Дистанционное образование дает преимущества для людей с ограниченными возможностями здоровья. Студенты дистанционной формы обучения, как правило, не посещают регулярные занятия, а работают в удобном для себя месте, в удобное время и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов и экзаменов по выбранной специальности/профессии [4, с. 63, 64].
Дистанционная форма обучения лиц с ОВЗ, является наиболее эффективной, так как предполагает индивидуальный подход в обучении таких студентов.
Совместная работа преподавателей, психологов, врачей, родителей, служб социальной защиты даст возможность организовать ДО для студентов с ОВЗ таким образом, чтобы наиболее качественно, безопасно построить процесс обучения, воспитания и развития.
Преимущества дистанционного обучения для студентов с ОВЗ очевидны. К ним относятся
- гибкость – возможность обучаться, выбирая время, место и темп обучения;
- модульность – возможность обучаться по индивидуальному учебному плану, в соответствии с особыми возможностями студента;
- контролируемость через использование в образовательном процессе виртуальной обучающей среды;
- наличие преподавателя - консультанта.
Дистанционное образование позволяет лицам с ОВЗ:
- расширить зону взаимодействия студентов с ограниченными возможностями;
- изучать дисциплины, междисциплинарные курсы, профессиональные модули независимо от времени и места обучения;
- общаться с преподавателем, используя виртуальную обучающую среду;
- обучаться по индивидуальной образовательной программе;
- использовать все возможности информационных технологий, которые помогают в обучении лиц с ОВЗ.
|
Основное достоинство дистанционных технологий в обучении студентов с ограниченными возможностями состоит в отсутствии привязки к месту и времени проведения занятий, в индивидуализации обучения за счет адаптации формы учебного материала, надлежащей настройки сервисов, исходя из индивидуальных потребностей каждого студента [5, с. 48].
Также появляется возможность организовать щадящий режим обучения, уменьшая количество часов учебной нагрузки, регулируя количество времени, проводимого за компьютером, многократно возвращаясь к изучаемому материалу при необходимости.
Дистанционные технологии в определенной степени разрешают основную проблему студентов с ОВЗ, которая заключается в недостатке коммуникаций со сверстниками. Несмотря на так или иначе возникающую физическую удаленность участников образовательного процесса, существует реальная возможность взаимного общения в рамках совместных занятий как по вертикали (преподаватель – студент), так и по горизонтали (между студентами, в режиме, чата и форума в виртуальной обучающей среде).
Следует подчеркнуть, что возникающие в процессе коммуникаций индивидуальные барьеры, которые носят социальный или психологический характер, при дистанционном общении исчезают совсем либо уменьшается их значимость. Например, большая часть студентов с ОВЗ, обучаясь в группе колледжа, испытывают стресс: страх и подавленность из-за несоответствия ожиданиям педагога, неуверенность при публичном ответе, «нездоровое» соперничество при сравнении себя с другими.
|
Отличительной чертой дистанционного обучения студентов с особыми потребностями является замена личностного, непосредственного взаимодействия с преподавателем, общением в виртуальной обучающей среде.
При организации дистанционного обучения студентов с особыми потребностями возникают и определенные трудности. Они могут быть обусловлены как недостатками внимания, эмоционально-волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивности, то есть слабостью регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности, так и недоразвитием отдельных психических процессов – восприятия, памяти, мышления, недостатками речи, нарушениями моторики в виде недостаточной координации движений, двигательной расторможенностью, низкой работоспособностью, ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности.
Основная идея дистанционного обучения позволяет учитывать возможности и интересы каждого обучающегося с особыми потребностями,оказывать помощь в выработке индивидуальной образовательной траектории.
Не менее важным является обеспечение его культурного развития, социализации, развития творческих способностей и умения самостоятельно обучаться. Информационная образовательная среда должна быть нацелена не только на образовательные результаты, сколько на то, чтобы каждый студент с ограниченными возможностями здоровья нашел оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.