Производство в суде надзорной инстанции
1. Понятие и общая характеристика производства в суде надзорной инстанции
2. Право надзорного обжалования
3. Действия суда надзорной инстанции после поступления надзорной жалобы, представления
4. Полномочия суда надзорной инстанции и основания для отмены или изменения судебных постановлений
Понятие и общая характеристика производства в суде надзорной инстанции
Процедура пересмотра решений по гражданским делам в порядке надзора долгое время являлась предметом острых дискуссий как на национальном уровне, так и на международном. С момента принятия ГПК РФ 2002 г. нормы о производстве в суде надзорной инстанции длительное время являлись предметом обоснованной критики отечественных ученых.
Основной проблемой суда надзорной инстанции являлось признание Европейским Судом по правам человека надзорного производства по ГПК РСФСР 1964 г. неэффективным средством правовой защиты, поскольку пересмотр дела в суде надзорной инстанции инициировался должностным лицом, а не заинтересованным лицом, участвующим в деле.
Надзорное производство в ГПК РФ несколько раз подвергалось реформированию. Реформирование в 2012 г. — это четвертое по счету реформирование производства в суде надзорной инстанции. Каждый раз данный вид производства претерпевал изменения в свете принимаемых постановлений Европейским Судом по правам человека.
Проанализировав после введения в действие ГПК РФ нормы, относящиеся к процедуре надзорного производства, Европейский Суд пришел к заключению, что, однажды начавшись, оно может длиться неопределенно долго. Следовательно, если бы надзорное производство считалось средством правовой защиты, подлежащим исчерпанию, то создавшаяся в связи с этим неопределенность сделала бы бесполезным правило шести месяцев. Однако после каждой реформы надзорного производства мнение Европейского Суда относительно анализируемой стадии приобретало менее жесткие черты.
|
После реформирования 2012 г. и включения в ГПК РФ новой гл. 41.1 «Производство в суде надзорной инстанции» достаточно длительное время наука и практика находились в ожидании нового мнения ЕСПЧ о надзорном производстве. 12 мая 2015 г. Европейский Суд по правам человека принял решение по делу «Абрамян и Якубовские против России», в котором дал ответ на вопрос, остававшийся открытым с 1 января 2012 г. Несмотря на то что надзорное производство так и не было признано эффективным средством правовой защиты, тем не менее о его неэффективности тоже ничего отмечено не было. Кроме того, в данном постановлении указано, что для того, чтобы обратиться в ЕСПЧ на национальном уровне, необходимо пройти первую инстанцию, апелляцию и две кассации (в судах уровня субъекта РФ и в верховном суде) с обязательным соблюдением шести месяцев с момента вынесения национальными органами окончательного решения по делу
Анализ п. 6 ч. 1 ст. 391.3, ст. 391.9, ч. 2 ст. 391.12 ГПК РФ позволяет сделать вывод, что целью надзорного производства является проверка законности вступивших в силу судебных постановлений.
При рассмотрении дела в надзорном порядке Президиум ВС РФ проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело.
|
Важной особенностью суда надзорной инстанции является то, что закон устанавливает особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора (ст. 391.9 ГПК РФ).
Исключительность стадии надзорного производства выражается также и в том, что Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в указанных в законе случаях.
Кроме вышеуказанного следует также отметить, что исключительность стадии подчеркивает также то, что постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат.
Право надзорного обжалования
Субъектами надзорного обжалования являются:
· лица, участвующие в деле;
· другие лица, если их права, свободы и законные интересы нарушены обжалуемыми судебными постановлениями;
· представитель в случае наличия надлежащим образом оформленного соответствующего полномочия в доверенности;
· Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители в случае, если в рассмотрении дела участвовал прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ;
· Председатель ВС РФ или заместитель Председателя ВС РФ по жалобе заинтересованных лиц или по представлению прокурора вправе внести в Президиум ВС РФ представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях устранения фундаментальных нарушений норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на законность обжалуемых судебных постановлений и лишили участников спорных материальных или процессуальных правоотношений возможности осуществления прав, гарантированных ГПК РФ, в том числе права на доступ к правосудию, права на справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон, либо существенно ограничили эти права.
|
Объектом надзорного обжалования являются вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением постановлений Президиума ВС РФ. Более подробно они перечислены в ч. 2 ст. 3911 ГПК РФ. В Президиум ВС РФ обжалуются:
1. вступившие в законную силу решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
2. вступившие в законную силу решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;
3. вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
4. определения Апелляционной коллегии ВС РФ;
5. определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в апелляционном порядке;
6. определения Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ и определения Судебной коллегии по делам военнослужащих ВС РФ, вынесенные ими в кассационном порядке.
Постановления мировых судей и районных судов не являются объектом права на обжалование в порядке надзора.
Срок обжалования в порядке надзора — три месяца со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления. В случае обращения Председателя ВС РФ или заместителя Председателя ВС РФ жалоба может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления обжалуемых судебных постановлений в законную силу.
Надзорная жалоба, представление должны быть оформлены в соответствии с требованиями, установленными ст. 3913 ГПК РФ. В надзорной жалобе, представлении должно быть указано: наименование суда, в который они подаются; наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле; наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения; указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений; указание на судебные постановления, которые обжалуются; указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований; просьба лица, подающего жалобу или представление. В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
К жалобе необходимо приложить: доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя, если жалоба подается представителем; заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу; копии надзорной жалобы, представления по числу лиц, участвующих в деле; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.