Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Москва, 2021
Оглавление
Используемые понятия и сокращения. 3
I. Общие положения. 6
II. Характеристика системы оценивания и принципов расчета оценок. 8
III. Организация Элементов контроля при изучении Дисциплины.. 10
IV. Организация сессии и оформление результатов промежуточной аттестации. 15
V. Особенности организации оценивания по отдельным Дисциплинам.. 19
1. Независимые экзамены.. 19
2. Иностранный язык (английский) 20
3. Факультатив «Академическое письмо на английском языке» и защита Project Proposal на английском языке. 22
4. Практическая подготовка. 23
5. Дисциплины, изученные в других образовательных организациях высшего образования во время академичсекой мобильности, не связанной с сетевой формой реализации образовательных программ 24
6. Физическая культура. 24
VI. Апелляция. 24
VII. Академические задолженности и перевод на следующий курс. 26
VIII. Порядок организации пересдач. 27
IX. Условия продолжения обучения при наличии академических задолженностей. 32
X. Заключительные положения. 33
Используемые понятия и сокращения
Положение – Положение об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
НИУ ВШЭ, Университет – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», в том числе филиалы.
Образовательная программа – образовательная программа высшего образования – программа бакалавриата, специалитета, магистратуры.
|
Академический руководитель – работник НИУ ВШЭ из числа научно-педагогических работников, отвечающий за проектирование, реализацию, эффективность отдельной образовательной программы.
Факультет – структурное подразделение Университета, в том числе филиала, реализующее образовательные программы.
Декан факультета – руководитель факультета, в том числе филиала; или руководитель ассоциированного с факультетом подразделения (школы, института, кафедры).
Департамент – структурное подразделение факультета, реализующее учебно-методическую и научную деятельность факультета и обеспечивающее администрирование этих направлений деятельности (кафедра, департамент, институт, школа, другое);
Учебный офис – отдел сопровождения учебного процесса, в функции которого входит сопровождение процессов, связанных с обучением студентов образовательной программы.
Менеджер программы – менеджер, в функции которого входит сопровождение процессов, связанных с обучением студентов образовательной программы.
ЭОИС – электронная образовательная информационная среда, включающая в себя систему управления учебным процессом (SmartLMS), сервисы личного кабинета обучающегося, корпоративную электронную почту студента и работника НИУ ВШЭ и иные предоставляемые университетом сервисы, позволяющие однозначно идентифицировать пользователя, который получает доступ к инструментам ЭОИС, авторизуясь с помощью персонального логина и пароля.
УИС – информационная система НИУ ВШЭ, в которой хранятся данные об успеваемости студентов, нагрузке преподавателей, учебные планы и пр.
|
Конструктор ПУД – модуль информационной образовательной среды, являющийся электронным хранилищем всех программ учебных дисциплин, реализуемых в НИУ ВШЭ.
Дисциплина – учебная дисциплина и другие виды учебной работы1.
Межкампусные дисциплины – дисциплины, доступные для освоения студентам из разных кампусов НИУ ВШЭ (НИУ ВШЭ (г. Москва) и его филиалы), реализуемые с использованием дистанционных технологий.
Учебный период – модуль или семестр, в зависимости от графика учебного процесса, в соответствии с которым реализуется образовательная программа.
Сессия – одна или две недели, свободные от учебных занятий, полностью посвященные проведению экзаменов и завершающие каждый учебный период учебного года, в соответствии с утвержденным графиком учебного процесса.
Десятибалльная система – система выставления промежуточных и окончательных оценок по Дисциплине, в которой используются целые числа от 0 до 10.
Текущий контроль – текущий контроль успеваемости, предназначенный для регулярного и систематического оценивания хода освоения студентами Дисциплины.
Элемент контроля – элемент текущего контроля по Дисциплине, который оценивается по правилам, определенным в программе Дисциплины.
Блокирующий Элемент контроля – элемент контроля, неудовлетворительная оценка по которому приравнивается к оценке по промежуточной аттестации или по части накопленной оценки до тех пор, пока студент не получит положительную оценку по блокирующему элементу контроля. Когда студент получит положительную оценку по блокирующему элементу контроля (сразу или на пересдаче), промежуточная оценка (либо ее часть) рассчитывается с учетом полученной положительной оценки по блокирующему элементу контроля.
|
Академическая задолженность – неудовлетворительная оценка по промежуточной аттестации по Дисциплине (ниже 4 баллов по 10-балльной шкале) и (или) непрохождение промежуточной аттестации по Дисциплине при отсутствии уважительных причин.
Синхронный Элемент контроля – элемент контроля, который выполняется согласно расписанию занятий, в том числе с подключением преподавателя по телекоммуникационной сети.
Асинхронный Элемент контроля – элемент контроля, который выполняется студентами в часы самостоятельной работы по Дисциплине без подключения преподавателя, с последующей проверкой результатов преподавателем или учебным ассистентом.
Совмещенный Элемент контроля – элемент контроля, который совмещает синхронные и асинхронные элементы контроля.
КИМы – контрольно-измерительные материалы, используемые при проведении элементов контроля.
Преподаватель – педагогический работник НИУ ВШЭ или лицо, привлеченное к реализации образовательной программы на иных основаниях.
Ответственный преподаватель – преподаватель, ответственный за реализацию Дисциплины, который следит за соблюдением со стороны всех преподавателей, принимающих участие в обучении студентов по Дисциплине, процедуры проведения элементов контроля, обеспечивает единообразие КИМов, а также критериев оценивания элементов контроля.
Офлайн-формат преподавания – формат преподавания, предполагающий взаимодействие студентов и преподавателя и подразумевающий их присутствие в одной аудитории НИУ ВШЭ.
Дистанционный формат преподавания – формат преподавания, предполагающий взаимодействие студентов и преподавателя, организуемое с использованием дистанционных технологий, в том числе с помощью электронных каналов передачи информации, реализуемый через информационную образовательную среду или аналоги и/или с использованием массового открытого онлайн-курса.
Смешанный формат преподавания – формат преподавания, сочетающий дистанционный и офлайн-форматы обучения.
Синхронное освоение Дисциплины – формат организации обучения, требующий нахождения преподавателей и студентов в информационной сети в одно и то же время, с сеансами непрерывной коммуникации.
Асинхронное освоение Дисциплины – формат организации обучения, в котором коммуникация преподавателя и студентов носит последовательный характер и не требует единовременного нахождения преподавателей и студентов в информационной сети (переписка по почте, онлайн-курс).
Совмещенное освоение Дисциплины – формат организации обучения, сочетающий синхронное и асинхронное освоение дисциплины в зависимости от типа занятий и элемента контроля.
Прокторинг – совокупность процедур, обеспечивающих идентификацию испытуемого и контроль за ходом выполнения заданий для исключения возможностей списывания.
Рабочая ведомость – рабочая ведомость преподавателя, в которой фиксируются результаты элементов текущего контроля.
Ведомость – ведомость промежуточной аттестации, в которой фиксируются промежуточные и окончательные результаты обучения по Дисциплине.
ИУП – индивидуальный учебный план студента.
ИУП с повтором – ИУП с повторным изучением Дисциплин, по которым у студента имеются задолженности.
Договор об образовании – договор об образовании, заключаемый при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица.
I. Общие положения
1. Контроль качества освоения студентом образовательной программы высшего образования включает в себя текущий контроль, промежуточную аттестацию и государственную итоговую аттестацию.
2. Положение регламентирует организацию текущего контроля и промежуточной аттестации студентов Университета2, включая его филиалы, в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами (в том числе индивидуальными) по образовательным программам3.
3. Государственная итоговая аттестация студентов организуется в соответствии с локальным нормативным актом Университета, регулирующим организацию и проведение государственной итоговой аттестации в Университете.
4. Текущий контроль предназначен для регулярного и систематического оценивания хода освоения студентами Дисциплины во время контактных занятий преподавателя со студентами, включая занятия, организуемые с использованием дистанционных технологий, и по итогам самостоятельной работы студентов. Текущий контроль предусматривает несколько Элементов контроля, каждый из которых оценивается по правилам, определенным в программе Дисциплины.
5. Промежуточная аттестация предназначена для оценивания:
5.1. промежуточных результатов обучения по Дисциплине – если Дисциплина изучается несколько учебных периодов, при этом изучение Дисциплины не завершено, и учебный план образовательной программы, включающей данную Дисциплину, предусматривает проведение нескольких промежуточных аттестаций;
5.2. окончательных результатов обучения по Дисциплине – если изучение Дисциплины завершено. Окончательная оценка по Дисциплине выставляется в конце изучения Дисциплины и указывается в приложении к документу об образовании и о квалификации.
6. Промежуточная аттестация предполагает выставление промежуточной или окончательной оценки по Дисциплине, зависящей от оценок по всем Элементам контроля.
7. Основополагающим принципом оценивания результатов обучения студентов является накопительный характер промежуточной аттестации: оценка по Дисциплине зависит от постоянных усилий студента, которые выявляются посредством каждого из Элементов контроля.
8. Формат преподавания и формат организации обучения по Дисциплине, перечень Элементов контроля, их форма, содержание и порядок проведения, используемые инструменты и технологии, используемая система оценивания, критерии оценивания Элементов контроля, выделение Элементов контроля, которые являются блокирующими, формула расчета (правило определения) промежуточной и/или окончательной оценок по Дисциплине, правила округления, возможность и условия автоматической оценки результатов и иные характеристики Элементов контроля5 определяются программой Дисциплины, составленной в Конструкторе ПУД.
Данные характеристики Элементов контроля применяются ко всем студентам, осваивающим Дисциплину в одинаковом формате преподавания (дистанционном, офлайн или смешанном). Изменения в формате преподавания дисциплины, формах контроля, системе оценивания, связанные с изменением формата преподавания, по согласованию с академическим руководителем образовательной программы (для дисциплин, включенных в рабочие учебные планы образовательных программ) или руководителем департамента6 (для майноров, МАГОЛЕГО, общеуниверситетских факультативов) отражаются в программе Дисциплины.
9. Преподаватель информирует студентов о содержании и процедуре проведения Элементов контроля, а также о формуле расчета (правиле определения) промежуточной и/или окончательной оценок по Дисциплине на первом занятии по этой Дисциплине. На первом занятии по Дисциплине преподаватель обязан оповестить студентов о наличии программы Дисциплины в открытом доступе на корпоративном сайте (портале) Университета.
10. В случае изменения формата преподавания дисциплины преподаватель организует повторное информирование студентов об изменениях формата проведения Элементов контроля, набора Элементов контроля и формулы расчета оценки по Дисциплине. Информирование проводится посредством ЭОИС не позднее, чем за один учебный день до начала реализации дисциплины в измененном формате. Преподаватель также информирует студентов, какие средства связи будут использованы для проведения занятий по Дисциплине, в каком режиме будет организовано освоение материалов Дисциплины. Соответствующую информацию преподаватель размещает в разделе «Мои курсы» в информационной образовательной среде (на интернет-странице Дисциплины).
11. Состав преподавателей, ведущих занятия для студентов и отвечающих за проведение текущего контроля и промежуточной аттестации, формируется департаментом, за которым закреплена Дисциплина, включая Межкампусную дисциплину. Департамент назначает ответственного преподавателя.
12. Студент обязан добросовестно осваивать образовательную программу и выполнять учебный план (в том числе индивидуальный).
Добросовестное освоение образовательной программы студентом НИУ ВШЭ в течение учебного периода, в том числе включает: выполнение учебного плана; консультирование с преподавателями или учебными ассистентами (при наличии у студента трудностей в освоении образовательной программы); отсутствие академических задолженностей или наличие академических задолженностей не более чем по двум разным Дисциплинам до периода пересдач.
Выполнение учебного плана студентом НИУ ВШЭ в рамках учебного периода включает, в том числе посещение предусмотренных ИУП учебных занятий в соответствии с расписанием, самостоятельную подготовку к занятиям в соответствии с программами учебных дисциплин (в том числе изучение литературы и содержания иных ресурсов, предусмотренных в ПУД), выполнение заданий, данных преподавателями в рамках освоения элементов ИУП, прохождение элементов контроля в соответствии с Положением.