Рабочая программа по учебному предмету «Музыка».
Настоящая рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №6 г.Туймазы, учебным планом МБОУ СОШ№6 г.Туймазы, годовым календарным учебным графиком МБОУ СОШ№6, приказом «Об утверждении перечня учебников, допущенных (рекомендованных) для организации образовательного процесса в МБОУ СОШ №6 г.Туймазы.
При составлении рабочей программы были использованы нормативные документы:
–Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
–Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования;
–Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
–Примерные программы по учебным предметам;
–Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта;
– Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе авторской программы учебного курса «Музыка», разработанной В.О. Усачёвой, Л.В. Школяр, В.А. Школяр. Музыка: программа: 1-4 классы / [В.О. Усачева, Л.В. Школяр, В.А. Школяр]. – М.: Вентана-Граф, 2012. – 64 с. (Образовательная система «Начальная школа XXI века»). Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации;
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка».
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка » направлена на достижение младшими школьниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
· формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
· формирование основ национальных ценностей российского общества;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов;
· развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
· развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
· наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы решения;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Музыка»; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством компромисса и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями);
Предметные результаты:
· сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, его духовно-нравственном развитии;
· сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
· умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
· использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Класс
Личностные УУД
Ученик научится:
· воспринимать музыкальные произведения, определять основное настроение и характер;
· эмоционально воспринимать образы родной природы, отраженные в музыке, испытывать чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
· положительно относиться к музыкальным занятиям, проявлять интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
Ученик получит возможность:
· для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
· уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательном отношении к людям;
· начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
· первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
· эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
· принимать учебную задачу;
· понимать позицию слушателя, в том числе при восприятии образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок из жизни детей;
· осуществлять первоначальный контроль своего участия в интересных для него видах музыкальной деятельности;
· адекватно воспринимать предложения учителя;
· принимать музыкально-исполнительскую задачу и инструкцию учителя;
· принимать позицию исполнителя музыкальных произведений;
· воспринимать мнение (о прослушанном произведении) и предложения (относительно исполнения музыки) сверстников, родителей.
Познавательные УУД
Ученик научится:
· ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск нужной информации;
· использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи;
· первоначальной ориентации в способах решения исполнительской задачи;
· находить в музыкальном тексте разные части;
· понимать содержание рисунков и соотносить его с музыкальными впечатлениями;
· читать простое схематическое изображение.
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
· воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке;
· учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
· принимать участие в групповом музицировании, в коллективных инсценировках;
· понимать важность исполнения по группам (мальчики хлопают, девочки топают, учитель аккомпанирует, дети поют и т.д.);
· контролировать свои действия в коллективной работе исполнять со сверстниками музыкальные произведения, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
· использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
· следить за действиями других участников в процессе хорового пения и других видов совместной музыкальной деятельности.
Предметными результатами изучения курса «Музыка » в 1-м классе являются формирование следующих умений.
Ученик научится:
· проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления;
· воспринимать музыкальные произведения;
· проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
· знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.
Ученик получит возможность:
· выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
· ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
· различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метроритмические, интонационные особенности;
· применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).
Класс
Личностные УУД
У учащегося будут сформированы:
· эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению музыкальные произведения;
· образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
· интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
· первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
· этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека.
Ученик получит возможность:
· выражения в музыкальном исполнительстве (в том числе импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроения других людей;
· нравственно-эстетических переживаний музыки;
· восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
· позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений.