Кочевники Казахстана в VII-III вв. до н.э.




Кочевники Казахстана в VII-III вв. до н.э.

А кто же такие саки?

Хозяйство и быт саков

Материальная и духовная культура саков

Мифология и искусство

Заключение

Список литературы

 


Введение

VIII век до н. э. начало эпохи использования и широкого применения железа. Сегодня, как и три тысячи лет назад неизменными остаются лишь необозримая ширь, которой нет края и конца, да бездонная чаща неба. Человек, впервые едущий по казахстанским дорогам, невольно робеет перед величавостью степных просторов. По мере передвижения меняется характер степи, пышные степное разнотравье, переливающееся всеми оттенками зелени, уступает место унылым солончакам с жесткими, упрямыми кустарниками верблюжьей колючки, зловещим и молчаливым песчаным пустыням. В начале I тысячелетия до Рождества Христова люди уже отваживались пересекать эти огромные просторы на верховых лошадях. В поисках хороших пастбищ они откочевывали все дальше и дальше от места постоянных зимовок. Как считают исследователи, возникновение и развитие кочевого скотоводства в условиях Казахстана было прогрессивным явлением. Заселялись новые, ранее пустовавшие территории, люди научились получать больше мясной и молочной пищи, различного сырья из шерсти и кожи. Кочевое скотоводство расширило сферу хозяйственной деятельности человека и повысило ценность его труда. В эту эпоху на территории республики населяли многочисленные племена, которые являются предками казахского народа. Первые упоминания об этих племенах сохранились в письменных источниках греческих, персидских и китайских авторов. Если древние греки называли эти племена скифами, то персидские источники называют их саками, а древнекитайские - сайджунами, шижунами, шимо или шижа. В каменной стеле ахменидского Ирана саки подразделяются на три основные объединения: саков хаомоварга (саков, изготавливающих напитки хаомо), саков парадарья (саки, живущие за морем) и саков тигрохауда (саки, одевающие остроконечный головной убор). В древнегреческих источниках упоминаются множество племен сакского народа, как массагеты, яксарты, даи, фараты, исседоны или аримаспы, каспи, абий и другие. По мнению древнегреческих писателей саки были храбрым, смелым и воинственным, "беспощадными к врагу и искренним с друзьями" народом. Из истории известно, что персидский царь Кир завоевавший всю Азию погиб в бою с сакскими войсками. По приданию, царица саков-массагетов Томирис отрубила голову Кира (529-558 гг. до н. э.) и опустила ее в бурдюк, наполненный кровью, сказав: "Ты хотел напиться крови, так напейся ее". Также страну саков хотели завоевать персидский царь Дарий I (521-486 гг. до н. э.) и Великий Александр Македонский (IV век до н. э.), когда воинственные и храбрые саки отстояли свою землю. Саки вели в основном кочевое скотоводческое хозяйство, отчасти занимались земледельческим хозяйством, получило высокое развитие ремесла и промыслы, хоронили своих вождей в золотых одеяниях, разрешали участвовать в общественной жизни женщинам. Сакские племена говорили на древнеиранском языке и их язык относился к одной из ветвей индоевропейской языковой группы. Время проживания скифских племен на территории Казахстана ученые-историки относят между VII веком и III веком до нашей эры. Сакские племена играли важную роль в судьбах Средней Азии и Среднего Востока. В частности они принимали участие в персидских войнах в Египте, Греции, отличились в битвах при Фермопилах и Платеях. Сакские воины принимали участие в сложении Парфянского государства, разгроме Греко-бактрийского царства и формировании Кушанской империи.

 


Кочевники Казахстана в VII-III вв. до н.э.

