Регулятивные УУД
Ученик научится:
· принимать и сохранять учебную, в том числе музыкально-исполнительскую, задачу, понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;
· понимать смысл предложенных в учебнике заданий, в том числе проектных и творческих.
Ученик получит возможность:
· планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая способ и результат собственных действий;
· выполнять действия (в устной форме) в опоре на заданный учителем или сверстниками ориентир;
· осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах музыкальной деятельности;
· выполнять действия (в устной, письменной форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в учебнике ориентир;
· воспринимать мнение о музыкальном произведении сверстников и взрослых.
Познавательные УУД
Ученик научится:
· осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;
· самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради.
Ученик получит возможность:
· передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;
· использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей музыки;
· выбирать способы решения исполнительской задачи;
· соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения;
· соотносить содержание рисунков и схематических изображений с музыкальными впечатлениями, исполнять попевки, ориентируясь на запись ручными знаками и нотный текст;
· обобщать учебный материал;
· устанавливать аналогии;
· сравнивать средства художественной выразительности в музыке и других видах искусства (литература, живопись).
Коммуникативные УУД
Ученик научится:
· основам коммуникации в различных ситуациях и условиях (дома, в гостях, в школе), с незнакомыми людьми;
· пользоваться невербальными средствами выражения эмоций и распознавать их у других людей на доступном уровне;
· основным правилам этикета.
Ученик получит возможность:
· к рассуждению при анализе текста или события;
· к развёрнутому обсуждению главной мысли диалога или группового обсуждения;
· к пению канонов и ансамблевому исполнению;
· поддержать небольшой диалог с новым человеком;
· реагировать на содержание и эмоциональную составляющую общения;
· фактически описать ситуацию конфликта.
Предметными результатами изучения курса «Музыка » в 3-м классе являются формирование следующих умений.
Ученик научится:
· проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора,
· понимать синкретику народного творчества;
Ученик получит возможность:
· выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
· сравнивать народную и профессиональную музыку;
· свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
· узнавать произведения, называть русских композиторов, их имена (в соответствии с программой);
· приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
· различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе»;
· самостоятельно распевать народные тексты: в стиле устной традиции.
Класс
Личностные УУД
У ученика будут сформированы:
· эмоциональная отзывчивость на музыку, осознание нравственного содержания музыкальных произведений и проекция этого содержания в собственных поступках;
· эстетическая и ценностно-смысловая ориентация учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма;
· любовь к Родине, к родной природе, к русской народной и профессиональной музыке, интерес к музыкальной культуре других народов;
· учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, устойчивая мотивация к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
· знания основных моральных норм, желание следовать им в повседневной жизни;
· основы для самовыражения в музыкальном творчестве (авторство);
· навыки оценки и самооценки результатов музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
· основы для формирования культуры здорового образа жизни и организации культурного досуга;
· способности видеть в людях лучшие качества;
· способности реализовывать собственный творческий потенциал, применяя знания и представления о музыке.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Ученик научится:
· понимать смысл исполнительских и творческих заданий, вносить в них свои коррективы;
· планировать свои действия в соответствии с поставленными художественно-исполнительскими и учебными задачами;
· различать способ и результат собственных и коллективных действий.
Ученик получит возможность:
· адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
· вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и самооценки;
· осуществлять контроль своего участия в разных видах музыкальной и творческой деятельности;
· выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
· воспринимать мнение сверстников и взрослых о музыкальном произведении, особенностях его исполнения;
· высказывать собственное мнение о явлениях музыкального искусства;
· принимать инициативу в музыкальных импровизациях и инсценировках.
Познавательные УУД
Ученик научится:
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в открытом информационном пространстве (контролируемом пространстве Интернета);
· использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, для решения учебных (музыкально-исполнительских) задач.
Ученик получит возможность:
· воспринимать и анализировать тексты, в том числе нотные;
· строить сообщения в устной и письменной форме, используя примеры музыкальной записи;
· проводить сравнение и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
· обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
· устанавливать аналогии;
· представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями (презентация проектов)
· соотносить различные произведения по настроению, форме, по различным средствам музыкальной выразительности (темп, ритм, динамика, мелодия);
· строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественно-музыкальной выразительности.
Коммуникативные УУД
Ученик получит возможность:
· выражать свое мнение о музыке, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в т. ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
· выразительно исполнять музыкальные произведения, воспринимать их как средство общения между людьми;
· контролировать свои действия в коллективной работе (импровизациях, инсценировках), соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
· продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми, в том числе в проектной деятельности;
· задавать вопросы;
· использовать речь для регуляции своего действия, и действий партнера;
· стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей персонажа музыкального произведения;
· участвовать в диалоге, в обсуждении различных явлений жизни и искусства;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
· продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
Предметными результатами изучения курса «Музыка » в 4-м классе являются формирование следующих умений.
Ученик научится:
· понимать смысл деятельности музыканта (композитора, исполнителя, слушателя) и собственной музыкальной деятельности;
· ориентироваться в выразительных средствах и понимать логику их организации в конкретном произведении в опоре на закономерности музыки (песня, танец, марш, интонация, развитие, форма, национальные особенности и пр.).
Выпускник получит возможность:
· проявлять общую осведомлённость о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях;
· проявлять интерес, определённые пристрастия и предпочтения (любимые произведения, любимые композиторы, любимые жанры, любимые исполнители – 2–3 примера), мотивировать выбор той или иной музыки (что он ищет в ней, чего ждёт от неё);
· выражать готовность и умение проявлять свои творческие способности в различных видах музыкально – художественной деятельности: выразительно исполнить песню (от начала до конца), найти образное танцевальное движение, подобрать ассоциативный ряд, участвовать в ансамбле (игра на музыкальных инструментах, хоровое пение, музыкальная драматизация).
Содержание учебного предмета «Музыка».
Программа учебного предмета «Музыка » на уровне начального общего образования представлена в трех содержательных линиях: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Идея первого года обучения - дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.
Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношения. Размышления об этом должны подвести детей к осознанию (пока ещё интуитивному) роли музыкального искусства в жизни вообще и в жизни каждого человека в частности. С самого начала музыкальное искусство не принижается «до возможностей ребенка», а наоборот - ребёнок возвышается до содержательного уровня музыки как «хранилища всего самого лучшего, что передумало и пережило человечество» (В.В. Медушевский).
Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования. Для этой линии характерно, во-первых, вхождение в музыку как целостное явление через первое представление об атрибутах искусства: содержание, форма, язык музыки. Во-вторых, осознание природы музыки путём погружения в музыкальные образы как определённым образом организованную «звуковую материю» путём прослеживания процесса перерождения звука из явления физического в музыкальное, несущее образно-смысловое содержание, и посредством выведения музыкальных интонаций из их речевой праосновы как особенных эмоциональных характеристик.
Третья содержательная линия - методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиций композитора, исполнителя, слушателя. Эти различные, но в то же время такие единые обобщённые виды музыкально-художественной деятельности складываются в фигуру музыканта, творца, без которого музыка вообще не может появиться и существовать.
Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существование» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «омузыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т. д.
В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально даётся в несколько большем объёме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т. е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтениям и уровню музыкального развития детей конкретного класса.
Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.
Первая включает содержание, раскрывающее идею – музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.
Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне – рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.
Основная идея содержания третьего года обучения – отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.
Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.
Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность, в частности, на основе обработок народной музыки утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).
Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.
Основная идея содержания четвёртого года обучения — развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как она «учила» зарубежную музыку.
Процесс взаимодействия прослеживается не только исторически и не только на уровне совпадений жанров и форм музыкальных культур России и мира (европейской музыки в первую очередь). Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связаны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами.
4 класс — итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы — от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализуется (проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального произведения.
Класс (33 часа)
Истоки возникновения музыки (8 ч)
Исследование звучания окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально - языковых и образно - эмоциональных сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», «песенное дыхание».
Экспериментируя со «звучащей материей», в собственной музыкально-художественной деятельности ищем общечеловеческие истоки музыкального искусства. Сущность деятельности музыканта: искусство выражения в музыкально-художественных образах жизненных явлений.
Содержание и формы бытования музыки (16 ч)
Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений - добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь, осень и весна - в музыке отражен весь мир.
Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм: песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т. д.
Язык музыки (6 ч)
Музыкально-выразительные средства: мелодические, метро - ритмические и фактурные особенности, с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).
Резерв (3 ч)
Класс (34 часа)
Всеобщее в жизни и в музыке (8 ч)
От исследования происхождения всеобщих для музыки языковых сфер (жанров) песенности, танцевальности, маршевости как состояний природы, человека, искусства, через отношения сходного и различного, их взаимодействие в жизни и в музыке к пониманию того, как в музыке обыденное становится художественным. Изучения самих себя к воплощению в музыке сложности, богатства внутреннего мира.