Остановимся подробно на каждом пункте годового аналитического отчета воспитателя.
1. Общая характеристика группы. В этом пункте не должно быть общих фраз. Не стоит расписывать, как развивались дети в течение года, какие сложились отношения между детьми и педагогом и т. д. О развитии воспитанников нужно говорить на основании педагогической диагностики, а о сложившихся партнерских отношениях – описывая образовательную среду.
2. Цели и задачи на данный период. Здесь педагог перечисляет цели и задачи, которые он ставил на этот учебный год.
3. Анализ образовательной среды в группе. В этом пункте воспитатель описывает и оценивает условия, обеспечивающие развитие дошкольников. Для этого он берет заполненные таблицы, которые впоследствии станут приложениями к отчету, с фактическим материалом: данными по РППС, проведенным мероприятиям, использованию педагогических технологий и другим составляющим образовательной среды. Его задача – осмыслить данные, которые он собрал в течение года, выделить сильные и слабые показатели, записать, какие внутренние и внешние возможности можно использовать, чтобы образовательная среда в группе была оптимальной и соответствовала требованиям ФГОС ДО.
Далее необходимо рассмотреть только самые сильные стороны и результаты образовательной деятельности и самые слабые, проблемные, затем внести их в таблицу анализа:
Сильные стороны | Слабые стороны | Возможности |
То, что находится в пределах нормы, очевидно для воспитателя, администрации ДОО, осуществляющей контроль, коллег. Эти показатели отражены в таблицах-приложениях, на которые в отчете можно сделать ссылки.
|
Под словом «проблема» подразумеваются вопросы, которые требуют внимания: воспитанники не достигли результатов, воспитатель не предоставил возможности для развития способностей детей и т. д.
Например, дети старшей группы увлеченно занимаются с конструктором, проявляют способности, фантазию, конструкторское мышление. Воспитатель успешно интегрирует разные образовательные области на этих занятиях, реализует проекты, организует конкурсы. Такую успешную работу педагог ставит себе в плюс. Но будет ли также интересен этот конструктор детям в подготовительной группе? Получат ли способности детей дальнейшее развитие? Получат, если воспитатель при поддержке родителей предоставит детям возможность заниматься с более сложным конструктором, например трехмерным, который не ограничивает конструкторское мышление и фантазию ребенка.
4. Анализ результатов педагогической диагностики. Воспитатель обобщает результаты педагогической диагностики, отмечает, по каким направлениям у воспитанников самые высокие (сильные стороны), а по каким самые низкие (слабые стороны) показатели. Далее рассматривает возможности для коррекции низких показателей и поддержки точек роста.
Как приложение к данному пункту педагог использует таблицы с результатами педагогической и психологической диагностики, проведенной в течение года. Они заполняются по форме, предложенной авторами диагностик.
5. Анализ работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Педагог анализирует работу не только с детьми с ОВЗ, но и воспитанниками, требующими особого педагогического подхода и индивидуальной работы, в т. ч. с одаренными дошкольниками. Сильные стороны – те формы индивидуальной работы, которые дали положительный результат, а слабые – то, что не оказалось результативным или планировалось, но не было реализовано.
|
6. Анализ взаимодействия с родителями воспитанников. Воспитатель не только называет наиболее и наименее результативные формы из тех, что применялись в течение года, но и рассматривает возможность использования новых форм.
7. Анализ результатов профессионального развития воспитателя. Прежде чем определить, что удалось и что не удалось в плане профессионального развития, воспитатель указывает, над какой методической темой и в течение какого срока он работал. Педагог фиксирует, какие источники профессиональной информации он задействовал, оценивает их полезность:
· изучил…;
· ознакомился с…;
· расширил имеющиеся представления о…;
· взял за основу для разработки…
Это важная часть методической копилки. Невозможно все удержать в памяти. Копилка станет хорошим подспорьем в работе. К ней всегда можно вернуться и что-то уточнить, подготовиться к докладу, дать полезный совет коллегам. В качестве сильных сторон воспитатель фиксирует то, что он успешно применяет на практике.
Также в годовом аналитическом отчете воспитатель рассматривает образовательные технологии (ОТ), которые использует в работе. Следует обратить внимание, что если в течение года был реализован всего один проект, то некорректно писать, что воспитатель успешно использовал проектную технологию в образовательном процессе. Нужно указать, что он эту технологию освоил.
|
Не следует формулировать так: «использовал элементы образовательных технологий». ОТ – целостная система, в которой все элементы взаимосвязаны. И если какой-то элемент из нее вычленяется, то об использовании технологии речь не идет. Можно говорить лишь об отдельном приеме.
В качестве положительных сторон воспитатель отмечает успешное транслирование собственного опыта, обучение на курсах повышения квалификации, которое помогло его развитию как профессионала. Как и в других пунктах, в приложении фиксируется, что сделано, а в анализе – только самое эффективное.
В качестве проблемных сторон педагог отмечает то, что не принесло ожидаемых результатов. Не нужно бояться низко оценивать свое участие в методических мероприятиях и качество их организации. Объективная профессиональная самооценка всегда полезна, а годовой отчет – внутренний документ ДОО. Если несколько членов коллектива выскажут обоснованное мнение, что курсы были организованы плохо, администрация в будущем может рассмотреть другое учреждение дополнительного профессионального образования для их прохождения, в т. ч. дистанционно.
8. Общие выводы и задачи на следующий период. Воспитатель оценивает образовательную деятельность и ее результативность по всем аспектам и в заключение на основе выявленных проблем и возможностей формулирует задачи на следующий период.
Умение педагога видеть проблемы в своей деятельности и находить пути их решения свидетельствует о его высоком профессиональном уровне.
Такой подход к написанию годового аналитического отчета связывает анализ и планирование в единую систему. Выполнил или не выполнил воспитатель поставленные задачи – критерий оценки эффективности образовательного процесса. А качественный анализ, в свою очередь, позволяет педагогу правильно планировать свою работу. Это дополнительный стимул для профессионального развития. Если воспитатель не видит возможностей для преодоления проблем и развития точек роста, необходимость указать их в отчете побуждает изучить вопрос: опыт коллег, методическую литературу и т. д.
Таблицы-приложения к годовому отчету воспитатель заполняет в течение года. Этот фактический материал используется для разных целей: при подготовке к аттестации, для участия в профессиональных конкурсах, распределения стимулирующей части фонда оплаты труда.
Объем годового аналитического отчета не определяет его качество. У начинающего воспитателя и воспитателя, имеющего большой педагогический опыт, он может значительно различаться. Но такой подход покажет руководителю ДОО, видит ли педагог главные проблемы в своей работе, думает ли он над тем, как их преодолеть. Старшему воспитателю это поможет выстроить эффективную программу методической поддержки педагогов.
Приложение