МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях?
(ОТВЕТ)
· Азбука 1 класс Л.Ф Климанова и С.Г. Макеева 1 часть, обучающиеся знакомятся с фонетическими понятиями: слово стр.10, звук с.42, гласные и согласные звуки стр.46, твердые и мягкие согласные звуки стр. 50, слоги стр.54, ударение стр. 56, слово и предложение стр.58.
·
Букварь 1 класс В.М. Андриянова, дети знакомятся с фонетическими понятиями: речь стр.10, слово стр. 12, ударение стр.18, предложение стр.12, слоги стр.15, звук и буква стр.19, знаки препинания стр 13.
Введение фонетических понятий в этих букварях разное.
2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Что нового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.
(ОТВЕТ) Обучающиеся первого класса, изучив тему «Слог и деление на слоги», научатся составлять слова из слогов, делить слова по слогам, считать кол-во слогов в слове. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи – слог. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: «Чтения по слогам!».
3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребует от первоклассника решение любой из задач?
(ОТВЕТ)
ü Создать условия для формирования представления о звуках речи, какими они бывают (гласные/согласные, твердые/мягкие), о том, что такое слог.
|
ü Развивать навык грамотного письма;
1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?
2) В слоге два звука. Какие это звуки?
3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных?
4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.
5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?
6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему количество слогов в словах разное.
4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесного ударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.
(ОТВЕТ)
Упражнения на тему "Смыслоразличительная роль ударения", которые разработаны с целью ознакомления учащихся с лексической функцией ударения в русском языке.
· Поставь ударение в словах и объясни их лексическое значение.
Замок / Замок
Атлас / Атлас
Белки / Белки
Полки / Полки
Кружки / Кружки
Ирис / Ирис
5.Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материале которых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи (используйте для этого методические рекомендации к букварям или учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» из списка основной учебной литературы).
(ОТВЕТ) Азбука 1 класс Л.Ф Климанова и С.Г. Макеева 1 часть стр. 42 «Мир полон звуков».
|
Букварь 1 класс В.М. Андриянова стр.16 «Звуки речи».
Урок: «Звуки в речи» Азбука 1 класс 1 часть Горецкий В.Г.
На доске чертится схема:
Вопрос-задание:
– Подберите слова к данной схеме.
Варианты ответов детей: стена, диван, тетрадь, ковёр, футбол и т. д.
■ Развитие речи учащихся. Составление рассказа по сюжетной картинке в учебнике.
Работа по учебнику: с. 14.
Вопросы:
– Что вы видите на верхней картинке?
– В какие игры играют мальчики?
– Что вы видите на нижней картинке?
– Что делает папа?
– Что делает девочка в зеленом платье?
– Что делает девочка в красном платье?
– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу? (Звук [a].)
– Когда еще так говорят? (На приёме у врача. Когда что-либо вспомнят, когда обрадуются)
Постановка целей и задач урока.
Вывод: звуки мы произносим и слышим.
Работа по учебнику: с. 15.
Составление предложений по схеме.
– Сколько слов в предложении? (Три.)
– Ответьте на вопросы, опираясь на схему предложения.
Вопросы:
– Как жужжат пчелы? (Пчелы жужжат: ж–ж–ж.)
– Как звенят комарики? (Комарики звенят: з–з–з.)
– Как шипит воздух? (Воздух шипит: ш–ш–ш.)
– Как рычит собака? (Собака рычит: р–р–р.)
Обратите внимание: на схеме предложения отдельный звук изображается в виде квадратика.
Закрепление.
Вопросы:
– Как шуршат листья под ногами? (Ш–ш–ш.)
– Как воет волк? (У–у–у.)
– Как фыркает ёжик? (Ф–ф–ф.)
– Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? (С–с–с.)
– Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? (Ш–ш–ш.)
Итог урока.
|
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
6.Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работы со звуковыми моделями букваря.
(ОТВЕТ)Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:
1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;
2) в слоге может быть различное количество звуков;
3) в слоге обязательно есть гласный звук;
4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).
6. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах? Почему?
Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода.
Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.
Слова для звуко-буквенного разбора: ель, ключ, маяк, лошадь, радость, ягода,
Слова для звукового разбора: ветер, колобок, куклы, мороз, рука, сахар, улитка, суп.
Такие слова как «ягода, маяк, ель» и т.д. не должна даваться для звукового анализа на начальном этапе обучения. Потому что, в этих словах есть буквы, которые обозначают два звука.
Образцовый ответ первоклассника при проведении звукового анализа слова.
«Рука». В слове 2 слога РУ-КА, 2-ой слог является ударным.
Чертим схему, показываем вертикальной линией, что здесь два слога.
Звук [р] согласный твёрдый (закрасим карандашом синего цвета),
Звук [у] гласный (закрасим карандашом красного цвета)
Звук [к] согласный (закрасим карандашом синего цвета)
Звук [а] гласный (закрасим карандашом красного цвета), обозначим, что это ударный слог.
Образцовый ответ первоклассника при проведении звуко-буквенного разбора слова.
Ель — слово из 1 слога: ель. Ударение ставится на единственную гласную в слове. Транскрипция слова: [й’эл’]. В слове 3 буквы и 3 звука.