Первые государственные структуры на территории Казахстана стали появляться в 1 тыс. до н.э. в форме союзов племен. Необходимость регулирования земле- и водопользования привело к интеграции соседних кочевых племен, а усложнившаяся социальная структура- к формированию вертикальных структур власти. Кочевое скотоводство и использование железа позволило освоить огромные незаселенные ранее степные пространства, что привело к резкому увеличению стад овец и лошадей. Продолжающаяся имущественная дифференциация привела к правлению на одном полюсе богатых семей, владевших огромными табунами, а на другом - обедневших безлошадных общинников, которые занимались земледелием в поймах степных рек. Расслоение общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между различными группами населения. Такой силой стало государство. Так, в степях Казахстана появились объединения, известные как саки - даха (массагеты), саки - рауки (тиграхауда), исседоны и аримаспы. Применение железа и верховой лошади привело к переходу к новой тактике боя - массовой конной атаке. Это повышало роль рядовых общинников и лишало аристократию монополии в военном деле. Время воинов-колесничих ушло в прошлое. Более независимые экономически, чем оседлые земледельцы и скотоводы, рядовые общинники - саки, более полно участвовали в принятии политических решений. Инструментом этого участия стало народное собрание. Все полноправные члены общины периодически собирались для обсуждения внутренних и внешних проблем. Этот политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую участвовали в принятии решений, без каких-либо посредников. Его также можно назвать военной демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины. Одна из характерных особенностей политической системы этого времени - обожествление, сакрализация власти. Во главе союза племен стоял царь, решавший вопросы войны и мира, посылавший и принимавший послов, регулирующий отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду и являлась священной. Саки считали, что цари правят по воле богов, с этим связаны и жреческие функции сакских правителей. Часто верховными правителями союзов племен становились и женщины.У нас очень мало сведений о сакских племенах. Источники упоминают о царских сатрапах-наместниках в какой-либо местности или племени. Опорой царской власти были "лучшие мужи"- военно-племенная аристократия. Затем стояла основная масса народа - рядовые воины-общинники. Обедневшие безлошадные общинники во время войны составляли пехоту. Некоторые косвенные данные позволяют нам предположить, что существовала некая "вольница" - маргинальные слои населения, объединявшиеся для грабежа и не подчинявшиеся царям и народному собранию.

саки кочевник казахстан

А кто же такие саки?

Это были кочевые племена, саками их называли древние персы, китайцы называли сэ, а греки - скифами. Но не все саки были кочевниками, среди них многие вели оседлый образ жизни и занимались земледелием. Саки были прекрасными наездниками. Они первыми в мире научились стрелять из лука на полном скаку.

Именно скифский всадник явился прообразом неустрашимого кентавра-получеловека, полуконя. Быстрые отряды степных всадников из горных и степных районов Евразии, и прежде всего из Казахстана, в 7 веке до нашей эры вторглись в районы Передней Азии.

Ассирийский царь Ассаргадон (680-669 гг. до н.э.), обеспокоенный их успехами, искал с ними союза и вынужден был отдать скифскому предводителю Партатуа в жены свою дочь. Конница саков появлялась то у стен городов Урарту, то в Палестине, то устремлялась к Египту. Именно саки разрушили урартскую крепость Тейшебаини.

Библейский пророк Иеремия восклицал: "Вот идет народ из северной страны... держит лук и короткое копье... Голос его ревет, как море, скачут на конях, выстроившись, как один человек... Лишь услышим весть о них, как опустятся у нас руки, туга и горе охватывают нас... вражеский меч наводит ужас со всех сторон". Лишь в конце 4 века до нашей эры саки вернулись в свои родные степи, унося с собой не только добычу, но и знания о культуре Мидии, Урарту и Ассирии. Позже саки вели кровопролитные войны с персами. Именно в битве с саками погиб в 530 году царь Ирана, из рода Ахеменидов, могущественный Кир. Позднее саки в союзе с персами воевали против Древней Греции, прославившись в битве при Фермопилах.

Успешно сопротивлялись они воинам Александра Македонского, преградив завоевателю мира дорогу на Восток, за реку Яксарт (Сырдарья). В 5-3 веках до нашей эры саки создали на территории Казахстана свое первое государство, центр которого находился на территории Жетысу - Семиречья.

Цари саков одновременно выполняли и роли верховных жрецов. Саки имели свою неповторимую культуру, письменность, мифологические сказания. Выдающееся ювелирное мастерство саков вошло в мировую сокровищницу под условным названием "искусство звериного стиля".

Древние мастера использовали различные сюжеты на тему борьбы хищных зверей и травоядных животных. Маленькие шедевры, сделанные руками древних мастеров из золота и бронзы, украшают сегодня экспозиции многих музеев мира. Обычно саки при захоронении царей, знатных воинов, жрецов, а иногда и рядовых соплеменников вместе с ними в могилы клали множество золотых украшений, оружие, глиняную и деревянную посуду, бытовую утварь. Вблизи Алма-Аты в 1969 году раскопан древний сакский курган Иссык, широко известный во всем мире. Под ним в могиле, обложенной еловыми бревнами, на деревянном полу были найдены останки сакского царя в одежде, сплошь покрытой золотыми пластинами. Голову царя венчала высокая остроконечная шапка, украшенная изображениями крылатых коней, символизирующих Бога солнца, длинный меч и короткий кинжал составляли вооружение. В могиле также находились глиняные сосуды с кумысом, деревянные подносы с кусками мяса, драгоценные кувшины из серебра и бронзы. Захоронение относится к 5-4 векам до нашей эры. Саки были потомками андроновских племен, позднее они явились далекими предками казахов, а имя сменивших саков усуней, живших в 3 веке до нашей эры - 3 веке новой эры, до сих пор сохранилось в названии одного из крупных казахских племен - усуней.

Хозяйство и быт саков

Хозяйство саков. Судя по историческим сведениям, саки в основном занимались скотоводством. Они выращивали лошадей, овец, верблюдов, крупный рогатый скот, питались мясом животных, их шкуры и шерсть использовали для пошива одежды и других нужд.

В жизни саков особое значение имели лошади. Статных и быстрых породистых скакунов держали вожди и известные воины. Поэтому, если умирал вождь, вместе с ним хоронили и его коня.

Овцы, дающие молоко, мясо, шерсть и кожу, тоже высоко ценились у саков. Саки разводили породу, похожую на современных казахских овец: крупных, плодовитых, стойких к морозам и выносливых при дальних переходах.

На территории Западного и Южного Казахстана разводили верблюдов. Саки питались их мысом, пили их молоко (шубат), использовали в хозяйственных целях шерсть и шкуру. Верблюды ценились не только из – за мяса, шерсти, молока, но и как незаменимые перевозчики грузов в песках и полупустынях. Выносливые в жару и холод, верблюды для кочевников были необходимым гужевым транспортом. Крупный рогатый скот, который нуждался зимой в заготовленном корме, не получил у саков широкого распространения. Возле рек широко развивалось орошаемое земледелие. Археологи доказали, что на юге страны, возле городка Орнек на территории современной Жамбыльской области, вокруг города Талгар близ Алматы, жили племена, которые в древние времена занимались земледелием. Возле Алматы на территории хозяйства «Алатау» были найдены места поселений сакских и уйсуйнских племен, которые здесь жили во II и III веках. При раскопках ученые нашли доказательства того, что они занимались земледелием, используя оросительные системы. Такие же признаки орошаемого земледелия с помощью арыков обнаружены возле поселений Чирик - Рабат и Бабиш – Молда на юге Сырдарьинского региона.

Мы уже говорили, что саки выращивали разные виды скота, но в основном лошадей. Но и возле их скотоводческих зимовок были небольшие площади для земледелия.

Изучив кости лошадей, найденные а ходе раскопок на территории Центрального Казахстана, археологи пришли к следующему мнению – в основном саки выращивали два вида лошадей:

1.Невысоких, на коротких, но крепких ногах, с крупной головой и утолщенным туловищем, сильных лошадей, которых использовали в повседневной жизни для передвижения и хозяйственных нужд.

2.Высоких, поджарых, быстрых лошадей для воинов и вождей.

Для кочевников лошади имели очень важное значение. Они были незаменимы и в хозяйстве, и в воинах саков.

Таким образом, можно сделать вывод, что саки занимались и земледелием, они имели свои поселения, что способствовало развитию ремесел и торговли. Постепенно некоторые поселения превращались в малые города.

Быт саков. В те времена у племен, объединенных общим историческим названием «саки» или «скифы» существовали различные хозяйственные уклады с присущими им особенностями. Большинство из них занимались скотоводством, часть – земледелием. По сведениям древнегреческих авторов, у них были двух-, четырех- и шестиколесные арбы – повозки, в которые запрягались две или три пары волов, лошадей или верблюдов. Эти повозки – кибитки были защищены с внешней стороны кошмой. Они следовали за скотом, останавливаясь на короткое время возле богатых травой пастбищ с источниками питьевой воды. Саки кочевали вместе с детьми, семьями, имуществом. А останавливаясь, устанавливали юрты. На зимовках у них были постоянные жилища, построенные из саманных кирпичей. Но пребывание в них было недолгим. В течении всего года они кочевали по степным и полупустынным пастбищам. Все племена следовали за своими табунами, переезжали с места на место в различных направлениях и на далекие расстояния. Мужчины обычно на лошадях, дети, женщины и старики – в крытых повозках. Морозы зимние дни они проводили в песках или на зимовках, где сильные ветра оголяют траву. Иногда останавливались возле речек и озер, на берегах которых еще оставалась растительность.

Известный древнегреческий историк Геродот так описывал жизнь и обычаи саков: «Каждый живет под деревом. На зиму дерево всякий раз покрывают плотным белым войлоком, а летом оставляют без покрывала». А широкое использование жилищ у этих племен началось в первом тысячелетии до н.э. По сведениям Геродота, у кочевых племен, занимавшихся скотоводством, кроме переносных жилищ были четырех- и шестиколесные повозки с установленными на них жилищами. Полукочевые и оседлые скотоводы использовали их посезонно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: