Материальная и духовная культура саков




Культурное наследие саков. Эта великая степь со своими равнинами, горами, лесами, растянувшаяся от Европы до центральных высоких гор Азии, имеет многовековую и сложную историю, здесь развивалась своя самобытная кочевая культура. В каждой эпохе истории человечества огромную роль играет культура. Но до сих пор еще полностью не раскрыты страницы истории развития культуры. На казахской земле найдено множество памятников материально – культурного наследия наших предков. Это, в первую очередь, поселения людей, древние строения, места очагов, оружие, предметы быта, ювелирные изделия, даже кости зверей, на которых охотились древние люди, кости животных, которых они выращивали. В ходе археологических раскопок найдено множество наконечников стрел, копий, ножей, мотыг, терок, топоров, молотков, булав, глиняной посуды, встречается много каменных изделий. В захоронениях вместе с костями людей находят различные предметы обихода, в более поздних могильниках – бронзовые изделия, золотые и серебренные украшения.

Часть памятников древних саков – это захоронения сакских вождей. Они встречаются на берегах рек Талас, Чу, Или, в Кыргыстане, на склонах Илийского и Джунгарского Алатау, в Кегенских и Нарынкольских предгорьях.

Памятники дреней культуры найдены в Аральском регионе в Чирик- Рабате, Бабиш – Молда, Баланды, и других захоронениях. Город Чирик – Рабат был столицей апасиаков. По утверждениям ученых, апасиаки – это саки, которые жили на берегах рек. Чирик- Рабат находился в 300 км от нынешнего областного центра – города Кызылорды, в юго- западном направлении от него, в пустыне Кызылкум. В центре города на площади в 12 га была расположена четырехугольная крепость – цитадель. В цитаделе расположены четыре кургана. Один из них ученные раскопали, но захоронения оказалось разграбленным. В нем были найдены различные ножи, бронзовые наконечники чтрел, относящиеся к V - IV векам до н.э. Вместе с костями умерших были и золотые украшения – застежки, осколки глиняной посуды. Были извлечены также детали железных доспехов апасиакского воина.

Город Бабиш – Молда тоже расположен в Аральском регионе. По площади он поменьше, чем Чирик – Рабат. Но у него тоже мощные оборонительные сооружения с укреплениями, дувалами и окружным рвом. Во время раскопок были найдены печь для обжига глиняных предметов, основания для ручных мельниц, основания для ручных мельниц, остатки проса, кости домашних животных множество осколков глиняной посуды.

Одним из замечательных памятников древней жытсуйских саков является найденный в Иссыкском кургане, в 50 км от Алматы, «Золотой человек». Этот курган был раскопан в 1969 – 1970гг. Предположительно, здесь захоронен сакский царевич. По предположению ученых ему было примерно 17-18 лет. По древним сакским обычаям умерший был одет в лучшую одежду, полностью экипирован оружием. В захоронении было свыше 4000 различных золотых красиво выполненных пластин, застежек и украшений.

Верхняя одежда воина состояла из кафтана и штанов. Короткий кожаный кафтан красного цвета был сплошь обшит золотыми фигурными бляшками, а борта, низ и ворот – крупными квадратными изображениями голов орлов. Всего кафтан украшало около трех тысяч золотых предметов. Штаны по внешнему и внутреннему продольным швам были обшиты мелкими прямоугольными золотыми пластинками. Они заправлялись в кожаные сапоги с высоким голенищами. Голенища сапог украшали золотые бляшки треугольной формы, аналогичные бляшкам, украшавшим кожаный кафтан.

Ювелирное искусство. Ювелирное искусство у саков было высоко развито. Древним мастерам было известно литье расплавленного золота в формы. Гребни с изображением голов животных, серьги, перстни, браслеты, застежки с оправленными в них драгоценными камнями украшали одежду сакских женщин. Широко практиковалось у саков обертывание деревянных изделий и украшений в золотую оболочку. Вместе с резьбой по дереву, ювелиры искусно изготовляли из обработанной кости застежки, накладки, пуговицы и другие предметы быта.

