Предмет коррекции: коммуникативная и эмоционально-личностная сфера, как основа формирования и проявления тревожности детей.
Объект коррекции: дети младшего школьного возраста (8 чел., имеющие не соответствующие возрастной норме показатели тревожности по результатам диагностики – выше нормы и ниже нормы).
Цель коррекционной и развивающей работы: коррекция и профилактика тревожности детей младшего школьного возраста.
Стратегия и тактика проведения психокоррекционной и развивающей работы: групповые занятия с привлечением психолога.
В качестве форм и методов психокоррекции будут применяться: игровая терапия, арт-терапия, сказко-терапия, психогимнастика, музыкотерапия.
Психокоррекционное занятие будет проводиться 2 раза в неделю.
В конце каждого месяца будет проводиться оценка эффективности занятий посредством проведения открытого занятия для родителей с применением контрольных заданий для самостоятельного выполнения.
Необходимый материал и оборудование:
– иллюстративный материал;
– магнитофон, аудиозаписи;
– костюмы, головные уборы для игр;
– художественные тексты, сказки либо истории для обсуждения;
– фломастеры, цветные карандаши, акварельные краски, тушь, гуашь, кисточки, бумага и др.
Структура программы: п рограмма будет включать 15 занятий по девяти темам, объединенных в три раздела (табл. 3).
Таблица 3
Содержание психокоррекционной программы по коррекции агрессивного поведения детей среднего школьного возраста
Раздел | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов | ||
I. «Давайте познакомимся» Цель: подготовка детей к общению и формирование коммуникативных навыков. | 1. «Хоровод животных» Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения Задачи: – развитие восприятия, памяти и речи; – активизация и расширение словарного запаса; – совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; – развитие мелкой моторики. | ||||
2. «Хоровод сказочных героев» Цель: развитие выразительности движений, раскованности и групповой сплоченности Задачи: – воспитание доброжелательного отношения детей друг к другу; – развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности; – развитие общей и мелкой моторики, активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи. | |||||
3. «Осенние облака» Цель: обучение составлению рассказов с опорой на схемы Задачи: – активизация в речи детей нежных, ласковых слов; – развитие речи, активизация и расширение словарного запаса, – совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; – обучение детей усматривать в слабо оформленном многозначном материале образы предметов. | |||||
Всего на раздел | |||||
II. «Учимся общаться » Цель: развитие связной речи, активизация и расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи | 1. «Моя любимая игрушка» Цель: развитие наглядно-образного и логического мышления Задачи: – развитие умения слушать друг друга; – обучение описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни; – тренировка моторики; – развитие связной речи; – расширение словарного запаса; – развитие воображения, выразительности движения, – снятие мышечного напряжения. | ||||
2. «Осенний натюрморт» Цель: развитие восприятия и памяти Задачи: – обучение выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе; – обучение составлению рассказов с опорой на схемы, – развитие речи, активизация и расширение словарного запаса; – упражнение в составлении натюрморта из овощей и фруктов в сочетании с другими предметами; – развитие вариативности мышления. | |||||
3. «Сказка Деда Мороза» Цель: обучение детей составлению сказочных импровизаций и историй на заданную тему Задачи: – обучение детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие; – обучение детей составлять рассказы с опорой на схемы; – развитие речи, активизирование и расширение словарного запаса, – совершенствование грамматического строя и навыков связной речи; – развитие образного мышления и мелкой моторики. | |||||
4. «Пирамида любви» Цель: Развитие коммуникативных способностей Задачи: – воспитание уважения, заботливого отношения к миру и людям; – развитие воображения и мимических движений; – развитие внимания и памяти; – развитие мышления и речи, – активизация и расширение словарного запаса. | |||||
Всего на раздел | |||||
III. «Мы – волшебники» Цель: развитие творческих и мимико-жестикуляционных способностей | 1. «Волшебные превращения» Цель: развитие пластики, мимики и жестов Задачи: – развитие умения перевоплощаться в предметы, животных; – обучение придумывать следствия невероятных событий, – развитие умения классифицировать; – развитие мелкой моторики. | ||||
2. «Подарок другу» Цель: развитие творческих способностей Задачи: – развитие умения невербально описывать предметы; – обучение находить противоположные по смыслу слова, развиваем мышление; – развитие творческих способностей в конструктивной деятельности. | |||||
Всего на раздел | |||||
IV. «Сюрприз для родителей». Цель: оценить динамику развития эмоционально-личностной и познавательной сферы, а также связной речи и коммуникативных способностей. | Оценка эффективности | ||||
Всего на программу | |||||
|
|
|
Как видно из таблицы 3, психокоррекционная программа по снижению и профилактике тревожности детей младшего школьного возраста включала 15 занятий объединенных в 4 тематических блока. Частота занятий: 2 раза в неделю. Продолжительность занятия – 1 час.