по обеспечению учебной работы лиц с ОВЗ на дистанционной основе с помощью виртуальной обучающей среды Moodle. 28
3.4. Порядок работы в виртуальной обучающей среде Moodle для преподавателей, ведущих занятия со студентами с ограниченными возможностями здоровья 29
3.5. Порядок работы в виртуальной обучающей среде Moodle для организаторов учебной работы студентами с ограниченными возможностями здоровья 32
Список использованной литературы.. 34
Индивидуальный учебный график. 36
Введение
Право на образование – одно из основных прав любого человека.
Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), образование жизненно важно, поскольку способствует развитию личности, повышению его социального статуса и защищенности.
Присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, принятой на 61-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН и вступившей в силу на международном уровне в мае 2008 г., потребовало особого внимания к вопросам обеспечения для инвалидов и лиц с ОВЗ права на получение качественного общего и профессионального образования как условия их социальной интеграции.
Согласно Конвенции, государства должны принять и выполнять законы и другие меры, направленные на улучшение правовой защиты лиц с ОВЗ. Также они обязаны отменить законодательные акты и бороться со всеми традициями и практикой, которые допускают дискриминацию в отношении лиц с ограниченными физическими возможностями.
Вопрос обеспечения лиц с ОВЗ на реабилитацию средствами образования является важной составляющей государственной политики нашей страны, что нашло отражение в нормативно-правовых документах и программах:
|
- Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175;
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792-р;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по соответствующей профессии/специальности;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;
- Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. № 291;
|
- Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 968;
- Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816;
- Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. № 36;
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (письмо Департамента подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации 18 марта 2014 г. № 06-281).
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья. Реализация этого требования может быть достигнута путем выстраивания индивидуальных образовательных траекторий длялиц с ограниченными возможностями здоровья, на основе адаптированных образовательных программ и с использованиеминформационной образовательной среды.
Рекомендации по разработке организационно-педагогических условий для учебной работы на дистанционной основе лиц с ОВЗ
При разработке порядка организации учебной работы на дистанционной основе следует учитывать следующие требования.