Вообще, начиная с VII века до н.э., в Сибири, Казахстане, на европейском юге и в Поволжье в древнем ювелирном искусстве был широко распространен так называемый звериный стиль. Главной темой при этом были звери и мифические чудовища в зверином облике. Такие образы встречаются на казанах различных ритуальных предметах, на оружии, конских сбруях, а также на украшениях одежды. С традициями звериного стиля в ювелирном искусстве саки познакомились в воинских походах в Переднюю Азию, в Персию. Именно после возвращения из походов из этих мест в сакском искусстве появились образы льва или фантастического существа, напоминающего льва, сюжетные рисунки, в центре которых находились священное дерево или фигура божества. Через образы лошадей, оленей, овец, верблюдов, снежных барсов, тигров, орлов, реже – сайгаков, волков, зайцев, саки отображали своих мифических предков разных племен. Саки придавали им особое религиозное значение. Звериный стиль основан на представлениях, сохранившихся в древних эпосах о происхождении человека от различных животных.

Каждый род и племя считали своими прародителями - оленей, волков, архаров, тигров, орлов и т.д. Поэтому считалось, что все предметы с изображением древних предков являются священными амулетами и приносят счастье. Образы животных на оружии во время сражений должны были поднимать воину дух, защищать от стрел и приводить к победе.

В 1983 году в Илийско – Казахско автономной области в одном из захоронений в Кунесском районе был найден бронзовый бюст сака в высоком головном уборе – тымаке. Это лишь одно из свидетельств высокого уровня социально – экономической жизни кочевых сакских племен, их развитой культуры.

Религиозные верования саков. У саков религиозные представления играли особую роль, они содержали в себе всевозможный религиозный смысл, значение. Оседлые саки обожествляли землю. По их представлениям земля – мать наделена священной силой. Кочевые саки поклонялись божествам солнца, огня и войны. Они верили в духов умерших, верили, что мертвые оживают вновь.

Саки хоронили умерших в парадной одежде, вместе с оружием, едой, необходимыми предметами обихода. Иногда хоронили вместе с хозяином и его лошадь. На могилу насыпали из камней и земли курган, захоронение окружали каменной кладкой. Археологические раскопки приводили к находкам таких захоронениях различных серебряных блюд, гребней и других предметов. По находкам в захоронениях можно сделать выводы, что древние саки верили в духов своих предков, домашнего очага, у них были традиции и обычаи поклонения потусторонним духовным силам, которые поддерживают, способствуют успехам. Возникновение этих традиций было связано с представлением, что все умершие живут вечно, что существует другой мир, в котором мертвые живут по традициям и обычаям своих родов и общества, по заведенным издавна правилам и привычкам. В связи с этим и торжественность захоронений, предметы и вещи в них соответствуют тому положению, которое было у человека при жизни. Вот почему племена и союзы племен оставляли в захоронениях знатных, наделенных властью людей дорогие украшения и оружие, которые они носили и использовали при жизни.

Саки больше всего поклонялись огню и солнцу как очищающим силам. Эта вера была широко распространена среди племен Евразии, занимавшихся скотоводством. Например, традиция сжигания деревянных надмогильных сооружений тоже была связана с верой, что огонь отгоняет всех злых духов и очищает. На надгробья наносили красную краску как символ огня и солнца. У саков предметы жертвоприношений были разными. Так, на юге Казахстана – это жертвенные блюда и светильники, украшенные бронзой, а в центральном и Восточном Казахстане – жертвенные блюда и светильники, сделанные из камня.

У саков мнение об окружающем мире было следующим – весь мир состоит из трех миров: нижний – подземный, средний – земной и высший – мир голубого неба. Мир имеет четыре угла: правый, левый, передний, задний. Понятие саков о космосе выражено в головном уборе сакского принца, найденного в Иссыкском кургане. На передней стороне головного убора «Золотого человека» изображены солнце, как образ всей вселенной: конь с четырьмя крыльями и четыре золотые стрелы. Это особый знак владения бога миром.

Искусство и мифология Исследователи сакского искусства считают, что оно было тесно связано с искусством Ахеменидского Ирана и Бактрии, с одной стороны, и искусством Китая эпохи Чжоу и Хань — с другой.В науке существуют разнообразные предположения относительно места и времени формирования сакского искусства «звериного стиля».Раскопки последних лет на поселении Баба-джан и святилище Сурх-Дум дали новые образцы луристанских бронз: бронзовая булавка с фигуркой припавшей к земле пантеры, точильный камень с ручкой в виде головы барана, стилизованные головы орлов, фигуры хищников, оленей в «летящем галопе», коней, верблюдов. Однако, как полагают исследователи, сакское искусство нельзя сводить только к луристанскому — это два самостоятельных художественных стиля.Скорее всего, в начале I тыс. до н. э. на территорию современного Ирана стали проникать ираноязычные племена, под влиянием которых распространился ряд обычаев, новые типы вооружения и конского снаряжения. Вместе с иранцами и появились новые сюжеты в искусстве.В то же время, иранцы, познакомившись с культурой Ассирии, Элама, Урарту, восприняли достижения их цивилизации. У них иранцы позаимствовали некоторые черты композиции и стиля. Так сложилось искусство Ахеменидского Ирана, которое оказало сильное воздействие на искусство саков. А познакомились саки с искусством этих государств во время своих переднеазиатских походов.После разгрома их царства мидийским царем Киаксаром, вернулись домой и унесли с собой многие образцы изобразительного творчества.При раскопках кургана Аржан в Туве — огромного сооружения диаметром 120 м и высотой 3 м, под насыпью кургана археологи обнаружили сложные деревянные конструкции: в центре находился сруб из огромных бревен лиственницы размерами 8 х 8 м, внутри которого стоял еще один сруб размерами 4,4 х 3,7 м. В нем в деревянной колоде был погребен вождь, а рядом лежали останки еще нескольких мужчин — родственников и сподвижников вождя, видимо, добровольно последовавших за ним в потусторонний мир. Вокруг по радиусу были поставлены срубы, в которых захоронены 160 коней в парадном снаряжении. Останки еще многих коней были найдены в кольцевых захоронениях, за пределами кургана.Все кони были светлой и рыжей масти, т. е. цвета царей и жрецов. Курган был разграблен в древности, но многое досталось и на долю археологов: самая большая в мире бронзовая бляха в виде свернувшейся в кольцо пантеры или, скорее, барса, фигурки горных баранов, кинжал с ручкой в виде фигурки кабана, золотая гривна, наконечники стрел. Курган датируется VIII в., а найденные в нем предметы сакского искусства являются самыми древними. Это позволяет предположить, что сакский звериный стиль появился в азиатских степях. Это тем более реально, что здесь для него имеются истоки.Уже в эпоху бронзы местные мастера изготавливали фигурки животных. Известны наскальные рисунки, изображающие оленей, быков. Также в конце II — начале I тыс. до н. э. формировалось искусство, которое, однако, еще не было «звериным стилем».Искусство «звериного стиля» сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Переднюю Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона, «древа жизни». Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями, саки вкладывали в них определенное содержание. Ювелирное искусство достигло у саков высокого совершенства. Мастера-художники были знакомы с литьем, штамповкой золота и могли изготавливать удивительные по изяществу, композиционному построению изделия из золота, серебра, бирюзы, которые украшали человека и его одежду, сбрую коня, предметы быта. Это гривны, украшенные мордами животных, кольца, серьги с подвесками из граната и бирюзы, наборные пояса с золотыми бляхами, бляхи-нашивки на одежду.Сакское ювелирное искусство наиболее полно представлено в кургане Иссык, по материалам которого удалось получить представление об одежде знатных саков, украшениях, которые они носили, оружии, с которым они шли в бой.В ювелирном искусстве широко использовали способ обкладки листовым золотом фигурок и украшений, вырезанных из дерева. О том, что обработка дерева и резьба по нему были у саков очень развиты, свидетельствуют деревянная посуда, деревянные фигурки зверей и животных, различные застежки. Наряду с резьбой по дереву развивалось ремесло, связанное с обработкой кости и производством костяных поделок — застежек, пряжек, пуговиц. Уже отмечалось, что сакские мастера вытачивали и вырезали из мягких род камня великолепные жертвенники, украшая их богатым резным орнаментом. Из цветного камня — сердолика, халцедона, агата, бирюзы сакские ювелиры изготавливали бусы. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы — солнцу, ветру, грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их понятиям, воплощались и в фантастических зверей, птиц и животных, таких, как крылатые кони, конегрифы, Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали к жизни своеобразный «звериный стиль» в искусстве евразийских степей.Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем. Верховное божество Митра, который сотворил мир, выезжал, согласно «Авесте», на четверке лошадей. К коням имели отношение боги Сурья, Яма, Агни, Индра. Изображения крылатых коней на головном уборе царя из кургана Иссык — это солнечная колесница. Образ крылатого коня как образ солнца есть в мифологии других народов. У греков крылатые кони влекли по небу колесницу солнечного бога Аполлона.Изображения хищных орлов тоже были символами бога солнца. В представлении индоиранских народов солнце предстает в виде колесницы с одним колесом, которую мчат по небу четыре коня или четыре орла.Саки имели свое понятие об устройстве мира (космоса). Порядок в космосе представлялся понятием арта, который ассоциировался с Солнцем, движением солнечной колесницы. Порядок в космосе, гармония, организаторами в которых были боги Митра, Варуна, Индра, модель мира представлялась как сочетание трех миров — подземного мира — низа; середины — земли, и верхнего — неба. У мира было четыре стороны — правая, левая, передняя и задняя.Примером символического представления саков о космосе является головной убор сакского царя из Иссыка. Орнаменты на нем разделены на три вертикальных яруса. Колпак по кругу обрамляет изображение цепи золотых гор и деревьев. У подножия гор помещены «земные звери»: тигры, козлы. На вершинах — птицы, крылатые тигры. Орнаментальный фриз означает мировой горный хребет, по представлениям саков, окружавший мир со всех сторон. Орнамент символизирует трехчастную организацию мира снизу вверх: подземный мир — земля — небеса. На четырех крестообразно расположенных точках кольцевых фризов помещены изображения зверей — охранителей сторон света; востока и запада, севера и юга. Впереди головного убора имеется солнечная эмблема — символ всего космоса в целом: четыре крылатых коня и четыре золотых стрелы. Это своеобразный знак власти над всеми тремя мирами и четырьмя углами света, которые солнце обходит на своем пути. Переднюю сторону саки считали восточной стороной света, заднюю — западом. Возложение такого колпака-короны осмысливалось как передача вождю власти над всем мифологическим Космосом. Вождь олицетворял ось вселенной, ее центр, и все символы на его одежде это мифологическое представление.В целом, сакский, или сакско-скифский «звериный стиль» сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.

Заключение

По данным антропологов можно сделать вывод, что население Казахстана было европеоидным. Однако наблюдаются некоторые изменения, связанные с проникновением с востока монголоидных племен. Саки говорили на восточно-иранских языках или диалектах. Вероятно, в восточных и юго-восточных регионах уже в этот период начинают функционировать пратюркские языки. Именно в этих районах археологами были обнаружены образцы древнейшего рунического письма, что свидетельствует о высоком уровне социального и культурного развития сакских племен. Международно-правовой статус протогосударств Казахстана в 1 тыс. до н.э. Располагаясь на северо-восточных границах крупнейших государств Древнего Мира, сакские племенные союзы активно участвовали в политических событиях того времени. При этом они выступали как независимые суверенные государственные образования. Так, известно об обмене посольствами дахов-массагетов с Персией и о ряде войн сакских союзов с этим государством. В VI в. до н.э. часть южных саков (хаомаварга) попадает под власть персидских царей, однако уже в конце V века страна саков не входила ни в одну из персидских сатрапий, а царь кочевников считался не подданным, а союзником персидского царя. В борьбе против греко-македонского завоевания саки, жившие севернее Сырдарьи, также сумели сохранить независимость. В 238г. до н.э. одно из дахо-массагетских племен, парны во главе с родом Аршакидов, создали в Иране новую империю, сменившую эллинистические государства Передней Азии, Парфянское царство. Уже в III в. до н.э. на базе сакских племенных союзов возникают новые, более сложные политические системы. С этого времени мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.


Список литературы

1. История Казахстана с древнейших времен до наших дней (очерк)/ Нац.АН Респ.Казахстан.Ин-т истории и этнологии им.Ч.Ч. Валиханова.Ин-т археологии им.А.Х. Маргулана.Фонд развития "Казахстан"; Редкол.:.М.К. Козыбаев (гл.ред.) и др.. -Алматы: 1993.

2. Кузембайулы Аманжол История Казахстана(С древнейших времен до 20-х годов ХХ в.) Аманжол Кузембайулы, Еркин Абилев. -Алматы: Санат, 1996.

3. Магауин Мухтар Азбука казахской истории: Док.повествование/ Мухтар Магауин. -Алматы: Казахстан, 1997.

4. Абдакимов Абдижапар История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)/ Абдижапар Абдакимов. -Алматы: РИК, 1994.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: