Урок: «Звуки в речи» Азбука 1 класс 1 часть Горецкий В.Г.




МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

1. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях?

 

(ОТВЕТ)

· Азбука 1 класс Л.Ф Климанова и С.Г. Макеева 1 часть, обучающиеся знакомятся с фонетическими понятиями: слово стр.10, звук с.42, гласные и согласные звуки стр.46, твердые и мягкие согласные звуки стр. 50, слоги стр.54, ударение стр. 56, слово и предложение стр.58.

·
Букварь 1 класс В.М. Андриянова, дети знакомятся с фонетическими понятиями: речь стр.10, слово стр. 12, ударение стр.18, предложение стр.12, слоги стр.15, звук и буква стр.19, знаки препинания стр 13.

Введение фонетических понятий в этих букварях разное.

2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Что нового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.

(ОТВЕТ) Обучающиеся первого класса, изучив тему «Слог и деление на слоги», научатся составлять слова из слогов, делить слова по слогам, считать кол-во слогов в слове. В результате учащиеся осознают, что основная произносительная единица речи – слог. Дети практически осваивают то действие, которое продолжительное время, на протяжении почти всего периода обучения грамоте, будет служить им руководящим принципом чтения: «Чтения по слогам!».

3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребует от первоклассника решение любой из задач?

(ОТВЕТ)

ü Создать условия для формирования представления о звуках речи, какими они бывают (гласные/согласные, твердые/мягкие), о том, что такое слог.

ü Развивать навык грамотного письма;

1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?

2) В слоге два звука. Какие это звуки?

3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных?

4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько в слове слогов? Назовите такие слова.

5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?

6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почему количество слогов в словах разное.

4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесного ударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.

(ОТВЕТ)

Упражнения на тему "Смыслоразличительная роль ударения", которые разработаны с целью ознакомления учащихся с лексической функцией ударения в русском языке.

· Поставь ударение в словах и объясни их лексическое значение.

Замок / Замок

Атлас / Атлас

Белки / Белки

Полки / Полки

Кружки / Кружки

Ирис / Ирис

5.Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материале которых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи (используйте для этого методические рекомендации к букварям или учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» из списка основной учебной литературы).

(ОТВЕТ) Азбука 1 класс Л.Ф Климанова и С.Г. Макеева 1 часть стр. 42 «Мир полон звуков».

Букварь 1 класс В.М. Андриянова стр.16 «Звуки речи».

Урок: «Звуки в речи» Азбука 1 класс 1 часть Горецкий В.Г.

На доске чертится схема:

Вопрос-задание:

– Подберите слова к данной схеме.

Варианты ответов детей: стена, диван, тетрадь, ковёр, футбол и т. д.

■ Развитие речи учащихся. Составление рассказа по сюжетной картинке в учебнике.

Работа по учебнику: с. 14.

Вопросы:

– Что вы видите на верхней картинке?

– В какие игры играют мальчики?

– Что вы видите на нижней картинке?

– Что делает папа?

– Что делает девочка в зеленом платье?

– Что делает девочка в красном платье?

– Какой звук произносит девочка, укачивающая куклу? (Звук [a].)

– Когда еще так говорят? (На приёме у врача. Когда что-либо вспомнят, когда обрадуются)

Постановка целей и задач урока.

Вывод: звуки мы произносим и слышим.

Работа по учебнику: с. 15.

Составление предложений по схеме.

– Сколько слов в предложении? (Три.)

– Ответьте на вопросы, опираясь на схему предложения.

Вопросы:

– Как жужжат пчелы? (Пчелы жужжат: ж–ж–ж.)

– Как звенят комарики? (Комарики звенят: з–з–з.)

– Как шипит воздух? (Воздух шипит: ш–ш–ш.)

– Как рычит собака? (Собака рычит: р–р–р.)

Обратите внимание: на схеме предложения отдельный звук изображается в виде квадратика.

Закрепление.

Вопросы:

– Как шуршат листья под ногами? (Ш–ш–ш.)

– Как воет волк? (У–у–у.)

– Как фыркает ёжик? (Ф–ф–ф.)

– Как свистит струя пара, когда вода закипает в чайнике? (С–с–с.)

– Какой звук слышится, когда шипит масло в сковороде на огне? (Ш–ш–ш.)

Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

 

6.Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разных букварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощью схем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работы со звуковыми моделями букваря.

(ОТВЕТ)Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:

1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;

2) в слоге может быть различное количество звуков;

3) в слоге обязательно есть гласный звук;

4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).

 

6. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звукового анализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах? Почему?

Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода.

Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.

Слова для звуко-буквенного разбора: ель, ключ, маяк, лошадь, радость, ягода,

Слова для звукового разбора: ветер, колобок, куклы, мороз, рука, сахар, улитка, суп.

Такие слова как «ягода, маяк, ель» и т.д. не должна даваться для звукового анализа на начальном этапе обучения. Потому что, в этих словах есть буквы, которые обозначают два звука.

Образцовый ответ первоклассника при проведении звукового анализа слова.

«Рука». В слове 2 слога РУ-КА, 2-ой слог является ударным.

Чертим схему, показываем вертикальной линией, что здесь два слога.

Звук [р] согласный твёрдый (закрасим карандашом синего цвета),

Звук [у] гласный (закрасим карандашом красного цвета)

Звук [к] согласный (закрасим карандашом синего цвета)

Звук [а] гласный (закрасим карандашом красного цвета), обозначим, что это ударный слог.

Образцовый ответ первоклассника при проведении звуко-буквенного разбора слова.

Ель — слово из 1 слога: ель. Ударение ставится на единственную гласную в слове. Транскрипция слова: [й’эл’]. В слове 3 буквы и 3 звука.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: