Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г.
Лекцию обязательно написать, сделать развернутый конспект.
Новая экономическая политика в Советской России. Образование СССР.
План:
Причины перехода к новой экономической политике
Мероприятия нэп
3. Образование СССР
Причины перехода к новой экономической политике.
Россия вышла из Гражданской войны в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха (промышленность, по некоторым показателям отброшенная к уровню 1861г., бездействующий транспорт, сократившиеся наполовину посевные площади, измеряемая тысячами процентов в год инфляция, развалившаяся финансовая система) дополнялась социальной катастрофой (падение уровня жизни, высокая смертность, голод) и политическим напряжением (недоверие к советской власти, усиление антибольшевистских настроений). Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии и восстание матросов, солдат и рабочих в Кронштадте под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти. Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе «военного коммунизма» как попытки непосредственного, стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму.
Мероприятия нэп. Весной 1921 г. на X съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике (нэп)— новой потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу. Принципиально цели не изменились — переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были отчасти пересмотрены. Нэп включал в себя ряд мер:
|
• Замена продразверстки меньшим по размеру продналогом;
• Допущение свободы торговли продуктами сельскохозяйственного производства;
• Денационализация мелкой и средней промышленности при сохранении за государством, так называемых командных высот (металлургия, транспорт, топливная промышленность, нефтедобыча и др.);
• объединение крупных предприятий в тресты, работавшие на основе хозрасчета и подчиненные Высшему совету народного хозяйства;
• отмена трудовой повинности и трудовой мобилизации, внедрение оплаты труда по тарифам с учетом количества и качества продукции;
• разрешение свободы частного капитала в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, сфере обслуживания (с ограничениями), поощрение кооперации;
• допущение иностранного капитала (концессии, аренда); воссоздание банковской и налоговой систем;
• проведение денежной реформы на основе ограничения эмиссии, вытеснения совзнаков и введения устойчивой валюты - червонца.
Достижения нэпа значительны: к 1925 г. был в основном достигнут довоенный уровень промышленного и сельскохозяйственного производства, остановлена инфляция, стабилизирована финансовая система, улучшилось материальное положение населения. Вместе с тем успехи нэпа не следует преувеличивать. По выражению историка В.П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, стоявших перед российской экономикой уже в начале XX в., он не решал. Более того, нэпу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта промышленных товаров дефицита промышленных товаров, хлебозаготовок (зима 1927/28) - и породили острую борьбу в руководстве партии и государства. Самым главным было противоречие между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму, обществу, свободному от частной собственности. Официально об отказе от нэпа было объявлено в декабре 1929 г.
|
Образование СССР
1917 год стал переломным для нашей страны. Менялась политика, экономика, общество, менялось само государство. Хаос и резкое ослабление центральной власти вызвали рост сепаратизма на окраинах и распад Российской империи. На границах России образовалось множество национальных республик. Часть из них, более близких западноевропейской культуре, выбрали буржуазный путь развития (Финляндия, Польша, Прибалтийские государства). В остальных разными путями устанавливалась советская власть. Перед советскими национальными республиками вновь встал вопрос о воссоединении. Этому стремлению способствовали несколько стимулов:
1. Наличие единого внешнего врага в лице «враждебного капиталистического окружения».
2. Восстановление экономических связей в условиях экономической блокады.
3. Единая марксистская идеология.
|
Но многих национальных коммунистов беспокоила опасность «русификации». Они готовы были к объединению, но к объединению на равных началах и с сохранением национальных особенностей, что приводило к разногласиям с Москвой, не желавшей лишаться монополии на власть. В этих условиях в ЦК возникли два отличных друг от друга плана объединения Советских республик:
1. План автономизации, разработанный Сталиным и сторонниками централизации. Он предусматривал вхождение Советских республик в состав РСФСР на правах автономий, при котором власть Москвы и законодательство России просто распространялись на новые территории.
По сути, это было не объединение и создание нового государства, а поглощение Россией национальных Советских республик.
2. Федеративный план Ленина. Он критиковал сталинский план и выступал за равноправные союзные отношения. Ленин стоял за заключение между Советскими республиками равноправных договоров, что предусматривало разработку новой Конституции и формирование новых федеративных органов власти с представительством от всех республик. Большинство коммунистов поддержали формулировку Ленина, но при существующем режиме диктатуры партии настоящего союза независимых и равноправных государств получиться не могло. Действительно, находящие во главе национальных республик коммунисты обязаны были проводить политику ЦК партии, т.е. Москвы.
К этим проблемам добавилась обостряющаяся болезнь Ленина, что выдвинуло на первый план в этом вопросе наркома по делам национальностей Сталина.
Объединительный процесс начался ещё в годы Гражданской войны с объединения Красной Армии всех советских республик 1 июня 1919 года представителями пяти республик был подписан Декрет «Об объединении социалистических республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». По окончании войны, по мере освобождения от оккупационных войск и свержения буржуазных правительств, встал вопрос о превращении военного союза в постоянный военно-политический и экономический союз. Первый подобный союзный договор был заключен в сентябре 1920 г. с Азербайджанской ССР. По договору РСФСР и АзССР создали объединенные комиссариаты в ведение которых входили:
· военные организации и командование;
· финансы, национальная экономика, внешняя торговля и снабжение;
· ж/дорожный и водный транспорт, почта и телеграф.
Республики сохранили самостоятельную внешнюю политику, что делало новое государство скорее союзом независимых государств (конфедерацией). Через 3 месяца подобный договор был заключён с Украинской ССР. Но если Азербайджан был самым слабым из советских государств, то Украина – самым сильным. Поэтому в договоре с Киевом более чётко были определены функции объединённых комиссариатов, и закреплено равноправие. В 1921 г. в эту систему были включены Белорусская, Грузинская и Армянская ССР. Остальные три советские республики – Хорезмская, Бухарская и Дальневосточная были несколько в ином положении:
· Хорезм (бывшая Хива) и Бухара были Народными Республиками;
· Дальневосточная Демократическая Республика;
Союзные договоры с ними сильно отличались, особенно экономические статьи, сохранившие за республиками большую свободу во внешней торговле. Таким образом, эти договоры носили скорее военно-политический, а не экономический характер. Такое различие в правах и, главное, право республик самостоятельно проводить внешнюю политику не соответствовало принципам федерации и создавало массу проблем, особенно в международных отношениях. Ситуация обострилась в нач. 1922 г., когда РСФСР единственную из 9-ти союзных республик пригласили принять участие в европейской конференции в Генуе, подразумевая, что она будет представлять всю союзную федерацию. В ответ 8 союзных республик заключили соглашение, поручив РСФСР защищать их интересы на конференции, и предоставив ей право подписывать международные договоры, даже не относящиеся к работе конференции. По сути дела и в дальнейшем республики согласны были поручить внешнюю политику Москве, но при условии включения во внешнеполитические органы своих представителей. Только Украина выступала против, не желая давать каких-либо преимуществ России.
Таким образом, к концу 1922 года процесс воссоединения был закончен, и нуждался лишь в конституционном оформлении.
Конституция СССР 1924 года
30 декабря 1922 г. в Москве был созван I съезд Советов СССР.
Накануне съезда в составе союза произошли изменения:
1. в состав РСФСР вошла Дальневосточная Демократическая Республика.
2. Сталин и Орджоникидзе, несмотря на противодействие больного Ленина и грузинских коммунистов, сумели добиться объединения 3-х закавказских Республик – Азербайджанской, Армянской и Грузинской в единую Закавказскую СФСР (лидеры грузинских коммунистов, более всего сопротивляющиеся этим планам, были освобождены от занимаемых должностей, и новый партийный аппарат не стал препятствовать этим планам).
Поэтому на I съезде Советов СССР приняли участие не 9 республик, а 4 –РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР (Хорезм и Бухара ещё не были социалистическими). Основной доклад сделал Сталин, зачитавший проект «Договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик». В ней перечислялись причины образования СССР – экономическая, политическая, идеологическая. Съезд единогласно утвердил Договор, избрал ВЦИК СССР (Всесоюзный Центральный Исполнительный Комитет), и поручил ему на основе Договора разработать проект Конституции СССР.
31 января 1924 г. II съезд Советов СССР принял 1-ую Конституцию СССР. Конституция провозглашала принципы образования СССР:
· добровольность объединения;
· равноправность республик;
· свободу выхода из СССР и право других государств на вхождение в СССР.
Было проведено разграничение предметов ведения между союзными и республиканскими органами власти:
· союзные органы власти – оборона, внешняя политика и торговля, общее планирование экономики и союзного бюджета, разработка основ союзного законодательства;
· республиканские органы власти – местное хозяйство, просвещение, земледелие, здравоохранение, социальное обеспечение, юстиция.
Высшим законодательным органом власти был провозглашен регулярно созываемый Всесоюзный съезд Советов, в чьей компетенции было утверждение и изменение Конституции. Между съездами высшая власть принадлежала двухпалатному ЦИК СССР, который должен был представлять интересы всех республик и автономий.
· верхняя палата – Совет Союза (равное представительство от всех республик);
· нижняя палата – Совет национальностей (количество депутатов соответственно населению республики).
На совместном заседании обеих палат ЦИК СССР избирались Президиум ЦИК СССР, являвшийся высшим органом власти между сессиями ЦИК СССР, и правительство – Совет народных комиссаров (СНК). В состав СНК входило 12 человек – председатель (избран Ленин, но из-за скорой смерти так и не приступил к должности), заместитель и 10 наркомов. При ЦИК СССР создавались высшие органы судебной власти – Верховный суд СССР и ОГПУ (объединенное государственное политическое управление). Каждая республика, входящая в СССР имела подобную структуру власти, но верховенство оставалось за союзными, располагающимися в столице Союза – Москве.
Эта Конституция противоречила демократическому принципу разделения властей, но соответствовала принципу пролетарской диктатуры
Кроме того, на практике не государственные органы, а ЦК партии определял направления развития страны и работу правительства. Главы и члены правительств были коммунистами, избирались ЦК партии, и были полностью подконтрольны партии. В ленинский период решения в ЦК ещё принимались голосованием пусть и узкой, но всё-таки группой лиц. С середины 20-х гг. начался переход к авторитаризму, что привело к сосредоточению всей власти в руках одного руководителя партии.
В последующие годы в союз вступили новые республики:
· 1925 г. – Узбекская и Туркменская ССР.
· 1929 г. – Таджикская ССР.
· 1936 г. – Казахская и Киргизская ССР.
· в этом же 1936 г. была распущена ЗСФСР и Азербайджанская, Грузинская и Армянская ССР отдельно вошли в состав СССР.
· 1940 г. – Литовская, Латвийская, Эстонская и Молдавская ССР.
Всего в СССР объединилось 15 республик.