Рекомендации по порядку разработки учебно-программой документации для лиц с ОВЗ




2.1. Рекомендации по разработке адаптированных образовательных программ

Для обучения лиц с ОВЗ, в том числе в дистанционной форме, в профессиональной образовательной организации разрабатывается и утверждается на основе соответствующего федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по профессии/специальности адаптированная образовательная программа, которая учитывает особенности их психофизического развития и индивидуальные возможности.

«Адаптированная образовательная программа среднего профессионального образования (программа подготовки квалифицированных рабочих, служащих или программа подготовки специалистов среднего звена) для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Основанием для адаптации программы являются также рекомендации, данные в заключении психолого-медико-педагогической комиссии или индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)» [3], при их наличии.

Разработка адаптированных образовательных программ осуществляется с учетом методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования утвержденных департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830вн.

«По окончании обучения выпускники с ограниченными возможностями здоровья должны освоить те же области и объекты профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в ФГОС СПО видов деятельности. Не допускается вводить какие-либо дифференциации и ограничения в адаптированных образовательных программах в отношении профессиональной деятельности выпускников с ограниченными возможностями здоровья» [3]. Таким образом, адаптированная образовательная программа включает в себя изучение всех учебных циклов соответствующего федерального образовательного стандарта, а также цикла адаптационных дисциплин.

Нормативный срок освоения адаптированной образовательной программы определяется в соответствии с ФГОС СПО по соответствующей профессии/специальности и при необходимости увеличивается по профессиям СПО не более чем на 6 месяцев, по специальностям СПО – не более чем на 10 месяцев.

«Профессиональная образовательная организация обеспечивает обучающимся лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам возможность освоения специализированных адаптационных дисциплин, включаемых в вариативную часть указанных программ. Введение адаптационных дисциплин в программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена предназначено для дополнительной индивидуализированной коррекции нарушений учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Это могут быть дисциплины социально-гуманитарного назначения, профессиональной направленности, а также для коррекции коммуникативных умений, в том числе путем освоения специальной информационно-компенсаторной техники приема-передачи учебной информации. Набор адаптационных дисциплин определяется профессиональной образовательной организацией самостоятельно, исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» [4]. В качестве адаптационных дисциплин для обучающихся с ОВЗ рекомендуется включать следующие дисциплины "Основы интеллектуального труда", "Адаптивные информационные и коммуникационные технологии", "Психология личности и профессиональное самоопределение", "Коммуникативный практикум", "Социальная адаптация и основы социально-правовых знаний".

Адаптированная образовательная программа может быть разработана для группы студентов с ОВЗ или индивидуально, для отдельного студента.

«Адаптированная образовательная программа разрабатывается также для студентов с учетом конкретных видов ограничений здоровья – нарушениями слуха (глухие, слабослышащие), нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), нарушениями опорно-двигательного аппарата и др.» [3].

Адаптированная образовательная программа должна ежегодно обновляться с учетом запросов работодателей, развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

2.2. Рекомендации по разработке учебного плана для лиц с ОВЗ

Учебный план по специальности/ профессии является частью адаптированной образовательной программы.

Учебный план определяет качественные и количественные характеристики адаптированной образовательной программы: объемные параметры учебной нагрузки в целом, по годам обучения и по семестрам; перечень дисциплин, профессиональных модулей и их составных элементов (междисциплинарных курсов, учебной и производственной практик); последовательность изучения дисциплин и профессиональных модулей; виды учебных занятий; распределение различных форм промежуточной аттестации по годам обучения и по семестрам; распределение по семестрам и объемные показатели подготовки и проведения государственной итоговой аттестации.

Учебный план для реализации адаптированной образовательной программы предусматривает добавление адаптационных дисциплин (адаптационный учебный цикл), предназначенных для учета ограничений здоровья обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при формировании общих и профессиональных компетенций.

При разработке учебного плана адаптированной образовательной программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья на дистанционной основе необходимо учитывать увеличение срока получения профессионального образования.

При разработке учебного плана адаптированной образовательной программы - ППКРС – максимальный объем учебной нагрузки обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, который обучается на базе основного общего образования, может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 30 академических часов в неделю.

Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, обучающегося на базе среднего общего образования, может быть снижен до 39 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для лиц с ограниченными возможностями здоровья при этом может быть снижен до 26 академических часов в неделю. По возможности рекомендуется устанавливать для лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

При разработке учебного плана адаптированной образовательной программыППССЗ – максимальный объем учебной нагрузки обучающегося с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 45 академических часа в неделю при шестидневной учебной неделе, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы, всех учебных циклов и разделов адаптированной образовательной программы. Максимальный объем аудиторной нагрузки для лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть снижен до 30 академических часов в неделю.

Объемы вариативной части учебных циклов адаптированной образовательной программы, определенные в ФГОС СПО по профессии/специальности, необходимо реализовывать в полном объеме и использовать:

- на реализацию адаптационного учебного цикла;

- на увеличение часов дисциплин и модулей обязательной части;

- на введение новых элементов ППКРС/ППССЗ (дисциплин, междисциплинарных курсов и профессиональных модулей).

2.3. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей адаптированной образовательной программы для лиц с ОВЗ

Рабочие программы является частью адаптированнойобразовательной программы ППССЗ/ ППКРС и определяют результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, объем и виды учебной работы обучающихся с ОВЗ, порядок изучения, содержание, уровни освоения учебного материала, требования к условиям реализации учебной дисциплины, профессионального модуля.

Рабочие программы для лиц с ОВЗ разрабатываются в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, учебных планов специальностей/профессий, примерной программы учебной дисциплины (при наличии), по отдельным дисциплинам – с учетом рекомендаций работодателей и рекомендаций психолого–медико–педагогической комиссии.

В рабочих программах дисциплин и профессиональных модулей для лиц с ограниченными возможностями здоровья, связанных с изучением информационных технологий следует включить разделы и темы, направленные на изучение универсальных информационных и коммуникационных технологий, ассистивных технологий, которые помогают компенсировать функциональные ограничения человека, альтернативных устройств ввода-вывода информации, вспомогательных устройств, вспомогательных и альтернативных программных средств.

Рабочие программы дисциплин адаптационного цикла составляются в том же формате, что и все рабочие программы других дисциплин.

2.4. Рекомендации по разработке индивидуального учебного графика обучения лиц с ОВЗ

В порядок организации обучения лиц с ОВЗ следует включить разработку индивидуального учебного графика для студента с ОВЗ.

На основе учебного плана адаптированной образовательной программы по профессии/специальности для каждого студента с ОВЗ составляется индивидуальный учебный график. Индивидуальный учебный график обучения для студента с ОВЗ составляется на каждый учебный год.

В индивидуальном учебном графике студента с ОВЗ указываются дисциплины, МДК, профессиональные модули адаптированной образовательной программы, которые должны быть реализованы за учебный год, объемы учебной нагрузки по всем дисциплинам, МДК, профессиональным модулям, учебным и производственным практикам, виды промежуточной и государственной итоговой аттестации, каникулы. Важной составляющей индивидуального графика являются сроки освоения дисциплин и модулей (Приложение 1).

Индивидуальный учебный график студента с ОВЗ обучающегося на дистанционной основе должен содержать также формы проведения занятий по дисциплинам, МДК, профессиональным модулям, которые предлагаются для обучения студентов.Занятия со студентами с ОВЗ могут проводиться очно в профессиональной образовательной организации, а также дистанционно в режиме on-line и off-line технологий, когда студенты находятся дома. Выбор формы проведения занятий зависит от следующих факторов:

– от индивидуальных возможностей обучающихся с ОВЗ;

– рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогического консилиума;

– обеспеченности электронными образовательными ресурсами;

– технической оснащенности профессиональной образовательной организации.

Индивидуальный учебный график студента с ОВЗ должен быть согласован с родителями обучающегося.

2.5. Рекомендации для выбора мест прохождения практики для обучающихся лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом требований их доступности

При определении мест прохождения учебной и производственной практики обучающимся с ОВЗ профессиональная образовательная организация должна учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практики создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений здоровья, а также с учетом профессии, характера труда, выполняемых трудовых функций. Если прохождение практики лиц с ОВЗ в организации невозможно(затруднено),то для прохождения производственной практики таких студентов в профессиональной образовательной организации, могут создаваться учебные участки (фирмы), которые имитируютбудущую профессиональнуюдеятельность.

2.6. Рекомендации по осуществлению текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестация обучающихся с ОВЗ

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ организуется с учетом методических рекомендаций по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования, утвержденными департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Минобрнауки России от 20 апреля 2015 г. № 06-830 вн.

Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются профессиональной образовательной организацией самостоятельно с учетом ограничений здоровья. Их необходимо доводить до сведения обучающихся в сроки, определенные в локальных нормативных актах профессиональной образовательной организации, но не позднее первых двух месяцев от начала обучения.

Для студентов с ограниченными возможностями здоровья рекомендуется осуществление входного контроля, задача которого состоит в определении его способностей, особенностей восприятия и готовности к освоению учебного материала. Форма входного контроля для обучающихся ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. Результаты входного контроля должны учитываться при разработке индивидуального учебного графика для студента с ОВЗ.

«Текущий контроль успеваемости осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, а также выполнения индивидуальных заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении студентом требуемых действий в процессе учебной работы; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения содержания дисциплины, междисциплинарного курса (МДК), профессионального модуля; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д. Текущий контроль успеваемости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет большое значение, поскольку позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность» [3].

Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в форме дифференцированных зачетов и/или экзаменов. Форма промежуточной аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам. Возможно установление профессиональной образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В случае необходимости для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого возможно использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и сроки проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.

Для промежуточной аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дисциплинам, междисциплинарным курсам, профессиональным модулям кроме преподавателей конкретной дисциплины, междисциплинарного курса, профессионального модуля в качестве внешних экспертов необходимо привлекать преподавателей смежных дисциплин, междисциплинарных курсов. Для оценки качества подготовки студентов и выпускников с ОВЗ по профессиональным модулям необходимо привлекать в качестве экспертов представителей работодателей.

2.7. Порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников с ограниченными возможностями здоровья

Государственная итоговая аттестация выпускников с ОВЗ, завершающих обучение по профессии/специальности СПО, является обязательной и осуществляется после освоения адаптированной образовательной программы в полном объеме. Государственная итоговая аттестация выпускников с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013г. № 968.

Выпускники или родители (законные представители) несовершеннолетних выпускников не позднее чем за 3 месяца до начала государственной итоговой аттестации подают письменное заявление о необходимости создания для них специальных условий при проведении государственной итоговой аттестации.

Для выпускников из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья государственная итоговая аттестация проводится образовательной организацией с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких выпускников (далее - индивидуальные особенности).

При проведении государственной итоговой аттестации следует учесть следующие общие требования:

– проведение государственной итоговой аттестации для лиц с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с выпускниками, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для выпускников при прохождении государственной итоговой аттестации;

– присутствие в аудитории ассистента, оказывающего выпускникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

– пользование необходимыми выпускникам техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

– обеспечение возможности беспрепятственного доступа выпускников в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

2.8. Рекомендации по разработке расписания учебных занятий для лиц с ОВЗ

На основании индивидуального учебного графика составляется расписание занятий на каждый семестр.

Учебный процесс для лиц с ОВЗ на дистанционной основе организуется по шестидневной либо по пятидневной рабочей неделе.

По возможности рекомендуется устанавливать для лиц с ограниченными возможностями здоровья пятидневную учебную неделю.

Продолжительность учебного занятия для лиц с ОВЗ составляет 45 минут. Продолжительность перемен (перерыва) не менее 10 минут.

Учебная нагрузка должна быть не менее 30 академических часов в неделю.

Для четкой организации учебной работы студента с ОВЗ в расписании указываются:время начала и окончания занятия, полное наименование дисциплин, модулей (разделов, МДК, тем) и других видов учебной работы в соответствии с учебным планом, форма проведения занятия, место проведения - аудитории, в которых проводятся занятия, если не дистанционно, Ф.И.О. преподавателей. В случае, если занятие проводитсядистанционно, указывается времявхода в систему дистанционного обучения.

Для студентов с ОВЗ рекомендуется составлять расписание, чередуя формы проведения занятий в течение недели, очные занятия не более 3 дней в неделю, в зависимости от рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.

2.9. Рекомендации по комплексному сопровождению образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ и их здоровьесбережению

Порядок организации учебной работы должен содержать раздел по комплексному сопровождению образовательного процесса лиц с ОВЗ в соответствии с рекомендациями федеральных учреждений медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Сопровождение включается в структуру образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами. Организационно-педагогическое сопровождение включает: контроль за посещаемостью занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе; консультирование преподавателей и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию трудных ситуаций; периодические инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и иную деятельность. Важной составляющей организационно-педагогического сопровождения является контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ в соответствии с индивидуальным учебным графиком в условиях инклюзивного образования.

Сопровождение осуществляется работниками структурного подразделения, организующими учебный процесс для лиц с ОВЗ, или педагогическими работниками, которым это вменено в обязанности.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется фельдшером, специалистами учреждения здравоохранения.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется социальными работниками, специалистами структурного подразделения, организующего реализацию адаптированных образовательных программ.

2.10. Рекомендации по психолого-педагогическому и организационному сопровождению различных категорий студентов с ОВЗ

Психолого-педагогическое и организационное сопровождение образовательного процесса студентов с нарушением слуха (слабослышащих и глухих). « Характеристика типичных нарушений:у обучающихся с проблемами слуха часто присутствуют следующие нарушения: нарушение функций вестибулярного аппарата, задержка моторного и психического развития, нарушения памяти, внимания, мышления, воображения, восприятия, речи, нарушения равновесия, ритмичности, точности движений (особенно мелкой моторики), реагирующей способности, пространственно-временной ориентации, дисгармоничность физического развития, заболевания дыхательной системы, вегетативно-соматические расстройства» [6, с. 171].

«Для речи студентов с нарушенным слухом характерен маленький словарный запас, замена слов по внешнему сходству звучания слова, «недочитывание» окончаний слов или их неправильное употребление; как правило, у них плохо выраженная интонационная сторона речи» [6, с. 175]. Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением слуха:

- обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды, использование разных типов звукоусиливающей аппаратуры;

- использование специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию компенсирующих маршрутов обучения;

- индивидуализация обучения, то есть реализация дифференцированного подхода в обучении с учетом возможностей обучающихся и особых образовательных потребностей, в том числе в дистанционной образовательной среде;

- учет специфики восприятия и переработки информации, овладения содержанием при организации обучения и оценке достижений.

Психолого-педагогическое и организационное сопровождение образовательного процесса для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. «Характеристика типичных отклонений у обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:нарушение опороспособности, равновесия, вертикальной позы, ориентировки в пространстве, дисгармоничность физического развития, нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, заболевания внутренних органов, нарушения зрения, слуха, интеллекта, низкая работоспособность, полная или частичная утрата движений, чувствительности, атрофия мышц и др.» [6, с. 189].

«При работе с обучающимися с нарушением опорно-двигательного аппарата необходимо учитывать их психологические особенности: повышенная эмоциональная возбудимость; повышенная чувствительность к обычным раздражителям окружающей среды. Нередко эта возбудимость сопровождается страхами, особенно характерен страх высоты. Также повышенная эмоциональная возбудимость может сочетаться с нарушениями поведения в виде двигательной расторможенности, аффективных взрывов, иногда с агрессивными проявлениями. Все эти проявления усиливаются при утомлении, в новой для обучающегося обстановке и могут быть одной из причин социальной дезадаптации» [6, с. 213].

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата:

- обеспечение особой пространственной и временной образовательных сред;

- создание безбарьерной архитектурно-пространственной среды;

- обеспечение специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом;

- организация коррекционно-поддерживающего сопровождения в образовательном процессе.

Психолого-педагогическое и организационное сопровождение образовательного процесса для обучающихся с соматическими заболеваниями. «Характеристика типичных нарушений:у обучающихся с соматическими заболеваниями часто присутствуют следующие нарушения: физическая и психическая астения, общая слабость, повышенная утомляемость, ощущение обессиливания, снижение работоспособности и концентрации внимания, ухудшение памяти, невнимательность, постсомнические нарушения. Постепенно появляются расстройства эмоционально-волевой сферы: болезненная раздражительность, вспыльчивость, колебание настроения от мрачно-пессимистического до обычного, ровного. Впоследствии в эмоциональной сфере превалирующими становятся негативные эмоции, усиливается подавленность, снижение настроения, формируется ощущение тоски, внутреннего дискомфорта с элементами тревожности» [6, с. 248].

Особые образовательные потребности обучающихся с соматическими заболеваниями:

- координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения;

- индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве;

- применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств;

- возможность обучаться дистанционно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: