ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ




РИТМИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ.

Как образуются разнообразные ритмические фигуры? Двумя способами.

Один способ – раздробить долю на более мелкие длительности.

Запомните ритмические фигуры, которые образуются в результате дробления доли – четверти:

 

 

Обратите внимание на то, что мелкие длительности внутри одной доли надо объединять в записи общим ребром:

Такая группировка длительностей на-

зывается инструментальная, потому

что так записывают ноты, предназначеннные для игры на инструменте (фортепиано, скрипке и др.) Если же ноты предназначены для пения со словами, то их записывают иначе – так, чтобы певец (вокалист) знал, на какой слог слова какую ноту надо петь. Если одному слогу соответствует один звук, то его записывают отдельной нотой (восьмые и более мелкие длительности записываются с «хвостиком»), если же слог распевается на несколько звуков, то их объединяют, да еще и пишут лигу. Такая группировка длительностей называется вокальная.

Другой способ образования ритмических фигур – удлинять звук, тянуть его из доли в долю, из такта в такт. Для этого пишут ноту той же высоты и слиговывают ее с предыдущей:

Лига – универсальный способ удлинить звук. Однако, часто лигу заменяют другой формой записи. Если звук надо удлинить ровно на половину его длительности, то вместо лиги ставят точку:

 

 

Но учтите: точкой можно пользоваться не всегда, а только в тех случаях, когда мы удлиняем звук на половину его длительности. А лигой можно пользоваться всегда – и тогда, когда надо удлинить звук меньше, чем наполовину. И есть случаи, когда лигу заменить точкой нельзя:

 


ГРУППИРОВКА ДЛИТЕЛЬНОСТЕЙ В РАЗМЕРАХ, ГДЕ ДОЛЯ РАВНА e:

Во всех этих размерах принято объединять в записи общим ребром три восьмые и ритмические фигуры, равные в сумме. Запомните эти ритмические фигуры:

 

 

ОБРАЗЕЦ ПИСЬМЕННОЙ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

 

 

1. Запиши гамму D-dur, подпиши ступени, выполни все построения,

играй и пой:

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ натуральный вид гармонический вид

 

2. Построй и спой в тональности D-dur

- последовательность ступеней V – III – I –áVI – V – VI≤ – V – âVII – I:

 

 

- последовательность интервалов: ч.5 б.2 ув.4 б.6 ум.5 б.3

I I VI≤ V VII I

 

 

 
 


- последовательность аккордов:

 

 

3. Спой мелодию с дирижированием:

«О sole mio!» («Моё солнышко!») неаполитанская песня

Запиши диктант:

  • напиши ключевые знаки тональности, хорошо настройся
  • определи и запиши размер
  • разметь нужное количество тактов (чаще всего 8 или 4)
  • сколько фраз в мелодии, есть ли повторы (точные или с вариантами)
  • проанализируй принципы организации мелодии:

направление движения (вверх или вниз),

есть ли скачки (на какие интервалы, по каким ступеням),

движение по характерным интервалам или по звукам аккордов,

наличие секвенций

  • проанализируй особенности ритма
  • обрати внимание на заключительную фразу: как именно закрепляется тоника?

 

Диктант перепиши без ошибок (если нужно), транспонируй в 2-3 тональности (запиши, конечно). Выучи наизусть, пой с дирижированием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«ШПАРГАЛКИ» к письменной работе:

 

a b c d e f g h
               

 

 

 

 

Правило диезных тональностей: последний диез – VII ступень

1≥ 2≥ 3≥ 4≥ 5≥ 6≥ 7≥
_________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________

Правило бемольных тональностей: тоника – предпоследний бемоль

1≤ 2≤ 3≤ 4≤ 5≤ 6≤ 7≤
_________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________ _________

 

Правило тритонов:

«ФА ↔ СИ»

мажор IV ↔ VII

минор VI ↔ II

 

Правило характерных интервалов:

· характерны для гармонического вида мажора и минора

· увеличенные: 2, 4, 5

Уменьшённые: 7, 5, 4

· на VIстроятся все увеличенные интервалы

· на VII ≥ строятся все уменьшенные интервалы

 

Трезвучия главных ступеней лада и их обращения:

 
 


Доминантовый септаккорд и его обращения:

Правило инструментальной группировки длительностей:

 

ОДНА ДОЛЯ – ОДНО РЕБРО

 
 


6/8 =3/8+3/8 ОДНО РЕБРО ДЛЯ ТРЁХ ВОСЬМЫХ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: