II. Пояснительная записка




Коррекционно-развивающая

Психолого-педагогическая программа

«Развитие эмоционально-волевой сферы

У дошкольников 5-6 лет с логоневрозом»

 

Содержание:

I II Введение Пояснительная записка  
2.1 Актуальность программы  
2.1.1 2.1.2   2.1.3 Новизна Научные, методологические и методические основания программы Практическая значимость  
2.2 Участники программы  
2.3 2.4 2.5 Критерии ограничения на участие в программе Гарантия прав участников программы Цели и задачи программы  
2.6 Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы  
2.6.1 Требования к специалисту, реализующему программу  
2.6.2 2.6.3 2.7 2.8 Требования к материально-технической оснащенности Требования к информационной обеспеченности Сроки реализации программы Ожидаемые результаты  
2.9   2.10   2.11 Качественные и количественные критерии оценки достижения планируемых результатов Осуществление внутреннего контроля за реализацией программы Сведения о практической апробации программы на базе образовательного учреждения      
III Тематический план  
IV Содержание программы  
4.1 Описание используемых методик, технологий, инструментария  
4.2 Структура и содержание занятий  
4.3 4.4 Перспективное планирование Конспекты занятий  
V Список литературы  
VI Приложения  

 

I. Введение.

В настоящее время актуальность приобретает проблема коррекции заикания у детей дошкольного возраста. Увеличилось число детей с логоневрозом, обратившихся в Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции. Появилась необходимость организовать детей и родителей для групповых занятий по развитию эмоционально-волевой сферы, обучению диафрагмальному дыханию и снятию тревожности.

Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заикание относят к тяжелой речевой патологии, исправление которой рекомендуется организовывать в образовательных учреждениях VI вида для детей с ограниченными возможностями здоровья. Создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка с заиканием, стимуляция его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром является важнейшим фактором достижения положительного результата коррекции.

При заикании нарушаются дыхание, голос, артикуляция. Кроме того, заикающиеся имеют психологические особенности: страх речи, скованность, фиксированность на своем дефекте, избегание речевого общения. Поэтому коррекция заикания должна проводиться комплексно, с участием невропатолога, психолога, логопеда. Но решающим является участие самого заикающегося в процессе реабилитации, его настрой на лечение и самостоятельная работа над своей речью.

В клиническую картину заикания входит расстройство дыхания.У заикающихся детей оно имеет свои особенности: как правило, поверхностное, недостаточно ритмичное, легко нарушается при эмоциональном напряжении.

Наряду с особенностями речи у детей отмечаются специфические особенности поведения: повышенная импульсивность высказывания, слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность, неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости.

У дошкольников с заиканием имеются нарушения коммуникативной деятельности, проявляющиеся, прежде всего в незрелости мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся у заикающихся детей трудности в осуществлении общения связаны с речевыми и эмоциональными нарушениями. Наличие заикания и особенности эмоционально-волевой сферы, приводят к стойким нарушениям коммуникативной деятельности.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций — достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития.

Исследования психологов показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (95% опрошенных детей 5–7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%).

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях.

Спектр эмоциональных нарушений в детском возрасте чрезвычайно велик. Это могут быть тяжёлые невротические конфликты, неврозоподобные состояния, преневротические состояния.

Отношение к своему речевому дефекту меняется с взрослением ребёнка. При первичном появлении запинок в речи ребёнок не замечает их, не оценивает свою речь как недостаток. Родители же, наоборот, проявляют значительное беспокойство, постоянно обращают внимание ребёнка на неправильность речи, тем самым усугубляя ситуацию.

Анализируя аффективные взаимоотношения между родителями и детьми признаётся роль неосознаваемых родительских ожиданий, фантазий об идеальном ребёнке в формировании невротических реакций у детей (Richter, 1972).

Анализ родительско-детских взаимоотношений показывает, что в семьях, воспитывающих детей с логоневрозом, чаще доминируют такие типы воспитания: гиперопека, культ болезни, кумир семьи, повышенная моральная ответственность, маленький неудачник. (Приложение № 1)

В результате проведённой диагностики детей с логоневрозом, обратившихся за помощью выявлены: ситуативная тревожность, возрастные страхи, несформированность произвольности, несамостоятельность, упрямство.

Исходя из вышесказанного, мы считаем необходимым проводить работу с детьми с диагнозом логоневроз по снятию тревожности, коррекции страхов, обучению релаксации, диафрагмальному дыханию, навыкам саморегуляции. (Приложение № 2,3,4) Их родителями на снятие тревожности, адекватного отношения к речевому дефекту своего ребёнка, обучение эффективному взаимодействию с ребёнком в семье.

Настоящая программа - один из возможных вариантов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с логоневрозом в условиях образовательного учреждения дополнительного образования.

Данная программа направлена на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с логоневрозом представляет собой систему занятий, содержащих набор игр, упражнений и этюдов на обучение диафрагмальному дыханию, снятие мышечного напряжения, релаксации, коррекции страхов, установлению доверительных отношений с родителями, повышению коммуникативных способностей со сверстниками и взрослыми, не входящими в ближайшее окружение ребенка.

II. Пояснительная записка

Актуальность.

В настоящее время в Камчатском крае не используются программы психолого-педагогической коррекции эмоционально-волевой сферы детей с логоневрозом, аналогичные представленной программе «Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников 5-6 лет с логоневрозом». Специалистами логотерапевтами, психотерапевтами «Центра патологии речи» Шкловского, г. Москва, отмечается необходимость объединения детей с закрепившимся навыком патологической судорожной речи в малые группы, где первым этапом работы по восстановлению речи является коррекция эмоциональной сферы ребенка, восстановление доверительных отношений с окружающими в процессе коммуникации и обучение правильному релаксационному дыханию.

Новизна.

Наряду с классическими психолого-педагогическими технологиями развития и коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка в программе используются такие технологии как, сказкотерапия, имаготерапия, методы обучения релаксационно-диафрагмальному дыханию, позволяющие в игровой форме значительно увеличить эффективность занятий, снизить продолжительность курса коррекции в сравнении с традиционными программами коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.

Отличительная особенность данной программы заключается в том, что на занятиях родители принимают активное участие во всех видах деятельности совместно с детьми, на практике обучаясь методам помощи и обучения детей плавности речи. Так родители узнают о возрастных и индивидуальных особенностях собственного ребенка, устанавливаются более доверительные отношения родителя и ребенка, используется как собственный опыт конструктивного взаимодействия, так и опыт других участников коррекционного процесса. (Приложение № 5)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: